В советские годы возле гаражей или мастерских часто можно было услышать резковатый запах, а источник у него был один — непримечательные серые куски карбида кальция. Этому материалу нашлось много применений, от строительных работ до походов и досуга на открытом воздухе. Карбид легко можно было найти на стройках, в мастерских и в хозяйственных магазинах.
Удивительно, что настолько полезный материал к настоящему моменту практически забыли, а современное поколение о нём вообще ничего не знает.
Карбид и его уникальные качества
Своей популярностью карбид обязан интересному химическому составу. Создали его в лаборатории, а технологию производства отработали ещё в начале XX века: при этом вместе сплавляли два распространённых и дешёвых компонента: оксид кальция (негашёную известь) и коксующийся уголь. В мощных электродуговых печах они сплавлялись при температуре около 2000 градусов Цельсия, превращались в жидкость и застывали в массу грязно-серого цвета. Внешне карбид кальция действительно напоминал какой-нибудь неказистый на вид камень. Он был хрупким, крошился, а на воздухе постепенно разлагался, издавая тот самый характерный запах, который многие помнят до сих пор. Но его настоящая ценность раскрывалась при контакте с обычной водой.
При этом начиналась бурная химическая реакция: карбид кальция активно поглощал воду и выделял большое количество горючего газа — ацетилена. Из одного килограмма сухого технического карбида можно было получить до 280-300 литров ацетиленового газа. Именно это и сделало карбид уникальным, фактически он представлял собой компактную упаковку для горючего газа. В отличие от сжатого газа в баллонах, карбид не требовал огромных заводов по сжижению газа и высокопрочных стальных баллонов для хранения, транспортировки и использования. Достаточно было иметь сам карбид, воду и несложный аппарат — генератор, в котором эти два компонента смешивались, а на выходе получался газ. Это качество и привлекало в карбиде больше всего: его можно было использовать в гараже, в поле, на далёкой стройке или в походе.
Главная работа – автоген
Чаще и больше всего карбид кальция использовали на стройках и в мастерских, с его помощью резали и сваривали металл. До массового появления баллонов со сжатым ацетиленом именно карбидовые генераторы давали топливо для автогенов. Эта технология широко использовалась на протяжении большей части XX века. Принцип её работы простой и гениальный. Карбид загружали в специальный отсек газогенератора, а в другом отсеке находилась вода. Реакция между ними строго контролировалась, и карбид соединялся с водой не весь сразу, а лишь частично. Полученный при этом газ по шлангу направляли в горелку, где он смешивался с кислородом из отдельного баллона. Главное и самое полезное свойство ацетилена – это его температура горения: факел горелки давал свыше 3000 градусов Цельсия. Этого было достаточно, чтобы расплавить сталь и прочие тугоплавкие металлы.
Масштабы использования этой технологии в СССР были огромными. Ацетиленовые генераторы стояли в цехах гигантских машиностроительных заводов и на верфях, использовались на строительстве электростанций и на стройках. Но самая большая польза от них была в работах, где требовались автономность и мобильность: в гаражах, в мелких ремонтных мастерских, в коммунальных хозяйствах, в колхозных ремонтных пунктах, на стройках и в полевых работах строителей-монтажников. Для слесаря или сварщика карбид был таким же расходником, как электроды для электросварки. С его помощью можно было под открытым небом починить технику, нарезать металл, изготовить какую-либо деталь или отремонтировать трубопровод.
Этот дурно пахнущий материал давал свободу действий: заправок баллонов было слишком мало, а карбид можно было легко получить и долго хранить в герметичной таре. Он избавлял строителей и ремонтников от больших проблем, экономил время и деньги. Ацетиленовый генератор быстро стал важной частью и одновременно с этим получил огромное распространение в кустарных мастерских.
Карбид за пределами цеха
Благодаря простому способу получения горючего газа карбид кальция оценили не только сварщики и слесари, его стали часто использовать в быту и в походной жизни. Ему нашли отличное применение там, где не было доступа к электричеству, и где практически невозможно было найти такие блага цивилизации, как газ и бензозаправки. Наверное, самый яркий пример использования карбида в обычном быту – это ацетиленовые лампы.
Их конструкция была предельно простой и практичной. В нижний отсек помещали куски карбида, а в верхний наливали воду. При помощи капельного механизма вода медленно подавалась на карбид, а выделившийся при этом газ поступал в горелку со специальным керамическим наконечником. Лампа давала белый и яркий свет, поэтому была незаменимой для спелеологов, исследовавших пещеры, для геологов и топографов в полевых условиях, и для рыбаков на ночной ловле. В отличие от керосиновых, они не боялись ветра и давали более яркий свет, а работали они до тех пор, пока не кончался запас карбида. Некоторые модели использовались и в быту, например, для освещения погребов или временных строительных бытовок. Карбид повсеместно использовался как универсальный источник полезного газа.
Почему карбид исчез из широкого обихода?
Причин для исчезновения карбида из повседневного быта и строительства было много. Главные из них – технический прогресс, новые стандарты безопасности и появление современных инструментов. К примеру, предприятия начали выпускать гораздо больше готовых ацетиленовых баллонов, а их обслуживание стало куда проще. Производство самих баллонов усовершенствовали, сделали их прочнее и надёжнее, к тому же они стали гораздо дешевле. К тому же гораздо популярнее стали пропан-бутановые баллоны: они намного доступнее, удобнее в эксплуатации, и этот газ лучше подходит для большинства работ. Постепенно инфраструктура для обслуживания пропан-бутановых баллонов появилась даже в удалённых регионах.
Ещё один важный вопрос – безопасность. Карбид кальция требует строжайших условий хранения, а малейшее попадание влаги (даже атмосферной влажности при повреждённой упаковке) запускает неконтролируемую реакцию с выделением горючего ацетилена. В свою очередь, готовый ацетилен в баллонах, хотя и является взрывоопасным, хранится в пропитанной ацетоном специальной пористой массе, что гораздо безопаснее во время транспортировки и при хранении.
Практически то же самое произошло и в быту. Карбидные лампы сами по себе имеют массу недостатков, а их использование связано с серьёзными неудобствами. Сначала им пришли на смену керосиновые и бензиновые светильники, а потом исчезли и они. Нет ничего удивительного в том, что их полностью вытеснили электрические фонари, работающие на аккумуляторах. Они оказались куда удобнее в повседневном обращении, и от мерцающих горелок полностью отказались. В них просто отпала необходимость.
Карбид кальция никто не запрещал, а продажу не ограничивали, его заменили более совершенные, удобные и безопасные технологии. Производство карбида продолжается до сих пор, поскольку он занимает важное место в химической промышленности. Его используют как сырьё для производства, к примеру, уксусной кислоты и некоторых видов синтетического каучука.

Комментарии (0)