То что нужно настоящему мужыку!

Якутские зимник - дорога жизни и смерти.

 

На огромной территории России большая часть земли находится в условиях Арктики, где нет практически никакой инфраструктуры, и между населёнными пунктами, сёлами и деревнями нет никаких дорог, только направления.
Летом населённые пункты окружают дремучие леса и топкие болота, делая путешествие в цивилизацию не просто путешествием, а целой экспедицией (которая северянами воспринимается как норма). Казалось бы, что зимой условия ещё хуже, морозы достигают 50-60 градусов, но тем не менее путешествовать и перевозить грузы по зимним дорогам намного проще, главное подготовится к сильным морозам.
Проще? Я бы так не сказал.
Путешествуя по зимникам севера Якутии, я часто слышал от самих якутских дальнобойщиков сравнение зимника с дорогой жизни и смерти. Если бы не зимники, то во многие населённые пункты стало бы невозможно забрасывать топливо, еду и прочие необходимые предметы быта. С другой стороны, работа дальнобойщиком на зимнике - это непрекращающийся экстрим, и во время нашего автопутешествия к морю Лаптевых мы не один раз встречали тех, кто попал в беду на дороге. Мне даже думать не хочется о том, как люди по несколько месяцев живут на зимнике, вызволяя из ледового плена свои автомобили, и через что они при этом проходят.

 

Якутские зимники.

Немного про дороги, по которым мы ездили.   Зимник бывает разным, дорогу прокладывают по болотам, тундре, редколесью и даже по рекам. Зимник, проходящий по замёрзшим рекам, на мой взгляд самый красивый и самый опасный, но и самый удобный - ехать по льду можно с приличной скоростью, но зато на застывшей реке встречаются пустоты, наледи и провалы...  Часть зимника проходила по рекам с очень живописными берегами, летом тут и вовсе сказочная красота, а мы, подгоняемые временем и опасаясь не попасть в пургу, проскочили эти края на полном ходу.

 

По разбитым таёжным зимникам особенно не погоняешь - кочка на кочке и сверху ещё пара кочек. Бывали дни, когда в день мы проходили по 200 с небольшим километров! От бесконечной тряски начинали болеть даже мышцы! Про спину молчу, на остановках приходилось разминаться - мы отжимались, приседали, делали планку и просто ходили, что бы хоть как то размять мшцы. У коллеги начал сбоить ноутбук с обычным жёстким диском (не понятно, от морозов или от тряски). Вещи летали по салону, и я был очень рад, что взял хорошо защищавший технику фоторюкзак. Отдельно переживал за харддиски, но вроде бы обошлось без последствий - работают.

 

Зимник - это не просто направление в снегах и по рекам - это настоящая дорога с  указателями и дорожными знаками!

 

Море Лаптевых, безжизненная пустыня по которой местами можно было разгонятся до 100 км в час! Но к сожалению ровных участков без снега было мало.  Ожидал увидеть множество торосов, как на белом море в Карелии, но в этом районе море Лаптевых было словно ровный стол. Проехали несколько трещин и больше никаких препятствий на пути не было.

 

Если тут запуржит - это очень плохо. В считанные минуты дорогу, вернее направление, по которому едут машины, занесёт и таким машинам как наши, будет невероятно сложно пробиться хоть куда-нибудь. Этот участок по морю считается самым опасным именно из за пурги, самым непредсказуемым. На обратном пути из Тикси мы поняли насколько нам повезло. Ночью, пока наша команда отдыхала в гостинице, дул очень лёгкий ветерок, но и его хватило что бы на дороге появились перемёты - частые сугробы. Если бы не отправленая вперёд шишига (Газ-66), пробившая в некоторых местах нам дорогу, пришлось бы покопать.

 

Если пришло время отдохнуть, водитель ищет "карман", ставит туда машину и спит.  Все путешественники и дальнобойщики поступают по этому принципу.

 

Мчали мы по сверкающей пустыне и вот те на, табличка - море Лаптевых!

