Этого священнослужителя, чудесным образом обретшего дар исцеления и прорицания, по праву можно назвать последним пророком Российской империи. С удивительной точностью ему удалось предсказать судьбу страны.
«Прозревший» владыка
Будущий святой родился в 1829 году в селе Сура Архангельской губернии. К тому времени его семья насчитывала уже несколько поколений священнослужителей, а потому будущее мальчика не вызывало вопросов. Иоанн окончил Архангельскую духовную семинарию, после чего был отправлен в Санкт-Петербургскую духовную академию за казенный счет. Там сын деревенского пастыря в полной мере раскрыл данные ему свыше способности и в 1855 году окончил академию со званием кандидата богословия.
Изначально Иоанн собирался посвятить себя миссионерской деятельности, проповедуя слово Божие среди язычников Азии, а потом решил остаться в России, так как, по его мнению, русские люди не менее нуждались в христианском просвещении.
А место будущей службы Иоанну подсказал пророческий сон. На последнем курсе академии ему приснился незнакомый храм, на алтарь которого он входит в полном облачении священнослужителя. Спустя некоторое время престарелый протоиерей собора Андрея Первозванного в Кронштадте, собираясь на заслуженный отдых, предложил Иоанну занять свое место. Однако по тогдашним законам молодой священник, прежде чем получить место службы, должен был жениться на дочери своего предшественника. Вот только Иоанн, давший Богу обет тайного девства, не желал связывать себя узами брака. Но, приехав в Кронштадт, чтобы отказаться от заманчивого предложения, он увидел Андреевский собор и узнал в нем храм из своего сна. Тогда Иоанн предложил и своей невесте Елизавете разделить с ним подвиг тайного девства, а когда та согласилась, стал жить с ней после свадьбы не как с женой, а как с сестрой.
Сначала молодую девушку устраивала ее странная замужняя жизнь, но скоро она стала тяготиться своим необдуманным обещанием, данным жениху. Чтобы призвать супруга к порядку, Елизавета даже пожаловалась на него митрополиту Исидору, и тот угрозами попытался заставить Иоанна «иметь общение с женою». Но даже крики и брань владыки не смогли сломить волю будущего святого, и со словами: «В этом есть воля Божия, и вы ее узнаете» — он вышел из кабинета митрополита. Но едва Иоанн покинул резиденцию Исидора, владыка тут же ослеп! И только после того, как он вернул молодого священника и попросил у него прощения, зрение вновь вернулось к митрополиту.
«Строй отца Иоанна»
Надо сказать, что в середине XIX века город Кронштадт представлял собой довольно печальное зрелище. Да, конечно, здесь была мощная крепость — оплот северных вод Российской империи, но мало кто знает, что этот город был местом административной ссылки нищих бродяг и провинившихся мещан. Весь этот «социально неблагополучный элемент» ютился в грязных трущобах, которые занимали большую часть Кронштадта.
Видя эту ужасающую бедность, отец Иоанн регулярно навещал лачуги неимущих, помогая им молитвой и добрым словом утешения и раздавая все имевшиеся при нем деньги. Случалось даже, что отдавал он нуждающимся людям свою одежду и обувь, отчего несколько раз возвращался домой босиком. На помощь беднякам уходило все его не столь уж и большое жалование молодого священника, а потому руководство прихода распорядилось выдавать его зарплату супруге Елизавете. Однако слава отца Иоанна росла. Вскоре стало известно, что по его молитве отступают от людей самые тяжкие телесные недуги, а пропойцы, начисто забывая о грехе пьянства, дают жестокий отпор зеленому змию. Нашлось немало благотворителей, пожелавших помочь и отцу Иоанну в его нелегком труде, и беднякам.
Все их пожертвования добрый батюшка раздавал нуждающимся. Каждое утро его поджидали огромные шеренги нищих, которых в городе прозвали «Строй отца Иоанна», насчитывали они порой до тысячи человек. Но, сколько бы ни собиралось людей, каждый получал от священника по двадцать копеек — сумму, на которую можно было сытно накормить среднестатистическую семью XIX столетия.
