"Страшный Суд" (фрагмент) из церкви Святого Петра в Венхастоне, 1480 г.
В начале августа 2020 года в ряде СМИ прошла информация о 16-летней школьнице из Владивостока, которая решила продать душу дьяволу. Услуги посредника ей предложил 18-летний паренек, который пообещал оформить все в лучшем виде — не хуже нотариуса.
В наше время мы уже отвыкли удивляться и требующим официального признания церквям сатанистов, и всевозможным потомственным колдунам, и человеческой глупости, но данный случай оказался просто уникальным. Девица не только не получила за попытку продажи своей бессмертной души ни копейки, а, напротив, заплатила за право ее продать 93 тысячи рублей. Пообещав, что дьявол исполнит три желания девушки, мошенник потребовал 6 тысяч рублей за предоставленную информацию, 5 тысяч — за колдовские зелья, а свои личные услуги заклинателя скромно оценил в одну тысячу рублей. Также он убедил ее, что дьяволопоклонникам нельзя носить золото (такие скромные они ребята, ничего не поделаешь). Поэтому все имевшиеся украшения она отнесла в ломбард, а полученные деньги перевела на банковскую карту консультанта. Ну а отдать любому шарлатану телефон и ноутбук — это уже лоховская классика.
Прочитав об этом, я задумался. Кому и когда вообще в голову пришла мысль об особой ценности человеческой души для дьявола? И тем более любой души — не подвижника уровня святого Антония и не выдающегося мыслителя вроде Фауста. Этих соблазнить Сатана, возможно, пожелал бы из спортивного интереса. Но обычный человек со всеми его достоинствами и недостатками, обуреваемый мелкими и крупными страстями, не слишком достойными желаниями, с кучей скелетов в шкафу имеет все шансы оказаться в преисподней и без стараний нечистого. И, будем честны, в случае Страшного Суда главные надежды многих из нас будут связаны с бесконечным милосердием Господним. Безусловное право на вечное блаженство из ныне живущих заслуживают единицы.
Сатана и Архангел Михаил взвешивают души
В библейских текстах о возможности продажи души не сообщается. Сатана там выступает в роли обманщика и провокатора, как в случае с Евой. С согласия Бога он проводит жестокое испытание Благочестивого Иова (который в результате превратился в Многострадального). Искушает Христа в пустыне. Но на души не претендует.
Рассказы об интересе Дьявола к покупке людских душ появились уже в средневековой Европе, и, как ни странно, не встретили возражений со стороны официальной Церкви.
Впервые этот сюжет прозвучал в апокрифическом описании жизни святого Феофила (Теофила) Аданского (его ещё называют Киликийским, Кающимся и Экономом). Он умер около 538 года, день его памяти католики отмечают 4 февраля, православные — 23 июня.
Согласно легенде, архидиакону Феофилу было предложено стать новым епископом Аданы, но из скромности он отказался. Другой кандидат, ставший епископом, то ли ревнуя к Феофилу и видя в нем возможного конкурента, то ли по какой-то другой причине, начал его притеснять и лишил должности эконома. Раскаявшись в своем решении, Феофил нашел мага и чернокнижника, у которого хватило квалификации вызвать дьявола. Сатану долго уговаривать не пришлось: в обмен на отречение от Христа и Богородицы Феофил получил желанное теперь назначение. Поначалу Феофила все устраивало, но ближе к старости он стал испытывать страх перед адскими муками. Взывая к милосердию Девы Марии, он постился 40 дней, и Богоматерь снизошла до него, пообещав ходатайствовать перед Сыном. Через три дня она снова явилась к Феофилу, известив его о прощении. Но дьявол не отступил: ещё через три дня проснувшийся Феофил обнаружил на своей груди подписанный им собственной кровью договор. В страхе он упал на колени перед своим врагом — законным епископом, и во всем признался ему. Тот бросил свиток в огонь. В воскресенье Феофил в городском соборе поведал всему народу о своем прегрешении, причастился и остаток жизни провел в покаянии. В VII веке некий Евтихиан, который утверждал, что был свидетелем этих событий, написал повесть "О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане". В VIII веке она была переведена на латинский язык, в XVII — на русский.
