Многие за бугром уверены в том, что всё сколько-нибудь нужное и полезное в мире создано американцами и западноевропейцами. И не верят своим ушам, когда узнают, что 80% всех мировых изобретений принадлежит славянам (и прежде всего русским). Испокон веков Россия была богата талантливыми людьми, мыслящими, как бы нынче сказали, креативно и создающими удивительные вещи. Вот только патенты на свои изобретения они почему-то не получали вовремя. То ли оборотистости нашим Кулибиным не хватало, то ли надеялись на русское авось, то ли это у нас как-то и не принято было. Зато иностранцы могли не только разрекламировать своё изделие, но и запатентовать его. Именно они и получали мировую известность, а не опередившие их русские изобретатели.
Самобеглая коляска (автомобиль)
В 1741 году крестьянин Леонтий Шамшуренков подал в нижегородскую губернскую канцелярию заявление «о сделании им коляски самобеглой», которая «будет бегать без лошади, только правима будет через инструменты [т.е. Приводные механизмы] двумя человеками, стоящими на той же коляске, кроме сидящих в ней праздных людей, а бегать будет хотя через какое дальнее расстояние, и не только по ровному местоположению, но и к горе, буде где не весьма крутое место». Но из-за бюрократических проволочек ему удалось изготовить её только в 1752 году, в Петербурге. Испытания прошли успешно, и Шамшуренкову в награду выдали пятьдесят рублей. К сожалению, дальнейшая судьба самобеглой коляски историкам неизвестна. В архивах не сохранилось ни описания её, ни чертежей.
Спустя 17 лет, в 1769 году, французский военный инженер Никола Кюньо испытал «малую телегу», приводимую в движение силой пара. Это транспортное средство можно считать первым автомобилем, если иметь в виду наличие двигателя. Но оно скорее было подобием паровоза, так как двигатель у него был паровым. И всё же Кюньо знает весь мир, а имя нашего конструктора забыто.
Паровая машина
В 1763 году механик Иван Ползунов разработал проект паровой машины. Её постройка была завершена и 1765 году. Паровая машина Ползунова была первым в мире двухцилиндровым двигателем с работой цилиндров на один общий вал. Причём двигатель мог работать без вспомогательного гидравлического привода, то есть на совершенно безводном месте. После успешного испытания машины императрица Екатерина II наградила Ползунова 400 рублями и чином капитан-поручика. В комиссии по приёмке этого изобретения был шотландский инженер Джеймс Уатт. Он не преминул воспользоваться идеями русского изобретателя и в апреле 1784 года в Лондоне получил патент на паровую машину с универсальным двигателем.
Велосипед
В 1800 году крепостной Ефим Артамонов, мастеровой демидовского Нижнетагильского завода, построил первый двухколёсный цельнометаллический педальный самокат (подобное устройство через много лет назовут велосипедом). А в 1801 году владелец завода отправляет Артамонова в «велопробег» по маршруту село Верхотурье — Москва, на коронацию Александра I, чтобы удивить молодого царя диковинным самокатом. Императору изобретение понравилось, он пожаловал талантливому мастеровому 25 рублей золотом и «вольную», освобождающую от крепостной зависимости.
Вот только изобретателем велосипеда считается немецкий барон Карл Дрез, запатентовавший в 1818 году «машину для бега» (Laufmaschine). Это был всего лишь самокат, снабжённый седлом и рулём. В настоящее время подобная конструкция звалась бы «беговелом».
Электродвигатель
Первый электродвигатель, состоящий из неподвижной и вращающейся частей, был изобретён в 1834 году физиком Борисом Якоби. Наиболее важным в его изобретении было открытие принципа беспрерывного вращательного движения. А патент на электродвигатель получил Томас Дэвенпорт в 1837 году.
