Фото:
kudamoscow.ru
Высоко над крутыми берегами Москвы-реки, в живописном природном окружении, расположено древнее село «Коломенское».
Там находится белоснежная церковь Вознесения построенная здесь еще в XVI веке великим князем, отцом Иоанна Василиевича IV Грозного, Василием III. Роскошные Царские врата возведены в царствование Алексея Михайловича Романова. На соседнем холме возвышается храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенный в честь восшествия на престол самого Иоанна Грозного. Вероятно, храм Вознесения служил также сторожевой башней на случай татарских набегов: в случае тревоги подавался сигнал (днем — дымом, ночью — огнем); если сторожи с вершины Вознесения видели такой сигнал, они подавали его в свою очередь, и он был виден с колокольни Ивана Великого в Москве.
История возникновения
Село Коломенское, находившееся на дороге из Москвы в Коломну, было основано, по преданию, жителями города Коломны, бежавшими от Батыя. Первое письменное упоминание — в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты в 1339 г. Изначально это была вотчина Московских великих князей, затем царей.
В 1606 г. Коломенское служило ставкой Ивана Болотникова, в 1610 г. — Лжедмитрия II.
Расцвет Коломенского связан с царствованием Алексея Михайловича — Коломенское было его любимой резиденцией. В 1667 г. возводится великолепный деревянный дворец, имевший 270 помещений; дворец окружается оградой и садом, со зданиями приказов, воротами с башенными часами и т. д. С Коломенским связаны события Медного бунта 1662 г. Позже здесь нередко живал юный Пётр I; под Коломенским, на Кожуховском поле, он устраивал знаменитые «потешные бои».
После смерти Алексея Михайловича и перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское приходит в упадок. При Екатерине II обветшавший дворец был разобран, и на его месте выстроен новый (тоже деревянный), где императрица жила летом во время пребывания в Москве. Екатерининский дворец, в свою очередь, был разобран при Николае I; от постройки последнего сохранился только один флигель.
Библиотека Иоанна Василиевича IV Грозного
Больше ста лет продолжаются активные и безуспешные поиски так называемой библиотеки Ивана Грозного. Среди архитектурных комплексов позднего средневековья на роль надземного указателя клада претендовали Кремль, Успенский монастырь Александровой Слободы, храм Христа Спасителя и Коломенское. Именно в последнем искал и будто бы почти нашел таинственную либерею археолог И.Стелецкий. И здесь же полвека спустя — снова почти — нашел ее строитель В.Поршнев. Впрочем, это те самые случаи, когда «почти» — не считается.
Зоя (в православном звучании имени — Софья), племянница византийского базилевса Константина XI из династии Палеолог, выйдя в 1472 году замуж за великого московского князя Ивана III, не просто сменила константинопольскую прописку на московскую. Прибыв из тогдашнего дальнего зарубежья в белокаменную, она привезла поистине бесценное приданое — значительную часть библиотеки, спасенной от турок, захвативших и разграбивших в 1453 году столицу Византийской империи.
Что содержала либерея? Судя по упоминаниям князя Курбского, бежавшего в Литву, царь Иван Васильевич мог читать труды Платона, Аристотеля, Цицерона. Со слов ливонского пленника Иоанна Виттермана, бежавшего из Москвы в Прибалтику, в сокровищнице Грозного хранились комедии Аристофана, «Энеида» Вергилия, утраченные ныне сочинения таких более неизвестных античных авторов, как Замолей и Гелиотроп.
Иван IV якобы существенно пополнил собрание деда и бабки — в частности, после взятия Казани присовокупил ценнейшие рукописи средневековых арабских исследователей из собрания казанского хана. По слухам, либерея содержала также колдовские наставленья и книги по магии. Не чуравшийся запредельных знаний Иван Васильевич будто бы и сам наложил страшное заклятье: кто приблизится к его сокровищнице, лишится зрения.
Вряд ли оно всегда срабатывало — видели же либерею и царевна Софья и ее брат Петр I, не страдавшие, как известно, слепотой.
