То что нужно настоящему мужыку!

Сплав по реке Китой

Кито́й (бур. Хути гол) — река в Бурятии и Иркутской области России, левый приток Ангары.

По реке получила название ранненеолитическая китойская культура.

Длина — 316 км, площадь бассейна — 9190 км².

Образуется от слияния двух рек — Самарты и Улзыты, берущих начало на возвышенности Нуху-Дабан вблизи истоков Иркута. В Китой впадает 2009 рек и речек общей протяжённостью 5332 км.

Лёд на реке устанавливается во второй половине октября и сходит только в конце апреля — начале мая. Продолжительность ледостава 80—126 суток.

По мнению М. Н. Мельхеева название реки связано с древними племенами кетов (хетов).

По местной легенде название реки означает «Волчью пасть» на тофаларском или тунгусском наречии.

Самый крупный населённый пункт на Китое город Ангарск стоит близ места впадения реки в Ангару.

Самый верхний населённый пункт — метеостанция Дабады на левом берегу; на 60 км ниже — посёлок Октябрьский, ещё ниже — село Раздолье (напротив в устье Черемшанки стоит посёлок Большая Черемшанка. В самых верховьях Китоя, в Окинском районе Бурятии, на берегу реки Самарты, дающей при слиянии с рекой Улзыта начало Китою находится посёлок золотоискателей Самарта.

Туризм и спорт

Сплав по Китою сложен, некоторые препятствия относятся к высшей категории сложности.

Легендарным для многих спортсменов-водников стал каскад порогов Моткины Щёки (Мотькины щеки). Прохождение их вполне возможно, однако требует хорошей квалификации и надёжного прогноза погоды, иначе при подъёме воды многие пороги становятся практически непроходимыми, а пути обноса или выхода с маршрута — недоступными. В августе 2003 года при сплаве по реке погиб опытный турист М. И. Болгар.

Из достопримечательностей можно отметить т. н. Китойские пещеры, расположенные на левом берегу, примерно посередине между п. Октябрьский и с. Раздолье. Самой живописной из них является пещера Козий двор, которая представляет собой огромный провал. По легенде волки загоняли коз к краю обрыва, а затем подбирали трупы упавших в провал животных. Действительно, и сейчас ещё внизу Козьего двора можно найти черепа косуль.

ПРЕДСТАВЛЯЕМ ФОТОСЕССИЮ РЕКИ КИТОЙ ОТ СЕРГЕЯ ШИШКИНА (ЛЕТО - 2009)

(поход Команды Адмирала - или как они себя называют - КОМАНДА БАКЛАЖАНОВ)

река Китой

Пока Кочующие летом 2009г. отважно штурмовали Алтайские просторы, Адмирал со своей Командой матрасничали на этой прекрасной реке!

Но в принципе матрас нами не возбраняется - и вот фото этого похода выставляем у нас!

Алтайские горы несравненно выше Саян - поэтому в этой фотосессии горы не такие высокие и красивые как в наших фото по Алтаю - но благодаря мастерству Сергея Шишкина и Фотошопу - они становятся выше и красивее -

ЛЮБУЙТЕСЬ НА ЗДОРОВЬЕ!!!

Сплав по реке Китой

По местной легенде название реки обозначает «Волчья пасть» на тофаларском или тунгусском наречии. Бурят-монголы, заселившие эту местность позже, давали свои названия малым рекам (Китой-кин, Ахе-гол и.т.д.).

Сплав по реке Китой

(классная радуга, хотя на Алтае мы видели это зрелище намного ближе и ярче)

Сплав по Китою сложен, некоторые препятствия относится к шестой категории сложности. Легендарным для многих спортсменов-водников стал каскад порогов Моткины Щёки (иногда употребляется «Мотькины щеки»). Прохождение их вполне возможно, однако требует хорошей квалификации и надёжного прогноза погоды, иначе при подъёме воды многие пороги становятся практически непроходимыми, а пути обноса или выхода с маршрута — недоступными.

Из достопримечательностей можно отметить т. н. Китойские пещеры, расположенные на левом берегу примерно посередине между п. Октябрьский и с. Раздолье. Самой живописной из них является пещера Козий двор, которая представляет собой огромный провал. По легенде волки загоняли коз к краю обрыва, а затем подбирали трупы упавших в провал животных. Действительно, и сейчас еще внизу Козьего двора можно найти черепа косуль.

В долине реки Китой развита охота на пушного зверя (соболь, куница, белка и др.), а также на косулю (местные жители чаще называют ее просто «коза») и изюбря. Местные жители собирают и заготавливают ягоды — черника, брусника, голубица, жимолость, облепиха (особенно по берегам Китоя) и др.; грибы — рыжики, маслята, опята, грузди; а также черемшу (подвид дикого чеснока, идет в салаты в свежем виде, либо в засолку).

В долине Китоя разрабатывается несколько месторождений россыпного золота. Кроме этого, достаточно активно ведется рубка лесов, в основном сосны и березы. В меньших объемах добывается кедр, осина и лиственница.

река Китой

река Китой

В середине XX века Китой активно использовался, как транспортная магистраль для сплава леса. Сплав осуществлялся без участия людей, иногда массово, иногда в пакетах. Конечным пунктом сплава леса являлся лесообрабатывающий комбинат «Китойлес». К концу XX века сплав был признан нерентабельным и наносящим ущерб экологии, поэтому был прекращен, а переработка леса на мощностях «Китойлеса» упала до минимума.

Видны неплохие порожки на Китое - они, понятно, круче Мельничного порога на Юшуте, и опаснее порога Пистряч!!!

Но они ведь не круче Чулышманских порогов!!!

В статье использовалась информация про Китой из Википедии.

Лоция сплава по реке Китой

Река Китой (левый приток Ангары) расположена в Восточном
Саяне. Наиболее популярные варианты сплава:

1) от самых верховий Китоя - начиная от устья правого
притока Ара-Хонголдой (или еще выше) - до пос.Октябрьский;

2) от места слияния рек Ара-Ошей и Ара-Хубуты (в этом
случае первые 5км сплава проходят по правому притоку Ара-Ошею,
а затем маршрут продолжается уже по самому Китою) - до
Октябрьского.

Варианты отличаются тем, что в первом случае маршрут
проходит через короткие, но трудоемкие Верхние Щеки, а втором
случае нитка маршрута выходит на Китой чуть ниже Верхних Щек. С
технической точки зрения эти варианты имеют примерно одинаковую
сложность, но плюсом второго является возможность избежать
утомительного обноса водопада в Верхних Щеках и, наоборот,
возможность прыгнуть с большого водопада на Ара-Ошее. (На этот
очень красивый и высокий водопад я рекомендую обратить особое
внимание. Теоретические рассуждения о том, как этот водопад
проходить, смотри ниже).

Сам я сплавлялся по Китою дважды - в 1988г. на маленьком
каркасно-надувном каяке в компании двух катамаранов-четверок,
а в 1993г. на полиэтиленовой лодке вместе с еще четырьмя
каяками и двумя плотами. В 1988г. наш маршрут начинался на
Ара-Ошее, в 1993г. - на Китое выше Верхних Щек. При этом нам
довелось наблюдать низкий, средний, высокий и чрезвычайно
высокий уровень воды на реке; тридцатиградусную жару, грозы с
мощным градом, ливни, снегопады и прочие нетривиальные явления
природы. Таким образом, большую часть сообщаемой в данном
тексте информации могу подтвердить лично.

Варинты заброски на реку

* Варианты выхода на реку: *

Надо сказать, что лет 10-15 назад на Китой обычно выходили
пешком, перебираясь из долины Иркута через Тункинские Гольцы,
но после появления новых автодорог большинство групп,
по-видимому, заезжает на реку на машинах. Я постараюсь дать
представление обо всех вариантах заброски.

1) Пешая заброска.

1.1. (Проход через пер.Умтан-Дабан). Доехав на
поезде до станции Слюдянка, расположенной на берегу Байкала,
необходимо на рейсовом автобусе или попутке отправиться по
дороге Слюдянка-Култук-Монды.

Двигаясь по этой дороге, надо доехать до поселка Туран
(расстояние от Слюдянки - 200-220км), свернуть направо и затем
через Нилову Пустынь (Ниловку) добраться до поселка Хойтогол.
За Хойтоголом дорога вдоль реки Ихе-Ухгунь продолжается, как
минимум, еще 10-15 км.

Далее начинается хорошая пеше-конная тропа. (Сведения по
состоянию на 1983г. Возможно, что сейчас заезжают гораздо
дальше). Эта тропа сперва идет вдоль реки Ихе-Ухгунь, затем
сворачивает в долину ее левого (орографически) притока
Убур-Хонголдой и поднимается к перевалу Умтан-Дабан в
Тункинских Гольцах. Далее тропа спускается вдоль реки
Ара-Хонголдой и выходит к Китою примерно в 1км выше места
впадения Ара-Хонголдоя.

Общая длина пешей заброски при данном варианте - 40-50км.
Более подробное описание этой тропы можно посмотреть, например,
в водном отчете N4673 в библиотеке МГЦТК.

1.2. (Проход через пер.Хубуты). Автомобильный
подъезд такой же, как и в варианте 1.1. Однако на тропу,
ведущую через Тункинские Гольцы, надо сворачивать раньше -
через несколько километров после Ниловой Пустыни.

Нилова Пустынь - это небольшой поселок, представляющий
собой полудикий курорт с минеральными источниками. Поселок
находится на берегу речки Ихе-Ухгунь. Автодорога на Хойтогол
пересекает Нилову Пустынь и вскоре по мосту переходит на левый
(орографически) берег реки.

В 3-5км от моста, чуть не доходя до места впадения левого
(орографически) притока Убур-Хубуты, нужно свернуть с
хойтогольской дороги направо на грунтовую колею. Эта колея,
местами разветвляясь, идет вдоль Убур-Хубуты по направлению к
старым лесосекам, и на какой-нибудь мощной технике по ней можно
проехать еще километра четыре. У подножья лесистого хребтика
колея заканчивается и переходит в довольно набитую тропу.

Тропа поднимается траверсом на гребень хребтика и далее
идет по нему. Гребень поворачивает направо и постепенно
выполаживается. Местность становится более заболоченной. Время
от времени впереди по направлению движения четко
просматривается характерное понижение в Тункинских Гольцах -
это горный проход, ведущий перевалу Хубуты.

Если считать ходовое время от конца грунтовой колеи, то
примерно через 1,5 часа тропа выходит к капитальной развилке.
Правая тропа уходит к перевалу Шумак, левая - к перевалу Хубуты
(в месте раздвоения тропы могут быть соответствующие
указатели). Дополнительный ориентир - 2 озерка, которые
расположены рядом с развилкой. Тропа на Шумак уходит по
перемычке между озерками, а тропа на Хубуты оставляет озерки
справа.

Далее хубутинская тропа проходит по заболоченному месту,
ненадолго становится более грязной и временами ветвится, обходя
наиболее топкие понижения. Не более чем через 30 минут ходьбы
тропа спускается к р.Убур -Хубуты. Неподалеку от этого места
тропа втягивается в красивый лес из высоких лиственниц и кедров
и вскоре пересекает изгородь для скота. По этому лесу тропа
подходит к началу недлинного, но крутого взлета.

Подъем по серпантину - 20-40 минут. В конце крутого
подъема - граница леса, тут же расположены 2 летника. Тот, что
находится пониже, более просторен и удобен для ночлега (данные
88г.). Нижний летник стоит совсем рядом с живописным
каньончиком, в котором ручей Убур-Хубуты рушится вниз
несколькими высокими водопадами. От верхнего летника
открывается обширный вид на долину Иркута и западные склоны
Хамар-Дабана.

Выше летников тропа уходит в широкий горный проход с
крутыми бортами. Для группы с тяжелыми водными рюкзаками
переход через перевал Хубуты от одной границы леса до другой
потребует практически целого ходового дня. Поэтому перед
выходом на перевал лучше заночевать в летнике, откуда и
стартовать с утра с тем, чтобы наверняка успеть спуститься к
лесу до вечера.

Перевал Хубуты - некатегорийный, его высота - 2438м. От
летника до перевала тропа преодолевает около десятка крутых
взлетов, поэтому средняя крутизна подъема больше, чем на
предыдущем отрезке. Время перехода от летников до перевала -
3,5-4 ходовых часа. На подъеме тропа местами раздваивается и
теряется в болотистых луговинах.

На перевале расположено маленькое озерко, вода из которого
стекает сразу по обе стороны хребта.

Спуск до границы леса несложен и занимает примерно 1,5
часа. На этом отрезке тропа один раз пересекает ручей
Ара-Хубуты, образуя мелкий брод.

Дальнейший путь от границы леса до р.Ара-Ошей занимает 4-5
ходовых часов. При этом тропа дважды пересекает реку
Ара-Хубуты. Броды, в общем, несложные
- в сухую погоду только на последнем глубина выше колен. На
отрезке ниже последнего брода тропа идет по левому берегу и
становится несколько сложнее. Есть несколько развилок, при этом
лучше держаться верхних троп. На стрелке рр. Ара-Хубуты и
Ара-Ошей - очень хорошие стоянки, удобные для стапеля.

Другие подробности о переходе через перевал Хубуты,
включая карты и кроки, можно посмотреть, например, в водном
отчете МГЦТК N4275. (Замечу только, что в отчете 4275 местами
содержится сильная путаница по части истинного времени пеших
переходов. Кроме того, в год их похода траектория тропы на
отрезке вдоль Ара-Хубуты была гораздо сложнее. По-видимому, к
моменту нашего похода 88г. тропа пошла по более логичному и
простому пути).

Длина пешей заброски до Ара-Ошея - 40-45км. При наличии
тяжелых рюкзаков на переход приходится тратить 2,5-3 дня.

P.S. А вообще, речка Ара-Хубуты тоже является
вполне сплавной. В августе она выглядит вполне проходимой для
прочных каяков на нижних 8-10км. Причем моя оценка проходимости
относится к довольно низкому уровню воды. А что касается
высокой воды, то в свое время в "Ветре странствий" было
сообщение, что в 1988г. одна томская группа прошла нижние 5 км
реки аж на "честерах".

В то же время сложность сплава по Ара-Хубуты я могу
оценить только приблизительно. Там, где речка видна с тропы,
сплав по ней не выглядит особенно трудным. Категорийность самых
сложных виденных нами участков вряд ли превышает "тройку".
Однако общий характер местности позволяет предположить, что
ближе к устью на Ара-Хубуты могут быть каньонные сужения, где
вполне возможно наличие сложных порогов, непроходов и даже
небольших водопадов.

2) Автомобильная заброска

(сам не ездил, пересказываю то, что слышал и читал).
Сперва надо добраться до пос.Монды (260-280км от Слюдянки) и
затем отправиться в сторону Орлика. От дороги Монды - Орлик
необходимо свернуть направо к прииску Самарта. Поселок Самарта
находится на притоке (или одном из истоков) Китоя. (Кроме того,
судя по картам, еще до Самарты дорога должна несколько раз
пересекать различные притоки Китоя и (или) саму реку). От
Самарты уже возможно начинать сплав.

