Пишет блогер Вячеслав Алкопона:
Среди бетонных джунглей Петербурга за фасадом одного из домов на Литейном проспекте спрятался настоящий природный оазис — зеленый сад с фонтаном. Правда, годы и наплевательское отношение режимов и проживающих граждан сделало свое дело, некогда дивный сад перерос в антуражные декорации для антиутопических фильмов.
Поделенная на три части арка главного входа дома на Литейном проспекте напоминает не только об ушедших временах Санта-Барбары, но и служит этаким порталом в иной мир, которым раньше любили пользоваться подпольные авангардисты, писатели, поэты и музыканты. Открывая двери массивной решетки, плотно перекликавшейся у вхожей публики с оградой летнего сада, они попадали в загадочный двор, до которого не долетал шум Литейного проспекта, внутри него казалось, что ты находишься совсем в другом городе, в другой стране, и только мяукающие на ленинградском языке котики возвращают тебя к реальности.
Вот раньше, когда трава была зеленее и выше, когда деревья были красивыми, а люди не знали о существовании генномодифицированных продуктов, не знали о существовании ПП и делали селфи с помощью знакомых художников, приобретший несколько иной дом статский советник Фон Крузе затеял в нем глобальную перестройку.
Как опытный перекупщик автомобилей, он начал проводить предпродажную подготовку доставшейся ему недвижимости. Именно он, как меняющие решетку радиатора тюнингисты, влепил парадный трехарочный вход, ну а между двумя новыми корпусами, в виде салонного освежителя воздуха, явился описываемый мною сад.
В нем росли ивы, а это дало дополнительный повод поиграться с лепниной, так, на плитке, украшающей вход во двор, появились стилизованные ивовые листочки. Ну и с манией любителя наклеек на лобовое стекло на фасаде образовались мудрые фразы на латинском языке. Первая: Domus propria domus optima, что означает «свой дом наилучший», а вторая Dies diem docet, то есть «день учит день».
В итоге окруженный стенами дома сад, скрытый от взгляда случайных прохожих, стал идеальной сценой для многих артистов. Здесь пел Шаляпин, выступала Ахматова, заходил с гитарой Гребенщиков, читал свои произведения Бродский, подтягивались сюда и сайгоновские ребятки. В те годы в центре еще работал фонтан, поэтому на весь двор журчала водичка и дешевый портвейн, который разливался по бокалам подпольных артистов.
До сих пор остается загадкой только один вопрос: «Кто же подарил ему столь загадочное название?» «Кто не слыхал о графе Сен-Жермене?» — вопрошал однажды Пушкин.
Возможно, именно это творение и легло в основу культа творческих личностей и отсюда повелось это загадочное прозвище. Хотя некоторые современники рассказывают истории, что кто-то называл его «Пале-Рояль». Но думаю, что именно фигура одного из самых загадочных людей в истории Франции и была принята образованным народом за подходящее тайное прозвище.
Сегодня сад находится в очень плачевном состоянии. Фонтан, на месте которого пытались сделать клумбу, давно не работает. Отделка дворовых фасадов обвалилась, а от фонарей остались только столбы с полустертыми буквами «Сан-Галли». Все поросло сорняками, двор закрыт на домофон, а жильцы с подозрением смотрят на пытающихся пробраться внутрь туристов.
Фотографии и текст —
Источник:
Комментарии (1)