То что нужно настоящему мужыку!

Тайна гибели футбольной команды «Пахтакор»

Члены футбольного клуба *Пахтакор*, погибшие во время авиакатастрофы в 1979 г.

11 августа 1979 г., произошла одна из самых страшных авиакатастроф в истории СССР: два пассажирских самолета Ту-134 столкнулись в небе над Днепродзержинском. В результате погибли 178 человек, в том числе 17 членов футбольной команды «Пахтакор». Виновными в этой трагедии признали авиадиспетчеров, хотя обстоятельства катастрофы многим кажутся слишком странными и до сих пор вызывают множество версий относительно ее причин.

Игроки *Пахтакора*Игроки *Пахтакора* Владимир Федоров и Михаил Ан

Один из лайнеров направлялся из Воронежа в Кишинев, на борту находилось 88 пассажиров и 6 членов экипажа. Второй самолет следовал из Ташкента в Минск. Кроме 14 футболистов, тренера, врача и администратора, на борту было еще 60 пассажиров и 7 членов экипажа. В этой катастрофе погибли все 178 человек, в их числе 36 детей.

Футбольный клуб *Пахтакор*, 1979Эта авиакатастрофа стала одной из крупнейших в истории СССР

Об авиакатастрофе сообщили в СМИ только спустя неделю, да и то вскользь, на последней полосе спортивного издания, в небольшой заметке, где говорилось о похоронах погибших футболистов в Ташкенте. В центральной прессе информации об этом не было. Трагедия не стала бы такой резонансной, если бы в числе погибших не оказались члены футбольной команды высшей лиги. По мнению многих болельщиков, это был лучший состав за всю историю существования ташкентского клуба. Команда направлялась на очередной матч чемпионата СССР в Минск, где должна была сыграть с местным «Динамо».

Футбольный клуб *Пахтакор*, 1973

Чудом выжил главный тренер команды Олег Базилевич, который отправился повидаться с семьей и в Минск должен был добираться самостоятельно. Посчастливилось избежать трагедии и массажисту клуба Дворникову: накануне он с друзьями выпил лишнего и опоздал на рейс. А вот один из лучших футболистов команды Михаил Ан за несколько дней до этого получил травму и не должен был лететь, но его уговорили отправиться вместе со всеми за компанию. Случайно попал на рейс и Сирожиддин Базаров – игрок молодежной команды, отпраздновавший накануне свое 18-летие и задержавшийся на сутки в Ташкенте.

Члены футбольного клуба *Пахтакор*, погибшие во время авиакатастрофы в 1979 г.Памятник погибшим футболистам

Виновными в трагедии признали двух диспетчеров Харьковского центра управления, Николая Жуковского и Владимира Сумского. Оба самолета шли наперерез друг другу на высоте 8400 метров. Старший смены Сергеев на сложный участок направил молодого неопытного диспетчера Жуковского. По его расчетам, самолеты должны были пройти условную точку пересечения с разницей в три минуты, а на самом деле интервал составлял менее одной минуты. Сумской проверил расчеты молодого коллеги и обнаружил ошибку. Он взял управление на себя и приказал белорусскому лайнеру занять другой эшелон полета (перейти на высоту 9000 метров).

Футбольный клуб *Пахтакор*, 1979

Диспетчер получил невнятный ответ, но не потребовал подтверждения выполнения своей команды. В тот момент на связи одновременно находились 11 самолетов. Из-за радиопомех и наложения реплик борт Ту-134 команду диспетчера не принял. Столкновение произошло в условиях сплошной облачности, и экипажи не могли заблаговременно заметить друг друга. Диспетчеров Сумского и Жуковского приговорили к 15 годам в колонии общего режима. Первый отбыл срок в 6,5 лет, после чего был освобожден, а второй, по слухам, покончил с собой.

Памятник погибшим футболистамПамятный камень футбольного клуба *Пахтакор* в Ташкенте

Позже по поводу причин катастрофы выдвигалось несколько версий. По одной из них, трагедия случилась по вине первого лица государства: якобы воздушное пространство в тот день «расчищалось» из-за того, что Брежнев летел на юг. Но, как выяснилось, на тот момент он уже несколько дней находился в Крыму. Незадолго до катастрофы действительно проследовал «литерный» рейс, как называли перевозку высокопоставленных лиц. Для него освободили эшелоны движения, однако никаких дополнительных сложностей это не создало – столкновение произошло через полтора часа после этого.