Несмотря на свою доброту, отец Иоанн давал деньги только тем людям, которые действительно в них нуждались, а мошенников ждала суровая кара, о чем свидетельствует вот какой случай. Один мужичок, прослышав о щедрости батюшки, пришел к нему и попросил денег на лечение кобылы. На самом же деле его лошадь была жива-здорова, а средства были нужны на кутеж. Иоанн внимательно выслушал жалобы просителя и выдал ему 25 рублей. Не помня себя от радости, обманщик поспешил домой, где и узнал, что молодая кобыла, «на лекарство» которой он выбивал субсидию, неожиданно пала, что и стало ему серьезным наказанием.
Чудовища во дворце
Однако более всего запомнился Иоанн Кронштадтский современникам и известен потомкам как прорицатель, чьи предсказания всегда сбывались с исключительной точностью. Причем многие пророчества отца Иоанна касались не только его самого или просителей, приходивших к нему за помощью, но и судьбы всей России.
Часто, читая проповедь, батюшка призывал свою паству покаяться, пока не поздно, ибо грядет время страшное и кровавое. За грехи и отступничество от веры истинной отнимет Господь у русского народа царя доброго и благочестивого, а взамен даст правителей жестоких, которые зальют всю страну кровью и людей погубят во множестве. Но, к сожалению, люди не вняли своему пастырю, так как это предсказание отца Иоанна исполнилось еще сто лет назад.
А вот какое видение о грядущей Октябрьской революции 1917 года записал в своем дневнике Иоанн Кронштадтский незадолго до своей смерти: “Я взглянул и вижу: царский дворец, а кругом бегают разной породы животные и разной величины звери, гады, драконы, шипят, ревут и лезут во дворец и уже полезли на трон помазанника Божиего Николая II. Вдруг трон пошатнулся, и пала корона, покатилась. Звери ревели, бились, давили помазанника. Разорвали и растоптали, как бесы в аду, и все исчезло».
Однако предвидел Иоанн не только свержение царского строя, но и расстрел последнего императора, а также его канонизацию. «Предстал передо мной помазанник невольный, на голове у него из зеленых листьев венец. Лицо бледное, окровавленное, золотой крестик на шее. Затем сказал мне со слезами: “Помолись обо мне, отец Иван, и скажи всем православным христианам, что я умер как мученик. Могилы моей не ищите — ее трудно найти… Прошу еще: молись обо мне, отец Иван, и прости меня, добрый пастырь”. Затем все скрылось туманом…»
И все же, если верить записям святого Иоанна Кронштадтского, Россия обязательно будет великой страной!
«Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу, крепкая своей верой во Христа Бога и Святую Троицу! И будет по завету св. князя Владимира — как едина Церковь! Перестали внимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский…» И здесь, как говорится, без комментариев!
Мощи под спудом
Скончался святой Иоанн Кронштадтский 20 декабря 1908 года. Согласно воспоминаниям его близких батюшка предвидел приближавшуюся кончину и не раз предсказывал дату своей смерти. Похоронен был будущий святой в крипте основанного им же Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге на Карповке.
Вскоре после похорон доброго батюшки по столице пошли слухи о многочисленных чудесах исцеления на его могиле. Причем только в 1909 году в обители было зарегистрировано двенадцать чудесных выздоровлений.
Но, когда в 1923 году монастырь был закрыт, мощи Иоанна, к которым «темные люди» ехали со всей страны, несколько раз новые власти пытались вывезти и перезахоронить в неизвестном месте. Однако, к счастью, этого не случилось, и останки святого (канонизирован Иоанн Кронштадтский был в 1964 году Собором епископов РПЦЗ, находящимся в эмиграции) по сей день покоятся под спудом — под мраморной плитой в подземном храме-усыпальнице Иоанновской обители.
Говорят, что добрый батюшка по-прежнему дарует утешение, исцеление страждущим и избавляет от пагубных пристрастий каждого обратившегося к нему человека.
Елена МУРОМЦЕВА
Источник:
Источник:
Комментарии (0)