3 дня назад
Тюльпаномания — биржевой пузырь, лопнувший в 1637 году, — стала первым крупным финансовым кризисом, вызванным спекуляциями. Он возник в результате массового обмана и самообмана, широко распространенной веры в легкое обогащение.
Просто цветок
Во второй половине шестнадцатого столетия луковицы тюльпанов начали экспортироваться из Турции в Европу, и Голландия была страной, которая способствовала их распространению. Но если тюльпаны обычных цветов считались нормой, то появление пестрых лепестков воспринималось как чудо (объясненное учеными лишь позднее). Редкие разновидности этого цветка быстро стали считаться предметом роскоши, весьма востребованным буржуазией.
Спрос на новые цветы вскоре превысил их предложение из-за медленного репродуктивного цикла, поэтому цены на самые востребованные виды тюльпанов постоянно повышались. В то время луковицы тюльпанов считались надежным вложением средств. Продажа осуществлялась на аукционах, проводимых в общественных местах, — в коллегиях торговцев различных голландских городов.
Коммерческая экспансия Голландии (благодаря ее доминированию на морских путях в Ост-Индию), расширение экономики и рост частного финансового богатства способствовали росту этого биржевого пузыря: не только знатоки и купцы, но также и торговцы цветами и крестьяне, начиная с 1635 года, стали систематически участвовать в сделках с луковицами тюльпанов.
Тюльпанный психоз
Интерес, вызванный торговлей тюльпанами, был настолько силен, что укоренился обычай заказывать луковицы еще «в земле», заранее у крестьян-земледельцев с использованием контрактов с фиксированными ценами, которые должны быть соблюдены при наступлении срока погашения. Это позволило продлить период торговли с нескольких летних месяцев (то есть только после того, как луковицы были выкопаны) до целого года. Другими словами, торговали уже не тюльпанами, а фьючерсами, уплачивая при совершении сделки только задаток. В действительности доставка луковиц происходила через несколько месяцев, а уже оговоренные сроки контрактов были предметом торга между продавцами и часто менялись. Таким образом, была создана длинная цепочка обязательств, которая связала всех участников вместе с риском того, что отказ последнего покупателя создаст эффект домино для предыдущих покупателей-должников.
Закупки с ожидаемой поставкой совершались только с целью поднять цену, чтобы иметь возможность получить прибыль в будущем. Ожидание легкого заработка, а также коллективная жадность и слепота постоянно подпитывали рост цен.
Тюльпанная паника
Цены, следующие за трендом, оказались полностью оторванными от реальности, что привело к возникновению биржевого пузыря. Торговцев тюльпанами охватил настоящий психоз: многие продавали собственность, только чтобы купить права на самые большие и ценные луковицы. Разрыв между меновой стоимостью ценной луковицы и реальной экономикой оказался катастрофическим: цветок тюльпана стоимостью 3000 флоринов можно было обменять в январе 1637 года на «8 жирных свиней, 4 жирных быка, 12 жирных овец, 24 тонны пшеницы, 48 тонн ржи, 2 бочки вина… ».
Кульминацией тюльпанового безумия стал знаменитый аукцион в Алкмаре, состоявшийся 5 февраля 1637 года, на котором сотни лотов луковиц продали за 90 000 флоринов (что эквивалентно примерно 5 миллионам евро), то есть каждая луковица была продана по средней цене, равной зарплате каменщика за полтора года. В последующие дни тюльпанная лихорадка внезапно превратилась в панику: перенасыщенный рынок тюльпанов полностью рухнул, и любые сделки прекратились. В такой ситуации те, кто приобрел луковицы по будущим поставкам, оказались обязаны по контракту заплатить за них значительно более высокую цену, чем их реальная стоимость.
Рынок контрактной торговли тюльпанами просто перестал существовать. Распространение информации о падении цен и невозможности найти покупателей спровоцировало стремление продавать по любой цене. Паника охватила все города Нидерландов. Экономические последствия этого пузыря страна преодолевала еще четверть века.
Источник:
Комментарии (0)