В условиях упорной экономической стагнации и падения экспорта в США и Китай, немецкие производства изо всех сил пытаются переделать себя в поставщиков военной продукции.
За последний год число членов главной отраслевой организации оборонного сектора Германии почти удвоилось. Особенно это касается автомобильной промышленности.
Переход к обороне дает важные преимущества: много государственных денег и защиту от недорогих китайских конкурентов. Германия планирует в ближайшие годы почти утроить свои годовые военные расходы и к 2029г освоить около $ 180 млрд долларов.
Промышленное производство Германии в октябре продемонстрировало значительный рост в секторах, ориентированных на военные расходы. Это помогло более чем компенсировать спад в других основных отраслях немецкой промышленности, таких как автомобилестроение и химическая промышленность.
Это настоящая находка для находящегося в тяжелом положении производственного сектора Германии, который на протяжении семи лет неуклонно сокращался из-за высоких цен на энергоносители и агрессивной конкуренции со стороны Китая и пошлин США.
Экономисты надеются, что часть капитала пойдет на исследования и разработки, стимулируя рост производительности труда в Германии и открывая стартапы и новые экспортные направления - точно так же, как деньги правительства США помогли посеять семена Кремниевой долины.
Это существенный сдвиг для крупнейшей экономики Европы, но у него есть и недостатки. Экономисты говорят, что экспортный потенциал оборонной промышленности ограничен - Китай закрыт для потребителей, а в США действует стратегия "покупай американское".
Военные инвестиции также, как правило, менее полезны для экономики в целом, чем расходы на технику или инфраструктуру, поскольку оружие либо находится на складах, либо уничтожается, а не используется продуктивно.
Вместе с тем, новый спрос помогает компенсировать потерю рабочих мест в автомобильном секторе, которая с 2019г достигла около 112 000.
Schaeffler, крупный немецкий поставщик автомобилей, недавно подписал соглашение с мюнхенским оборонным стартапом Helsing в целях расширения производства дронов. Они планируют производить от 10 000 до 20 000 дронов в год, а в случае кризиса их пиковая мощность может достигать 100 000.
Крупная машиностроительная группа Trumpf, заявила в октябре, что будет использовать свой опыт в области лазеров для создания систем защиты дронов, объединившись с местной группой электроники.
Интересно, что большинство немцев поддерживают увеличение военных расходов, даже несмотря на то, что это может сделать страну мишенью.
Рост оборонной промышленности это возврат к прошлому Германии. Начиная с начала XIX века немецкая индустриализация была тесно переплетена с военной промышленностью страны.
Сталелитейная компания Krupp, основанная в 1811г, была крупнейшей промышленной компанией в Европе на протяжении большей части конца XIX и начала XX веков. Она стала синонимом немецкой военной мощи, производя пушку "Большая Берта" во время Первой мировой войны, а затем строя танки и компоненты подводных лодок для нацистов.
После Второй мировой войны оборонная промышленность Германии была полностью демонтирована, а военное производство запрещено.
Однако начиная с 1950-х годов Германия при поддержке США начала медленно восстанавливать свою военную и оборонную промышленность, выступая в качестве оплота против Советского Союза.
К 1980-м годам Германия имела полмиллиона действующих военнослужащих и тратила на оборону около 3,5 % своего ВВП. Лишь в 1990-х годах оборонная промышленность Германия стала сокращаться.
Однако экономисты утверждают, что оборонный бум не компенсирует сокращение автомобильного сектора. В оборонной сфере работают около 120 000 человек, тогда как в автомобильной промышленности этот показатель составляет около 800 000 человек.
Военные заказы с гарантированным сбытом являются последним шансом не улететь в тотальную деиндустриализацию. Война становится для Европы (Германии) последним шансом сохраниться как значимая страна.

Комментарии (0)