То что нужно настоящему мужыку!

Почему в россии железнодорожная колея шире общепринятой?

Отвечает Людмила Ласточкина

заместитель директора Центрального музея железнодорожного транспорта России

Самой распространенной шириной колеи является стефенсоновская, или европейская, — 1435 мм. Именно такой она была у первой в мире железной дороги, построенной Джорджем Стефенсоном в 1830 году. Считается, что за основу инженер взял ширину оси между колесами экипажей. 

Впрочем, стандартом это расстояние между внутренними гранями головок рельсов стало не сразу. Последующие инженеры руководствовались своими представлениями об оптимальных величинах. Но когда линии разных компаний Великобритании начали соединять, оказалось, что поезда не могут переходить с колеи одной ширины на другую. И каждый раз приходилось перекладывать груз в другие вагоны, что было весьма затратно. Поэтому в 1845 году парламент принял за стандарт те самые 1435 мм.

Комбинированная железнодорожная колея © zdrf.org

Сейчас такая ширина колеи используется в Центральной и Западной Европе, США, Канаде, Китае, Северной и Южной Корее, в большей части Австралии, странах Ближнего Востока и Северной Африки, Мексике, Панаме, Венесуэле, Перу, Уругвае и на Кубе.

Русская колея — вторая в мире по распространенности. Она шире: 1520 или 1524 мм. Почему? И почему стандарт является двойным?

Обратимся снова к истории. Первая железная дорога, построенная в России, — Царскосельская — имела ширину колеи 1829 мм, что позволяло перевозить громоздкие грузы, в том числе кареты. Но перед постройкой Николаевской железной дороги, соединяющей Москву и Санкт-Петербург, была создана специальная комиссия.

Царскосельская железная дорога. Раскрашенная литография, 1837 год

Русские и зарубежные инженеры, вошедшие в ее состав, произвели расчеты и установили, что сужение колеи на один фут (305 мм) позволит сократить объем земляных работ и существенно сэкономить. При этом такая колея будет не менее безопасной и представляет те же удобства для устройства паровозов. Так в Российской империи появился свой стандарт — 1524 мм.

В настоящее время колея такой ширины используется в Финляндии и частично в Эстонии. А Россия, страны СНГ, Грузия, Латвия, Литва, Афганистан и Монголия с 1970-х годов перешли на железные дороги с колеей 1520 мм. Изменение ширины всего на 4 мм позволило увеличить скорость поездов, не модернизируя их и даже не заменяя колеса состава.

В других странах могут быть свои стандарты, и русская колея не является самой широкой. Так, в Ирландии, Бразилии и частично в Австралии применяется ирландская — 1600 мм. В Португалии и Испании — иберийская, ее ширина составляет 1668 мм. А в Индии, Пакистане, Аргентине, Чили, Бангладеш, на Шри-Ланке — индийская шириной 1676 мм. 

 

1/2

  • Распространенные колеи по странам

    Фото: wikipedia.org

  • Ширина колеи в сравнении

    Фото: wikipedia.org

 

Проблема перехода поезда с одной колеи на другую решается по-разному. В некоторых случаях прибегают к перестановке вагонов. На приграничных территориях иногда прокладывают пути с совмещенной колеей, пересаживают пассажиров, перекладывают груз. Или используют раздвижные колесные пары — колеса специальной конструкции, которые позволяют избежать замены вагонных тележек.


Источник: ПОЧЕМУ В РОССИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ КОЛЕЯ ШИРЕ ОБЩЕПРИНЯТОЙ?
Опубликовал:
Теги: Интересно Россия 1 2 4 Австралия