Legend of the monk Theophilus. Икона первой половины XVI века, иллюстрирующая эту легенду
В русском переводе повести Евтихиана Феофил в своих молитвах, обращаясь к Деве Марии, называет ее "Взысканием погибших". И с XVIII века в России стали писать иконы с образом Божьей Матери "Взыскание погибших". Одну из них можно увидеть в Успенском Иосифо-Волоцком монастыре:
Икона Божией Матери "Взыскание погибших", Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь
Затем стали появляться легенды о людях, которые, заключив договор с дьяволом, смогли избавиться от вечного проклятия без поста и помощи Божьей Матери — попросту обманув нечистого, который, как выяснилось, хоть искусен, да не очень умён. В качестве примера можно привести святого Вольфганга Регенсбургского (жил в 924-994 гг., почитается 31 октября) — покровителя скульпторов, плотников и пастухов. С его позволения, кстати, была образована чешская епархия, ранее входившая в его диоцез.
Святой Вольфганг. Витраж, Pfarrkirche Liesing
Он решил привлечь Сатану к строительству новой церкви, пообещав ему кота в мешке — душу первого существа, которое переступит порог этого храма. Но явившийся к нему дьявол, как выяснилось, тоже дураком не был: сообразил, что ему подсунут какую-нибудь собаку или петуха — видимо, уже обжигался на строительстве мостов и других соборов (и тех, и других, если верить легендам, он построил немало). И потому моментально возвел храм вокруг Вольфганга, предлагая ему или навечно остаться в нем, или перешагнуть порог и отправиться в преисподнюю. Но по молитве святого в церковь пришел волк. Ну а кто же ещё мог придти к будущему святому, имя которого означает "Шагом подобный волку"?
Эту церковь (перестроенную в позднеготическом стиле) до сих пор можно увидеть в австрийском городе Санкт-Вольфганг.
Святой Вольфганг на почтовой марке ФРГ
Возможно, Сатана спустя много лет все же отомстил хитроумному Вольфгангу. В Баварии, покровителем которой является этот святой, нацистами 22 марта 1933 года был открыт концлагерь Дахау, узниками которого стали около 3000 священников.
В сотрудничестве с дьяволом (а также в сожительстве с суккубом Меридианой) недоброжелатели обвиняли и римского папу Сильвестра II, но об этом я уже подробно рассказал в статье
Но как же можно было продать дьяволу свою душу? Ведь в городах средневековой Европы у него не было контор с вывесками "Скупка душ оптом и в розницу".
В выигрышном положении были люди учёные и образованные, которые могли не только найти трактат с описанием магических формул вызова дьявола, но и разобраться в тонкостях процесса. Ведь демонов было вокруг великое множество, отвечали они за разные сферы деятельности и могли даровать разные блага. У каждой группы демонов были месяцы, дни недели и даже часы, в которые они были наиболее могущественными и могли принести наибольшую пользу.
Заклинание вызова должно было точно описать свойства нужного демона и содержать "убедительный призыв" явиться и исполнить требуемое, подкрепленный властью тайных божественных имен. Ну и, разумеется, следовало позаботиться о своей безопасности, правильно начертав пресловутый магический круг — на это, кстати, уходило очень много времени. Позволю себе небольшую цитату из главы "Мефистофель и Фауст" романа "Три мира одиночества" (поскольку здесь все уже скомпилировано и скомпоновано):
"Магический круг, состоящий из четырех концентрических окружностей, был начерчен им углем, а не мелом. Углем же были тщательно прописаны имена демонов часа, дня, времени года, а также тайные названия времени года и земли того времени года, имена Солнца и Луны. Не забыл он записать также характеристики демонов и имена их слуг. А во внутреннем круге были начертаны тайные имена Бога – Adonay, Eloy, Agla, Tetragrammaton. Две восковые свечи и четыре лампады с оливковым маслом слабо освещали комнату. Заперев выход из магического круга знаком пентаграммы, он открыл заранее приготовленный конспект, и по-латински призвал двадцать четыре демона охраняющих этот день недели, семь демонов управляющих днями недели и семь – управляющих известными средневековым астрологам планетами. Потом – семь демонов металлов алхимиков и семь демонов цветов радуги. Дальше читать не понадобилось: в разных углах комнаты вдруг стали слышны слабые постукивания, призрачные огоньки оторвались от пола и поднялись на уровень глаз, свечи и лампады вдруг погасли, и комната погрузилась в полную темноту. Впрочем, уже через несколько секунд в комнате зажегся обыденный электрический свет и, не обращая внимания на знаки пентаграммы, из круга вышел русоволосый юноша без рогов и хвоста, а также – без усов и бороды. Одет он был скромно и довольно консервативно".
