То что нужно настоящему мужыку!

Последний рейс лайнера "Луизитания": удивительные судьбы пассажиров и капитана

Вечером 12 апреля 1915 года немецкий военный атташе сидел на скамейке в парке. Одет он был довольно странно: поношенный дождевик, старая шляпа, закрывающий подбородок клетчатый шарф. Узнать его было практически невозможно.

Вскоре к нему подсел неприметный прохожий в сером плаще и произнес заветное: "Мы с вами встречались в баре "У Питера". Пароль был верным и полковник фон Бойм ответил: "Я вас почти не помню, но буду рад продолжить знакомство". Они проговорили несколько минут и немецкий офицер отправился домой. Перед тем, как лечь спать, он записал в блокноте одно-единственное слово: "Луизитания".

На следующий день в разведотдел германского генерального штаба пришла шифровка. Ее переправили в штаб военно-морского флота, и прочитавший депешу адмирал произнес фразу: "Будет лучше, если этим займется Швигер. Он получил подводную лодку "U-20".

Погожим весенним днем 1 мая 1915 года из порта Нью-Йорк в свое последнее путешествие вышел огромный британский лайнер "Лузитания". Он направлялся из Нью-Йорка к берегам туманного Альбиона, в Ливерпуль, но места назначения так и не достиг, пополнив собой список крупнейших морских катастроф.

Его турбины развивали невиданную мощность в 70 тысяч лошадиных сил и "Луизитания" не раз устанавливала абсолютные рекорды скорости среди трансатлантических судов.

Пассажирский лайнер был спущен на воду со стапелей в 1907 году и за весь срок эксплуатации совершил более двухсот рейсов по маршруту Ливерпуль - Нью-Йорк. При полной загрузке пароход размещал на борту 2198 пассажиров и обслуживался командой из 850 человек.

Это был один из самых быстрых и комфортабельных кораблей своего времени. Каюты и салоны корабля напоминали роскошные номера лучших отелей. Владельцы компании"Кьюнард" гордились своим красавцем-лайнером.

Спальня каюты первого класса "Луизитании"

Германская подводная лодка "U-20" красотой не отличалась. Узкий и низкий корпус, тесные, провонявшие соляркой и давно не мытым человеческим телом помещения, девять торпед, пушка и нарисованный на рубке порядковый номер "U-20".

Ее экипаж состоял из тридцати пяти матросов и трех офицеров. Лодке было суждено изменить мир, но тогда, в 1915 году это казалось сущим бредом.

Немецкие моряки в машинном отделении подлодки

Итак, наши герои... Среди пассажиров "Луизитании" было немало известных личностей. Биржевые дельцы и светские дамы, малоизвестный драматург и знаменитый театральный продюсер, суфражистка, богатый пивовар, скандально известный мистик, резервисты британской армии, торговец сукном с семьей...

Миллионер Альфред Гуинни Вандербильт, заканчивая свой завтрак в клубе "Твинз" не желал слушать тех, кто его отговаривал от поездки. Шла Первая мировая война. Вандербильт направлялся на встречу в Англию, он был директором Международной конно-выставочной ассоциации.

"Что может случиться с судном, спроектированным с учетом последних требований безопасности? "Луизитания" разделена на множество водонепроницаемых отсеков, и торпеда лишь заставит ее накрениться..."

Он предвкушал приятное путешествие. Соседнюю каюту должна была занять его любовница - белокожая рыжеволосая красотка мисс Мерт.

Пассажиры "Луизитании" еще ни о чем не подозревают

52-летняя ткачиха Элизабет Дакворт возвращалась в Англию из сентиментальных соображений. Она перебралась много лет назад в США, обустроила дом, выдала недавно дочь замуж. Когда началась война и в газетах появились военные сводки, она начала грустить, а затем собрала вещи и объявила родным, что уезжает.

Дочь и зять не смогли ее удержать. Миссис Дакворт была женщиной решительной. Она подъехала к Нью-Йорку в жестком вагоне поезда, а в сумочке у нее был билет третьего класса на "Луизитанию".

По набережной не спеша прохаживался саркастичный Чарльз Фроман, продюсер, превративший театр в выгодное коммерческое мероприятие, создавший процветающий холдинг, объединивший около тридцати английских и американских трупп.

К его походке подлаживался молодой человек в серой тройке - драматург Джустус Форман. Он только что провалился на Бродвее, но мистер Чарльз Фроман сказал, что в Лондоне его ждет большое будущее.