Скорее всего, основная дорога на Самарту должна идти вдоль
правого (орографически) берега верхнего Иркута и далее мимо
озера Ильчир. Во всяком случае на карте такая дорога, ведущая в
сторону поселков Зун-Холба и Самарта, обозначена. Говорят,
машины вроде ГАЗ-66 проезжают по этой дороге без проблем.

В то же время в этой местности вполне могут существовать и
другие (в том числе более короткие) дороги в верховья Китоя. Во
всяком случае, в 93г. я видел там очень накатанную колею,
которая шла по левому берегу Китоя со стороны верховий реки, а
затем уходила вверх по долине левого притока Саган-Сайр.
Правда, за 3 дня нашего пребывания в этом месте никто по дороге
не проехал.

Впрочем, ниже Саган-Сайра уже точно никаких дорог нет
почти до самого конца сплава.

3) Вертолетная заброска

В 1993г. вертолет за 1 час 20 минут довез нашу команду от
Иркутска до поляны, где река Саган-Сайр впадает в Китой (это
18-20 км выше Верхних Щек). В вертолет МИ-8 влезло 15 человек с
пятью полиэтиленовыми каяками, двумя плотами и всем прочим
необходимым снаряжением. Вероятно, в этот вертолет можно
запихнуть и еще больше груза (но не намного).

Вертолет летел по прямой от Иркутска к Китою, выходя на
реку где-то в районе метеостанции Дабады или чуть ниже. Далее
летчики вели вертолет вверх по долине реки и приземлились в
точке, которую мы сами указали.

В 93 году такое удовольствие стоило примерно 800 долларов
за рейс (в рублевом эквиваленте). Эта стоимость полета в оба
конца, т.е. двух часов сорока минут. Оплату можно было
производить как по безналу из Москвы, так и наличными на месте.

Сейчас езда на вертолете обходится гораздо дороже, но
точную цену можно установить, только позвонив в Иркутский
вертолетный отряд (см.приложение).

Следует, однако, помнить, что вертолеты летают, только
если уровень облачности на маршруте на 600м выше поверхности
земли. То есть, для Восточного Саяна это не менее 3500-3800м.
Поскольку погода летом в этом районе неустойчивая, можно
здорово проколоться со сроками, ожидая возможности вылета. В 93
году мы ждали летной погоды 2 дня. А параллельная группа,
желавшая вылететь на Оку, ждала несколько дней до нас и
продолжала ждать после, потому что в районе перевалов через
основные хребты облачность все еще была низкой. Слышал я также
рассказ о том, как в однажды Кырене (это по пути из Иркутска к
основным восточно-саянским рекам) народ ждал летной погоды не
то 9, не то 11 дней.

Впрочем, длительные периоды ясной солнечной погоды здесь
тоже бывают. Кому как повезет.

* Лоция реки Ара-Ошей *

(расход воды в августе - от 10 до 30 куб.м/сек):

С точки зрения пригодности для сплава Ара-Ошей следует
разбить на 2 отрезка:

1-й - от верховий до места впадения р.Ара-Хубуты (8-10км);

2-й - от Ара-Хубуты до Китоя (5 км).

1) На мой взгляд, выше стрелки с Ара-Хубуты Ара-Ошей
является чисто каячной речкой. На этом отрезке много очень
мелководных ступенек, узостей и, как минимум, один высокий
водопад. Поэтому, думаю, сплав на чем-то большом здесь будет
весьма трудоемким и достаточно бестолковым занятием. (Хотя,
если поймать высокую воду, можно, наверно, получить
удовольствие и от катамаранного сплава).

Вообще говоря, верховья Ара-Ошея довольно труднодоступны.
Но если каякеру удастся доставить лодку в верховья Ара-Ошея, он
будет весьма доволен, так как на речке явно должно быть много
интересного. Возможно, наиболее привлекательным препятствием
является большой водопад Ара-Ошея.

Водопад находится в 1-1,5км выше слияния Ара-Ошея и
Ара-Хубуты. (И, соответственно, в 6-6,5км от Китоя. То есть,
сплавляясь по самому Китою, можно без особого труда подойти к
водопаду, благо по левому (орографически) берегу Ара-Ошея идет
набитая тропа). В 1988г. я оценил высоту водопада в 5м, но
задним числом мне кажется, что вообще-то он повыше - эдак
метров 6 или 7.

Водопад находится в конце недлинного (метров 400)
каньончика, в котором есть всякие порожки. Однако, заход в сам
водопад вроде бы прямой и не особенно сложный. Отвесный слив
через двухметровую щель падает в глубокую спокойную лоханку.
Сразу за лоханкой расположена галечная отмель. При невысокой
воде глубина отмели не более, чем по колено, а течение совсем
слабое. Поэтому теоретически страхующий может расположиться
прямо посередине реки сразу за водопадом. За отмелью, если мне
не изменяет память, находится еще один двухметровый слив
средней сложности, а затем река выходит из каньончика и
становится совсем простой вплоть до Ара-Хубуты.

При низкой и средней воде водопад выглядит вполне
проходимым для каяков. При высокой же воде слив может оказаться
слишком мощным. Кроме того, конфигурация каньона за водопадом
такова, что при большой воде может образоваться достаточно
сильный обратный подсос под слив или в какой-либо из боковых
карманов. (В отчете МГЦТК N4853 описано, как брошенная в
водопад связка-бутерброд из двух пустых катамаранов угодила в
карман рядом со сливом и никак не могла оттуда выплыть до тех
пор, пока не лопнул один из баллонов).

Очень возможно, что с этого водопада, в отличие от
Эхе-Гольского, до сих пор никто не прыгал. Во всяком случае,
мне об этом ничего не известно. Сам я в 1988г., не имея
соответствующего опыта, прыгать не рискнул. А в 1993г., когда в
команде было кому исполнять такие прыжки, нас просто поджимало
время. И, хотя я и планировал подняться к водопаду от Китоя, от
этого намерения пришлось отказаться.

2) Второй отрезок реки известен гораздо лучше. Сплав по
Ара-Ошею обычно как раз начинают от места слияния с Ара-Хубуты,
где водность реки возрастает, как минимум, в полтора раза.

Даже при невысоком уровне воды Ара-Ошей ниже Ара-Хубуты
является вполне проходимым для больших катамаранов. Пожалуй,
плоты тоже смогут сплавиться. Не исключено, правда, что в
нескольких местах плот придется пропихивать в узкие проходы
между камней.

При высокой воде проблем с шириной проходов не возникнет
ни у кого. Более того, в паре-тройке мест мощность сливов может
возрасти настолько, что и большим судам мало не покажется.

N п/п (категория сложности, международная шкала)

Пр.1-4 (II...II+)

Начало практически сразу после впадения Ара-Хубуты. Шиверы
длиною 100-150м каждая. Разделены быстротоками по 20-30м. Валы,
камни, небольшие локальные сливы и бочки. При невысокой воде
много мелководных каменных гребенок. Смотреть необязательно
(особенно если судно прочное).

Пр.5 (II...II+)

В 30м от пр.4, сразу за левым поворотом. Шивера длиной
100-120м. Уклон чуть побольше, чем на предыдущих шиверах. В
центре - остров из валунов. Слева впадает маленький ручей
(Прижим-Гол?). В конце шиверы - прижимчик. Проход по левой
протоке. Можно не смотреть.

Пр.6 (II+)

В 20-30м после пр.5 за левым поворотом. Длина 80-100м.
Чуть более бурная шивера. Сначала горка, потом небольшие сливы
между густо насыпанных камней. Узкие проходы. В низкую воду в
конце мелковато, и можно с размаху сесть на острые камни,
поэтому разборным лодкам имеет смысл предварительно просмотреть
проходы.