(К силам ада этот юноша никакого отношения не имел.)
А мистики уровня Фауста или Агриппы Нестгеймского могли вывести и собственные формулы вызова нужных им бесов.
Люди малограмотные и вовсе необразованные самостоятельно вызвать демона, конечно, не могли. А его внимание им ещё следовало заслужить. Способы были разные, в том числе самые изуверские. Начать нужно было с заявления о намерении: придти в церковь ранним воскресным утром и отречься там от Бога. Затем следовало возносить молитвы дьяволу, а ещё лучше — совершать черные мессы с жертвоприношениями. В молитвах нужно было ясно выражать волю к сделке с нечистым и четко формулировать условия: например, молодость и красота, богатство, титул и так далее.
Если верить показаниям дочери знаменитой парижской колдуньи Екатерины Лавуазен (сожжённой на Гревской площади в 1680 г.), фаворитка Людовика XIV мадам де Монтеспан на черных мессах, которые проводил для нее расстриженный аббат Гибур, говорила:
"Хочу, чтобы король не лишил меня своей дружбы, чтобы принцы и принцессы при дворе воздавали мне почести, чтобы король никогда не отказывал мне".
А Этьенн Гибур, проткнув ножом горло купленного у бедняков младенца, произносил:
"Астарот, Асмодей, князь согласия, молю вас принять в жертву этого младенца, а взамен исполнить то, о чем прошу. Молю вас, духи, чьи имена записаны на этом свитке, содействовать желаниям и намерениям особы, ради которой была отслужена месса".
Согласно показаниям самого Гибура, для маркизы де Монтеспан он провел три черные мессы.
Любопытно, что во время черных месс ассистентами Гибура выступали другие духовные лица: аббаты Мариэтт, Леменьян и Турне, а четвертый, Даво, поставлял человеческий жир для изготовления свечей, необходимых для этого ритуала.
Неизвестный художник. Портрет Madame de Montespan
Антуан Куапель. Catherine Deshayes (La Voisin)
Черная месса для маркизы де Монтеспан
Обвинения Монтеспан так и не были предъявлены, документы, свидетельствующие против нее, были сожжены, но Людовик после этого совершенно охладел к ней — настало время новых фавориток.
Если дело дошло уже до заключения договора с дьяволом, записывался он грешником собственной кровью, взятой из левой руки на девственно-чистом пергаменте, сделанном из шкуры теленка, впервые рождённого коровой. Инквизиторы считали, что после этого на теле человека появлялся след — "дьявольская метка". За нее "святые отцы" готовы были принять что угодно: большую родинку, бородавку, царапины странной формы, любую точку, при уколе которой не идёт кровь.
Демон подписывает договор с монахинями. Средневековый рисунок
В архивах Российской империи можно найти сведения о так называемых богоотметных письмах — собственноручно написанных договорах с дьяволом, в которых перечисляются блага, которые желает получить написавший их человек. В 1751 г. разбиралось дело написавшего такое письмо военного фурьера Петра Крылова.
Сохранилось и богоотметное письмо некоего капрала Николая Серебрякова. Он услышал, что, если его написать, бесы "явятся и принесут денег во образе человеческом". И спьяну накатал:
"О всещедры и великии князю Сатанаилу, по данной от меня вам во услуги подписки... пад пред ногами вашими, слезно прошу прислать ко мне своих верноподданных рабов".