Чарльз Фроман

Хорошенькая бельгийка Мари де Паж приезжала в Америку с важной миссией - собирать деньги для жертв войны. Обаятельная красноречивая голубоглазая красавица ездила по стране и рассказывала о том, как кайзеровские солдаты сжигают мирные города и расстреливают заложников - священников, женщин, детей.

Теперь, причинив немалый вред репутации кайзера Вильгельма, Мари с чувством выполненного долга собиралась в Англию.

Семейство предпринимателя Плэмандона путешествовало с сыном: отец умолял его не делать глупостей и не записываться в воюющий с кайзером французский иностранный легион.

Мистик Хабберд чертил какие-то закорючки в своем блокноте. Молодая актриса Рита Джоливье строила глазки миллионеру Вандербильту. Миллионер и рыжеволосая мисс Мерт делал вид, что незнакомы...

Библиотека была оформлена в стиле XVIII века

Описание трагических событий принято начинать словами - "ни что не предвещало беды", но в данном случае это было не так.

Еще за неделю до того, как "Лузитания" отправилась в свой последний рейс, посольство Германии в США сделало недвусмысленное официальное заявление в газетах, в котором говорилось, что от поездки на английском пароходе лучше воздержаться.

На набережной у пирса № 54 собралось несколько сот человек и они горячо обсуждали новости. Юный Плэмандон достал из кармана своего элегантного костюма сложенный газетный лист и углубился в чтение: "...Суда, несущие флаг Великобритании или любого из ее союзников, подлежат уничтожению. Люди, намеревающиеся отправиться в военную зону на судах Великобритании, делают это на свой страх и риск..."

Тут на набережной появился почтальон и протянул Вандербильту конверт. Тот разорвал его и прочел вслух: "Из достоверных источников известно, что "Луизитания" подлежит торпедированию. Вам следует отменить поездку". Он немного помолчал и потом продолжил: "И подпись - "Смерть". Пассажиры притихли. Почти каждый из известных людей получил подобное письмо, но ни один из них не остался на берегу. "Луизитания" ушла из порта по расписанию. В итоге на борт поднялись 1959 человек, включая 702 члена экипажа и 129 детей.

"Лузитания" в порту Нью-Йорка

Между Британией и Германией полным ходом шли морские бои. Английский флот топил корабли противника, включая транспортные суда, перевозящие продовольствие. Немцы были настроены не менее решительно: прибрежная зона в районе Британских островов кишела немецкими подводными лодками, подстерегающими проходящие суда и наносящими торпедные удары.

Тем не менее, несмотря на предупреждения и опасную обстановку на море, 1 мая 1915 года "Лузитания" покинула американский порт и двинулась в Англию. Адмиралтейство, проигнорировав опасность, не отменило рейс, а экипаж корабля очень понадеялся на быстроту лайнера - корабль по скорости превосходил немецкие подводные лодки вдвое.

Чтобы довести своих пассажиров сытыми и довольными, "Лузитания" перед каждым рейсом запасалась набором из 130 свиней, 40 волов, 10 телят, 80 овец, 60 ягнят, 150 индеек, 350 уток, 90 гусей, 200 фазанов, 400 голубей, а также около 4000 других различных птиц. И это только мясо, а еще ведь были крупы, масло и молоко, бесчисленное количество яиц и овощей.

Так выглядело меню

На борту парохода находились члены экипажа и пассажиры, а также разнообразный груз, где кроме продовольствия и багажа расположились ящики с патронами и деталями снарядов. Именно поэтому считать "Лузитанию" полностью мирным пассажирским транспортом все же было нельзя.

Главенствовал на корабле старый и опытный "морской волк" капитан 58-летний Уильям Тернер. Он начинал простым матросом на клипере, порхал по вантам, ставя паруса, однажды чуть не угодил прямо в пасть акуле (его друзья уверяли, что он заехал акуле кулаком в глаз). Тернер имел звание капитана второго ранга резерва королевского военно-морского флота и был связан присягой: о том, что находилось на борту "Луизитании" во время этого рейса, кроме капитана не знал никто.

Капитан Уильям Тернер

6 мая лайнер вошел в зону военных действий, но жизнь на корабле шла своим чередом. Чарльз Фроман устроил в своей каюте театральную вечеринку, пригласив Риту Джоливье, Чарльза Клейна, Джустуса Формана и Жозефину Брэндэл. Джордж Кесслер также устроил праздник, где среди прочих были Фред и Мейбл Пирсоны, а также одна из первых американок-архитекторов Тейдэйт Поул.