Пр.7 (II+...III-)

После пр.6 короткий быстроток и левый поворот. За
поворотом порожек длиной 70-80м. Начинается мелкой шиверой,
затем крутая горка со сливами до 1м. В конце порога слева
расположена низкая скала. Практически без разрыва начинается
заход в пр.8.

Скалы постепенно подступают к реке, образуя
каньоноподобный участок. В начале этого отрезка расположено

Пр.8 (III)

Порог "Ворота". Длина около 150м. Начинается быстротоком
среди валунов. Потом воротца между низкими (1,5-2м) скалами.
Далее - скальный коридор со сливами по 0,5-1м между густо
натыканных полуобливных зубьев. Просмотр справа.

За левым поворотом начинается шивера, переходящая в пр.9.

Пр.9 (IV-...IV+)

Порог "Водопадный". Самое мощное препятствие на нижнем
Ара-Ошее. Длина - 150м. Начинается шиверой с большим
количеством обливных камней и локальных бочек. Шивера
заканчивается водопадным сливом в скальном сужении. Высота
слива - 1,8-2м.

В правой части русла слив образует неприятный котел,
поэтому прыгать лучше у левого берега. При этом, чтобы зайти в
слив точно под левым берегом, надо довольно интенсивно
поработать на шивере. За сливом короткий улов, затем еще один
небольшой слив, и далее 50-70м быстротока в невысоком скальном
коридоре.

По всей видимости, при высокой воде порог заметно
усложняется. И заходная шивера, и сам слив должны становиться
существенно мощнее. Бочка за сливом неминуемо станет жестче,
будет гораздо сильнее тормозить суда и, вероятно, вполне сможет
поставить на кормовую свечу как каяки, так и небольшие
катамараны. Более того, конфигурация отрезка (сужение русла в
10-15м за основным сливом) такова, что при большой воде суда
может очень сильно затягивать назад под слив.

Впрочем, надежную страховку на этом пороге установить
нетрудно. Просмотр порога более удобен справа.

Каяк на заходе в слив порога "Водопадный".

Фото С.Пятенко. 1988г.

Пр.10 (III...IV-)

Порог "Гребенка". Описанный выше быстроток в скальном
коридоре заканчивается очередным водопадным сливом через
каменную гряду. Высота слива - 1-1,2м. Заход в слив несложен,
но его, пожалуй, следует предварительно просмотреть, чтобы не
зацепить один из многочисленных камней.

Пр.11 (III)

Через 150м быстротока расположена короткая шивера со
сливами, похожая на "Гребенку".

Пр.12 (III+...IV)

Еще через несколько десятков метров расположена
"Поворотная шивера". Общая длина 100-150м. Просмотр справа. В
лоциях этот порог принято разбивать на 2 ступени.

В первой ступени вода идет через несколько гряд, образуя
невысокие сливы между многочисленных камней. Проходы через
гряды довольно узки, поэтому даже каяку придется сильно
покрутиться между камнями. Общая длина ступени
- 30-50м.

После короткого быстротока на крутом левом повороте
расположена 2- я ступень. Сразу за поворотом река крутым
водоскатом переливается через каменный завал (перепад 1-1,5м).

При низкой воде перепрыгнуть через этот завал весьма
затруднительно. Большие надувные суда, как правило, застревают
на камнях и вынуждены спихиваться. Прочный каяк, который не
боится сильных ударов о камни, проход себе, конечно, найдет.
Однако для разборных лодок риск получить серьезное повреждение
слишком велик, и я советую обнести метров 5 до чистого желоба
под правым берегом.

В высокую воду вторая ступень должна стать более бурной,
но одновременно, думаю, проще для прохождения. Большинство
камней окажется залито, а справа и слева должны открыться
более-менее чистые проходы.

Пр.13 (III...III+)

Порог "Форточка". Находится в 30-40м после пр.12.
Начинается 150-метровой шиверой с большим количеством камней,
локальных сливчиков и бочек. Затем река проходит через
4-метровое сужение. В щели может прижать к береговым камням.

Затем после короткого (30-40м) плеса расположена
20-метровая крутая горка, утыканная острыми зубьями. (В 1988г.
в эту горку упали свежие обломки скалы и были явные признаки
того, что такое событие может часто повторяться). Думаю, что
как и на предыдущем пороге, более высокий уровень воды скорее
облегчает прохождение, особенно для непрочных судов.

Просмотр опять-таки более удобен справа.

Через 30-40м после пр.13 река поворачивает влево. На
следующих 100 метрах расположены 2 небольших слива, после чего
справа впадает ручей Яман-Гол. Здесь долина реки снова
расширяется, а сама река сильно упрощается.

Пр.14-18 (I...II)

Мелководные шиверы вплоть до устья Ара-Ошея. Общая длина
отрезка - 1,5-2км. Смотреть не надо. На обоих берегах есть
хорошие стоянки.

Ара-Ошей впадает в Китой перед 20-м препятствием из
китойской лоции (китойские пороги имеют собственную нумерацию).
В месте слияния рек расход воды в Китое в 3-4 раза больше, чем
в Ара-Ошее.

* Лоция реки Китой. *

Первопроходцы, считавшие препятствия Китоя, не включили в
нумерацию ряд не пройденных ими порогов. Однако номера,
присвоенные ими остальным порогам, настолько укоренились в
общественном мнении (во всяком случае, в Москве), что нет
никакого смысла их менять. А "неучтенные" пороги будут иметь в
данной лоции отдельные обозначения.

Традиционная лоция начинается от устья реки Хонголдой
(Ара-Хонголдой). Однако, после того как появились автодороги,
ведущие к самым верховьям Китоя, многие группы начали
стартовать значительно выше Хонголдоя.

Как говорят, наиболее серьезным препятствием на отрезке до
Хонголдоя является каньонное сужение, называемое Первыми
Щеками. (Первые Щеки являются самым верхним каньоном на реке.
Но поскольку второй каньон Китоя был найден значительно раньше,
название Верхние Щеки досталось именно ему)

Мне про Первые Щеки рассказывал один каякер из
Подмосковья. Он сообщил, что в этих Щеках есть какие-то
достаточно сложные сливы и ступени, которые он обнес. Впрочем,
для парня это был чуть ли не первый каячный поход, и сам он
характеризовал свою квалификацию на тот момент как не очень
высокую. Так что истинную степень проходимости порогов в Первых
Щеках с его слов оценить трудно. Допускаю, что на самом деле
каньон Первых Щек достаточно прост.

Участок от устья р.Хонголдой до Верхних Щек

(пр.1...пр.19).

Длина участка - 31...35км (р.Хонголдой-р.Саган-Сайр -
12...13км, р.Саган-Сайр
-р.Жерга - 6...7км, р.Жерга-В.Щеки - 13...15км). Средний уклон - 5 м/км.
Расход - 15...30 куб.м/сек.

Категорийность подавляющего большинства препятствий на
данном отрезке (от пр.1 до пр.19) колеблется между I и II+.
Поэтому просматривать препятствия на этом участке, вообще
говоря, не обязательно. Единственной исключение
- вторая половина порога N19. Ее стоит просмотреть прежде всего
для того, чтобы ненароком не улететь в водопад в Верхних Щеках.

Четких привязок у препятствий на данном участке нет.
Поэтому в роли основных ориентиров выступают крупные притоки
Саган-Сайр (левый) и Жерга (правый).

На отрезке от Хонголдоя до Саган-Сайра много мелких
каменистых перекатов шкуродерного типа, которые в малую воду
могут основательно подпортить настроение большим судам,
заставляя экипажи заниматься частыми проводками. Впрочем,
кое-где в сужениях встречаются и шиверки с заметными валиками и
небольшими бочками, на которых можно немного покататься.

