Живописные полотна и рисунки Леонардо считаются не только шедеврами изобразительного искусства, но и отличным вложением средств. Даже клочок бумаги с собственноручными записями гения эпохи Возрождения можно продать и купить по фантастической цене.
Что уж говорить о тетрадях художника, в которые он заносил свои мысли по самым разным поводам, сопровождая размышления рисунками и математическими расчетами! Так что в рейтинге аукционных цен имя Леонардо стоит на первом месте.
Леонардо да Винчи был не только талантливым художником. Его ум живо интересовали все отрасли человеческого знания. В те времена единственной наукой, которая привлекала художников, была анатомия. И понятно, почему: она помогала живописцам правильно изображать человеческое тело. Но большинство художников ограничивались небольшим экскурсом в «подкожное» строение человека. Больше они все-таки полагались на собственное зрение и писали своих персонажей с заказчиков или натурщиков.
Леонардо же так внимательно и кропотливо изучал взаимодействие работы костей и мышц, что оставил нам рисунки, которые можно назвать анатомическими атласами. Он исследовал даже то, что вряд ли бы помогло ему в живописи, - стадии развития плода внутри матки. Для этого он вскрыл не одну беременную женщину (само собой - мертвую).
Работу мышц и костей он рассматривал скорее как инженер и даже проводил измерения и математические расчеты. Словом, для великого флорентийца человек был таким же механизмом, как подъемный мост или баллиста. Глядя на то, как атлет поднимает тяжести, он думал не о красоте самого движения, а о том, как прекрасно работает система рычагов внутри человеческого тела, и разрабатывал искусственные механизмы, способные повторить творение природы.
Животные, птицы, насекомые, бег воды в реках и ручьях, перемещение облаков на небе вызывали в нем не только эстетическое удовольствие, но и желание проникнуть за пределы видимого, понять, как же все это устроено. Для времени, в котором жил Леонардо, такое настроение ума считалось крамольным.
Неудивительно, что свои мысли художнику приходилось прятать, - даже обычное анатомирование покойников считалось тогда крамолой, за которую можно было отправиться на костер. Леонардо свои размышления записывал, но старался сделать их недоступными для случайного человека, ненароком заглянувшего в его тетради.
Он использовал способ зеркального письма и довел его до полного автоматизма. Несведущим его записи казались не поддающимися прочтению. Правда, почти всегда они дополнялись рисунками, и внимательный читатель легко мог сообразить, какие тайны сокрыты в тексте, - но самих тайн без дешифровки узнать бы не сумел.
На протяжении нескольких лет -с 1506 по 1510 год -Леонардо был поглощен изучением природы воды, воздуха, минералов и небесных тел. Размышления на эту тему и составили так называемый Лестерский кодекс - множество шифрованных записей и рисунков на 18 больших листах, исписанных с двух сторон и сложенных так, что образовалась тетрадь в 72 страницы.
Свои записи гений назвал так: «Трактат о воде, земле и небесных делах». Сведущий в шифровании человек мог прочитать в этом трактате мысли Леонардо об устройстве мира и получить ответы на вопросы, почему движется вода в реках, что означают странные окаменелости, которые находят в известковых отложениях по их берегам, и как эти окаменелости образовались, почему Луна не светит так же ярко, как Солнце, и если сама Луна не испускает свет, откуда берется ее свечение, какова роль воздуха в устройстве человеческого мира и как человеческое тело соответствует идеальным пропорциям, свойственным природе.
Конечно, объяснения Леонардо соответствуют научным критериям того времени: воздух художник называет душой мира, землю - телом мира, а воду -его кровью. Мир, природа, по его мнению, - огромный живой механизм, в котором все взаимосвязано и целесообразно.
Тело природы должно питаться живительными соками, которые дает вода, а воздух позволяет этому телу дышать и жить. И работу природы, как и работу других механизмов, можно улучшить. Поэтому на страницах своей тетради Леонардо разрабатывает полезные для мироустройства улучшения - обустройство искусственных каналов, строительство мостов, дамб и шлюзов, то есть применение инженерных сооружений.
Рассуждения ученого, несмотря на средневековую терминологию, основаны на множестве опытов, которые он проводил с водой и воздухом, и эти опыты тоже детально им описаны.
Наблюдения Леонардо привели его к выводу, что горные массивы прежде были ложем морей, о чем свидетельствуют окаменелые останки морских обитателей, а потом земля поднялась, вынеся эти окаменелости на огромную высоту. Силу водных потоков и напор воды он связывал с высотой кручи, с которой нисходит вода, и делал заметки о том, как строить мосты, учитывая движение воды и следы эрозии на прибрежных камнях.
Правда, думая о природе лунного света, Леонардо сделал вполне понятную для его времени ошибку: если Земля прорезана реками и покрыта морями и океанами, думал он, то Луна должна иметь аналогичное строение. Луна тоже покрыта водой, поэтому-то она и светится - ведь солнечный свет отражается не от сухой земли, а от водной глади. Однако по этой водной глади движутся волны, отчего Луна и сияет гораздо слабее Солнца.
Также он обратил внимание, что и темная часть лунного диска имеет слабое свечение, и за столетие до Кеплера он решил, что это явление объясняется тем, что темная часть диска получает отраженный свет, но не от Солнца, а от Земли.
Леонардо умер в 1519 году. «Трактат о воде, земле и небесных делах» перешел по наследству к Франческо Мельци, затем он достался ученику Микеланджело Джованни делла Порта, а от него попал к римскому художнику Джузеппе Гецци. В 1717 году манускрипт купил Томас Кок, граф Лестер, и с той поры почти что до наших дней тетрадью Леонардо владели наследники графа. Именно благодаря именитым владельцам трактат и стал называться Лестерским кодексом.
Однако в 1980 году трактат был выставлен на аукционе и продан знаменитому миллионеру и ценителю искусства Арманду Хаммеру за 5,1 миллиона долларов. За 400 с лишним лет манускрипт сильно обветшал. Хаммер тут же нанял специалиста по восстановлению древних рукописей Карло Педретти, чтобы тот привел кодекс в первоначальный вид. Кроме того, Хаммер захотел иметь полный перевод трактата на английский язык.
Этой сложной работе доктор Педретти посвятил последующие семь лет, и к 1987 году труд Леонардо был восстановлен и снабжен переводом. Еще через три года новый владелец манускрипта умер, и Лестерский кодекс вскоре снова попал на аукцион. Там-то он и был продан Биллу Гейтсу.
Гейтс тут же отсканировал манускрипт и перевел его в электронный вид. С той поры и текст, и рисунки из тетради Леонардо стали доступны любому пользователю Интернета. Рисунки, сделанные великим художником, с легкой руки Билла Гейтса превратились в экранные заставки и обои для рабочего стола.
Более того, установочные диски с системой Windows выходили с комплектом изображений отсканированного кодекса. А еще для популяризации творения Леонардо Билл Гейтс организовал широкие показы Лестерского кодекса в крупнейших музеях.
Демонстрация кодекса происходит раз в год в одном из городов по всему миру. Первая выставка состоялась в 2000 году в австралийском Сиднее. Кодекс побывал во Франции (замок Шамбор), Японии (Токио), Ирландии (Дублин), а также каждый год демонстрируется на выставках, посвященных гению Леонардо, в самих Соединенных Штатах.
Правда, Билл Гейтс предпочитает показывать не драгоценный манускрипт, а его электронные копии - так безопаснее для манускрипта, которому вредны дневной свет, толпы экскурсантов и посягательства грабителей, которые мечтают заполучить самую дорогую книгу в мире.
Комментарии (5)