В тот же вечер пассажиры Чарльз и Мэри Плэмандоны отметили 36-ю годовщину свадьбы.

Обеденный зал

Пассажиры третьего класса - Джон Уэлш и Герда Нейлсон, которые познакомились в этом путешествии, решили пожениться сразу же по прибытии в Ливерпуль. Кстати, они чудесным образом спаслись и поженились менее чем через неделю после катастрофы.

Свидетельство о браке Джона Уэлша и Герды Нейлсон

Большая часть пути прошла без происшествий, и на седьмой день корабль подошел к южному побережью Ирландии - показались ее зеленые берега. Тернер установил точные координаты местонахождения в море и определился по мысу Олд-Хед-оф- Кинсейл. До конечной точки маршрута оставалось совсем немного, скоро они прибудут в Ливерпуль.

На палубе третьего класса Элизабет Дакворт играла с трехлетней малышкой. Ее мамаша ушла гулять с веснушчатым канадцем. Альфред Вандербильт и мисс Мерт уединились в каюте.

Каюта третьего класса

Внезапно по рации пришло известие об активности немецких подлодок в этом районе. Получив его, капитан Тернер предпринял все возможные меры безопасности.

Корабль был полностью затемнен: иллюминаторы завешены светонепроницаемыми шторками, а на палубе отключено освещение. Количество наблюдателей за окружающими судно морскими просторами было удвоено. Все внутренние, герметично закрывающиеся шлюзы, обеспечивающие плавучесть при получении повреждений, были задраены.

Кроме того, капитан приказал полностью подготовить и вывесить за борт все спасательные шлюпки, чтобы в случае необходимости сберечь драгоценные минуты. Спасательных средств должно было с избытком хватить и для всех пассажиров, и для экипажа корабля.

Погибшая подлодка (подобная той, что потопила "Лузитанию") на датском побережье

Капитан "Лузитании" Уильям Тернер поддерживал постоянную телеграфную связь с адмиралтейством и, на основании поступавших сведений о передвижении врага, прокладывал свой курс, стремясь максимально обезопасить маршрут. Однако в военном ведомстве допустили ошибку - пассажирский лайнер вышел прямо на немецкую подлодку "U-20".

Капитан немецкой подводной лодки Вальтер Швигер собирался возвращаться на базу. Морская вахта подходила к концу, а на борту оставалось всего лишь две торпеды.

Капитан Вальтер Швигер

Обнаружив британский лайнер, Швигер приказал атаковать. Механизация войны - страшная вещь, просто нажал на кпопку...

Матрос Лесли Мортон, следящий за морем с бака, закричал: "Торпеда по правому борту!" Капитан Тернер предпринял маневр уклонения, увидев неумолимо приближающуюся к "Луизитании" пенную дорожку, но было поздно.

Торпеда попала в правый борт корабля в 14 часов 10 минут 7 мая 1915 года. Вслед за первым взрывом практически сразу прогремел второй, значительно превосходящий по мощности. Швигер писал, что подлодка выпустила только одну торпеду - "Желтую Берту". Безжалостная сила разорвала обшивку парохода, в пролом стремительно хлынула вода. Палуба поднялась и осела под ногами.

Последствия взрывов были ужасными. В борту, чуть ниже ватерлинии, образовалась пробоина, куда свободно мог пройти паровоз. Сотни тонн воды устремились внутрь судна. Несколько мгновений после взрыва в машинном отделении "Лузитании" стоял неимоверный грохот: получившая сильные разрушения паровая турбина не была вовремя остановлена. Эти звуки заглушались свистом и шипением вырвавшегося на волю пара (главная паровая магистраль была перебита).

"Лузитания" потеряла ход и уже не управлялась. Тернер, который рассчитывал выбросить судно на отмель близ мыса Кинсейл, видневшегося в 10 милях к северо-востоку, понял, что "Лузитания" обречена.

"Луизитания"

Грохот, крики, треск съезжающей по палубе мебели, неразбериха. Капитан приказывает команде перекрыть все водонепроницаемые отсеки. Люди бросились к спасательным жилетам, кинулись к шлюпкам. В каждую шлюпку набивается множество людей и они опрокидываются.

Капитан-администратор Андерсон пытается навести порядок, размахивая револьвером, но толпа сминает его. Миллионер Альфред Вандербильт с ужасом видит, как мисс Мерт падает с борта и летит вниз, в серо-свинцовую воду. Температура морской воды составляла 11 °С. Но броситься ей на помощь не может: миллионер брал призы на скачках, отличался храбростью, но плавать не умел...

Вандербильт отдал свой спасательный жилет бившейся в истерике женщине и помог ей спуститься в шлюпку. Слугу он попросил помочь детям. Некоторые уверяли, что Альфред заявил, что собирается умереть с комфортом, и спустился в каюту.

Маргарет Гвайер плыла с мужем вскоре после свадьбы на "Лузитании" Маргарет потоки воды затянули в дымовую трубу, но вырвавшийся изнутри воздух буквально "выстрелил". Молодая женщина пролетела по воздуху и, благополучно миновав обломки и перевернутые шлюпки, упала в воду. Через некоторое время ее крик услышали на одной из шлюпок и Гвайер вытащили из воды. Сначала ее приняли за африканку, ведь на ее теле не было белой кожи. Ее рассказ о том, как ее выбросило из пароходной трубы, многие восприняли неправдоподобным.

Уже на борту спасательного судна Маргарет снова улыбнулась удача: в одном из спасенных она узнала своего мужа-священника. Когда она бросилась к нему на шею, тот сначала не смог узнать в подбежавшей к нему "негритянке" свою супругу. Потом они долго стояли обнявшись, то начиная смеяться, то плакать. Говорили, что она посоветовала мужу не расстраиваться "из-за тех ужасных свадебных подарков".

В трубу засосало и Вильяма Пирпонта из Ливерпуля и его тоже выбросило взрывом. Пролетев по воздуху, он удачно приводнился и лихорадочно поплыл прочь от погружающегося парохода. Ему тоже удалось спастись.

Хорошенькая Мари де Паж бросается с борта вниз - ее не будет в числе спасенных. Бизнесмену Плэмандону повезет больше: его подберет оставшаяся на плаву шлюпка. Рыжеволосая мисс Мерт, упавшая за борт любовница миллионера, казалось не имела шансов на спасение...

Ударившись о воду, она камнем пошла вниз и только тогда вспомнила, чему ее учили на уроках плавания в частной школе для девочек из хороших семей: вверх, только вверх, сквозь зеленую воду, туда, откуда виден свет. Вынырнуть на поверхность, скинуть обувь, сорвать тянущую вниз длинную юбку, и плыть прочь от "Луизитании" к покачивающемуся на воде большому веслу...

Тонущая "Лузитания"

Капитан оставался на мостике до самого конца, пока его не смыло водой. Тернер держался на воде, вцепившись в соломенное кресло. Рядом с ним оказался итальянский граф, знакомый Вандербильта. Мисс Мерт подумала, что он сошел с ума: он плыл лежа на спине, улыбался и пел арии из "Аиды". Мисс Мерт втащили в шлюпку, когда она уже практически была без сил. В шлюпке распоряжалась немолодая коренастая женщина. Позже мисс Мерт узнает, что обязана своим спасением ткачихе Элизабет Дакворт.

Молодой радист Роберт Лейт не уходит из рубки, он будет отбивать сигнал "SOS" до тех пор, пока на корабле не погаснет электричество. Поймав его сигнал, корабли поменяют курс, но ближе другая помощь: местные рыбаки с берега видят, что творится с "Луизитанией" и заводят свои баркасы.

В 14:25 капитан подлодки Швигер сделал очередную запись в своем бортовом журнале: "Большая растерянность на борту. Переполненные шлюпки были спущены на воду носом или кормой вниз и сразу же затонули. Судно вот-вот опрокинется. Погрузился на глубину 24 метра и следую в море. Не мог выпустить вторую торпеду в это скопище людей, пытающихся спастись..."

Несчастная "Лузитания" накренилась на пробитый правый борт и затонула в течение 18 минут в 13 километрах от берега.

Элизабет Дакворт проявила себя настоящей героиней. Ее твердую руку почувствовали все, находившиеся в шлюпке. Читая потом об этом в газетах, ее зять нисколько не удивился - теща обладала стальным характером.

Матросы в шлюпке собирались грести к берегу, но Элизабет настояла на том, чтобы они кружили среди утопающих, пока не заполнились людьми. Когда к ним подошел прибывший на помощь буксир из Куинстауна, матросы со шлюпки не могли объяснить, почему они снова послушались эту властную женщину. Подняв пассажиров на борт буксира, они снова по ее команде отправились к месту гибели "Луизитании" спасать утопающих.

Капитана Уильяма Трнера спустя три часа после крушения подобрал пароход "Блюбелл". Матрос заметил вдали блеск галунных полосок на его рукавах. Тернера подняли с плавающего шезлонга в бессознательном состоянии.