После впадения Саган-Сайра русло Китоя сужается, и река
становится несколько интереснее. Однако, из довольно
однообразных препятствий можно выделить только порог N5,
который при высокой воде, пожалуй, тянет на "тройку".

Порог N5 (II+..III)

Порог находится в 2-3 км ниже устья Саган-Сайра и


начинается за левым поворотом. Сразу за поворотом на прямом
участке расположена достаточно волнистая шивера длиной около
200м. В конце участка имеется небольшое скальное сужение.
Выступ скалы левого берега образует весьма мощный слив, который
перегораживает почти всю реку. У левого берега высота слива
достигает полутора метров, однако в самой правой части русла
есть чистый гладкий язык. Сразу за сливом небольшой плес.

Структура порога легко читается с наплыва, поэтому
смотреть его необязательно. В то же время стоит помнить, что
бочка за основным сливом довольно противная и может преподнести
сюрприз. В частности, в 1993 г. она на моих глазах на "раз-два"
опрокинула такого неслабого каякера как Франц Бургемайстер ,
который решил ее не объезжать.

Далее до устья р.Жерга на реке имеются еще несколько
заметных шиверок с валами, прижимчиками, отдельными камнями и
бочками в русле.

После впадения Жерги Китой опять течет шире и,
соответственно, снова упрощается.

Основным содержанием сплава на некоторое время становится
ожидание Верхних Щек. Отчетливых ориентиров на реке нет, и
поэтому все время приходится гадать, где именно ты находишься.
Проблема же заключается в том, что в районе Щек совсем туго с
нормальными стоянками. В Щеках любая группа потратит, как
минимум, несколько часов на осмотр водопада, поиск путей обноса
и доставку своего груза до какой-нибудь приемлемой стоянки. Так
что всю эту операцию лучше затевать с утра, заночевав
где-нибудь повыше порога N19.

Въехав в этот порог, сразу его узнаешь, однако ближайшие
нормальные стоянки встретятся уже только далеко за водопадом.
Поэтому тем, кто не хочет скакать по скалам в темноте или
ночевать на камнях, лучше не ломиться в 19-й порог под вечер.

Порог N19 (II+..III)

Перед Верхними Щеками река постепенно сжимается горами.
Порог N19 находится как раз в том месте, где Китой начинает
углубляться в скальный коридор каньона, причем в конце порога
скалы по обоим берегам уже достигают высоты в несколько метров.
Вход в порог расположен за правым поворотом. Общая длина
препятствия - более 1км. На протяжении всего порога, вплоть до
самого водопада, русло реки плавно поворачивает вправо.

Уклон реки заметно возрастает по сравнению с предыдущим
отрезком (хотя, на самом деле, падение реки в пороге невелико -
меньше 10м/км). В русле много надводных камней, обливняков,
локальных бочек (приятное, кстати, место для каячного катания).

Первая половина порога (которую смотреть не надо),
заканчивается на локальном правом повороте коротеньким
быстротоком. На левом берегу в этом месте расположена небольшая
крупногалечная отмель. Здесь, пожалуй, стоит высадиться и
сбегать посмотреть, где же находится водопад.

А находится он недалеко - в нескольких сотнях метров
впереди. Но эти метры вполне можно плыть, так как порог сложнее
не становится. Лишь последняя перед водопадом горка падает
весьма круто и бурно.

Горка заканчивается метрах в 60-80 от входного водопадного
слива, а за ней расположен быстроток, который позволяет
более-менее нормально приставать к берегу. Однако, большие суда
предпочитают тормозиться выше, чтобы избежать панической чалки
перед самым сливом, тем более что подходы к воде в этом месте
уже весьма сложны из-за крутизны береговых скал. Каяк же может
пройти горку без особого риска (хотя, конечно, не владея
эскимосским переворотом, туда лучше не соваться - уплыть в
водопад из этого места очень просто).

Водопад в Верхних Щеках (I ступень: непроход; II
ступень: VI...непроход)

Общая длина Верхних Щек ниже водопада - 4-5км, из которых
2-2,5км представляют собой технически сложный отрезок.

В начале Верхних Щек Китой прорезает скальный монолит и
образует двухступенчатый водопад. (При этом наклонная скала
левого берега над водопадом вся покрыта глубокими расселинами,
и поэтому создается полное впечатление, что вскоре она тоже
рухнет в водопад, перекроив всю его структуру).

В первой ступени вся река после гладенького быстротока
разом рушится в узкую щель шириной не более 2-2,5м. Сперва вода
падает почти отвесно, а затем переходит во вспененный водоскат
крутизной в 25-30 градусов. При этом слив водопада и косой, и
изогнутый одновременно, в результате чего на протяжении всего
своего пути струя с силой бьется о правобережную скалу. В конце
слива вода налетает на скальный контрфорс правого берега и
резко поворачивает налево.

Общий перепад на первой ступени примерно 4м. Сразу за
сливом расположен плес-быстроток длиною метров 50-60.

После плеса находится 2-я ступень. У правого берега река
завалена крупными скальными обломками, сквозь которые вода
льется тонкими струями (хотя в высокую воду здесь, возможно,
есть проход нормальной ширины и глубины).

Эти обломки отжимают струю влево, где она после очень
короткой разгонной горки перелетает через огромный обливной
валун в центре русла. Совсем слева часть струи огибает валун и
влетает в забитый пеной карман под отрицательной береговой
скалой. Вода, идущая через валун, частью падает в пенную яму за
сливом, частью попадает в тот же карман. После этого
значительная часть струи отражается от левобережной скалы и
образует внушительный навал уже на противоположный берег.

Общий перепад на ступени - 3-3,5м. Сразу за ступенью -
снова простой участок длиной метров 100-200.

Что касается возможности прохождения водопада, то мой
знакомый плотовик Саша Лебедев по этому поводу сказал: "1-я
ступень - это теоретический непроход, а 2-я - практический".

И в самом деле, можно представить, как некто на каяке
(катамаране, плоту) прыгает в щель входного слива, где в
криволинейном пенном месиве его с вероятностью в 97%
переворачивает (скручивает в морской узел). И все бы ладно, да
нет никаких гарантий, что клиента со всего маху не шарахнет
головой о скальные выступы правого берега.

(Впрочем, от Максима Васильева я слышал легенду о том, как
двое мужичков на маленьком плотике по ошибке свалились в
водопад, где их, разумеется, замесило. Тем не менее, они вполне
благополучно вылезли на берег за сливом).

А вот прохождение 2-й ступени не выглядит абсолютно
фатальным. Представляется, что каяк (а может и большое судно)
имеет возможность прострелить струю, прыгнуть через валун в
пенную яму и вынырнуть из последней в спокойную воду.

Основной криминал 2-й ступени заключается в левобережном
кармане под скалой, куда попадает большая часть воды. Карман
забит вспененной водой, уровень которой вдобавок ниже уровня
окружающих струй. Так что, попав в карман, можно остаться там
надолго. Водрузить страховку в районе кармана тоже нереально -
мешает нависающая скала.

Насколько уверенно можно пересечь мощную струю и уйти от
кармана, остается только гадать. Во всяком случае, мы в 93г.
проходить ступень не рискнули и начали обсуждать возможности ее
прохождения, только обнеся лодки за слив.

Обнос водопада.

Это отдельное мероприятие. Сразу хочу сказать, что
обносить водопад гораздо проще обносить по ПРАВОМУ берегу, а
хорошая стоянка в Щеках есть только на ЛЕВОМ берегу. Так что
наиболее разумный план действий заключается в том, что сначала
надо занести барахло на стоянку по левому берегу (800-1000м
ниже водопада), а после перечалиться на правый берег и обнести
суда. Тот, кто сделает по-другому, сильно осложнит себе жизнь.

