Между 9 и 10 веками анонимный автор написал историю об ирландском монахе и его 14 компаньонах, которые отправились в опасное путешествие в 5 веке. Имя монаха было Брендан, а пунктом его назначения — Обетованная Земля святых. Идея плыть в поисках Земли пришла Брендану от Баринта, его дальнего родственника. Баринт рассказал о чудесном острове, где не было ни голода, ни жажды, ни тьмы. Должны ли мы удивляться тому, что бог приготовил для самых набожных людей место изобилия, где не было типичных человеческих страхов — нехватки еды и смерти?
Слов Баринта было достаточно, чтобы убедить Брендана и его спутников отправиться в море в поисках Земли Обетованной. Но дело в том, что ушли они на голодный желудок. Перед отъездом они решили поститься в течение 40 дней в соответствии с архетипической библейской моделью. Герои должны были очистить свои тела и души, следуя действиям библейских пророков.
После поста монахи построили деревянную лодку, накрыли ее бычьей кожей и, наконец, отправились в плавание с запасами на 40 дней: ясно, что они планировали достичь Земли Обетованной в течение ... «библейских времен».
В тот момент, когда у монахов закончилась еда, они сразу же увидели остров и направились к нему. Им потребовалось три дня, чтобы подплыть к берегу. Компанию приветствовала веселая собака, и Брендан сразу же признал питомца посланником бога. Собака привела их в большое жилище, где стол, стулья и вода были элегантно расставлены в широком атриуме, словно сама обитель ждала прибытия ирландских монахов. Стол был накрыт сам по себе, и монахи увидели белую буханку и рыбу: щедрый и чудесный обед, который полностью гармонировал с типичной монашеской диетой (в которой мясо часто заменялось рыбой для покаяния). На следующее утро они снова увидели чудесным образом накрытый стол: и в течение трех дней бог кормил их в этом райском уголке изобилия. На четвертый день монахи были готовы покинуть остров, когда к ним подошел ювенис (молодой мальчик) с корзиной, заполненной хлебом и водой.
Они снова плыли через океан и через некоторое время увидели землю и сошли на берег: это было в Великий четверг. В Великую субботу появился человек, приносящий хлеб и другие продукты. Он также добавил, что принесет им больше провизии через восемь дней, так как он уже знал, где они пристанут. Все эти неизвестные благодетели были явно посланы богом.
Наконец монахи остановились у острова, где птицы пели псалмы и восхваляли Господа. Там Брендан и его спутники праздновали Пасху, а затем снова явился посланник бога и дал им еду и питье. А в день Пятидесятницы он вернулся и принес всю еду, которая была необходима для празднования; затем, восемь дней спустя, прежде чем они отправились в путь, он дал им столько провизии, сколько их лодка могла нести. Монахи приближались к своему конечному месту назначения, но все равно пришлось пройти долгий путь. Теперь они были наедине с морем.
Примерно через три месяца Брендан достиг острова Святого Альбея. Здесь пожилой мужчина приветствовал их и повел в монастырь. Брендану и его спутникам давали белые буханки и изысканные корни.
Настоятель монастыря сказал незнакомцам, что каждый день он находит такие чудесные буханки в кладовой и что бог дает им всю пищу, в которой они нуждаются. Он также сказал им, что жители этого острова не постарели и не чувствовали холода или жары: беспокойства человеческого мира не принадлежали острову Святого Альбея.
Конечно, путешествие монахов во главе с Бренданом — фантастика. Но в этом рассказе скрывался важный для всей средневековой литературы смысл: за литературной привлекательностью этих рассказов лежало основополагающее (но чрезвычайно мощное) сообщение о том, что христианство было ответом на повседневные проблемы, а также призвано было спасти от самых глубоких страхов и тревог смертной жизни. Да, Брендан и его монахи наконец нашли Землю Обетованную. Но автор рассказа хотел провести параллель между таким опасным путешествием по неизвестным морям, островам и путешествием по жизни. Он хотел, чтобы читатели и слушатели поняли, что если они имеют веру, они никогда не останутся одни, помощь всегда придет.
Комментарии (3)