 

Про опасности на зиниках мы слышали по несколько раз в день, нам вообще рекомендовали не соваться в Арктику и предрекали, что машины наши не пройдут.  Я  могу отчасти согласится с этими утверждениями - если бы случилась пурга, у нас были бы проблемы (временного характера). Откопать машину после пурги и куда-то доехать по целине - это своего рода подвиг.  Но зимники в Якутии держат в образцовом состоянии - мы в этом убедились.  И я думаю, что после пурги снегоуборочная техника быстро расчищает дорогу, по-другому тут и нельзя - зимники  это единственная возможность доставить груз до дальних сёл на севере.   И ещё очень опасно путешествовать в конце зимы - с потеплением на реках начинает появлятся вода, и на обратном пути мы проезжали несколько таких мест.

 

В ледяном плену.

Мы много слышали про застрявшие машины, нас очень часто предостерегали от необдуманных решений, зимник не прощает ошибок. Но довольно долго мы ехали по зимнику без происшествий и не встречали пострадавших. И где-то уже в Арктике нам встретился первый утопленник, хотя так и не скажешь что утопленник. Провалился этот камаз неглубоко, но тем не менее встрял надолго. Чтобы его вытащить, надо не одну неделю и если сам водитель не в состоянии это сделать, приглашают специальных ребят которые это делают быстро и качественно и за весьма немаленькие деньги.

 

Как так получается что машины проваливаются?  Случается по разному.  Бывает так, что под снегом не видно воды, и водитель со всего маху попадает в ловушку. Удвительно, но факт - под свежим снегом вода долгое время не замерзает, у нас один оператор случайно наступил на такой снег и намочил свои валенки.  Бывает так, что Камаз сильно нагружен, больше меры и лёд не выдерживает. Бывают наледи -  это когда вода выходит на лёд, начинает замерзать и потом по ней можно ехать, но лёд не толстый, и машины проваливаются.

 

Вот наёмная бригада, которая вымораживет этот камаз.  Что значит вымораживает?  Под машиной есть лёд, метр или полметра, никто не знает. Для начала, ребята смотрят толщину льда и потом начинают вокруг машины долбить ячейки. Иногда долбят иногда выпиливают бензопилой неглубокий слой льда, суть в том, что бы холод добрался до воды и проморозил её глубже.  Как промёрзнет, снова долбят. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не выморозят машину целиком. Тогда стенки между ячейками ломают и вытаскивают утопленика.  Иногда случаются аварии, можно пробить лёд до воды и тогда вся работа коту под хвост - вся ячейка наполняется водой.  Если не делать перегородки, вода затопит всю машину целиком и вся работа начинается сначала...

 

Каждый случай индивидуален, но как правило, если машина провалилась и встала, вытащить её получается не меньше чем за месяц, иногда люди живут по несколько месяцев, мы встречали и таких....

 

На первый взгляд, такую машину уже не восстановить, но это на первый взгляд. Умельцы переберут машину, и она снова начнёт перевозить полезные грузы, хотя трудно сказать, как машина будет работать после таких испытаний.

 

Вот ещё один утопленник.  Ему повезло меньше, ну по крайней мере, завяз он во льдах гораздо сильнее.

 

Эти ребята уже не один месяц живут у машины. Она принадлежит ему, и это единственный кормилец семьи, тут всё понятно. Надо успеть вытащить до наступления весны. Если это не сделать, весенний лёд во время ледохода запрсто перемолет камаз, и на нём можно ставить крест.

 

Этот Камаз в ледяном плену с января. Да, кажется так.  Судя по глубине льда, становится понятно, как долго его вымораживали. Водитель Камаза, рассказывая про свою беду открывал нам дверь кабины - там пол во льду, так глубоко провалилась машина.

 

Дальнобойщики в общем то спокойно рассказывают свои истории. Может быть от того, что времени прошло достаточно, может быть они в принципе такие. Вообще, я много повидал в этом путешествии дальнобойщиков, они в принципе ребята спокойные, не то что некоторые джиперы.

 

А вот и наша первая наледь.  Нам повезло, мы уже знали про неё, и знали что перед нами по ней прошла примерно наших габаритов машина. Но всё равно, первой пошла подготовленая восмидесятка, ну а на подстраховке, если даже с ней что-то случится, на подходе шишига. Мы ходили по краям наледи, дальше отвалов, весь пушистый снег скрывал под собой воду. Там ехать было опасно из-за непредсказуемости льда под снегом. Вообще, подобные препятствия на зиниках в одиночку мало кто проходит. Обычно собирается небольшая колонна и уже вместе едут. Если кто-то встанет, его постараются быстро вытащить.

