Как однажды сказала моя давняя школьная учительница: «История – это наука-проститутка». Но я считаю, что определение это будет звучать куда более точнее, если объединить его с другой известной цитатой и, перефразируя, сказать, что история – наука с низкой социальной ответственностью.
Слишком часто историю либо переписывают в угоду современным трендам или заказам, либо интерпретируют на свой лад, привнося в последовательность событий чьё-то субъективное мнение. Впоследствии разобраться в том, какие события имели место быть, а что является лишь чьей-то оценкой или выдумкой, становится неимоверно трудно или даже невозможно.
В итоге при отсутствии документов и хроник событий, история превращается в нагромождение конфликтующих друг с другом версий, разбивая их сторонников на противоборствующие лагери. Тем самым, утрачивая свои базовые принципы, история теряет связь с наукой и превращается в объект веры.
Сигирия. Фото взято с сайта:
Безусловно, история – это полноценная наука. И специалисты, проводящие сотни и тысячи часов в архивах, сравнивая и обобщая документы, вызывают восхищение своей кропотливой и честной деятельностью. В то же время, история как наука слишком незащищена от информационных кампаний, призванных изменить картину прошлого. Кампаний как стихийных, так и намеренных.
Думаю, что каждый сможет привести примеры подобного искажения исторических фактов. Современное же развитие информационных технологий, новые тренды и вызовы времени лишь усиливают и без того шаткие позиции объективных историков и археологов.
Яркий пример подобной трансформации истории произошёл 1500 лет назад на острове Цейлон (современная Шри-Ланка).
В конце V века нашей эры сингальский принц Кашьяпа I организовал военный переворот, в результате которого он сверг своего отца, действующего и весьма уважаемого короля Датусену. Несмотря на то, что Кашьяпа был старшим сыном короля, по происхождению он не имел права наследования престола, так как был рождён от женщины более низкой касты. Следующим королём Анурадхапуры должен был стать младший сводный брат Кашьяпы – принц Мугалан, чья мать была королевских кровей.
Пленив отца, Кашьяпа потребовал от него передачи не только власти, но и всех сокровищ. Однако Датусену ответил сыну, что единственным сокровищем, которым он обладает является построенная по приказу царя масштабная ирригационная система. Разозлившись, Кашьяпа приказал казнить своего отца, замуровав, по одной из версий, короля заживо в стену.
Не сумев найти общего языка с религиозными общинами Анурадхапуры и закрепив за собой прозвище «отцеубийцы», Кашьяпа, опасаясь восстаний, перенёс столицу в Сигирию, где на вершине 160 метровой скалы приказал построить себе дворец. Новоявленный король также хотел добраться и до своего младшего брата, законного наследника трона, но тот своевременно бежал в Южную Индию вместе с матерью.
У подножия Сигирии были выстроены защитные валы и рвы. Однако, кроме этого, вокруг скалы-резиденции Кашьяпы разбили сады, бассейны и фонтаны.
Кашьяпа I правил страной с 479 (по другим данным с 473) по 495 годы нашей эры. За это время принц Мугалан, заручившись поддержкой индийцев, собрал войско и вторгся в королевство Анурадхапура. Войско Кашьяпы I было разбито, а сам король-отцеубийца повержен.
Король Мугалан, перенёс столицу обратно в город Анурадхапура, а крепость Сигирию, вместе с прилегающей территорией, передал в пользование буддистским монахам. Тем самым восстановив историческую справедливость.
Анурадхапура. Фото взято с сайта:
История поучительная. Из неё можно было бы даже сделать хороший кинофильм со счастливым концом. Однако есть другая версия событий, произошедших на территории современной Шри-Ланки полтора тысячелетия назад. Версия, которая не просто отличается, но переворачивает все происходившие тогда события с ног на голову.
Итак, вторая версия.
Король Датусену, следуя наставлениям своего советника Махи Брахмана, должен был построить дворец на вершине скалы. В качестве финансирования этого мероприятия советник рекомендовал собрать со всех жителей Анурадхапуры дань в знак уважения и преданности властителю.
Тем временем, преследуя свои собственные цели, зять Датусены, объявил войну королю Анурадхапуры. Он послал во главе своего войска неугодного ему по религиозным соображениям мужа своей сестры во главе малочисленного войска. Узнав об этом, Датусену сделал тоже самое со своим старшим сыном, предложив тому возглавить ещё более малочисленную армию. Видя всё более нарастающий конфликт между сыновьями, король таким образом решил избавиться от одного из принцев.
Однако замыслу королей не суждено было сбыться. Предводители обеих армий узнали о предательстве и постарались использовать ситуацию в свою пользу. В результате целой вереницы политических интриг и предательств, Кашьяпа вынужден был покинуть королевство.
Спустя 7 месяцев, принц Кашьяпа собрал собственную армию и вторгся в пределы королевства Анурадхапура. По невыясненным обстоятельствам, войска Кашьяпы зашли в тыл армии короля Датусену, вставшей на защиту от вторжения. Будучи уверенным, что во главе войска стоит его младший брат, Кашьяпа разгромил армию Датусену. Не дожидаясь окончания битвы, король, уже понимая её исход, решил покончить с собой.