Но есть и другие свидетельства, впрочем, мифологические. Поисками библиотеки Ивана Грозного в начале 30-х годов XX столетия занимался Аполос Иванов, служивший в то время в охране Кремля. Пройдя подземными ходами от храма Христа Спасителя к Кремлю, он обнаружил немало прикованных цепями к стене истлевших скелетов. Клад Грозного А.Иванов так и не нашел, а вот зрение потерял, хотя и годы спустя.
Почему ценнейшее собрание ищут в подземельях, понять можно. Деревянная Москва часто горела, порой выгорала целиком. Сама же Софья и распорядилась спрятать сундуки в каменном склепе, где их не достигнет огонь. Но подземных помещений в средневековой Москве было великое множество: практически все монастыри и многие усадьбы снабжались разветвленной сетью скрытых от глаз сооружений. И отнюдь не все из них уцелели.
Так что география возможных поисков обширна. Не исключая, что часть фолиантов может быть спрятана под Кремлем, что-то в Александрове, а что-то в Вологде — еще одной опричной вотчине Грозного (в пользу каждой версии имеются свои доводы), остановимся на подмосковной царской усадьбе — селе Коломенском.
Книги по-прежнему «мертвые»
Наиболее серьезный научный интерес к библиотеке Ивана Грозного проявил известный московский археолог Игнат Яковлевич Стелецкий. Поработав в поисках тайных сокровищ и в Кремле, и в шатровой церкви Вознесения в Коломенском, он затем самое пристальное внимание уделил пятиглавой церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове, что поблизости от Коломенского.
В своем обширном труде «Мертвые книги в московском тайнике» археолог поведал, как именно его внимание оказалось привлечено к стоящему на отшибе храму. Перед самой Отечественной войной он разговорился с пожилым крестьянином, жителем села Дьякова, отец которого служил церковным старостой в Дьяковском храме. Будучи молодым, собеседник Стелецкого, в то время церковный сторож, заприметил в храмовой стене небольшую дверцу. Подбив своего приятеля, кузнеца, отковать ключ к замку, они вместе открыли дверь и спустились по каменной потайной лестнице вниз. Упершись в конце хода в запертые железные двери и истлевший скелет перед ними, перепуганные кладоискатели вернулись наверх. После этого во время ремонта дверцу внутри храма заложили кирпичиком.
Стелецкий продолжал поиски — визуальные и архивные. Он отыскал письменные источники, в коих глухо намекалось на проведение серьезных земляных работ в окрестностях Коломенского.
Обследовав холм, который венчает церковь Усекновения главы, археолог обратил внимание на холмистый участок между крутым обрывом и поймой Москвы-реки. Он как-то выделялся среди окружающего рельефа неестественной формой. Стелецкий проконсультировался с геологом, который подтвердил его догадку: это искусственное образование, состоящее из отвала песчаной породы, в то время как верхние слои почвы содержат суглинок. Значит, в самом деле, на Дьяковском холме велись масштабные земляные работы.
В 1938 году археолог приступил к раскопкам в окрестностях Дьяковской церкви. И на глубине семи метров даже наткнулся на массивную известняковую кладку. Но поскольку раскопки велись на территории церковного кладбища, вскоре, по требованию жителей села Дьякова, их пришлось свернуть.
Отчет о поисках либереи и свои догадки о возможном месте ее захоронения Игнат Яковлевич изложил в третьем томе своего труда. Рукопись которого вместе с частью архива ученого была украдена. Краевед, исследующий тайны Коломенского, Евгений Иванов считает, что это дело рук НКВД, который всегда был одержим любопытством к поискам Стелецкого.
«Конечно, обнаруженная кладка не говорит еще о том, что под ней скрыта именно «библиотека Ивана Грозного», — писал археолог. — Но она неоспоримо свидетельствует о присутствии в недрах Дьяковской возвышенности некоего колоссального по своим размерам подземного сооружения, вероятно, хранилища».
Проверить свои догадки Стелецкому было не суждено: сначала война, потом таинственное исчезновение архива, а вскоре и смерть ученого отодвинули открытие в следующую эпоху. Которая, возможно, еще не наступила.