Единственным относительно крупным судном, прибывшим на помощь, был греческий пароход "Катерина", капитан которого принял решение участвовать в операции по спасению выживших, несмотря на угрозу новой торпедной атаки.

Уцелевшие пассажиры в Куинстауне

1198 человек из 1960, находившихся на борту, погибли. Жертвами крушения стали мирные жители многих стран, 43 человека были из России.

После катастрофы США захлестнули стихийные погромы магазинов, принадлежащих немцам. До вступления США в Первую мировую войну оставалось два года.

Кайзер сделал выговор командованию флота, и адмиралы показали ему копию грузового манифеста: "Луизитания" везла 1348 ящиков снарядов и 4927 ящиков винтовочных патронов. Императору объяснили, что все это сдетонировало при взрыве торпеды - отсюда столько жертв.

Подлинник грузового манифеста, где был описан тайный груз "Луизитании", был собственноручно запечатан в конверт президентом США Вильсоном и отправлен в архив с пометкой: "Может быть вскрыто только президентом США". Конверт пролежал 25 лет, пока его не вскрыл президент Рузвельт. Содержание манифеста было опубликовано еще через четверть века.

Капитана Тернера судили, но потом оправдали и даже наградили орденом Британской империи. Он получил назначение на другой корабль, но его тоже пустила на дно торпеда. Капитан опять спасся, ухватившись за проплывавшее мимо кресло. В ноябре 1919 года Тернер вышел на пенсию.

У Тернера были частые депрессии, он был убежден, что люди избегали его, потому что капитан не пошел на дно со своим кораблем. Тернер жил жизнью отшельника. В 1933 году он умер от рака желудка.

Капитан подводной лодки "U-20" Вальтер Швигер погиб в конце войны. 30 июля 1917 года Швигер был награжден орденом "За заслуги", а пятого сентября 1917 года его лодка подорвалась на мине, никто из экипажа не выжил. Ему было 32 года.

Элизабет Дакворт

Наша главная героиня Элизабет Дакворт дожила до глубокой старости, не получив наград. Зато внуки и правнуки тех, кого она спасла до сих пор вспоминают ее и рассказывают о ней легенды.

P.S. Странные происходят иногда случаи. В 1927 году во время сильного шторма в Атлантике затонул лайнер "Келтик". Среди спасенных оказалась пожилая англичанка миссис Муррей. Журналисты, писавшие об этой катастрофе, с удивлением узнали, что в 1915 году миссис Муррей была в числе пассажиров, спасенных с парохода "Лузитания". Еще больше изумились газетчики, когда узнали, что миссис Муррей была и в списке пассажиров, благополучно переживших гибель "Титаника". Хрупкая леди трижды попадала в самые крупные катастрофы XX века и вышла из них, как говорится, "сухой из воды". И каждый раз в Атлантике!

11 января 2011 года в возрасте 95 лет умерла Одри Пирл, последняя выжившая пассажирка лайнера, которой на момент катастрофы было всего три месяца.

Прошло уже больше ста лет со дня гибели "Лузитании", но тайны этой зловещей истории до сих пор не разгаданы, и, видимо, прав был "железный канцлер" Германии Отто Бисмарк, который сказал: "Никогда столько не лгут, как во время войны"…

Источник


Источник: Последний рейс лайнера "Луизитания": удивительные судьбы пассажиров и капитана
Опубликовал:
Теги: транспорт скорость история женщина актриса

