Сегодня мы поговорим о такой полезной вещи, как агитация и пропаганда. Да, в наш век плакаты - это экспонаты музеев, но вот ХХ век показал, насколько может быть полезен такой вид агитации, как художественный плакат. Особенно - на оккупированных территориях.
Именно на таком виде пропаганды мы и заострим сейчас наше внимание. А так как тема довольно объемная, то о контрпропаганде поговорим в другом материале.
Итак, немецкие плакаты времен Великой Отечественной войны для народов оккупированных территорий.
Надо сказать, что других вариантов донесения различных идей особо не было. Газеты на оккупированных территориях немцы пробовали издавать, но тут немецкая логика столкнулась с русской изворотливостью. Стоило открыть типографии, так начали исчезать наборы, с помощью которых тут же, на кустарно собранных станочках, печатались листовки. Радио изымали обе стороны, так как радио в то время было источником информации для разведчиков в тылу врага, кроме того, оказалось, что с помощью радиоприемника сигналом чуть ли не из Москвы можно подорвать комендатуру в Киеве. Так что лучше не рисковать, да и нечего народам слушать вражеские голоса.
Так что плакат стал очень распространенным явлением на столбах и стенах не только на оккупированных территориях СССР, но и по всей Европе. Примеры будут чуть ниже.
Известно, что для работы с жителями оккупированных регионов, Геббельс создал целый отдел, который был назван "Винета". Вообще так себе название, это некий аналог нашего Китеж-града, только Винета находился в устье Одера и был поглощен Балтийским морем. Говорят - за преступления его жителей, которые стали образцом дикости и безнравственности. В общем, "Винета" тоже не очень хорошо закончила.
Но пока шла война, "Винета" стала основным инструментом по обработке умов жителей Восточных территорий. Брошюры, плакаты, листовки, газеты, грампластинки, киноролики - все шло в ход.
Возглавлял отдел, естественно, немец. Причем, это были весьма просвещенные и грамотные люди. В конце войны, например, "Винету" возглавлял уроженец Москвы, бывший преподаватель истфака МГУ, Герман Грайфе. Но естественно, в основном в отделах работали коллаборационисты.
Наверное, стоит упомянуть некоторых из них. Александр Альбов, белогвардеец-эмигрант, поручик Измайловского полка, полный Георгиевский кавалер. Генерал Василий Бискупский, начальник отдела кадров "Винеты". Охотно в "Винету" шли члены НТС, эмигрантской антисоветской организации. Игорь Новосильцев, Борис Брюно, Алексей Шермазанов, Сергей Иегулов, Андрей Боровский, Георгий Широбоков, Юрий Изместьев. Отметился участием в работе "Винеты" Сергей Набоков, брат известного писателя.
Очень много сотрудников получил отдел с оккупированных территории и из бывших военнопленных.
Однако, стоит сказать, что были и те, кто не повелся на "домик в деревне" и паек. Лучшими примерами в
Теперь о продукции "Винеты". Понятно, что агитация была направлена в первую очередь на жителей захваченных территорий, и здесь господа эмигранты и коллаборационисты трудились от души. То, что душонка была с гнилью - это, как говорится, аспекты.
Всю продукцию можно четко разделить на несколько периодов. В начальный период речь в основном шла о рекламе немецкого солдата-освободителя от "жидобольшевистского режима" Сталина. Ну и естественно, о том, что благодарный освобожденный народ, к которому это все было обращено, должен был неустанно и плодотворно трудиться на благо третьего Рейха.
Естественно, не был оставлен без внимания и вопрос того, что на "освобожденных территориях" оставались те, кто не очень хотел "освобождения".
Согласитесь, сильный плакат. Для 1941 года. Такая уверенность в том, что Германия победит, прямо сквозила в каждой строчке. Не исключаю того, что авторы искренне в это верили и даже рассчитывали на то, что им что-то да обломиться за их творческий труд.
Вот это два примера явного перебора. евреями не были ни Сталин, ни Черчилль. Ладно, у Черчилля все там могло быть в принципе, но Сталин... Впрочем, сам Геббельс говорил, что для результата нужен хороший рупор и 1% правдивой информации.
Главная ошибка доктора Геббельса именно здесь: слишком уж отличались нарисованное от действительного. Да, бесспорно, на оккупированных территориях было довольно много людей, которым было за что ненавидеть коммунистический строй. И которые с удовольствием шли на сотрудничество с новыми властями. Однако, их было не большинство. Так что здесь тот самый случай, когда пропаганда сыграла в обратную.
И снова работа. И снова те, кто видел эти плакаты, видели и разницу между обещанным и действительным. Да, возможно, многие были бы и не против работать. Но не там, куда их увозили эшелонами по разнарядкам. Отсюда и мягко говоря, большое желание не ехать в германию и трудиться на благо ее, а уйти в лес и при возможности подорвать рельсы, по которым из германии будет ехать очередной состав с произведенным "на благо".
И чем дальше от благостного 1941 года, тем менялась идея плакатов. Это заметно.
Читали? Да, конечно. Откуда еще можно было бы получить хоть какую-то информацию? Впрочем, совершенно не исключаю, что снимок постановочный.
Стоит отметить, что европейские отделы "Винеты" трудились с не меньшим азартом. Надо было обеспечить власть над мозгами во всех странах, чтобы и там спокойно могли работать на Рейх. Я думаю, эта серия хорошо покажет, что обрабатывали мозги не только русских, украинцев и народов Кавказа, здесь плакаты, которые развешивали в Болгарии, Югославии, Бельгии, Голландии.
Ну и естественно, нельзя обойти вниманием отдельное творчество по ваянию пропусков в плен. Вообще по первому времени работало. Плюс, что греха таить, командование РККА само создало немало возможностей в первый год войны именно для того, чтобы солдаты предпочитали плен. Было такое в нашей истории.
Правила поведения для перебежчиков, согласитесь, писал неглупый человек. Хорошая инструкция, возможно, она и работала неплохо, благо, грамотный в СССР было больше, чем в предыдущую войну.
А можно и без пропусков. Все равно дорога в один конец фактически. Но здесь тоже так себе момент, уж говорили бы сразу, сдавайтесь, кто как может, там разберемся. А то с пропусками, то без...
Но в принципе, добротно сделано. Главное - обещают жизнь, кормежку, медицинскую помощь и вообще "хорошее обращение". Ну и главное - работа! Работа на Рейх должна стать счастьем для каждого человека.
Война требует многих ресурсов. И эти ресурсы кто-то должен производить. А потому - все в германию, там "работа и хлеб". Но в целом - не очень это смотрится. Хлеб - это хорошо. Вопрос - сколько работы и сколько хлеба. В этом заключается разница между законной работой и узаконенным рабством.
Видимо, работа и хлеб в таких количествах стали не той райской жизнью, о которой мечтали на оккупированных территориях. Отсюда и все возрастающее сопротивление. И - сперва - уговаривания с помощью плакатов.
Фига от Красной армии для партизан. Учитывая, что партизанское движение создавалось и курировалось структурами НКВД - почти что правда. Другой вопрос, что "...все для Победы", соответственно, помогали все. НО в "Винете" об этом не было известно.
Ш.ВЗ. – аббревиатура "штык в землю"...
Что можно сказать в качестве итога? В общем - неплохая работа. Конечно, для Европы делалось все более красочно, но и проблем таких с европейцами не было, как с советскими. Европа всю войну спокойно штамповала
На оккупированных территориях, обратите внимание, чем дальше - тем проще. В один-два цвета, ибо чего там, краску тратить да бисер метать. Все равно кто хотел - тот в партизаны шел и хрен ты этих людей плакатиками заманишь в рай с работой и хлебом.
Главной ошибкой Геббельса и его аппарата стал расчет на то, что "необразованный и темный" (сиречь - тупой) советский народ пойдет за агитацией, как осел за морковкой. Увы, кадры были немного не те. Бывшие белогвардейцы просто не были в курсе всех изменений, которые произошли в стране за 20 лет советской власти. Опираясь на собственные воспоминания о не самом образованном народе, "хрустобулочники", конечно, проделали большую работу. Проблема в том, что декларируемое не соответствовало действительности.
Прибытие на информационный фронт перебежчиков и коллаборационистов, конечно, исправило ситуацию. Но было уже несколько поздно. После 1942 года, когда Германия очень сильно стала нуждаться в рабочих руках, вербовку тех же остарбайтеров заменили насильственным угоном.
В итоге получилась ситуация, когда декларировалось одно, а на деле получалось совсем другое. И поток добровольцев на работы иссяк очень быстро. Зато приток в партизанские отряды усилился до известных масштабов.
Большой пробел трудяг информационного фронта из числа белоэмигрантов и предателей заключался в том, что на советских территориях очень быстро поняли, что агитация по сути своей, не несет в себе правды. Хотя в отношении рабочих в Германии существует много документов, подтверждающих довольно приличные условия существования, тем не менее, 1% правды даже при очень хорошем рупоре - это мало для народа, который умеет думать и понимать. Поэтому красивая макулатура от "Винеты" так и осталась макулатурой.
И в итоге закономерно. Вот только увы, насчет цветов на могилы "освободителям" из Германии вряд ли кто приносил. Так что тут налицо совсем уже сказка.
Слишком красивую сказку об освобождении от еврейских оков коммунизма нарисовал доктор Геббельс с присными. Слишком много красочной лжи, на которую не повелись те, кто видел все своими глазами. Не знаю, почему в Европе все так хорошо сработало, возможно, боязнь коммунизма помогла, но на территории советских республик почему-то не сработало. Наверное, потому, что на Руси испокон веков, "Сказка - ложь, да в ней намек".
Кстати, все это актуально и в наше время. Автор:
Комментарии (108)