Последний свидетель
В редакцию позвонил Владимир Федорович Поршнев, строитель из подмосковного Реутова. У него — своя версия местонахождения библиотеки.
В преддверии московской Олимпиады он, в то время главный инженер управления «Мособлстройреставрация», руководил ремонтными работами в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, тогда бесхозной и заброшенной. Однажды ему домой позвонил Володя Бобков, начальник участка, и доложил: наткнулись на подземный ход. Поршнев примчался на объект.
В центре храма, ближе к алтарной части он увидел снятую белокаменную плиту пола, а под ней утрамбованный песок. Рабочие начали его разгребать. Открылись ступени из белого камня, под острым углом уходившие вниз, в сторону западной стены храма. Над ступенями и лазом обнаружился свод и большемерного кирпича. Прокопали метра полтора — лестница уводила дальше.
Тогда, посовещавшись, главный инженер и ведущий архитектор-реставратор Николай Николаевич Свешников распорядились приварить металлическую дверь и навесить замки. Пока вели переговоры с руководством музея-заповедника «Коломенское» о продолжении работ, кто-то ночью сшиб замки и прокопал лаз вглубь метра на четыре.
Увидев следы деятельности неведомых кладоискателей и не имея средств на продолжение работ, Свешников с Поршневым решили надежно закрыть подземелье. Засыпали его песком, утрамбовали, примерно на полметра залили бетоном и вернули на место белокаменную плиту. Так, до лучших времен строители обезопасили интересный объект.
Годы спустя храм вернули епархии, и вряд ли его настоятель знает о подземном лазе. А вот Владимир Федорович лет через двадцать после совершенного открытия побывал в подземелье еще раз. Но — во сне. Его провели по наклонной лестнице, он попал в сводчатый склеп, расположенный на глубине 12.5 метров у западной стены церкви. Под его сводом покоятся не только сундуки с античными и средневековыми фолиантами, но также кожаные мешки с царской казной и гроб царевича Ивана, убитого разъяренным отцом Иваном Васильевичем.
Мало ли, однако, что может привидеться во сне? Владимир Федорович, человек вполне здравомыслящий, и сам это понимает. Поэтому задумал явленную во сне картину проверить. Но как? Вернуться к раскопкам или хотя бы просветить землю возле церкви не представляется возможным.
Начал искать ясновидящих. Получил телефон Тамары Михайловны Махныревой из города Лабинска. Она прислала Поршневу рисунок, на котором склеп с сокровищами изображен справа от входа в церковь. Местоположение соответствует давней находке подземного лаза. Схема не противоречит сновидению. Неплохие исходные данные для новых поисков. Но кто поверит увиденному во сне и догадке прорицательницы?
Не время для открытий
А что в музее-заповеднике «Коломенское»- знают ли о сокровищах, лежащих, возможно, почти под ногами?
Я задал этот вопрос Владимиру Егоровичу Суздалеву, историку, бывшему главному хранителю музея. О поисках Стелецкого Владимир Егорович знает лишь то, что археолог искал библиотеку в шатровой церкви Вознесения. Закладывая шурфы в фундамент сооружения, Игнат Яковлевич очень раздражал реставратора Коломенского, архитектора Петра Дмитриевича Барановского, который обращался к властям с требованием запретить Стелецкому, одержимому манией кладоискательства, портить памятник.
Что касается подземных пустот в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, она была оборудована печно-воздушной системой отопления. Возможно, полагает Суздалев, на один из каналов этой системы и наткнулись строительные рабочие в 1980 году. Да еще старожилы музея рассказывали, что в 1929 году сам Барановский раскопал под алтарем усыпальницу священника Дьяковской церкви.
Обратился и к Игорю Юрьевичу Прокофьеву, известному в Москве оператору биолокации, в прошлом неоднократно работавшему в Коломенском. Ему довелось обнаружить сквозь земную толщу систему подземных ходов, тянущихся под Голосовым оврагом (который разделяет Коломенский и Дьяковский холмы) в сторону Москвы-реки, и связанные с нею подземные монашеские кельи размером 1х2 метра.