Комментарии (18)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Василий Сикорский 
Есть такая байка, к Николаю1 пришли инженеры-путейцы и спросили, какую колею делать, как в европах или шире? На что был ответ: На х...й шире! Какова исполнительность!!!
Куклин Владимир 
Я где-то когда-то читал: Николай Первый Повелел делать колею шире, чтобы никакой Наполеон не мог въехать в Россию на паровозе.
Сергей Потехин 
Не могу понять, как ширина колеи может влиять на скорость?
Рауф Юсупов 
Давление воздуха влияет на лоб паровоза
Igor Zupko
На самом деле колея осталась той же самой... расстояние между серединами рельсов такое же, но сами рельсы стали на 8 мм шире, и еще выше... то есть рельсы стали массивнее, а следовательно прочнее.
Зачем?
А для того чтобы по этим путям могли курсировать боевые железнодорожные ракетные комплексы. (БЖРК)
Борис NIKITIN
ж\д российская колея это ровно 60 дюймов , а почему придумайте сами
Viktor Piskov
Я читал раньше, что ширину колеи взяли в США, так как брали паровозы и вагоны именно из США. Автор почему то об этом умалчивает.Ну директор музея лучше меня знает вероятно почему колея именно такая.
Анатолий Юдин
... ага, Пётр Первый у ковбоев параврзы покупал...
Гаврила Иванов
Как немцы в 1941 г. перешли на нашу колею?Не строили же они дороги и мосты со своей колеей.
Всеволод Китайев 
А как на границе с русской колеи на европейскую переходят, не видели никогда?
Кроме того, в 1941 г ими было захвачено огромное количество нашего подвижного состава, увы...
Рауф Юсупов 
Захватили наши поезда
саша власов 
Просто перешивали колею на узкую(см.книги Солонина).
Олег Карцев 
C точки зрения доктрины внутренней обороноспособности страны прошлого, наши Ж/Д применимы только для перевозки своих грузов. Поезда, бронепоезда противника неприменимы.
Viktor Piskov
Во время войны немецкие железнодорожные войска перешили все колеи железной дороги СССР на свой европейский размер. Советским железнодорожникам пришлось заново переставлять рельсы во время наступления.
Владимир Ховрашов
Заголовок некорректный! Есть и шире нашей.
Петр Лопух 
Вся причина чисто военная, стратегическая!
Igor Zupko
Есть простой ответ на вопрос
"почему 1524?"
Это ровно 60 дюймов
А вот откуда европейские 1435? То есть понятно, что парламент проголосовал,
но почему именно эта цифра? Скорее всего результат компромисса.

Потом рельсы стали менять на более массивные и получилось что
расстояние МЕЖДУ НИМИ как бы сократилось на 4 мм...
Делалось это для того, чтобы по этим путям могли ходить ракетные комплексы (БЖРК),
но новый стандарт дал попутно выигрыш для всей советской железной дороги.

О длине дорог не очевидно.
Я сам сейчас в Европе и своими глазами вижу, что
в Европе есть очень, очень много Ж/Д путей которые стоят на балансе,
содержатся в идеальном состоянии но...
но по ним уже давно ни кто ни когда не ездит.
А в России всё прямо наоборот, есть линии которые ни хрена ни где не числятся.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории войн
Крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории войн
2
Мужской журнал 09:01 25 янв 2022
Почему американцы так внезапно выступили против России
Почему американцы так внезапно выступили против России
34
Ваши новости 09:01 27 авг 2021
Старые географические карты вызывают вопросы к общепринятой исторической науке
Старые географические карты вызывают вопросы к общепринятой исторической науке
3
Мужской журнал 09:01 03 ноя 2020
В России может остаться всего 15 регионов
В России может остаться всего 15 регионов
104
Ваши новости 08:56 28 апр 2021
Почему Европа испугалась прямых переговоров России и США о гарантиях безопасности
Почему Европа испугалась прямых переговоров России и США о гарантиях безопасности
43
Ваши новости 10:01 22 дек 2021
Почему американцам сложно возвращаться жить в США после жизни в России?
Почему американцам сложно возвращаться жить в США после жизни в России?
107
Мужской журнал 12:00 25 сен 2021
Почему в Японии гораздо теплее, чем во Владивостоке, хотя они на одной широте. Объясняю на пальцах
Почему в Японии гораздо теплее, чем во Владивостоке, хотя они на одной широте. Объясняю на пальцах
16
Мужской журнал 10:00 05 сен 2021
Почему рухнула Киевская Русь
Почему рухнула Киевская Русь
51
Мужской журнал 08:00 14 сен 2021
У Азербайджана проблемы в Карабахе: Баку просит помощи у России
У Азербайджана проблемы в Карабахе: Баку просит помощи у России
12
Ваши новости 09:15 14 ноя 2020
Зачем прибалтийские лидеры убивают свои экономики в битве с Лукашенко
Зачем прибалтийские лидеры убивают свои экономики в битве с Лукашенко
11
Ваши новости 11:01 11 фев 2022
Три плана уничтожения России
Три плана уничтожения России
37
Ваши новости 15:01 03 янв 2022
5 главных новинок в России летом 2022 года
5 главных новинок в России летом 2022 года
11
Авто-Тема 13:37 10 авг 2022

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства