Автор:
Основным поставщиком рабов для Турции были крымские татары, «бравшие полон» на пограничных территориях Русского царства и Речи Посполитой. Именно поэтому большую часть гребцов османского флота 17 века составляли русские крестьяне и воины, взятые в плен во время боев. Однако не всегда казаки, стрельцы, сыновья боярские и шляхтичи соглашались на рабскую судьбу, часто они восставали и оружием добывали свободу.
Русские на турецких галерах
Из сохранившихся документов купли-продажи рабов известно, что русские стоили дешевле, потому что они постоянно пытались сбежать. Только за 17 век зафиксировано более 20 фактов восстания русских гребцов в результате, которых им удавалось завладеть судном и получить свободу. О скольких случаях историкам неизвестно остается только гадать.
«Русская «каторга» происходит от турецкого слова «кадерга», что переводится как галера. Османское гребное судно на многие века стало для русских символом неволи, тяжкого труда и безысходности.»
Документы с описанием восстаний фиксируются как в России, так и в Западных странах. После только как бывшие рабы возвращались на Русь, их рассказ записывался дьяками Разрядного приказа, аналога современного Министерства обороны. Часть записей и сегодня хранятся в Российском государственном архиве древних актов.
Много документов историки отыскали в венецианской библиотеке святого Марка и архивных записях Мальтийского ордена. Когда русские приводили захваченную галеру в европейский порт, то местные власти также старались документировать обстоятельства восстания, поэтому ход некоторых бунтов можно восстановить поминутно.
Первые сведения
Первые задокументированные сведения о получении русскими невольников свободы датируются 1543 году в виде охранной грамоты, выданной Мальтийским орденом Иоанне де Руссия – Ивану из России, которому удалось сбежать с турецкого плена с одной из крепостей Северной Африки. В 1574 году братья-рыцари выдали аналогичный документ 10 христианам из России. Они перебили охрану галеры и приплыли к мальтийской крепости Гран Кастелло на острове Гозо. Мальтийцы оценили мужество невольников и отпустили их на Родину.
Показателен случай запорожского казака Самуила Кошки, который вместе с товарищами захватил галеру и привел ее к Дону. О его подвиге народ сложил песню «Дума о Кошке». Донской казак Прокопий Анкундинов оказался в приграничном Путивле в 1644 году. Он сказал, что 6 лет был гребцом и в Черном море его товарищи по несчастью подняли мятеж. Турецкую команду перебили и высадились на берег Болгарии, а оттуда через Речь Посполитую они пришли в Россию.
Полено шляхтича Марко Якимовского
На всю Европу прогремело восстание 1628 года, которое известно благодаря документу – «Краткое описание захвата в порту Митилина крупной александрийской галеры, и освобождение 220 христианских невольников благодаря мужеству и отваге предводителя Марко Якимовского». Среди освобожденных оказалось 22 магометанина, 3 грека, 2 англичанина и итальянец. Остальные невольники – рутены.
«В 17 веке рутенами европейцы называли современных русских, украинцев, белорусов, проживающих на территории России и Речи Посполитой.»
Украинский шляхтич Якимовский много лет был гребцом на боевой турецкой галере, которая в один из дней зашла в греческий порт Митилин. 60 турков сошли на берег, а часть осталась на галере. С рабов для отдыха сняли цепи и Марко решил воспользоваться шансом. Он отыскал полено, которым забил до смерти галерного повара. Взяв у убитого тесак, Якимовский зарезал еще одного турка и завладел холодным оружием, после чего освободил товарищей.
Так как среди невольников-рутенов было много стрельцов, детей боярских, казаков и шляхтичей с саблями, топорами, ножами пользоваться они умели. Разъяренные гребцы устроили галерной команде настоящую бойню. По описанию очевидцев после победы палуба оказалась завалена отрубленными руками и головами турок. Зачистив судно, освободившиеся рабы сели на весла и стали убегать из порта. Гребли они так, что три лучших турецких галеры догнать их не смогли. Якимовский привел корабль в Неаполь, а оттуда 220 человек пешком дошли до Рима, где братьев по Христу, как героев встретил сам Папа. В память о подвиге в Риме была составлена реляция и выбито две памятных доски.