В принципе, метод биолокации позволяет выявить спрятанный в земле склеп с сокровищницей. Но искать его Игорь Юрьевич считает несвоевременным: ну, допустим, найдем – и что дальше? Тотчас местные орлы разграбят клад. Может быть, все неудачи, связанные с поисками библиотеки Ивана Грозного, закономерны, и в этом случае их не стоит считать неудачами? Просто еще не пришло время, когда сокровища мирового значения могут достаться государству, озабоченному их сбережением. А не жаждущим легкой наживы авантюристам.
Если это так, либерея Палеологов остается сокрытой от наших глаз, недостойных ее лицезреть.
Но Помимо рукотворных созданий, Коломенское богато оригинальными творениями самой природы:
Обитель подземного бога
Овраг, протянувшийся с запада на восток, условно разделяет Коломенское на две почти равные части. Одна из них – цивилизованная. Здесь сосредоточены музеи, киоски с сувенирами, многочисленные кафе и знаменитая смотровая площадка. Другая часть заповедника – «дикая». Это – заросшие травой холмы, небольшие рощицы и старый фруктовый сад с большими валунами, напоминающими символы древних языческих религий.
По дну оврага течет небольшой ручей, образованный родниками, которых здесь великое множество. Предание рассказывает, что родники эти – следы коня самого Георгия Победоносца, когда-то проскакавшего здесь с вестью о своей победе над змием. Вода в ручье очень студеная. Утверждают, что ее температура круглый год одна и та же – плюс 4 градуса, что наделяет ее свойствами наибольшей плотности и живительной силы. Зимой ручей не замерзает даже в суровые морозы, чему никто пока не дал объяснения.
Происхождение названия «Голосов овраг» знатоки объясняют по-разному. Романтики связывают его с «голосами природы». Действительно, летом здесь всегда поют птицы, стрекочут кузнечики и шумит вода в ручье.
Однако более убедительной кажется другая версия – мифологическая. Историки полагают, что изначально овраг назывался «Волосов» – по имени Волоса или Велеса, языческого бога — властителя подземного мира и покровителя домашних животных. Так могли назвать этот овраг древние финно-угорские племена, жившие на берегах Москвы-реки задолго до прихода сюда славян. Не случайно археологи нашли в окрестностях Коломенского многочисленные следы древних поселений, существовавшие здесь еще во времена Древнего Рима.
Косвенно подтверждают эту версию современные исследования геологов. Москва, как известно, стоит на так называемой Русской платформе, очень прочном геологическом образовании. Однако у каждой платформы есть свои разломы. Один из самых больших как раз проходит под Голосовым оврагом. Здесь даже были обнаружены следы древней вулканической деятельности. Так что эти места с полным основанием можно считать «воротами в подземное царство».
Волшебные камни
В Голосовом овраге находятся два огромных камня в глубине оврага весом по несколько тонн каждый. Причем основная масса этих валунов находятся в земле. На поверхность выходят небольшие вершины. Один из камней лежит на дне оврага, другой – на его высоком склоне.
История этих каменных исполинов уходит в глубь веков. Им поклонялись еще языческие племена, жившие здесь около полутора тысячелетий назад. Именно тогда камни получили свои имена. Нижний из камней называют «Гусь». Считается, что он покровительствовал мужчинам, даруя воинам силу и удачу в бою. Верхний — «Девичий камень» (по другим источникам «Дивий»). Он, соответственно, приносит счастье прекрасной половине человечества. представляющие из себя валуны весом около 4-5 тонн, поражающие воображения своими огромными размерами и причудливыми очертаниями.