Иногда демоны нисходили до того, что и сами ставили подпись на договоре — разумеется, зашифрованную или в виде анаграммы. Документ с подписью сразу нескольких демонов был обнаружен во Франции при расследовании дела Урбана Грандье. Этого клирика монахини Луденского монастыря урсулинок обвинили в том, что он околдовал их, бросив за ограду букет цветов. На суде в числе доказательств рассматривался и изучался какой-то документ, написанный на латинском языке с помощью зеркала — справа налево и с пропущенными гласными. Видимо, душа Грандье имела особую ценность, потому что следователи каким-то образом обнаружили на нем подписи демонов самого высокого ранга: Сатаны, Люцифера, Вельзевула, Левиафана, Астарота и Элими. А одного из князей ада на подписание этого судьбоносного договора не пригласили и он, вероятно, очень обиделся. В официальном протоколе утверждается:
"Демон Асмодей стащил (договор) из кабинета Люцифера и предоставил суду".
Судьям Асмодей показался вполне заслуживающим доверия свидетелем, и в 1634 году Грандье был сожжен на костре.
Вот тот самый договор, предоставленный высокому суду Асмодеем:
Договор Грандье с Сатаной и другими демонами
Возможно, вам будут интересны выдержки из него:
"Сегодня заключаем договор о союзе с Урбаном Грандье, который теперь находится с нами. И мы обещаем ему любовь женщин, цветы девственности, милость монахинь, всемирные почести, удовольствия и богатства... увлечения будут приятны для него. Он будет приносить нам раз в год дань, отмеченную его кровью; он будет попирать ногами реликвии церкви и молиться за нас. Благодаря действию этого договора он проживет счастливо двадцать лет на земле среди людей и, наконец, придет к нам, понося Господа. Дано в аду, на совете дьяволов.
Сатана, Вельзевул, Люцифер, Левиафан, Астарот. Заверяю подписи и отметку главного дьявола и моих хозяев, князей преисподней. Писарь Баалберит".
Многие исследователи полагают, что истинной причиной осуждения Грандье стали не истерические бредни озабоченных монашенок, а натянутые отношения этого клирика с кардиналом Ришелье.
В сотрудничестве с нечистой силой часто подозревались люди, чем-то выделявшиеся среди окружающих. Так, в XVII веке по приказу епископа Вюрцбурга Филиппа-Адольфа фон Эренберга были сожжены самая красивая девушка города (сохранилось даже ее имя — Бабелин Гобель) и некий студент, знавший слишком много иностранных языков, да ещё и прекрасный музыкант, поражавший всех своим пением и игрой на различных музыкальных инструментах.
В сделке с дьяволом подозревался и живший в XVII веке капитан голландской Ост-Индской компании, Бернард Фокке, который очень быстро приводил свой корабль от Амстердама до острова Ява и обратно.
В не столь далёком XIX веке о Никколло Паганини говорили, что он обменял свою бессмертную душу на умение виртуозно играть на скрипке. И даже больше: что с этой целью он убил свою любовницу, душу которой дьявол и заточил в его скрипку.
Во время венских гастролей некоторые зрители за спиной Паганини увидели дьявола в красном камзоле, который водил рукой музыканта. В Лейпциге кто-то узрел на сцене оживших мертвецов, а музыкальный критик местной газеты написал о Паганини: "Не сомневаюсь, что если осмотреть его хорошенько, то можно будет найти в сапогах раздвоенное копыто, а под сюртуком – хорошо спрятанные чёрные крылья".
На этом прижизненном портрете Паганини, написанном Жаном Огюстом Домиником Энгром, мы не видим в облике этого музыканта ничего демонического
Эти слухи осложнялись реальной
Сам Паганини эти слухи о связях с дьяволом никогда не опровергал, и, возможно, даже подыгрывал публике, справедливо полагая, что они лишь подогревают интерес и к нему самому, и к его выступлениям, и запрашивал фантастические гонорары. В той же Вене он тогда заработал на концертах в 800 раз больше, чем гастролировавший одновременно с ним Шуберт.
Расплата пришла после смерти: из-за протестов местных жителей умершего от туберкулёза Паганини очень долго не могли похоронить. Ему было отказано в католическом погребении и в Ницце, где он скончался (более того, местный епископ Доменико Гальвани запретил служить заупокойную мессу по знаменитому музыканту), и в родной Генуе, и в ряде других итальянских городов. В итоге местом его последнего упокоения стала Парма. От момента смерти до нормального захоронения останков прошло 26 лет.