Арабы, греки и турки на русской службе
Осенью 1639 года воронежский воевода Мирон Вельяминов послал в Москву известие, что в крепость прибыли стрельцы Иван Аникеев и Сидор Васильев, а также казаки Стенька Самсонов, Иевко Иванов, Ермошка Алексеев, который пробыл в неволе 13 лет.
По их словам они были на галере среди 140 гребцов разных национальностей. В мае 1639 года судно, на котором находилось 70 турецких воинов и моряков, следовало из Белгорода к Азову. В одну из ночей русские освободились и сняли цепи с других невольников. После яростной драки гребцы победили и турок, не погибших в бою, скинули в море. Вместе с русскими под Воронеж пришли греки, арабы и даже турки из числа невольников, которых на Родине ждала смерть.
Воевода Вельяминов писал, что жителей Османской империи приговаривали к галере за долги и пьянство. Царь Михаил Федорович приказал принять гребцов и выдать им по 5 рублей. Зимой 1639 года арабов и турок крестили и дали еще по 10 рублей. Арабов направили служить в Конюший приказ, а турок и греков в Посольский.
Стрелец Иван Мошкин
В ноябре 1642 года русские невольники подняли восстание на галере Анти-паши Мариоля. Руководил гребцами калужской стрелец Ивашка Семенов сын Мошкин. Невольники несколько лет по крупице собирали ружейный порох, который передавали на хранение «русину Микуле» — слуге Анти-паши. Помог русским некий «Сильвестр из Ливорно». Он специально принял ислам и стал пользоваться доверием турок, которые разрешили ему ходить без цепей и спать вместе с ними.
Когда все было готово, Мошкин при помощи Сильвестра, заложил порох в каюте, где спали лучшие турецкие воины. От взрыва погибло до 30 турок и загорелись паруса, а невольники, вооружившись камнями, бросились на оставшихся. Анти-пашу Мошкин лично срубил саблей. Рабам было нечего терять, а команда галеры оказала яростное сопротивление.
В письме к Московскому царю бой с турками калужский стрелец Иван описал так:
«И в то время те турские люди учали с нами биться и почали по нас из луков стрелять; и в ту пору меня, холопа твоего, те турские люди из лука пострелили в голову, а другою стрелою в правую руку и порубили меня саблею в голову и в брюхо. И потом я, холоп твой, как зажигал под тех турских людей и обгорел я, холоп твой, по пояс.»
К утру 250 невольников победили и с попутным ветром доплыли до итальянского города Чивитавеккью. Папа Римский Урбан VIII лично принял героев, которые по пути захватили турецкое судно, перевозившее 200 килограммов серебра, золото, оружие и ткани. Галерники из Руси стали «европейскими звездами» своего времени. Про приключения русских итальянский типограф Людовик Гриньяни составил брошюру, которой зачитывалась вся Европа.
По пути домой их принял дож Венеции и Австрийский император, который звал героев на службу, но Мокшин и его товарищи отвечали отказом. Когда бывшие галерники пришли в Россию их историю записали и передали царю Михаилу Федоровичу. Вернувшимся стрельцам, казакам, детям боярским, царь назначил жалование и взял их на службу.
Почему русские невольники всегда шли на Русь
Интересно, что русские люди, получившие свободу, не оставались на теплых берегах Средиземного моря, а стремились вернуться домой. Через Италию, Венгрию, Польшу, Балканы они пешком шли на Русь, отклоняя предложение европейцев остаться в их землях. Гребцом на галере был и будущий предводитель антицарского восстания Иван Болотников. Освободившись, он год прожил в Венеции при немецком торговом подворье, но все равно решил идти на Родину.
Ответ дает немец Конрад Буссов, в 17 веке живший в России. В своей «Московской хронике» он написал:
«Они думают, что она – Россия – есть государство христианское, что в других странах обитают люди поганые, некрещёные, не верующие в истинного Бога, что их дети навсегда погубят свою душу, если умрут на чужбине вместе с неверными, и только тот идёт прямо в рай, кто скончает свою жизнь на родине».
В 17 веке слова и понятия «патриотизм», каким воспринимаем его мы, еще не существовало, но было другое. В сознании русских того времени Русь в отличие от западных и мусульманских стран, земля с правильной верой и именно там должен умереть истинный христианин.
Комментарии (0)