Откуда появились эти исполины? Что придало им такие невероятные очертания? В 1995-1996 гг. ученые из Института общей физики провели замеры электромагнитных полей в Голосовом овраге и непосредственно около камней. Результаты оказались ошеломляющими. Превышение нормы электромагнитных излучений в овраге — более чем в 12 раз, вблизи валунов — более чем в 27 раз. Обнаружены также и лептонные поля. Один из опытов чуть было не закончился трагически. Проводя замеры в овраге, один ученый был резко поднят в воздух неизвестной силой на высоту 2,5 м., затем действие силы неожиданно прекратилось, и ученый рухнул на отвесный склон оврага. При этом магнитометр вышел из строя, а измеритель лептонных полей зафиксировал кратковременное наличие «критической массы» лептонов. Очевидно, из-за этого и возник недолгий эффект левитации. Природа ориентировала овраг строго с запада на восток, он как бы рассекает естественное магнитное поле Земли, образуя что-то вроде электромагнитной и пространственно-временной аномалии.
Поверхность камней – очень необычна. Она напоминает гигантские пузыри и испещрена многочисленными письменами. Считается, что камни не утратили своих волшебных свойств до сегодняшних дней. Достаточно прийти сюда, прикоснуться рукой к их волнистой поверхности и загадать желание. Для верности можно завязать ленточку или цветной лоскутик на ветвях соседнего дерева. И тогда камни, в которых по преданиям до сих пор живут духи древних богов, обязательно помогут осуществить мечту. Статистики осуществленных надежд здесь никто не ведет, но количество разноцветных кусочков материи, развевающихся на ветру, исчисляется сотнями.
Таинственные исчезновения
С давних времен этот овраг был окутан покровом тайны. Постоянно здесь происходило что-то необъяснимое. Так, в летописях XVII века описывается удивительная история. В 1621 году у ворот царского дворца в Коломенском неожиданно появился небольшой отряд татарских всадников. Их окружили стрельцы, охранявшие ворота, и немедленно взяли в плен. Всадники рассказали, что они — воины хана Девлет-Гирея, войска которого пытались захватить Москву в 1571 году, но были разбиты. Надеясь уйти от преследования, конный отряд спустился в Голосов овраг, окутанный густым туманом. Татары провели там, как им казалось, несколько минут, а вынырнули лишь через 50 лет. Один из пленных говорил, что туман был необычный, отсвечивающий зеленоватым цветом, но в страхе перед погоней на это никто не обратил внимания. Царь Михаил Федорович приказал учинить дознание, которое показало: татары, скорее всего, говорили правду. Даже их оружие и экипировка уже не соответствовали вооружению того времени, а больше походили на устаревшие образцы середины XVI столетия.
Мистические истории продолжались и дальше. В XIX веке в документах Полицейского управления Московской губернии отмечались многочисленные случаи загадочного исчезновения жителей соседних сел. Одно из таких происшествий было описано в июле 1832 года в газете «Московские ведомости». Двое крестьян, Архип Кузьмин и Иван Бочкарев, возвращаясь ночью домой из соседней деревни, решили сократить дорогу и пройти Голосовым оврагом. На дне долины клубился густой туман, в котором неожиданно возник какой-то «коридор, залитый бледным светом». Мужики вошли в него и встретили заросших шерстью людей, которые знаками попытались указать им обратную дорогу. Через несколько минут крестьяне вышли из тумана и продолжили путь. Когда они пришли в родную деревню, оказалось, что прошло уже два десятилетия. Жены и дети, постаревшие на 20 лет, с трудом их узнали. В дело вмешалась полиция. По настоянию следователей в овраге провели эксперимент, в ходе которого один из путешественников во времени снова растворился в тумане и назад уже не вернулся.
Снежный человек в Коломенском
На протяжении столетий в окрестностях Голосова оврага периодически видели лохматых людей огромного роста. Такие случаи описаны не только в древних летописях, но и в советской печати. Так, в 1926 году местный милиционер наткнулся в густом тумане на «заросшего шерстью дикаря» ростом более двух метров. Страж порядка вытащил пистолет, но таинственное существо мгновенно исчезло в тумане. К поиску необычного гостя подключились местные школьники. Однако следов его пребывания обнаружить так и не удалось. Зато на страницах одной из столичных газет появилась статья журналиста А. Рязанцева «Пионеры ловят Лешего».
Источник:
Источник:
Комментарии (1)