Комментарии (13)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Алла Дмитриевна
О "Лузитании" узнала впервые. Потрясена. Страшно. Нет слов. Трудно
представить, что пережили все люди, находящиеся на борту этого прекрасного лайнера, погибшие и спасшиеся. Ужас! Прошло более 100 лет, но статья всколыхнула самые острые эмоции. Почему войны и терроризм продолжаются
в мире сейчас? Получается, что война - это призвание дефективных.
Выходит, что переговоры кому-то сложноваты. Вот кулаками размахивать проще.
Бузыкин Александр 
Какая потрясающая неосведомленность..
А о битве на Сомме и о Ютландском бое хоть краем уха слышали?
Юрий Шальнов 
Всё-таки проснулась!
юрий иванов
Уймитесь, грамотный Вы наш.. последнее дело - женщину укорять в неосведомлённости :-(
Отныне буду минусовать Вас...
Олег Фомичев 
Насколько я понимаю, все или почти все пассажиры Лузитании не особенно задумывались о том, что идет война, что даже очень большой и модный пароход не может противостоять атаке
даже небольшого военного корабля. А ответственность за гибель пассажиров несет в первую очередь тот, кто загрузил боеприпасы и, конечно же, капитан, который несет ответственность вообще за все. А в непрофессионализме или трусости его никак не обвинить.
Бузыкин Александр 
Увы в войне на море нет полностью безоружных (даже гражданских) судов. В военное время судовая команда по морским регламентам должна быть вооружена стрелковым оружием. Так что повод найти несложно..
Андрей Фатеев
"Хрупкая леди трижды попадала в самые крупные катастрофы XX века и вышла из них, как говорится, "сухой из воды"."
кому суждено сгореть в огне - в воде не утонет.
Mихаил Я_П
Приятно, что есть ещё на свете фаталисты (начиная с лермонтовского Печорина). Тоже считаю, что, хоть многое в судьбе зависит от самого человека, но какая-то доля - идёт свыше (и порой - немалая).
Андрей Фатеев
"Приятно, что есть ещё на свете фаталисты (начиная с лермонтовского Печорина)."
ну, допустим, в русскую рулетку я бы играть не стал))
но две поговорки поддерживаю:
"всё будет так, как должно быть" и "бережёного бог бережёт"
Бузыкин Александр 
Двухторпедный залп и лайнер огромного водоизмещения лёг на борт..
Швигеру неслыханно повезло. По опыту второй мировой в большинстве случаев фрахтеры и сухогрузы Либерти меньшего тоннажа после попадания двух торпед не теряли остойчивости и с большим трудом набирали воду
Mихаил Я_П
Капитан субмарины пишет в дневнике: "Не смог выпустить вторую торпеду по барахтающимся людям". Второй взрыв - от детонации многочисленных ящиков с боеприпасами. Первая мировая, в целом, - человечнее второй, всё-таки. Но не следовало пассажирскому судну связываться с перевозкой боеприпасов. Не было бы и нападения.
Олег Фомичев 
Залп был скорее всего одноторпедный, всему причина - сдетонровавшие боеприпасы. А "либертосы" тонули "плавнее", что ли потому, что этих самых множественных водонепроницаемых переборок не имели. Но тонули однозначно, потому, как прямое попадание торпеды оставляет в небронированном корпусе судна пробоину до 25м2.
Бузыкин Александр 
Было множество случаев когда корпус Либерти был с одного борта поражен двумя торпедами и все равно оставался на плаву..
За это его любили американские моряки, так как он давал наибольшие шансы на спасение экипажа.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Удивительные приключения капитана Сантехника
Удивительные приключения капитана Сантехника
5
Все о работе руками 11:01 21 авг 2019
Последний звонок 2018 — очевидное доказательство акселерации
Последний звонок 2018 — очевидное доказательство акселерации
31
Мужской журнал 13:00 31 май 2018
Танки, ставшие дотами: подвиг танкистов капитана Белогуба
Танки, ставшие дотами: подвиг танкистов капитана Белогуба
9
Мужской журнал 09:01 05 сен 2018
Самый отчаянный пират, Мурат рейс младший
Самый отчаянный пират, Мурат рейс младший
1
Мужской журнал 09:01 09 окт 2020
«Варфоломеевское утро». Как крушение лайнера «Ла Бургонь» стало самым кровавым в истории?
«Варфоломеевское утро». Как крушение лайнера «Ла Бургонь» стало самым кровавым в истории?
8
Мужской журнал 09:01 24 июн 2021
Двойники «Титаника»
Двойники «Титаника»
0
Мужской журнал 08:01 15 июл 2018
Последний писк японской пляжной моды
Последний писк японской пляжной моды
16
Мужской журнал 12:38 22 авг 2017
Проработал ровно 1 рейс на частника и уволился.
Проработал ровно 1 рейс на частника и уволился.
1
Авто-Тема 18:07 20 май 2021
Пропажа железнодорожного состава и его пассажиров
Пропажа железнодорожного состава и его пассажиров
3
Мужской журнал 08:01 21 янв 2019
Два капитана.
Два капитана.
0
Авто-Тема 12:07 02 июн 2021
3 удивительные истории о собаках
3 удивительные истории о собаках
5
Мужской журнал 07:00 19 окт 2020
Намазал майонез на любимые ботинки, и решил вечную проблему
Намазал майонез на любимые ботинки, и решил вечную проблему
2
Все о работе руками 13:01 07 окт 2024

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства