Совершенно случайно найденная на просторах интернета картинка, на которой конные и пешие солдаты (скорее всего иррегуляры) пытаются всячески сбить воздушный шар с грузом. Работа XIX столетия - гротескная отчасти, но имеет под собой вполне историчную основу. Если сразу догадались, какие события передает гравюра, то милости просим в комментарии. Но надо отметить, что на картинке присутствует грубая неточность, связанная с самим аэростатом.
Гравюра XIX века. Автор неизвестен
Чтобы было понятнее, в какую сторону копать, вспомним историю применения воздушных шаров в войнах XIX века. В 1783 году в Париже братья Монгольфье впервые представили готовый проект первого воздушного шара на практике. Шар братьев тогда поднялся в воздух несколько раз: в июне - непилотируемый полет; в сентябре - в корзину поместили петуха, утку и барана; в ноябре того же года - первый свободный полет с пассажирами на борту. Все участники полетов выжили. И с этого момента в воздухоплавании узрели заманчивую перспективу. Особое внимание на разработку обратили, конечно же, военные.
Уже в 1794 году, во время революционных войн во Франции, были сформированы роты аэростьеров - по сути, первые ВВС в истории. Воздушные шары тогда выступали исключительно в роли разведчиков. И в том же 1794 аэростьеры удачно провели разведку в битве при Флерюсе. Но в году следующем их постигла неудача - при осаде Майнца буря уничтожила шар. Наполеон новинку не оценил, и в 1799 году роты аэростьеров были распущены.
В 1849 году жителей Венеции охватила паника - с неба на город падали картечные гранаты! Оказалось, что находчивые австрияки додумались до бомбардировки с воздуха с помощью аэростатов. И это в середине XIX века. Правда, какого-то разрушительного эффекта они не достигли, но венецианцы тогда всполошились не на шутку.
Поближе
Немалый вклад в развитие воздушной войны внесла гражданская война в США. Северяне использовали шары для корректировки огня артиллерии по целям, находящимся вне зоны видимости с земли. Для этого из корзины воздушного шара флажком подавались сигналы. Конфедераты также пользовались аэростатами для воздушной разведки, но крайне редко - из-за торгового эмбарго им приходилось самим создавать их с нуля.
Французы же вернулись к военному воздухоплаванию в 1859 году - шла война с австрийцами за сферы влияния в Италии. Наблюдение за полями сражений велось с воздушных шаров, созданных известным воздухоплавателем Эженом Годаром. И позднее, во время осады Парижа в 1870-м, он по воздуху организовал связь заблокированного города с остальной Францией.
В Южной Америке воздушные шары поднимали бразильские войска в войне с Парагваем (1864-1870). Английские экспедиционные корпусы второй половины XIX века в Африке также оценили вклад аэростатов в рекогносцировку. Еще англичане использовали возможности воздухоплавания в сражениях с бурами на переломе столетий.
Комментарии (0)