Но если Паганини был оклеветан молвой, то другой итальянский композитор и скрипач-виртуоз, венецианец Джузеппе Тартини, оговорил себя сам: уверял, что его сонату "Дьявольская трель" во сне сыграл ему сам сатана, потребовав взамен душу. И сожалел, что не смог в полной мере передать сыгранную демоном мелодию.
Луи-Леопольд Буальи. Сон Тартини, 1824 год
В XX веке очень известный джазовый музыкант Роберт Джонсон также сам рассказывал о "магическом перекрестке", на котором продал свою душу "большому черному человеку", который научил его играть блюз и настроил гитару. Он даже написал об этом несколько песен: "Me and the Devil Blue", "Hellhound on My Trail", "Cross Road Blues", "Up Jumped The Devil".
Возможно, Джонсон намекал на лукавого африканского бога-трикстера Легбу (Эллегуа), который встречался людям на перекрестках, но в песнях, как видите, он называл его именно дьяволом.
Про американского генерала Джонатана Мултона (1726—1787 гг.) тоже рассказывали веселенькую историю — о том, что он продал свою душу дьяволу, который обязался каждый месяц наполнять его сапоги золотом. Но Мултон срезал у них подошвы и поставил над дырой в подвал. И когда дом генерала сгорел, все решили, что это месть обманутого дьявола.
И, разумеется, внесли свой вклад в создание новых легенд писатели разных стран. Особенно "повезло" в этом смысле Фаусту: благодаря Гете из персонажа народных германских легенд и сказок он превратился в эпического героя, продолжив свои приключения в трудах других авторов. В России персонажем своих произведений Фауста сделали, например, Пушкин («Сцена из "Фауста"»), Брюсов ("Огненный ангел") и даже Луначарский (драма "Фауст и город"). Другие — намекали на него. Куприн в повести "Звезда Соломона" в очередной раз обыграл сюжет о Фаусте, роль которого играет некий обладающий талантом криптографа бедный чиновник Иван Цвет. А его личным демоном оказывается поверенный Мефодий Исаевич Тоффель.
Как ни странно, этот мистический "антинаучный" сюжет не был забыт и в СССР. В романе Булгакова "Мастер и Маргарита" (опубликован в советском журнале "Москва" в 1966 году) героиня, заключив договор с Воландом, передает в его власть свою душу и лишается "права на свет": только Воланд теперь может решить ее судьбу. И, в отличие от Тамары из поэмы М. Ю. Лермонтова "Демон", прощения она не получила.
История бедного угольщика. Петра Мунка, продавшего душу за мешок золота, стала сюжетом "сказки, рассказанной ночью" в одноименном фильме, снятом в СССР по мотивам произведений Вильгельма Гауфа в 1981 году. Правда, душу в этой "сказке", от греха подальше, заменили на сердце, а в роли дьявола оказался "голландец Михель" — злой дух Померании.
А. Калягин в роли голландца Михеля. Кадр из фильма "Сказка, рассказанная ночью".
Другой (эпизодический) персонаж этого фильма продал Михелю сердце за удачу при игре в кости.
Но во многих современных произведениях сейчас часто слышатся иронические и пародийные ноты. В качестве примера можно привести роман Терри Пратчетта "Эрик" и трилогию Р. Шекли и Р. Желязны "История рыжего демона" ("Принесите мне голову прекрасного принца", "Коль с Фаустом тебе не повезло", "Театр одного демона").
И даже создатели мультсериала "Симпсоны" нашли изящный способ провести сатану. Дьяволу удалось купить душу Гомера за пончик, но его жена Мардж предъявила на суде свадебную фотографию с надписью, что тот отдаёт свою душу именно ей.
Вообще же, стоит признать, что примеров успешной продажи души дьяволу и в церковной, и в светской литературе, и в народных преданиях нет. Более того, очень часто подарки и услуги сатаны оказывались бесполезными и даже вредными. Сделки с ним порой приносили богатство и власть, но счастье — никогда. Вопреки распространенному мнению, счастья не получила и булгаковская Маргарита. Даровав ей и Мастеру "покой" и "вечный приют", Воланд обманул их: обрек на смертную тоску и великую скуку без всякой надежды уйти из этой маленькой тюрьмы и выбраться из тягучего болота остановившегося для них времени. Автор:
Комментарии (1)