При такой версии Кашьяпа, конечно же, тоже послужил причиной смерти своего отца, однако достаточно косвенной. Кроме того, на месте кремации Датусену позже Кашьяпа приказал выстроить ступу.
После победы над королевской армией Датусену без боя занял столицу Анурадхапуру. Став королём, Кашьяпа предложил младшему брату разрешить их многолетний конфликт и в качестве подтверждения своих намерений - статус регента. Принц Мугалан отказался и к тому времени уже покинул территорию королевства.
Одним из первых масштабных проектов нового короля стала постройку дворца на скале, о котором мечтал его отец. Для этого он провёл ряд экономических и религиозных реформ, которые понравились далеко не всем. Особенно сильно ополчились против монарха духовенство, назвав Кашьяпу предводителем демонов.
Кашьяпа построил новые порты на острове и наладил торговлю с соседними государствами. Однако такое стремительное развитие соседа и утрата торговли с некоторыми своими рынками вызвало недовольство у Магараджи Индии. И тот пообещал проживавшему на территории его страны принцу Мугалану проспонсировать военный поход против Кашьяпы.
И поход состоялся, но уже после смерти Кашьяпы I . Воспользовавшись противоречиями между королём и крупным военачальником армии Анурадхапуру по совместительству бывшим ещё и братом жены короля, принц Мугалан завербовал чиновника и, по-видимому, королеву. По крайней мере, Кашьяпа внезапно сильно заболел и скончался после того, как провёл ночь на вершине скалы. По некоторым данным король был отравлен собственной супругой.
"Царское ложе" на вершине Сигирии.
После смерти Кашьяпы I на престол взошёл его сын, также Кашьяпа. Этому назначению немало поспособствовал главнокомандующий королевским войском – генерал Сулаксмана.
Правление нового короля было недолгим. Войско Мугалана атаковало королевство. Сулаксмана пал, а Кашьяпа младший бежал в Индию, где позже умер в изгнании.
Мугала же взошёл на трон, вернул столицу обратно в город Анурадхапуру и женился на вдове Кашьяпы I .
Подобная версия события рассказывет уже не о героическом сюжете восстановления справедливости, а о сложных политических и религиозных интригах, жертвой которых и стал, в конечном итоге, король Кашьяпа I .
Интересно ещё и то, что несмотря на регулярное упоминание Сигирии в хрониках и желании как Датусену, так и Кашьяпы построить там комплекс сооружений, включая дворец, в источниках нет упоминания о масштабном строительстве.
Несколько разновидностей архитектурных стилей в пределах комплекса может свидетельствовать о том, что на территории Сигирии существовала не одна культура. В качестве версии существует и такая, согласно которой Кашьяпа лишь части реставрировал уже существовавший до него комплекс. А дворца на вершине скалы никогда и не было. Как не была Сигирия и полноценной столицей государства Анурадхапура, пусть и на протяжении всего полутора десятков лет.
Вызывает сомнение и главная достопримечательность Сигирии – львиные ворота. Местные жители считают, что когда-то вся скала имела рукотворную форму гигантского льва, изображая это на всевозможных сувенирах. Сейчас уже сложно определить, было ли здесь что-то, кроме этих лап, но одно ясно точно - ко льву это не имеет никакого отношения. Лапы скорее всего принадлежат неизвестной рептилии.
Кто и когда построил «львиные ворота» на данный момент достоверно неизвестно. После их обнаружения, лапы отреставрировали. На камне отчётливо видны следы ручного инструмента. Однако в каком виде они представили перед их повторными первооткрывателями сейчас можно судить только по редким фотографиям.
Историю всегда пишут победители, поэтому так ли всё было на самом деле или нет, сказать сложно. И всё-таки очень похоже на то, что в Сигирии Кашьяпа строил свои сооружения не на пустом месте, а на более древних развалинах. Свидетельства этому, хоть и косвенные, на плато и вокруг него есть. И если так, то в Сигирии проявляется очень недобрая историческая ирония: используя чужой фундамент, Кашьяпа создавал свои дворцы и сады, а спустя 1500 лет, фундамент уже Кашьяпы используют другие строители - муравьи, отстраивая здесь свою неприступную крепость.
Книга имён нашей цивилизации бесконечна. Но имена забываются, как вместе с закатом той или иной культуры забываются все её взлёты и падения. Остаются лишь следы и затянувшиеся, повинуясь неуловимой магии времени, шрамы, оставленные в качестве напоминания будущим поколениям о давно ушедших событиях, тень которых затерялась где-то в бесконечных коридорах Аида.
Все мы живём на фундаментах ушедших эпох, порой даже не задумываясь об этом, как эти самые муравьи, лишь используя доступный культурно-материальный пласт, веками накапливаемый историческими процессами. (С. Дешевой)
Авторы фото: Сергей Дешевой и Ирина Шевченко.
Комментарии (10)