Наркоз
Кто первым применил наркоз? На приоритет в области применения обезболивания при операции претендовали сразу несколько врачей по обе стороны океана. 16 октября 1846 года американский стоматолог-ортопед Томас Мортон провёл первую удачную операцию по удалению опухоли челюсти под наркозом. В России первым применил эфирный наркоз Фёдор Иноземцев при полостной операции 7 февраля 1847 года. А через неделю после него Николай Пирогов провёл свою операцию по удалению молочной железы у больной, страдавшей онкологическим заболеванием. И всё же именно Пирогова в России называют крёстным отцом наркоза. Благодаря его энергии эта новинка — обезболивание — в кратчайшие сроки стала неотъемлемой частью медицины. Уже летом 1847 года Пирогов вошёл в историю как первый врач, применивший эфирный наркоз на поле сражения. Во время полуторамесячной осады русской армией аула Салты он провёл около сотни операций с эфирным наркозом. А всего за свою врачебную деятельность сделал около десяти тысяч таких операций. Но о патентах при этом ему было думать некогда — ему важен был результат. Запатентовал же эфирный наркоз Томас Мортон.
Лампа накаливания
Русский электротехник Александр Лодыгин приступил к опытам с искусственным освещением в 1870 году. Он первым в мире предложил применять в лампах вольфрамовые нити и закручивать нить накаливания в форме спирали, а также откачивать из ламп воздух и наполнять их инертным газом. В 1872 году он подал патент на изобретение лампы накаливания, а к 1874 году запатентовал её более чем в десяти странах.
Павел Яблочков, пытаясь усовершенствовать дуговые лампы, применял для изоляции каолин (белую глину). Неожиданно обнаружилось, что при высокой температуре каолин электропроводен. Яблочков запатентовал изобретение в 1876 году во Франции, а затем продемонстрировал свою «электрическую свечу» в Лондоне, на выставке физических приборов. «Свеча Яблочкова» оказалась удобнее, проще и даже дешевле в эксплуатации, чем лампа Лодыгина.
Изобретение русских электротехников усовершенствовал потом американец Томас Эдисон. Но почему-то именно он считается в западном мире изобретателем электрической лампочки, хотя он всего лишь создал более-менее коммерчески успешный её образец. В общем, предприниматель победил изобретателей.
Водолазный скафандр
В 1871 году Александр Лодыгин разработал проект водолазного скафандра, в котором для дыхания должна использоваться газовая смесь из кислорода и водорода. Однако патент в 1878 году получил англичанин Генри Флюсе. Он считается изобретателем подводного аппарата с замкнутой схемой дыхания с использованием чистого кислорода.
Самолёт
Первый в мире самолёт на собственные средства сконструировал и построил русский моряк Александр Можайский. Он был испытан в 1882 году. По утверждению очевидцев испытаний, которые проходили в присутствии представителей военного ведомства Российской империи и Русского технического общества, отрыв аппарата Можайского от земли «имел место». Полёт длился несколько секунд, а самолёт пролетел более 100 саженей (почти 200 метров).
И лишь через двадцать лет после этого совершили устойчивый управляемый горизонтальный полёт на «Флайере-1» американцы Орвилл и Уилбур Райт. Но Можайский не смог запатентовать своё изобретение, а братья Райт патент получили.
Радиоприёмник
7 мая 1895 года Александр Попов впервые публично продемонстрировал приём и передачу радиосигналов на расстоянии. В 1896 году он передал первую в мире радиотелеграмму, в 1897-м установил возможность радиолокации при помощи беспроволочного телеграфа. Но патент на изобретение радио первым получил итальянец Гульельмо Маркони в 1896 году.
Лазер
Первый в мире лазер был создан в 1953-1954 годах советскими физиками Николаем Басовым и Александром Прохоровым. Параллельно с ними такую же разработку вели американцы Чарлз Таунс и Артур Шавлов. Эти «конкурирующие фирмы» поделили в 1964 году Нобелевскую премию по физике. Однако до этого именно Таунс и Шавлов подсуетились и 22 марта 1960 года получили патент, подтверждающий их право на изобретение оптического мазера, который сегодня мы называем просто лазером.
Николай МЕДВЕДЕВ
Источник:
Источник:
Комментарии (0)