В баню наши предки ходили не только для того, чтобы смыть с себя грязь. Они верили, что парилка и последующее омовение могут избавить человека от всех грехов, телесных и душевных болезней. Баня считалась местом мистическим, где проходит граница между двумя мирами — материальным и тонким. Охраняли эту границу серьёзные и порой небезопасные для посетителя духи — Банник и его жена, Банница или Обдериха. И чтобы не навлечь на себя их гнев, следовало при посещении бани соблюдать определённые правила.
Даже если человек построил баню своими руками, на своей земле, он должен помнить, что настоящий хозяин этого строения — Банник. Он живёт за печкой-каменкой или под полком. Наши предки представляли его в виде голого старика с длинными волосами. Вместе с ним может жить его жена Обдериха — лохматая, страшная старуха, которая иногда превращается в кошку, обезьяну, а иногда может обернуться красивой голой женщиной.
Банные духи не терпят невеж. И потому, — прежде чем войти в баню, нужно спросить разрешения: «Хозяин, пусти нас помыться, погреться, пожариться, попариться». А перед уходом поблагодарить: «Спасибо, хозяин, за парную баню. Тебе на строеньице, нам на здоровьице». И обязательно нужно оставить в бане кусочек мыла и воды в котле, чтобы Банник мог ночью помыться сам и пригласить других духов: Домового, Гуменника, Лешего и иже с ними. А в предбаннике следует положить ломоть хлеба, посыпанный солью. Это угощение хозяин бани очень любит.
Вежливого человека Банник может пустить в свои владения даже в неурочный час. На Русском Севере рассказывают такую быличку: «Мужик сказывал, что пришёл он в деревню, а спать негде, никто не пустил. Он пошёл в байну, байна-то тепла, а сперва попросился у байны, чтоб пустила ночевать. Ночью слышит, полетели обдерихи на свадьбу и зовут: «Машка-Матрёшка, полетели с нами!» А она отвечает: «Гость у меня». Те говорят: «Так задери!» А она: «Нет, не могу, он у меня попросился».
Если человек пришёлся Баннику по нутру, он даже может защитить его от чертей и прочей зловредной нежити.
Не ходите в третий пар
Обычно на Руси первыми в баню шли мужчины. Почему-то считалось, что если пустить вперёд женщину, то смытые ею болезни и грехи перейдут на того, кто будет париться после неё. После мужчин, во второй пар, в баню шли женщины. Но такой порядок был принят только в больших и разновозрастных семьях, где под одной крышей жили два-три поколения. Молодожёны, отделившиеся от родителей, часто шли в баню вместе. В небольших семьях могли мыться одновременно и взрослые, и дети, это не считалось зазорным. А прежде были большие общие бани, где собирались всей деревней: и мужчины, и женщины, и взрослые, и ребятня. Такие ритуальные омовения, очищающие тело и душу, были приняты перед большими праздниками, такими, например, как Ивана Купала.
Но в любом случае париться старались только в две очереди — в два пара. Третий пар оставляли для Банника. Он парится после полуночи. Если встать в это время у бани, то можно услышать плеск воды, шлёпанье веников. Это блаженствуют Банник с Обдерихой и гостями. Если смельчак заглянет в окошко, то, может статься, увидит их. Но покой духов бани лучше не нарушать — себе дороже.
Что может произойти с тем, кто придёт в баню после полуночи? Рассерженный Банник может его «задавить», то есть напустить угару на отчаянную головушку. Другие виды наказаний — обдать нарушителя порядка крутым кипяточком так, что кожа слезет, или посадить мягким местом на горячие угли, или запустить в лоб осколком треснувшего камня из каменки.
В народе бытует множество страшных историй, связанных с нарушением запрета «третьего пара». Вот одна из них. Пять девушек пошли в баню после полуночи. Одна из них взяла с собой маленькую сестрёнку. После купания девушки сели за стол в предбаннике ужинать. Вдруг кто-то постучался в дверь. На пороге стояли пятеро красивых парней. Они рассказали, что весь день в пути, очень устали и, увидев свет в окне, решили зайти и попросить немного еды. Девушки пригласили путников за стол. В это время маленькая девочка уронила на пол ложку. Она полезла за ней под стол и увидела, что у их гостей вместо ног — коровьи копыта. Девочка уговорила свою старшую сестру покинуть баню. А утром на этом месте зияла голая проплешина — баня ушла под землю, утащив с собой четырёх девушек.
Почему Банник воспользовался услугами чертей, чтобы избавиться от назойливых посетительниц, даже ценой гибели своей хоромины, — история умалчивает.
Знаете ли вы что…
«Баня no-чёрному» называлась так потому, что строили её без трубы, и когда её топили, то она коптилась дымом дочерна. Но это не лишало баню стерильности, и в ней даже принимали роды как в самом чистом месте.
Пьяным в бане не место
Банник терпеть не может запаха алкоголя. Поэтому в бане не стоит употреблять даже пива, не говоря уже о более крепких напитках. С любителей поддать (но не пара) хозяин бани, как считалось в народе, мог содрать кожу и… натянуть её на потолок. Впрочем, этот запрет объясняется довольно просто. Нетрезвый человек может облиться кипятком, приложиться к раскалённой печке, «уйти в отключку» да и других «чудес» натворить. Потом, конечно, можно свалить всё это на Банника, но от подобного объяснения ожоги болеть меньше не будут. Кроме того, горячий пар и спиртные напитки заставляют сосуды и сердце работать с двойной нагрузкой и под большим давлением. Может не только разболеться голова и пойти носом кровь, но и случиться инсульт или инфаркт. Причём не сразу, а когда нетрезвый человек выйдет охладиться после бани на улицу или нырнет в холодную воду, в снег. Перепады температуры могут привести к необратимым последствиям. Не стоит рисковать собственной жизнью.
Берегите младенцев
Также в народе бытовало поверье, что в баню не следовало ходить одной женщине с младенцем, особенно в неурочный час. Банник или Обдериха могли подменить ребёнка, отведя глаза матери. Подменыши бывают уродливыми: большеголовыми, пузатыми, не растут, не ходят, не говорят, живут так несколько лет, а потом умирают или превращаются в головешку, в банный веник.
Кстати о вениках
Вязать их следует в пору полнолуния, выбирая при этом только здоровые деревья. К примеру, не стоит обламывать ветки у берёз с раздвоенными стволами. Сделав своё дело, обязательно нужно поблагодарить дерево и попросить у него прощения за причинённый урон. Ни в коем случае нельзя в бане пользоваться чужим веником. Считается, что тем самым вы перенесете на себя все хвори, заботы и неприятности его хозяина. Самый распространённый на Руси — берёзовый веник. Но и взятыми с других деревьев пренебрегать не стоит, поскольку они обладают различными полезными свойствами. Так, берёзовый веник убивает микробы, дубовый — снимает воспаления, подсушивает потливые места на теле человека, липовый — укрепляет иммунитет, отбеливает кожу, вишнёвые и смородиновые» — хорошо расслабляют, а хвойные (пихтовые, еловые и кедровые) — избавляют от кожных заболеваний.
Банные дни
Нельзя ходить в баню в понедельник. В этот день она полностью в распоряжении Банника. У тех, кто помылся в понедельник, после медленно растут волосы. Лучшими днями для похода в баню всегда считались четверг или суббота. Те, кто особенно склонны к чистоте, могут добавить ещё и вторник. В эти дни Банник даже присматривает за представителями потустороннего мира и не даёт им хулиганить.
Не перегревайтесь
Считается, что чем выше температура в парилке, тем полезнее процедура. На самом деле в парной русской бани оптимальна температура около 60 °С при 60-процентной влажности. Именно такой микроклимат позволяет телу прогреваться равномерно, постепенно выводя с потом токсины. При более высоких температурах возникает риск ожога дыхательных путей.
Некоторые считают, что париться следует до тех пор, пока кожа не станет «мраморной», то есть на ней появятся красные пятна. Это якобы признак хорошего состояния сосудов. На самом деле в процессе парения цвет кожи должен быть только равномерно розовым. Появление красных пятен — это свидетельство того, что тело перегрелось, в нём произошло нарушение микроциркуляции крови. Если эти пятна появились, следует немедленно покинуть парную.
Если соблюдать все эти правила, да ещё быть в хороших отношениях с хозяином — баня будет первейшим удовольствием в вашей жизни.
Журнал: Тайны 20-го века №17, Автор: Николай Соснин
Источник:
Источник:
Комментарии (4)