Диего Веласкес (1599-1660 гг.) был испанским художником и писал картины для самого́ короля Филиппа IV. Одной из знаменитых его работ является «Венера перед зеркалом». С ней связано множество легенд и тайн. Художник работал над ней, когда путешествовал по Италии. В своей родной стране Веласкес не мог реализовать свои задумки, связанные с этой картиной, из-за существующих в Испании законов, запрещающих изображать обнажённые фигуры. Что же за тайны скрывает та самая Венера?
Кто изображён на картине?
Одной из главных загадок картины является изображённый на ней образ. Существует несколько разных версий, кого на самом деле написал художник и представил в виде прекрасной Венеры.
На картине женщина изображена спиной к зрителям. Её лицо отражается в зеркале, в которое она смотрит. Но разглядеть чёткие черты лица невозможно из-за того, что эта часть работы довольно мутная, затемнённая и передаёт лишь общие штрихи. Можно расценить, что Веласкес хотел таким образом предоставить зрителю возможность самостоятельно дополнить образ, придав ему чёткие черты, исходя из индивидуальных представлений об идеале красоты.
Размытое лицо не позволяет точно определить, кого изобразил художник. Но это лишь породило множество версий по данному поводу. Основными являются две из них:
1. Картина была заказной и писалась для одного маркиза. В образе Венеры предстала его фаворитка и по совместимости танцовщицу Анну Дамину. Живописец специально размыл черты лица, чтобы зрители не смогли её узнать.
2. Вторая версия предполагает, что на полотне была возлюбленная самого Веласкеса. Художник провёл в Италии 4 года. На родине у него остались жена и ребёнок. Но существует версия, что во время этих итальянских путешествий живописец увлёкся своей коллегой, Фламинией Тривио. Именно её он и запечатлел на картине. Некоторые утверждали, что от этой связи у Веласкеса остался ребёнок.
Точно выяснить ту самую музу, что решил изобразить творец на полотне, не получится. Ответить на это мог только сам Веласкес. Но указанные версии являются основными из существующих.
Картина переходит к герцогине Альба
Полотно какое-то время находилось среди картин собственной коллекции маркиза по имени Гаспар дель Карпио. Но когда он скончался, творение Веласкеса по наследству перешло внучке маркиза — герцогине Каэтане Альба. Мы её знаем по картине Ф. Гойя.
Картина уходит из семьи, и начинает приносить несчастья
Когда герцогиня скончалась, наследники решили продать всю коллекцию, включая и картину с Венерой. Покупателем стал Мануэль Годой, который по совместительству был фаворитом Королевы Испании.
Справка! Считается, что именно с этого момента полотно стало приносить своим владельцам проблемы и несчастья. Это связывают именно с тем, что картина оказалась вне семьи заказчика.
Первый покупатель, тот самый королевский фаворит, имел огромное состояние, пока не стал обладателем картины Веласкеса. Положение его настолько ухудшилось, что он бежал из страны во время войны 1812 г., оставив своё имущество.
«Венера перед зеркалом» начала переходить от одних ценителей искусства к другим, разоряя своих владельцев.
Затем картина была куплена для национальной галереи в Лондоне. Её смогли увидеть все желающие посетители. Вместе с этим начали появляться слухи, что полотно так сильно влияет на психику людей. А некоторых буквально доводит до безумия.
Инцидент в галерее
Известен случай, когда одна особа хотела уничтожить работу и напала на неё с тесаком. Женщина смогла нанести полотну несколько порезов, прежде чем удалось её схватить. На допросе дама объяснила, что мотивом её поступка стало желание провести таким образом акцию протеста.
После этого случая полотно пришлось восстанавливать. Были проведены реставрационные работы, и оно вернулось в галерею. И до настоящего момента продолжает находиться там, доступное для просмотра всем посетителям.
Больше не было официально зафиксировано случаев, когда Венера оказывала какое-то мистическое, сильное влияние на психику людей.
Знаменитое полотно долгое время переезжало от одного владельца к другому, постоянно разоряя каждого из них. Возможно, банкротство этих семей является совпадением, но дурная слава плотно закрепилась за данным шедевром.
Жанна Любарская
Комментарии (0)