 

Немного расчищаем дорогу, отбрасывая особенно большие куски льда. 80 ка прошла, остальные не пройдут без подготовки дороги. От открытой воды и сильного мороза над наледью стоит туман. Весьма живописно и даже сказочно красиво, но вспоминая вмёрзшие в лёд камазы, долго тут тусить и снимать не возникает никакого желания.

 

На обратном пути, нам пришлось преодолеть ещё несколько наледей. Судя по всему, скоро (конец марта) зимники закроют до следующего сезона. В этом году в Якутии, говорят, было не так холодно, как обычно и нам очень повезло - мы просто чудом успели проскользнуть и не встретиться с серьёзными морозами и проблемами.


Источник: Якутские зимник - дорога жизни и смерти.
Опубликовал:
Теги: дорога автомобиль жизнь путешествие вещь быт

Комментарии (21)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Сергей Демчук 
Я работал в Якутии, ездил по зимнику, переходил Лену во время наледи. У тех людей, кто там работает-стальной характер!
Борис Белоусов
Самое главное, что этим "стальным" людям практически не дают использовать специальную автомобильную технику. Все забили КАМАЗы абсолютно не приспособленные к использованию в этих условиях! Есть прекрасные машины БАЗа, но их туда не пускают на госуровне! У КАМАЗа доступ к телу есть! Воот и работают там эти КАМАЗы только благодаря находчивости, мужеству и характеру людей! Снимаю перед ними шляпу! Удачи им!
Алексей Сгибнев
Надо любить тот край чтоб там жить .
Vik Ang 
Многим просто некуда и не к кому уезжать... Вот выкручиваются как могут. Я сам из Тикси.
Александр Метленко 
Респект мужикам!!!!!!.Уважаю таких.
Василь Фаттахов 
Только восхищение и уважение этим Людям !!!
Олег Архипов
40 лет в Якутии прожил,наездился по этим зимникам.В "лужу" только раз заехал,лобовуху захлестнуло и заморозило,хорошо не растерялся по боковым окнам смотрел и газовал пока на твёрдый лёд не выскочил.Прочитал статью и сразу на зимник захотелось...Ностальгия.
Александр Стахеев 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
А у нас в Западной Сибири в те времена освоения нефтяных месторождений было видимо совсем просто на этих равнинах в -60 и с ветром ,сшибающим с ног.....Вы карту посмотрите наших мест с болотами и озёрами , и как здесь вообще можно было передвигаться , а сколько техники здесь утонуло ,не счесть !На зимнике в те года замерзли ,,вахтовики,, из Нижне- Вартовска, в мороз рискнули ,,проскочить,, по зимнику ,,,Урал -вахта,, встала,сложная поломка , пытаясь согреться жгли всё что горит , связи мобильной тогда не было,помощи в такой ситуации ждать не откуда ,погибли все ..было -45! На тот момент выручали ,,Магирусы,, и ,,Татры,, и в морозы технику не глушат и сейчас , но от долгой стоянки ,,колом ,,встаёт ,подвеска, летят сальники и прочее ,а разная спец-техника с гидралическими механизмами -тоже горе ! ! Я строил город, в 1985 году у нас зимой на строительстве дома башенный кран согнуло и разломило попалам , мороз был -38, ещё не ,,актировали,, этот день, ждали -40 ,он поднял поддон с кирпичом и.... обломившаяся верхняя часть ,ниже кабины машиниста, падая ,,концевым,, роликом стрелы разнёсла в щепки вагончик-бытовку с монтажниками, машинист чудом остался жив...... И сейчас погода не радует .....Очень не просто здесь нефть добывать ...очень!
Romansky NM 
