Печальная попытка глав советского правительства Ленина, Троцкого и Сталина заполнить государственный бюджет первого социалистического государства закончилась распродажей шедевров искусства, принадлежавших царской семье и Российской империи. Первой пострадала Русская православная церковь. С куполов снимали позолоту, оклады икон были отправлены на переплавку.
Первое, что было продано — царские короны, ожерелья, тиары, яйца Фаберже, принадлежавшие императорской фамилии, и иконостасы — ценные памятники древнерусского искусства.
После этого, несмотря на протесты хранителей, подобрались к сокровищам Эрмитажа.
Одна из самых старых и редких в мире книг Нового Завета, сокровища императорских замков, собрание шедевров импрессионизма также были частью экспозиции, которую революционеры выставили на мировой художественный арт-рынок в 1920-х и 1930-х годах. Однако падение спроса на антиквариат и предметы искусства привело к тому, что, несмотря на редкость предлагаемых предметов, СССР выручил смехотворную сумму от продаж.
Н. Ильин, один из авторов книги «Продажа драгоценностей России», сказал: «Это было очень грустно. Большевики продали все эти ценности, чтобы приобрести сельскохозяйственную технику, но это почти никак не повлияло на наполнение казны государства».
Собирателям на Западе достались венец российской императрицы, который она надевала на свадьбу, произведения Рембрандта, Боттичелли, Кранаха Старшего, Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Никола Пуссена и Эдгара Дега, а также иконы XV и XVI веков.
Британский музей приобрел «Синайский кодекс», рукописный памятник, относящийся к четвертому веку, состоящий из Евангелий, обнаруженный на Синайском полуострове в Египте. Яйца Фаберже, купленные у советского правительства, нашли свое место в коллекции английского королевского дома.
Одно из них, сделанное из драгоценных металлов и бриллиантов с изумрудами являет собой эмалированный медальон, изготовленный в 1918 году. На нем изображены портреты императрицы, самого Николая II и их детей.
Все продажи были отражены в архивных документах.
Многие картины, вывезенные из Эрмитажа и проданные в 1930-х годах, первоначально были куплены по приказу Екатерины Великой, царя Александра I, приобретены русскими коллекционерами. Некоторые провели в России только несколько десятилетий, прежде чем вернуться на Запад.
Советские лидеры с помощью продажи произведений искусства пытались победить голод, ослабить власть церкви над народом.
Однако в частном порядке Ленин потребовал использовать голод, чтобы «разбить голову врагу», ослабив власть религии над массами на десятилетия вперед. Троцкий с нетерпением ждал начала продажи художественных ценностей за границей, опасаясь, что неизбежная вспышка революции в Западной Европе приведет к падению цен на рынке антиквариата.
В погоне за прибылью от церковной собственности чиновники отделяли от икон их драгоценные оклады, пытаясь продать отдельно, не понимая, что тем самым нарушали целостность произведения и снижали его стоимость.
Больше всего от распродажи пострадал Эрмитаж в Ленинграде. Многие из его шедевров были тайно проданы западным ценителям живописи. Нефтяной миллионер Галуст Гюльбенкян, гражданин Великобритании, вел переговоры с правительством о том, чтобы быть единственным продавцом старых мастеров из Эрмитажа.
Однако его обошел Эндрю Меллон, министр финансов США. Публично он был против торговли с СССР, но в частном порядке скупил 25 шедевров из Эрмитажа. Об этом узнали только тогда, когда начали разбираться с его делом по уклонению от уплаты налогов. Большинство картин из его коллекции было реквизировано в Национальную галерею искусств Вашингтона.
Другим продавцом сокровищ Российской империи был миллионер Арманд Хаммер, личный знакомый В.И.Ленина. Он был одним из немногих почти официальных посредников по продаже русского антиквариата в США. Его любили в СССР. В 1970- годах за особые заслуги правительство подарило ему картину Малевича. Через год он ее продал за миллион.
Свадебный венец императрицы
Свадебный венец надевала императрица Александра Федоровна на свое венчание в 1894 году. Сегодня он принадлежит музею Хиллвуд в США.
Пасхальное яйцо императора Николая II
Он подарил его своей жене после коронации. Шедевр сделан с использованием платины и бриллиантов. Хранился в Оружейной палате Московского Кремля. Сегодня принадлежит Виктору Вексельбергу.
Портрет Елены Фурман (Питер Пауль Рубенс)
Находится в Лиссабоне. Эту картину в свое время купила Екатерина Вторая.
«Мадонна Альба» (Рафаэль)
Это произведение было одним из главных в коллекции Эрмитажа. В 1931 году его продали в США. Теперь оно в Национальной галерее Вашингтона.
«Венера перед зеркалом» (Тициан)
Картина была приобретена российским императором Николаем I в 1850 году. Сегодня она часть коллекции Национальной галереи искусств.
Два панно диптиха «Распятие и Страшный суд» (Ян ван Эйк)
Шедевр, относящийся к эпохе Северного Ренессанса. Его приобрел дипломат-собиратель, посол России в Испании Дмитрий Павлович Татищев (1767-1845). Многие произведения искусства были приобретены нашими дипломатами: послом во Франции Н. Ф. Хитрово, послом в Риме А. Я. Италинским, послом в Вене Я .И. Лобановым-Ростовским. Сегодня произведение находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке.
«Отречение Петра» (Рембрандт)
Еще одна картина, приобретенная Екатериной Второй. В 1933 году ее продали музею Амстердама. Для хранителей Эрмитажа это была настоящая трагедия. Она была уникальна тем, что в ней Рембрандт использовал эффект искусственного внутреннего света.
«Ночное кафе» (Винсент Ван Гог)
В 1908 году эту картину приобрел Иван Морозов, заплатив за нее 3000 рублей. Советская власть рассталась с ней в 1928-1933 гг. Сегодня она хранится в Йельском университете.
Комментарии (10)