(Наша группа эту ошибку совершила и долго корячилась,
разбирая плоты, обнося их по левому берегу, спуская на веревках
вниз и снова собирая. Все это безобразие заняло 2 дня).

Длина обноса судов по правому берегу не превышает
200-250м. Выход на берег перед водопадом и спуск к воде после
него достаточно просты. Тропа обноса вполне сносная и
достаточно широкая для того, чтобы пронести по ней
неразобранные катамараны и даже плоты. Над второй ступенью есть
даже сиротская площадочка, на которую в крайнем случае можно
воткнуть палатки для ночлега.

Тропа левого берега более капитальна, так как именно по
ней обычно обносят Верхние Щеки. Но если группа хочет обнести
только водопад, то сперва ей придется поверху обходить большую
скалу, а потом спускать суда к воде на веревках по очень
крутому и высокому склону. Кроме того, чтобы протащить большие
катамараны и плоты по заросшему деревьями склону, при обносе их
придется разобрать.

Порог I Верхних Щек (V-...V)

Сплав можно начать сразу за сливом 2-й ступени водопада.
Порог начинается через 100-150м.

Хотя каньон в этом месте уже достаточно глубокий,
осмотреть (а при желании и частично обнести) порог вполне можно
с правого берега. Начальная часть порога, длина которой
150-200м, находится на прямом участке. На этом отрезке основная
струя идет вдоль левого берега, образуя 3-4 слива с мощными
бочками, один из которых имеет высоту больше метра. В струе
много надводных и обливных камней.

Проход вдоль правого берега более извилист, но сливы здесь
менее мощные, так что для каяка проще использовать этот
вариант.

Один из сливов порога I. Фото Э.Терча (E.Tertsch). 1993г.

На конечном отрезке (30м) река делает очень крутой зигзаг,
поворачивая сперва на 90 градусов влево и тут же на 90 градусов
вправо. Здесь основная струя уходит под правый берег,
разгоняется и делает крутой поворот налево, образуя трек. На
повороте в струе стоят 3-4 жестких вала, после которых почти
вся вода сваливается в прямой мощный слив высотой 2-2,5м. Сразу
за сливом река поворачивает вправо, образуя прижим, и
успокаивается, входя в скальный коридор с высокими отвесными
стенами.

(Наши плоты в 93г. прошли порог без проблем, а каяки
обнесли выходной слив. Почему-то нашему лидеру Роберту Крендлю
показалось, что за сливом мелко, и что поэтому туда нырять не
стоит. Мы постеснялись ему возражать и прыгали в реку с
береговой скалы за сливом. Но на самом деле слив вполне
проходимый. В 92г., например, немецкие каяки там прыгали. Да и
сбоку от слива есть щелка попроще, через которую тоже вполне
можно проскочить).

Заключительный слив порога I.

---------------------------------------------------------------
From: Vladimir Gavrilov (vladgavrilov@yahoo.com)

На снимке Jonas Nocker. Вторым за ним прыгал Victor Klaus. Фото сделал Юра
Болгарин. Экспедицию на Китой для Йонаса Нокера организовала группа рижского
клуба "Амата" Высота вертикального водопада ровно 15 м. Ее промерили по
слайду, на котором каяк "пиранья" расположен строго вертикально. Йонас
довольно известный "экспедиционный" каякер из Дуисбурга. (Венесуела,
Замбия, Эфиопия, Папуа-Новая Гвинея, Малави, три экспедиции в б.СССР: Китой,
Кекемерен, и Белая на Кавказе. Все три раза его сопровождала моя группа из
клуба Амата из Риги. ) Он прекрасный фотограф и его фото публиковались во
многих изданиях.
---------------------------------------------------------------

В 200-300м ниже порога I на левом берегу в 4-5м над водой
расположена скальная площадка, на которой находится
единственная хорошая в Верхних Щеках стоянка.

Напротив площадки реку пересекает гряда скальных обломков,
образующая довольно бурный сливчик высотой с метр. За сливом
стоит несколько валов, после чего река снова успокаивается.

Начиная примерно с этого места каньон превращается в
просто ущелье с крутыми и очень высокими берегами. От площадки
до следующего порога - несколько сотен (если не ошибаюсь)
метров относительно простой воды.

Порог II Верхних Щек (IV-...IV)

Длина порога 400-500м. В пороге река растекается среди
большого количества крупных надводных камней и обливняков,
образуя многочисленные и местами довольно запутанные проходы.
Уклон в пороге весьма значителен, поэтому при сплаве приходится
преодолевать множество сливов, часть из которых достигает
метровой высоты.

Для каякеров основная дилемма в пороге - либо идти по
главной струе, борясь с мощными и жесткими бочками, либо
пробираться между камней, рискуя не вывернуть где-нибудь в
узком проходе. Разумнее делать, пожалуй, первое. А в целом
порог лучше все же предварительно просмотреть.

Хотя после порога II ущелье Верхних Щек продолжается еще
2-3км, река сильно упрощается. Ниже порога встречаются только
шиверки со сложностью не выше второй категории.

(В целом следует учесть, что приведенное выше описание Щек
сделано для среднего уровня воды. При высокой воде, что для
дождливой долины Китоя не редкость, Верхние Щеки должны очень
существенно усложниться).

Участок от Верхних Щек до Моткиных Щек (пр.20...пр.40).

Длина участка - 38...43км (конец В.Щек - р.Горлык-Гол -
18...19км; р.Горлык-Гол
- р.Хунде-Гол - 9...11км; р.Хунде-Гол - Моткины Щеки -
11...13км). Уклон
- от 4,8 до 10,1 м/км. Расход - 30...80 куб.м/сек.

От окончания Верхних Щек до устья Ара-Ошея совсем недалеко
- ну, максимум, километр. Сколь-нибудь сложных препятствий на
этом отрезке нет.

Ара-Ошей заметно добавляет воды, однако после его впадения
характер Китоя в целом не меняется. На поворотах русла
расположены простые шиверки с невысокими стоячими валами,
отдельными камнями и небольшими бочками. В низкую воду шиверы
местами мелковаты. После нескольких таких шивер, примерно в
1,5км ниже устья Ара-Ошея река довольно неожиданно образует
короткий, но весьма бурный порог.

Порог N20 (III-...III)

Заход в порог плохо угадывается с наплыва, поскольку
характер долины перед порогом не меняется - низкие берега,
протоки, галечные отмели, сужений русла не просматривается. В
качестве ориентиров начала порога (не очень отчетливых) можно
упомянуть невысокую правобережную скалу на слабо выраженном
левом повороте и заметный перегиб поверхности воды,
свидетельствующий о более крутом падении реки. Общая длина
порога 60-80м.

В пороге вода образует крутую горку с высокими валами и
довольно мощными локальными бочками. В правой части русла вода
образует достаточно сильный навал на скалу, слева имеются
простые проходы по гладким языкам.

В принципе, прохождение порога сходу не представляет
трудностей. Однако я рекомендую тормознуться около него,
поскольку благодаря сильно вспененной воде и высоким валам
порог очень фотогеничен.

Далее на протяжении 8-9км следуют шиверы не сложнее 2-ой
категории сложности, среди которых старые лоции выделяют
препятствия 21 и 22 (одно почти сразу после 20-го порога,
другое - в конце отрезка). Но, если честно, опознать их среди
других таких же дохлых шивер можно только при наличии большой
фантазии.