Один раз на зимнике провод на генератор коротнуло от тряски, всё в кучу запеклось. Хорошо в КрАЗе «радикулитка» стояла, ехали с открытыми окнами, ничего не видно, стемнело рано, зимник только открыли и границы дороги размывались. Останавливаться опасно, лед проваливается, быстро не разгонишься, без света. По пути ещё двоих водителей подобрали, технику им пришлось бросить, благо, что кабина огромная, в четвером так и ехали. Это была самая долгая ночь по ощущениям.
Александр Колоницкий
Я работал в Магадане на камазе были в командировках в разных районах калымы среднеканский район омсукчанский и другие в 1994 г был рейс Магадан Мирный ушли мы в начале апреля до Мирного три машины ушли в перед я был замыкающим у меня тягач был без прицепа было много приключений всё не напишешь когда вернулись с Мирного КамАЗ стоял на оттайке чуть ли не весь май.
Дмитрий Антонов
Ужас какой!!!!!! А,крымский пишет,что ему в крыму не очень-то,лучшего хочется!!!
Владимир Азоркин 
В описываемых местах жил и работал участковым.
Валера Ратников
как же повезло, что не там родился...
Владимир Щербаков
Я конечно не водитель,но мы буровики-вахтовики не мало тоже поездили по зимнику.Всякое бывало мерзли и тонули,но к нашим водителям всегда относились с уважением.Парни рисковые и находчивые всегда выход найдут!!!
Николай Беляев 
Говорят, что мотор у автомобилей не заглушают никогда. Иначе потом не заведёшь.
Vik Ang 
Если нет теплого гаража, то именно так.
Дмитрий X
Да, так. Я раз незнаючи (первый раз на север приехал), сделал "добро дело", "услужил". Смотрю камаз тарахтит, а я знаю, что водитель спит. Ну, думаю, дай заглушу, топливо сэкономлю. Хорошо водила вовремя выскочил. Как давай орать, какой д. камаз заглушил?
Михаил РомАновский 
Да уж, зимой холодрыга, летом мошка да гнус, ужжжос!
Владимир Емельянов 
Уважение и поклон Вам до земли, мужики!!!!!
Сергей Казанов 
Братцы, Храни Вас ОТЕЦ !!!!
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Долина Смерти в Якутии и ее загадочные котлы
Долина Смерти в Якутии и ее загадочные котлы
23
Мужской журнал 07:01 28 ноя 2018
Дорожная мистика. Дорога смерти между Саранском и Ульяновском, рассказ очевидца
Дорожная мистика. Дорога смерти между Саранском и Ульяновском, рассказ очевидца
0
Мужской журнал 06:01 07 май 2021
Загробная цивилизация: Что призраки рассказывают о жизни после смерти
Загробная цивилизация: Что призраки рассказывают о жизни после смерти
6
Мужской журнал 07:02 10 мар 2018
Ученые из США уверены в жизни после смерти. Новое исследование
Ученые из США уверены в жизни после смерти. Новое исследование
16
Мужской журнал 07:01 06 июл 2019
Противотанковая дорога
Противотанковая дорога
20
Авто-Тема 09:46 20 авг 2018
Озеро смерти. Россия
Озеро смерти. Россия
2
Мужской журнал 08:01 22 авг 2018
Тайна смерти маршала Устинова: ЦРУ травило неугодных сильных советских руководителей
Тайна смерти маршала Устинова: ЦРУ травило неугодных сильных советских руководителей
47
Мужской журнал 09:01 21 июл 2021
Дорога судьбы - самая страшная дорога в мире
Дорога судьбы - самая страшная дорога в мире
3
Мужской журнал 11:01 06 окт 2019
Жизнь после смерти. Реальная история Лэндона Уитли.
Жизнь после смерти. Реальная история Лэндона Уитли.
5
Мужской журнал 06:01 24 сен 2020
"В РАЙ НЕ ПОПАДЁТ ДАЖЕ С QR-КОДОМ": ШИФРИН РАССКАЗАЛ О СКАНДАЛЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ КОКЛЮШКИНА
"В РАЙ НЕ ПОПАДЁТ ДАЖЕ С QR-КОДОМ": ШИФРИН РАССКАЗАЛ О СКАНДАЛЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ КОКЛЮШКИНА
19
Ваши новости 07:01 24 ноя 2021
Тайны Долины Смерти
Тайны Долины Смерти
1
Мужской журнал 05:01 19 дек 2020
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
4
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства