Не все истории имеют счастливый конец. На самом деле большинство изобилует печальными судьбами и великими потрясениями, в них время безжалостно стирает целые народы. Одна из таких — о полабских славянах. Самые западные из всех славянских племен, эти воины и торговцы боролись за выживание на протяжении всего своего существования. Известные также как померанцы и балтийские славяне, они были двигателями развития Западной и Центральной Европы. Они сыграли не последнюю роль в возникновении Германии, от конкуренции с которой страдали веками. Сегодня мы расскажем, какова была их судьба и что они оставили после себя.
Ранняя история полабских славян
Племена обитали на берегу реки ЭльбыПолабскими называют различные славянские племена, которые жили на самых западных участках жизни сородичей, вдоль реки Эльбы, на территории современной Восточной Германии. Само это их название — славянское, в основе которого словосочетание «у реки Эльбы». Территория племен простиралась до Балтийского моря на севере по рекам Эльбе и Зале на западе, до Ютландии на северо-западе и на юге до областей чехов и поляков. Вместе с другими славянами, которые жили восточнее их, они образовали огромный мир с самобытной культурой. Зная это, легче понять, как и почему мигрировали славянские народы.
На Германию
«Миграция болгар Аспаруха». Васил ГорановСамое раннее поселение славян на территории современной Германии возникло в начале VI века. В начале Великого переселения народов в Европе регион был еще неустроенным и пустым. Но затем, когда численность славянских племен стала увеличиваться и многие стали переселяться на запад, ситуация изменилась. Славяне поселились вдоль многочисленных рек и начали выстраивать отношения с германскими соседями.
Отношения складывались, мягко говоря, не очень. Приходилось постоянно защищаться от воинственных германцев. Потому важно было правильно выбрать место для постройки своих деревень и крепостей. Огромное количество городов в окрестностях реки Эльбы строились исключительно в труднодоступных местах, в основном на небольших островах на озерах. Свои поселения полабские славяне делали круглыми, чтобы их было легче защищать.
Возможно, славяне занимали большую территорию, чем считалось ранее. Новые исследования указывают на топонимы, общие для славянских регионов на севере и юге, а также на упоминания во франкских и византийских источниках раннего Средневековья, которые ярко рисуют картину постоянных славянских миграций по всей Европе.
Разные племена
«Бой скифов со славянами», 1881 год. Виктор ВаснецовПолабских племен было очень много. Назовем лишь те из них, развитие которых самым кардинальным образом сказалось на историческом развитии этого региона. Основным племенем были ободриты. Их название чисто славянское, и происходит либо от «бодрити», либо от «ободрити». Праславянский корень бдръ- означает «поддержать», «поощрить».
Другое объяснение названия гораздо проще: оно связано с рекой Одер и означает «те, что за рекой Одер». Ободриты превратились в конфедерацию, включавшую в себя более мелкие племена, такие как травняне, древы, вагрийцы и варнавы.
На Балтийском побережье были велети, также называемые вильци и лютичи. Эта группа состояла из нескольких более мелких племен, главными из которых были циркипани, хижаны и ратари. Стоит упомянуть и другие племена, расположенные дальше к югу, такие как глиняни, речани, дошани, руяни, сорби и многие другие.
Языческий пантеон полабских славян
«Поединок Перуна с демоном зимы». Рисунок Виктора КорольковаИзвестно, что полабские славянские племена придавали большое значение языческому пантеону, и что каждое крупное племя имело своего божественного покровителя, который был его частью. Например, главным городом и политическим центром племени ратари (редарийцев) был Радигаст. Город был назван в честь общеславянского бога гостеприимства Радигоста (также известного как Радигаст, Радегост или Радгоск), а также бога-покровителя племени. Христианский посланник Адам Бременский писал о культовом поклонении этому богу, описывая, что к нему обращались в деревянном храме, воздвигнутом на холме из рогов животных.
Покорение франков и датчан
Битва немцев с палабскими славянамиВсе полабские славяне близко общались с франками и подчинялись им. Франки использовали стратегию «разделяй и властвуй», часто выстаивая отношения со славянскими племенами лишь в своих интересах. Мы знаем, что Карл Великий использовал славян-ободритов в своих походах против саксов на полуострове Ютландия. Они были его союзниками в течение нескольких десятилетий, воюя не только против саксов, но и против славян, особенно велетов.
Конфедерация ободритов и падение полабских славян
Останки поселений до сих пор сохранились вдоль реки ЭльбыОдной из важнейших фигур ободритов и вообще полабских славян был Никлот, глава союза ободритов. Он привел эту конфедерацию к широкому восстанию против германского короля Лотаря II и его датского вассала принца Канута в 1120-х годах. Словяне держались своих языческих богов. Никлот отрекся от христианства и вернулся к языческой вере. Преданный своими саксонскими союзниками, Никлот был убит, а его земли поделены между христианами. Его сын Прибислав стал вассалом Священной Римской империи, принял христианскую веру и стал первым князем Мекленбурга, вернув себе часть славянских территорий. Формирующийся дом Мекленбург-на-Майне превратится в один из самых могущественных и влиятельных дворянских домов Германии, а позже он стал одним из последних правящих дворянских домов Европы, упраздненных в 1918 году. После крещения Прибислава и принятия им германского владычества начался постепенный процесс германизации полабских славян, которые со временем утратили свою самобытность.
Источник:
Комментарии (4)