Фото:
Одна из реконструкций "Золотой Бабы"(как она выглядела точно не знает никто).
«Мифология не басня, а истина, действительность»
— Н. Федоров (русский философ ХIХ века)
Из глубин родовой памяти встает образ «золотой матери», владычицы и хозяйки священной прародины, утерянного рая, откуда ушли наши далекие предки… Никто не знает, откуда она пришла и куда ушла. Есть только бесчисленные предположения о судьбе золотой статуи, которой поклонялись многие народы.
Считалось, что это очень древний языческий идол, отлитая из чистого золота фигура обнаженной женщины, около полутора метров высотой. Она передавалась по наследству от поколения к поколению и даже от одного народа к другому. В честь «золотой матери» (Златой – Золотой — Бабы) устраивались богатые жертвоприношения, закалывались лучшие олени и другие животные, чье мясо тотчас же зажаривалось и поедалось жрецами и всем народом. В чашу, стоявшую рядом, складывались дорогие пожертвования – преимущественно золото и серебро.
Одни говорят, что статуя «золотой богини» была при¬несена из Китая, другие — из Ирана или Индии, третьи — из Древнего Рима времен гибели Римской империи, кое-кто считает ее произведением местных сибирских мастеров.
А древнейшее упоминание о статуе на Руси мы находим в Новгородской летописи за 1398 год. Оно было записано после миссионерской деятельности Стефана Пермского. Стефан ходил по Пермской земле, в святилищах пермяков спорил с жрецами. В летописи сказано: «Сей научи Пермъскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом, воде, огню и Златой Бабе».
Главное же, что заставляет исследователей заниматься изучением историй о «золотой богине» — влияние (через родовую память) забытого мифа: ведь «златая матерь», Златогорка по славянской мифологии — дочь Святогора, а он был царем Атлантиды. То есть, если быть последовательным, то следовало бы говорить о привно¬се культа «золотой богини» из Атлантиды, но какой уважаю¬щий себя ученый рискнет на такое заявление? Родство же культов «великой матери» на всех континентах Земли действительно существует.
Славяно-уральские истоки легенды о «золотой матери» подтверждаются также и ее именем у русских: «золотая баба». Именно так во всех славянских землях именовали «Богиню-мать».
В древние эпохи культ «золотой матери» мог двигаться на Урал с запада: из Атлантиды, Африки и Передней Азии. Древнейшие связи между атлантической и гиперборейской (северной) цивилизациями подтверждаются общим культом «Матери Мира».
Вполне вероятно, что ее происхождение восходит ко времени матриархата и к общемировому культу «великой богини». Предполагают, что двое детей, иногда изображавшиеся возле нее – это Артемида и Аполлон, и, следовательно, сама «богиня» – их мать, титанида Лето; по наиболее архаичным сведениям, она зачала от громовержца Зевса и родила детей на Севере, в гиперборейских пределах.
Удивительные параллели обнаруживаются и в других мифологиях, как финно-угорских (в том числе и карельской), так и индоевропейских. Так или иначе, золотое изваяние считалось величайшим сокровищем и теми, кто им обладал, и теми, кто за ним охотился. Оно являлось могучим талисманом, а его обладатель, явный или тайный, возносился на высочайшую ступень среди практикующих магов и колдунов.
Название страны, где особо почитали «золотую бабу», — Биармия, — восходит к имени бога Бармы (индийского Брахмы). Любопытно и загадочно сообщение о столице Биармии. Она носила то же название, что и вся страна – Корела. Великий русский историк В.Н. Татищев считал, что этим местом может быть остров между двумя рукавами реки Вуокса, впадающей в Ладожское озеро; здесь, согласно летописям, еще в конце ХII века была построена русская крепость Корела, переименованная захватившими ее впоследствии шведами в Кексгольм (ныне – город Приозерск Ленинградской области).
Название «биармия» связывают с названием народа «пермь» (или «коми»), в древности известного под именем «беормас». Однако известно, что население коми в этих местах было незначительным, а самые ранние жители состояли из «заволоцкой чуди», то есть из переселенцев вепского и карельского происхождения. Уже в литературе ХIХ века вопрос о биармах был тесно связан с историей карельского народа.
Биармия простиралась почти на всем пространстве нынешних северных русских губерний: Архангельской, Карельской, Вологодской, Вятской и Пермской. К Биармии направлялся за золотом греческий торговый путь. Греческие историки указывали, что золото получалось именно отсюда, то есть с «дальнего севера».