Затем долина реки сужается, и шиверы становятся несколько
интереснее. Этот участок имеет длину 5-6км и носит название
Горлык-Гольского каскада. Каскад начинается
шиверой-порожком N23, расположенной в двух протоках, огибающих
большой и круглый галечный остров. После этого порожка река
втягивается в живописный коридор, сложенный невысокими скалами.
В Горлык-Гольском каскаде есть еще 5-7 шивер и порожков
(пр.24-28), много красивых и больших надводных и подводных
камней, отдельные бочки, валы, сливчики, прижимы и даже
небольшие поганки.

Но несмотря на звучное название, этот каскад прост. Даже в
высокую воду в нем не должно быть ничего сложнее "тройки с
плюсом". В низкую же и среднюю воду потолок сложности здесь -
"III-". Все препятствия без проблем идутся сходу, и если тут
нужны остановки, то только для фотои киносъемки. Впрочем, в
каскаде есть неплохие места для катания, да и вообще плыть
здесь повеселее.

Горлык-Гольский каскад постепенно упрощается и сходит на
нет. После каскада долина реки опять расширяется, уклон падает,
и сплав снова становится совсем простым. Через пару километров
слева впадает р. Горлык-Гол.

(Горлык-Гол тоже вполне сплавная речка. В июле и
даже августе в ней вполне достаточно воды, чтобы идти не только
на каяках, но и катамаранах. По крайней мере из двух источников
я слышал про группы, которые сплавлялись по Горлык-Голу. Но, к
сожалению, никаких подробностей о реке не знаю. Слышал только
от пешеходников, что сравнительно недалеко от места впадения в
Китой на Горлык-Голе есть красивый водопад).

За устьем Горлык-Гола река остается простой. На протяжении
7-9 километров на Китое встречаются только мелководные шиверы и
перекаты со сложностью не выше "двойки" с минусом.

В какой-то момент долина реки быстро сужается, и
препятствия становятся существенно мощнее и красивее. Это
начало Хунде-Гольского каскада
(пр.29-34).

Каскад состоит из серии довольно интересных порожков и
шивер. Уклон на них не очень велик (7-10 м/км), зато в русле
много крупных скальных обломков и довольно мощных локальных
бочек. В целом Хунде-Гольский каскад, может быть, чуть сложнее
предыдущего - Горлык-Гольского, но, тем не менее,
квалифицированной группе нет необходимости его просматривать.
Максимальная сложность препятствий отрезка - III-...III. Общая
длина Хунде-Гольского каскада - 5-6км. В начале этого отрезка
препятствия несколько сложнее и идут погуще.

Хунде-Гол впадает в Китой слева после 30-го препятствия.

(Хунде-Гол - речка маленькая. В августе для сплава
она, в общем, непригодна. В том числе и для каяков. Однако я
видел ее из вертолета, когда в ней после дождевого паводка было
достаточно много воды.

Смотрелось это потрясающе. Как минимум, на протяжении
заключительных 3-4 километров Хунде-Гол - крутопадающая речка
альпийского типа. Водопадные ступени следуют одна за другой,
формируя, по моей визуальной оценке, уклон где-то в 60-80 м/км
(а то и больше). Совсем недалеко от устья был виден красивый
водопад высотой метров 5 и вроде бы проходимый.

В общем, я думаю, что в июне-июле по Хунде-Голу можно
осуществить совершенно феерический (хотя и короткий) каячный
сплав).

После того, как Хунде-Гольский каскад сходит на нет, Китой
как бы упирается в невысокий лесистый хребтик. Река огибает
этот хребтик справа, а затем снова поворачивает налево, образуя
подкову длиной километра в два. Подкова завершается длинным
пологим поворотом вправо.

В конце поворота начинается порог N35, который открывает
серию несколько более сложных препятствий.

Порог N35 (III-...III+)

Порог имеет длину 200-300м. Правый берег сложен скалами,
левый - крупновалунной осыпью. (Такой пейзаж, кстати, весьма
типичен для порогов Китоя). Просмотр (необязательный) - с
левого берега.

На ключевом отрезке порога русло сужается до 8-10м, и в
этом сужении лежит несколько крупных скальных обломков,
образующих красивые узкие проходы с достаточно большими валами
и бочками. Однако уклон в пороге не очень велик, поэтому его
прохождение в низкую и среднюю воду особых сложностей не
представляет. В очень высокую воду в пороге, в принципе, могут
образовываться совсем большие бочки, но, думается, и обойти их
тоже становится легче.

Далее на реке расположены 3-4 достаточно мощных шиверы с
высокими валами, камнями в русле и локальными бочками. Первая
из этих шивер во многих лоциях называется порогом N36.
Сложность шивер не выше "тройки с минусом", так что
просматривать их не надо.

Суммарное расстояние от порога 35 до порога 37 - 2-3км.
Последняя перед 37-м порогом шивера длиной 200-300м расположена
на левом повороте. Эта шивера весьма бурная и отделена от
порога несколькими десятками метров быстротока.

Порог N37(III)

Порог находится на пологом правом повороте реки. Уклон в
этом месте возрастает, и по всей ширине реки стоят довольно
высокие (1-1,5м) валы. В конце порога имеется легкий навал на
невысокую скалу левого берега. На левом же берегу недалеко от
воды расположена мемориальная табличка. Общая длина отрезка с
валами - 200-300м.

Кроме валов и локальных бочек средней жесткости в пороге,
в сущности, ничего нет. Поэтому просматривать его
необязательно. Если кто -то все же захочет здесь тормознуться,
то для осмотра и фотосъемки вполне подойдут оба берега.

Препятствие 38 представляет собой простую шиверу,
расположенную почти сразу за 37-м порогом. Не более чем через
пару сотен метров от пр.38 на правом повороте находится вход в
порог N39.

Порог N39 (IV-...IV)

Сам порог расположен на короткой крутой дуге,
поворачивающей влево. Левый берег порога образован
крупногалечной отмелью. Справа расположена скала с выступами,
образующими карманы. Из узкой расщелины этой скалы напротив
основного слива в порог впадает ручей.

Порог начинается крутопадающей и волнистой шиверой.
Основная струя сильно разгоняется и весьма интенсивно
сбрасывает суда в прижим у скалы правого берега.

Сразу за прижимом струя доворачивает влево и падает в
мощную бочку поперек всей реки. Бочка ощутимо придерживает
каяки, а в высокую воду вполне может тормознуть и более крупные
суда. За бочкой порог кончается.

Его общая длина 80-100м. Просмотр - с левого берега.

Слив порога N39. Фото из Kanu Life.

Через 100-150м после порога 39 расположен еще один
несложный порожек под номером 40. Длина 40-го порога -
250-300м. Уклон невелик. В русле есть крупные камни, валы,
локальные сливы и бочки средней мощности. Просмотр
необязателен.

От порога N40 хорошо видны 2 вертикальные скалы, стоящие
на обоих берегах почти друг напротив друга. Эти скальные
ворота, которые невозможно спутать ни с чем, представляют собой
вход в знаменитые Моткины Щеки.

(Свою славу Моткины Щеки приобрели в 70-80-ые годы, когда
Китой стал классической плотовой рекой. В журнале "Юность" был
даже опубликован очерк про спортивный сплав по Китою, где
центром повествования стал переворот плота где-то в Моткиных
Щеках. Из этого очерка я помню сюрреалистические рассуждения
некоего плотового лоцмана о том, что: плот переворачивается
медленно, и потому в процессе переворота обычно есть
возможность перешагнуть с одной поверхности плота на другую и,
благодаря этому, не промокнуть. Честно говоря, я до сих пор
смутно представляю, как же все-таки это делается. Все
перевороты плотов и катамаранов, которые я до сих пор видел,
происходили до обидного быстро.

Видимо, Китой действительно производил очень сильное
впечатление на первопроходцев и способствовал несколько
неадекватному восприятию действительности. С тех пор, наверно,
в практике прохождения Моткиных Щек и утвердились 2 крайности.
Их либо обносят почти целиком, либо ломятся по ним без должной
аккуратности.

Последнее нередко приводит к серьезным авариям. Самая
крупная катастрофа произошла здесь в 1992г. Плот с командой из
какого-то башкирского городка, попав на высокую воду,
опрокинулся где-то в районе порога-водопада (ПВ). Утонуло 5
человек из 6. Шестой человек был настолько шокирован, что не
помнит, где, собственно, случился переворот. Эту историю нам
рассказали ребята, вешавшие мемориальную табличку. Табличка
висит перед устьем Моткин-Гола, потому что, кажется, у этого
места было найдено одно или два тела.

Однако на самом деле каньон Моткиных Щек не является
запредельно сложным. Вопрос его прохождения или непрохождения
зависит прежде всего от уровня воды.

В низкую и среднюю воду большая часть Моткиных Щек вполне
доступна для любой аккуратной группы с пятерочным опытом.
Проблемным в этих условиях является только порог-водопад
(который уверенно тянет на "шестерку" по международной шкале).
Если группа не очень уверена в себе, она может также обнести
пороги 45-46, 49 и 64. Остальные препятствия, на мой взгляд,
попроще и криминальных ситуаций создавать не должны.

При не очень высокой воде между порогами Моткиных Щек
почти всегда есть достаточно длинные плесы и быстротоки, на
которых нетрудно организовать хорошую страховку. Просмотры и
обносы хотя порой и очень трудоемки, но всегда возможны.

С другой стороны, Китой славен своими дождевыми паводками,
которые особенно сильно сказываются в узком каньоне Щек. Подъем
уровня воды на два, три и даже 4-5 метров здесь вовсе не
редкость. Причем обычно для этого достаточно всего нескольких
часов. При очень высокой воде все сливы и бочки становятся
принципиально мощнее, плесы исчезают напрочь, и весь каньон
может превратиться в один сплошной порог, страховку на котором
организовать практически невозможно. В этих условиях желательно
трезво оценить свои возможности. Даже очень сильной группе
лучше переждать паводок (или вовсе обнести участок до
Моткин-Гола).

При просто высокой воде Моткины Щеки тоже, в общем,
идутся. Но это уже превращается в занятие только для очень
квалифицированных групп, способных свести вероятность
переворотов к минимуму (поскольку все виды страховки будут
заведомо малонадежными).

В целом, про Моткины Щеки я могу сказать так: если вода
невысокая - идите в них уверенно; если вода высокая -
задумайтесь, а какая у вас на самом деле квалификация; если это
паводок, выкрашивающий зеленовато-голубую воду Китоя в
коричневый цвет, - поиграйте пока в преферанс на берегу и
разведуйте на всякий случай тропу обноса).

Общая длина Моткиных Щек - 18-20км
(пр.41...пр.89). Длина наиболее сложного отрезка
(пр.41...пр.65) - 10-12км. Уклон - от 10,8 до 19,8 м/км.

Хороших стоянок около самой реки в Щеках мало (я помню
только четыре: за порогом 41 на левом берегу, между порогами 47
и 48 - на левом берегу, у порога 64 - на левом берегу, за
порогом 80 - на правом берегу). Впрочем, есть еще места, где
хотя и без комфорта, но вполне можно переночевать. В крайнем
случае для ночлега всегда можно вылезти наверх на полки,
которые расположены над каньоном.

В то же время при выборе стоянок надо помнить о частых в
этой местности внезапных подъемах воды, а также о камнепадах,
которые могут сходить с крутых склонов во время обильных
дождей.

Пороги Моткиных Щек начинаются практически сразу за
скальными воротами. В этом месте Китой слегка поворачивает
направо и довольно широко растекается, образуя плес. У левого
берега могут спокойно зачалиться те, кто решил обнести Щеки.
Плес наискось пересекают несколько рядов крупных надводных
камней. Это начало порога 41.

Порог N41 (IV...IV+)

За грядами камней ближе к левому берегу в русле находится
небольшой галечный остров. Этот остров делит порог на две
протоки. В высокую воду можно пройти порог и по левой протоке.
Однако обычно лучше идти в правую протоку. Соответственно,
правая протока лучше просматривается с правого берега, а левая
- с левого. Длина порога около двухсот метров.

Заезжать в порог надо по узким и довольно запутанным
проходам среди крупных валунов. В этом месте уклон постепенно
нарастает, образуя под конец заметные сливы и навалы на камни.
Через 40-50м после начала струя собирается воедино, разгоняется
еще сильнее, превращаясь в крутую и бурную горку. В этой горке
густо стоят крупные обливняки, образуя несколько мощных
локальных бочек. Увернуться от всех этих бочек очень трудно
даже на каяке, так что, скорее всего, придется какие-то из них
пробивать.

Порог кончается у слияния проток. Через 100-200м
быстротока - начинается порог 42.

Порог N42 (III+...IV)

Под этим номером объединены три отдельно расположенных
порожистых ступени, разделенные достаточно длинными кусками
спокойной воды. Первая ступенька
- высокие (до 1,5м), но не особенно жесткие валы в сужении


Источник: Сплав по реке Китой
Опубликовал:
Теги: фото дорога история авария ветер путешествие

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Почему султан Джелал-ад-Дин велел утопить весь свой гарем в реке?
Почему султан Джелал-ад-Дин велел утопить весь свой гарем в реке?
25
Мужской журнал 09:02 26 окт 2018
Большая тигровая рыба в реке Конго: даже крокодилы избегают встреч с ней
Большая тигровая рыба в реке Конго: даже крокодилы избегают встреч с ней
14
Мужской журнал 09:58 10 ноя 2018
Мирного стояния на реке Угре не было: вся правда о событиях осени 1480 года
Мирного стояния на реке Угре не было: вся правда о событиях осени 1480 года
16
Мужской журнал 09:01 05 сен 2021
Трубы Апокалипсиса на реке Делавэр. Такого еще нигде не слышали!
Трубы Апокалипсиса на реке Делавэр. Такого еще нигде не слышали!
1
Мужской журнал 08:01 12 ноя 2018
На какой реке водопад Виктория находится
На какой реке водопад Виктория находится
0
Мужской журнал 04:01 10 апр 2018
Легальный беспредел и дальнейшая расправа на Красной Реке
Легальный беспредел и дальнейшая расправа на Красной Реке
3
Мужской журнал 09:01 05 окт 2019
Водяной? Реальная история на реке Ипуть
Водяной? Реальная история на реке Ипуть
1
Мужской журнал 06:01 20 июн 2020
Брошка, оплаченная жизнью: реальная история о случайной находке в реке
Брошка, оплаченная жизнью: реальная история о случайной находке в реке
5
Мужской журнал 07:01 19 апр 2019
Что произошло на реке Бурея
Что произошло на реке Бурея
0
Мужской журнал 07:02 01 фев 2019
По реке плывет такси, а внутри два мужика (ВИДЕО из Питера, слова народные)
По реке плывет такси, а внутри два мужика (ВИДЕО из Питера, слова народные)
0
Авто-Тема 16:55 22 ноя 2017
80 лет назад, в мае—сентябре 1939 года, советские войска нанесли поражение японской армии на реке Халхин-Гол
80 лет назад, в мае—сентябре 1939 года, советские войска нанесли поражение японской армии на реке Халхин-Гол
48
Мужской журнал 09:01 29 май 2019
20 машин из прошлого, которые доказывают, что мы где-то свернули не туда
20 машин из прошлого, которые доказывают, что мы где-то свернули не туда
0
Авто-Тема 09:46 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства