Эта странная история с элементами мистицизма и политического детектива, началась весной 1620-года, когда 13-летний Уильям Пэрри (William Perry) из Билстона (южный Стаффордшир), стал вести себя очень-очень странно…
Сначала подросток стал замкнутым, перестал посещать школу и церковные службы. Вскоре, его начали мучать демонические припадки, во время которых он бил себя, катался по полу и бормотал неясные заклинания. Когда ему становилось легче, он приходил в себя и обвинял соседку - Джейн Кларк (Jane Clark) (прим. автора по другим источникам, женщину звали Джоан Кок (Joan Cocke)) в колдовстве и наведении на него дьявольской порчи.
Собранная наспех общественная комиссия из уважаемых жителей деревни и местного священника, должна была провести расследование и засвидетельствовать факт одержимости. И когда в дом Уильяма, для очной ставки привели предполагаемую виновницу торжества, того обуял дьявольский припадок неведомой силы, одержимый потусторонними силами стал изрыгать посторонние предметы в виде кусков ткани, комков соломы и гнутых булавок. Члены комиссии были поражены увиденным и немедленно отправили соответствующее представление с подробным описанием всего того, свидетелем которого они стали. Обвиняемая Джейн Кларк была арестована и ожидала своей печальной участи, которая как мы знаем из более ранней истории с “Лестерским мальчиком”, даже без решения суда была весьма предсказуема- ее должны были повесить...
Сам Уильям Пэрри, после того как людская молва разнесла о нем вести по всей Англии, стал центром всеобщего внимания и практически не выходил из дома, вокруг которого развернулся настоящий фестиваль религиозных фанатиков и ротозеев. На время забыв противоречия, миссии католической и протестантской церкви день и ночь ходили крестным ходом вокруг дома Уильяма, соблюдая множество правил. В частности, было замечено, что особо сильные припадки с изрыганием предметов начинались всегда, когда при Уильяме читали первый стих Евангелия от Иоанна, а потому существовало строгое предписание избегать этого стиха, чтобы одержимый мальчик не был задушен демоном или не подавился изрыгаемыми им же гвоздями и булавками.
В деревушку Билсон - потянулись паломники и любопытные. Сложившаяся ситуация стала предметом серьезных политических и религиозных волнении, поскольку кто-то усиленно распространял слухи о кризисе веры и близком конце света. Король Яков I-й как помазанник божий, выглядел в этом свете как утративший всякую поддержку всевышнего монарх. Очевидно, что ситуация с Билсонским мальчиком весьма серьезно обсуждалась в королевской семье и все с интересом ждали особую комиссию инквизиторов, которые должны были не только поставить точку в этой непростой истории, но и фактический вернуть престиж короля Якова, монарха способного истинной верою защитить свой народ от козней дьявола.
Король Яков I `Английский` (James I)
Первыми в составе комиссии прибыли врачи, которые стали свидетелями невероятного феномена - моча мальчика стала черной! Несколько раз обследовав содержимое ночного горшка, эскулапы сделали заключение что “процессы в организме мальчика, приобрели явно неестественный характер” и сославшись на то что медицина тут бессильна - опустили руки.
Вероятно, эта история должна была закончится неминуемой казнью для несчастной Джейн Кларк и далеко идущими последствиями даже для короля, если бы в Билсон не был отправлен пожалуй лучший “охотник за демонами” и действительно выдающийся ученый своего времени, епископ Личфелда и Ковентри - Томас Мортон (Thomas Morton). Обладая опытом расследования подобных дел, он сразу достаточно точно предположил что мальчик - ловкий фальсификатор. Для того, чтобы ограничить доступ к Уильяму возможных сообщников его перевезли в Стаффордширское имение епископа -замок Эклсхолл (Eccleshall Castle).
Епископ Томас Мортон
Сначала, было решено скрытно понаблюдать за “одержимым”, для чего в потолке было заранее проделано отверстие для скрытного наблюдения за гостем. За это отвечал викарии епископа Мортона, который практический сразу сообщил что “одержимый” тут же организовал в пределах досягаемости руки, целый ряд тайников с заранее подготовленными мелкими предметами, которые потом и изрыгает. Вскоре нашлось и объяснение черной мочи. Оказалось, что в углу комнаты, под соломой была спрятана походная чернильница, из которой он добавлял по несколько капель в ночной горшок, изменяя цвет его содержимого.
Для финального аккорда, оставалось уточнить обстоятельства возникновения припадков. Для этого, епископ Мортон, в рамках мероприятия по изгнанию демона (экзорциста) приказал принести ему греческий вариант евангелия, предварительно обратившись к одержимому:
- Видишь ли, Уильям… Кто-то из вас лжец… Либо ты, либо дьявол не переносите текста святого писания. Дьявол опытный ученый, пристально исследующий природу человека вот уже 6 тысяч лет, и не надо сомневаться, что он без труда понимает все языки мира...
Далее, епископ Мортон банально разыграл подростка, начав читать первую главу евангелия на греческом языке. Уильям не зная иностранных языков не уловил момент, когда нужно было начать изображать припадок. Далее, Мортон ненавязчиво сообщил Уильяму что якобы сейчас перейдет “к той самой главе” (первый стих евангелия от Иоанна) при этом начал читать на греческом 12-й стих. Уильям полагая что звучит первый стих - предсказуемо растянулся в припадке, изрыгая булавки и тряпки, после чего был немедленно разоблачен и под тяжестью свидетельств во всем сознался.
Фрагмент картины Уильяма Хоггарда (Credulity, Superstition, and Fanaticism, 1762), на которой он среди всех мошенников изобразил и Билсонского мальчика изрыгающего гвозди. Других изображении этого "героя" нет.
Однако неожиданно выяснилось, что причины сподвигнувшие подростка к этим действиям, лежали далеко за пределами обычного дефицита внимания. Оказалось, что он был нанят влиятельной семьей баронов Гиффардов, которые тайно привозили его в свое имение Чиллингтон-Холл (Chillington Hall), где с помощью нескольких монахов Иезуитов под руководством преподобного Уэллера, обучили оболтуса всем ловким фокусам с окраской мочи, “изрыгания” заранее заготовленных мелких предметов и “правильной” имитации демонических припадков.
Был разработан четкий сценарии всех событии, в конце которого, как вы уже наверное догадались, только представителям ордена Иезуитов, после безуспешных попыток экзорциста было суждено явится - победно “изгнать демона” и спасти народ Англии, показав силу истинной веры (прим. авт. тогда проходил серьезный конфликт с протестантами и видимо частично демонстрация силы истинной веры была направлена и против них).
Я полагаю, не тяжело догадаться и кто именно распространял слухи о религиозной слабости короля Якова I-го и нагонял мистического страху на взбудораженных жителей Туманного Альбиона. К счастью, никаких народных волнении не произошло, поскольку Уильям практический сразу настолько вошел в роль, что перестал придерживаться оговоренного сценария и тем самым из-за начавшейся массовой истерии ограничил к себе доступ Иезуитов, при этом чуть не отправил невиновную женщину на виселицу.
В июле 1620 года, подсудимая Джейн Кларк была освобождена, а вместо нее на суд отправился сам Уильям Перри, который в ходе судебного слушания которое состоялось 8 октября 1620 года, глубоко раскаялся в содеянном и только благодаря личному поручительству епископа Мортона избежал смертной казни. В качестве наказания, ему определили послушание при епископате и став достойным учеником Томаса Мортона он преуспел в служении Богу.
Комментарии (1)