Миф о «золотой деве» сложился среди предков карел и финнов задолго до принятия ими христианства, и культ ее был достаточно распространенным у древних карел о чем, в частности, свидетельствуют тексты академического издания «Карело-финского народного эпоса», изданного Российской Академией наук в 1994 году.
«Карело-финский народный эпос» — первое научное двуязычное издание бытующей среди карел и финнов песенной эпической поэзии. В книгу вошли лучшие образцы рун, благодаря чему перед нами предстает достаточно целостная картина карело-финского эпоса, отразившая историю, этнографию, психологию и нравы народа.
Изготавливающими (кующими) «золотую деву» чаще всего изображены творец мира, бог порядка и согласия Вяйнямейнен или божество воздуха, огня и воды кузнец Ильмаринен. Кстати, сюжет эпической песни о том, как выкована «золотая дева», использован Леннротом в 37-й руне полного издания «Калевалы» и в композиции этого эпоса, подготовленным академиком О. Куусиненом.
Удивительно, но память о «золотой богине» до сих пор сохраняется в глухих таежных уголках Карелии. Иначе как отнестись к тому, что авторами статьи совсем недавно записано уникальное предание о «златой бабе», бытующее в настоящее время в деревне Куганаволок Пудожского района. Рассказал его один из местных старожилов, 80-летний старик, сам узнавший о нем от своего отца и деда.
Вообще, пудожский край является в Карелии древнейшей населенной людьми территорией. Свидетельство тому – каменная живопись, так называемые петроглифы Бесова Носа. Выбитые на гранитных скалах рисунки птиц, рыб, зверей, предметы человеческого обихода позволяют нашему современнику наглядно представить быт и окружение племен, живших здесь три, четыре тысячи лет назад.
Начиная с 1227 года, в период княжения новгородского князя Ярослава Всеволодовича, усилиями новгородских боярских дружин здесь внедрялась и укреплялась христианская вера. Однако языческие верования оказались столь живучими, что сохранились до 50-х годов двадцатого столетия.
Предание повествует, что в далеком прошлом «золотая богиня» хранилась на одном из островов живописного Водлозера, на берегу которого, много лет спустя, появилась и деревня Куганаволок. Считается, что на этом острове до сих пор произрастают «священные деревья», которые занимали важное место в религиозных верованиях народов, проживавших на территории современной Карелии, и требовали особого почитания.
Но еще большим почитанием была окружена священная «золотая богиня».
В X — XI веках на Северо-Западную Русь пришли христианские миссионеры. Почитать нагую женщину, пусть и из золота, в их планы не входило. С приходом христианства древний культ «Матери» был потеснен богородичным культом. И местные жрецы волхвы увезли свою святыню. Якобы к собратьям-язычникам на берега Камы.
В предании есть одна примечательная деталь. Несмотря на все предосторожности, при переправе у «золотой богини» по какой-то причине на руке сломался мизинец и упал в воду и, якобы, на протяжении достаточно длительного времени над этим местом появлялось свечение, абсолютно нехарактерное для этих мест. Оно представляло собой световой столб, выходящий из глубины вод и растворяющийся в воздухе.
В XIII веке христиане стали крестить пермь и зырян. И опять жрецы отправили Золотую бабу подальше. На этот раз на Урал, к племенам манси. А потом в Сибирь пришли казаки. Идола спрятали от них в секретном капище где-то на Оби. Известно, что сам Ермак Тимофеевич охотился за сим артефактом. В 1552 году один из его отрядов с атаманом Иваном Брязгой во главе захватил одно из хантыйских городищ, куда, как сообщали лазутчики, по поводу какого-то местного праздника шаманы привезли Золотую бабу. Городок сожгли — Бабу не нашли. Ее, по легендам, шаманы сумели укрыть, чтобы потом перенести на самый север в устье Оби. Но по мере распространения христианства артефакт пришлось перепрятывать все дальше на восток. И, по последним сведениям, она якобы надежно укрыта где-то за Енисеем, на Таймыре.
Таково предание, и каким бы ни было к нему наше отношение, оно в очередной раз свидетельствует о богатой заповедной истории нашего края и дополняет еще одну страничку в исследованиях, посвященных «золотой богине».
Андрей Моисеенко, корреспондент КП, Фото А.Кара
Источник:
Комментарии (0)