Погибшие игроки *Пахтакора* Владимир Федоров и Михаил Ан

Тренер Олег Базилевич позже высказал такую версию: «Мне кажется, «Пахтакор» погиб из-за безалаберности наших ПВО, стал их очередной жертвой. Самолет, я считаю, сбили там, где ему нельзя было появляться... Просто из-за ошибки диспетчера борт с футболистами залетел в воздушное пространство над каким-то оборонным объектом...». Этой версии придерживались и некоторые родственники погибших футболистов. Однако в это время военных учений на этой территории не проводили, а рассмотреть оборонные объекты с высоты 8400 метров в условиях облачности вряд ли возможно. К тому же характер повреждений от взрыва существенно отличается от повреждений при столкновении и падении.

Памятник погибшим футболистам на месте трагедии

Очевидно, все же причиной столкновения послужила ошибка диспетчера: получив невнятный ответ от пилота, он должен был продублировать команду и потребовать повторного подтверждения ее получения (именно это на суде назвали «грубым нарушением фразеологии радиообмена»).

Могила экипажа самолета Ту-134А

После катастрофы собрали новую команду из игроков 15 клубов. Было принято решение сохранить за «Пахтакором» место в высшей лиге чемпионата СССР на три года. Тот сезон команда закончила на девятом месте. Смерть футболистов потрясла Узбекистан. Журналист Эдуард Аванесов откликнулся на эту трагедию реквиемом, в котором были такие строки:

Летят года, но боль не утихает,

Печаль моя взлетела выше гор.

На перелете птицы погибают,

Погиб и ты в полете, «Пахтакор».

Памятник погибшим футболистам на месте трагедии

О подробностях этой авиакатастрофы стало известно только спустя несколько лет.

 

Источник


Источник: Тайна гибели футбольной команды «Пахтакор»
Опубликовал:
Теги: история Воронеж вино Версия государство тайна

Комментарии (26)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Игорь Блидарев 
Автор, не морочьте голову. О гибели "Пахтакора" узнали сразу. Должен был состояться футбольный матч, а команды нет. И целую неделю молчали? Я жил в Ташкенте и о случившейся трагедии люди узнали буквально на следующий день.
Скибин Константин 
Игорь Блидарев! Вы совершенно правы!!! Мне тогда было чуть меньше 13 лет и мы гостили у родственников в Белоруссии,о трагедии знали в этот же день...Царствие небесное всем погибшим, земля пухом...
Ольга Ефремова
Потому, что вы в Ташкенте жили, на борту ведь и другие люди были,соответственно, секрета в городе катастрофы не сделаешь. А в прессе ничего не было. Это была обычная практика коммунистического руководства. Голову в песок, и как будто бы и нет события. В 1980 году разбился на взлете рейс Алма-Ата - Сочи (или Симферополь?). Я там гостила как раз в это время, тоже все знали - у одного родственник, у другого сослуживец. У нашей семьи - одноклассница сестренки, вместе с родителями. Как же тут не знать? Но в прессе не было ничего.
Александр Билибин 
Вечная память и царствия небесного всем трагически погибшим людям
Валера Апёнышев
ДОВГАЛЕВ И ВОРОНЧИХИН - какую хреновину несете. Вы еще добавте раскопаную могилу ТИМУРА и внезапнуую атаку НЛО. Вы похожие на стороников гебельса и власова.
Сергей Смыков 
"Что-то тут не так!" А как сошлись борты над Баденским озером? Её величество СУДЬБА.
Виктор * 
А тайна-то где? О всех обстоятельствах этой трагедии уже написано очень много, ничего нового (а тем более таинственного) автор не сообщил. К чему такой броский заголовок? Мусолить чужое горе, чтобы посещаемость своего сайта поднять?
Андрей Фатеев
чтобы мы прочитали
Владимир Петренко 
а набери Пахтакор и читай
Андрей Фатеев
а прочитал, без набора
Валера Апёнышев
ЦАРСТВО НЕ НЕБЕСНОЕ ИГРОКАМ ПАХТАКОРА ПОГИБШИМ В АВИАКАТАСТРОФЕ
Алексей Довгалёв 
Попробуйте с двух сторон поля поставить двух лучников, чтобы они пускали стрелы наперерез друг другу. Какова вероятность того, что стрелы попадут друг в друга?
Александр Билибин 
Его величество СЛУЧАЙ не подвластен теории вероятности...
Анатолий Арапов
Посмотрите на карте количество и направление авиарейсов. Это не 2 стрелы, а туча стрел, летящих в разных направлениях. Кроме того свалить самолет может не только прямое столкновение с другим, но и его воздушный след на определенном расстоянии из-за турбулентности. Вспомните как погиб Гагарин. А он летел на маневренном исребители, а не на пассажирском лайнере. Недаром профессия авиадиспетчера одна из самых психологически сложных, а продолжительность жизни у них одна из самых коротких.
Виктор Светухин 
при условии, что стрелы летят на строго определённой высоте - весьма высокая.
Ирина Рублева 
Образование в Росии идет ко дну и вот результаты........
николай миловзоров 
Россия с двумя С ...А в общем, Вы правы.
Ольга Ефремова
Ирина, это ж давно было. Тогда нормально все было с образованием.
Анатолий Ворончихин 
Как могли несколько величин сойтись в одном месте - высота, направление. Вероятность стремится к нулю. Что то тут не так.
Александр Билибин 
Не "Что то тут не так" а всё так - тут результат безалаберности диспетчерской службы
Юрий Сиземский 
А как в 2016 году "разбился" самолет с ансамблем Александрова (доктор Вера) и т.д... ?
Александр Иванов 
Все это предверие Андмирала Нахимова и Чернобыля, не надо малограмотных ставить на серьезные должности!!
Алексей Бобылёв 
Я на Ямале знал о их гибели. Через три недели после катастрофы летел в отпуск...
Arthur Avanesyan
Pодственник экспертом был-ракетой сбили...
Вячеслав Вагин 
тогда тоже было много распи..ства ,а про умалчивание и говорить нечего. Помню общался с одним дальним родственником, он примерно в эти годы , чуть позже служил в войсках ПВО. Ну так между делом рассказал как они на учебных стрельбах по ошибке чуть гражданский самолет не сбили. Кажется пролетал там где должна была быть мишень , они его уже вели и чуть не начали вести огонь, но прибежал перепуганный командир и успел отменить. Давно было , в точности не помню рассказ , может немного по другому пересказал.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Hикoлaй Щopc: тайна гибели легендарного комдива
Hикoлaй Щopc: тайна гибели легендарного комдива
14
Мужской журнал 08:01 17 ноя 2020
Тайна исчезнувшей экспедиции Владимира Русанова
Тайна исчезнувшей экспедиции Владимира Русанова
2
Мужской журнал 10:01 03 дек 2021
Тайна гибели великой Клеопатры
Тайна гибели великой Клеопатры
3
Читайте самую соль! 09:54 31 мар 2024
Бермудский треугольник: тайна наконец-то разгадана
Бермудский треугольник: тайна наконец-то разгадана
14
Мужской журнал 16:01 16 апр 2018
М - мотивация: перуанская фанатка за каждый гол своей команды снимает топик
М - мотивация: перуанская фанатка за каждый гол своей команды снимает топик
4
Авто-Тема 12:31 21 июн 2018
Криминалисты СКР раскрыли тайну гибели группы Дятлова
Криминалисты СКР раскрыли тайну гибели группы Дятлова
8
Ваши новости 21:01 01 мар 2019
Космонавт раскрыл версию гибели Гагарина
Космонавт раскрыл версию гибели Гагарина
19
Ваши новости 18:01 13 апр 2021
Тайна гибели группы Коровиной: Хамар-Дабан — бурятский перевал Дятлова
Тайна гибели группы Коровиной: Хамар-Дабан — бурятский перевал Дятлова
5
Мужской журнал 07:01 08 май 2018
В чём тайна успехов Гитлера
В чём тайна успехов Гитлера
19
Мужской журнал 10:01 24 авг 2021
Вандалы. Путь к славе и гибели
Вандалы. Путь к славе и гибели
0
Мужской журнал 09:01 21 сен 2021
Тайна Ковчега Завета
Тайна Ковчега Завета
9
Мужской журнал 07:01 22 фев 2018
«Дело о свинцовых масках»: страшная тайна бразильского «перевала Дятлова»
«Дело о свинцовых масках»: страшная тайна бразильского «перевала Дятлова»
1
Мужской журнал 08:00 19 ноя 2020

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства