При этом мирный договор, вошедший в историю под именем Феринихингского, гарантировал бурам амнистию, как и остальным африканерам, разрешал использование нидерландского языка, бурам гарантировалось в будущем создание автономного самоуправления и т.д. В этом же договоре значился крайне важный и симптоматический пункт под номером 8, в котором говорилось, что предоставление полных избирательных прав различным местным жителям зависит напрямую от их способности к самоуправлению (!). Повторяю, этот договор был подписан Британией.
Феринихингский договор
Чтобы более полно оценить как последствия этого пункта, так и само наличие его в договоре, кратко опишем ситуацию 1902 года. Регион находился в состоянии войны всех против всех и был тотально разорван.
Африканеры Трансвааля не понимали - почему африканеры Капской колонии и Наталя не восстали. Некоторые буры стали лояльны англичанам, уважая букву закона, как того требовали их представители. Националистично настроенные буры продолжали сопротивление, мутируя, как проигравшая сторона, согласно логике войны, в банды. Их порой преследовали даже сами уже сложившие оружие собратья, ставшие членами местных органов правопорядка. Это не считая англичан, живущих в Южной Африке, которые согласно договору получали все гражданские права.
Что же касается чернокожих африканцев, то здесь дела обстояли куда хуже. Из могилы постоянно вылезал к тому времени уже покойный Сесил Родс, который не только активно натравливал банту на буров, а отдельные племена банту друг на друга. Он яро противодействовал свободному перемещению чернокожих. Так, негры были лишены права свободного передвижения, а также права селиться в «белых» городах. Более того без разрешения «свыше» племена и их представители не могли вторгаться на земли других чернокожих племён. Это «как жуткое наследие апартеида» звучало крайне иронично, когда партия Манделы, состоявшая в основном из народа коса, АНК и партия зулусов «Инката» азартно резали друг друга на излёте режима.
Сесил Родс
Сам Сесил Родс вообще не считал, что необходимо как-либо интегрировать отсталые в правовом, промышленном и социальном развитии чернокожие африканские народы в современное общество по средству образовательных учреждений. Приведу слова самого яркого имперского британца Родса: «Учёный негр, господа, это крайне опасное существо!»
Британцы не особо изменили политике своего любимого магната. Посулив чернокожим племенам всевозможный хабар и права, в которых те, правда, ничего не понимали, они искусно под стать своему предшественнику натравливали их на буров. К примеру, генерал Роберт Баден-Пауэл, а тогда бывший палач одного из лидеров народа матабеле Увини, хорошо усвоил «уроки» Родса. Он сумел «соблазнить» племя баролонгов, когда буры осадили доверенный ему гарнизон Мафекинга. Из чёрных африканцев Баден-Пауэл сколотил отряд так называемых скаутов, вооружил огнестрельным оружием и отправил резать буров. Винтовки, доверенные баролонгам, стали единственной ценностью современного мира, до которой им довелось прикоснуться, как во время войны, так и после её завершения.
Британские скауты при Мафекинге
Таким образом, 8 пункт договора, действующий на территории, принадлежащей Британской короне, был призван сохранить сегрегацию в регионе, оставить разорванный регион под своим управлением, учитывая отсталость отдельных областей друг от друга, а также гарантировать безопасность и контроль над алмазными и прочими шахтами.
Не сказать, чтобы буры сильно противились этому пункту. Во-первых, они были загнанны в угол, балансируя на грани полного истребления. Во-вторых, никакой возможности интегрировать чернокожее население в современное общество не было. Дать образование и правовую базу людям, для которых только вчера верховным судьёй был вождь, а социальные обязанности отсутствовали даже перед собственными детьми (в культуре зулу того времени главное их плодить, а не воспитывать), не было ни кадровых, ни финансовых ресурсов. В-третьих, неприязнь к народам банту, явившимися в Южную Африку позже белых поселенцев (см. Часть 1), бродила в бурах ещё до войны, а уж после неё поселилась на уровне инстинкта, т.к. британцы постоянно использовали чернокожих в качестве лазутчиков и посыльных.
В 1909 году парламент Британии одобрил «Акт о Южной Африке», а 31 мая 1910 года состоялось провозглашение нового британского доминиона - «Южно-Африканского Союза» (Капская колония, Наталь, Трансвааль, бывшее Оранжевое государство).
Стоит отметить, что уже в 1911 году был введён так называемый «цветной барьер». В реальности он воплотился в изгнании с шахт белых (!), которым нужно было платить достойную зарплату. А на их место пришла дешёвая рабочая сила в виде чернокожих. Сказать, чтобы вездесущий Родс, будь он жив, от радости подпрыгнул бы до небес, не сказать ничего. Ведь именно он был не только «архитектором апартеида», но и основателем алмазодобывающей компании De Beers (сейчас ею владеет компания Anglo American). К тому же частное предпринимательство было сосредоточено в руках англичан.
Сайт компании De Beers
В 1913 году появляется на свет «Закон о землях туземцев», закреплявший территории чернокожих африканцев в рамках определённых границ. Это и будут «бантустаны», названные так в честь народов банту. По сути это попытка лавирования между алчными желаниями британских магнатов и надеждой ужиться с чернокожими южноафриканцами, дав им возможность со временем сформировать свои институты самоуправления, которые не будут функционировать вокруг вождей и права сильного. Наивно, конечно, учитывая, что туземные земли не могли, на радость магнатам, удержать своё население в границах. Во-первых, территории были малы для проживаний тех, у кого многожёнство и сеяние детей как редьки в рамках обычаев (у недавнего демократического президента ЮАР Зумы было только признанных 5 жён и 18 детей). А, во-вторых, объяснить понятие границы тем, кто под нажимом зулусской империи кочевали годами, очень сложно.
Но страна продолжала полыхать. Мятеж Якоба Деларея в 1914 году был задавлен британской армией с помощью самих африканеров. В это же время ЮАС вовсю участвовал в Первой Мировой войне как союзник Британии. В награду африканерам разрешили преподавать в школе на «африкаанс» - весьма своеобразном языке не только белых, но и чёрных африканцев, шедший из немецкой ветки языков.
Забастовки горняков, угрозы новых бунтов, засилье, как считали уволенные шахтёры, «кафров» на рабочих местах – всё это трясло страну. Вскоре правительство доминиона, которое заранее завели на минное поле, снова подорвалось. Они были вынуждены выгнать с шахт чёрных работников и вернуть на работу белых, среди которых как на дрожжах росло количество безработных. Чтобы как-то сгладить социальную напряжённость, власти решили закрутить гайки апартеида.
Сам термин «апартеид» (т.е. раздельное проживание) впервые произнёс Ян Смэтс, один из премьер-министров ЮАС, воевавший в англо-бурской войне и… И являвшийся личным юрисконсультом Сесиля Родса. Перерождение Смэтса в бурского офицера до сих пор заставляет некоторых видеть в нём засланного казачка.
Кейптаун в "тёмные времена апартеида"
После войны все негры, не являющиеся наёмными рабочими, подлежали обязательному переселению в отведённые их народам территории. Эти территории теперь официально рассматривались властями ЮАС либо как «независимые государства», либо как «самоуправляемые территории». Крах прежнего британского влияния после Второй Мировой позволил до злости раздражённым африканерам пойти на решительные и не очень обдуманные шаги. Ведь предприниматели, как английские, так и местные, продолжали завозить дешёвую рабсилу. Но налоговые доходы от промышленности и теперь дарили надежду сохранить белую Африку, отдав часть территорий и подтянув их до своего уровня.
Таким образом, апартеид в Южной Африке не был тем пещерным расизмом, которым он преподносится сейчас. И уж тем более отличался от той дикости, которую проповедовали британцы и Сесил Родс в конце 19-го и начале 20-го века. Среди откровенно сегрегационных законов апартеида были и законы, направленные на развитие самоуправления чернокожих африканцев и их образования.
"Тёмный апартеид" 60-х годов
С 1951 года власти обязали предпринимателей, нанимающих рабсилу из бантустанов, строить для них жильё. Расскажите это современным гастарбайтерам, которые без всякого апартеида обходятся. В 1958 году вводится закон об улучшении самоуправления чернокожих африканцев в бантустанах, направленный на скорейшее создание собственных правительств. В следующем 59-м «закон об инвестиционных корпорациях банту» создал механизм перевода капитала в бантустаны для создания там рабочих мест. В том же году прошло увеличение количества ВУЗов для чернокожих. И т.д., и т.п. Но подобные «мелочи» либо основательно забыты, либо замалчиваются, а на передний план выходят кричащие слова – «рабовладение» (которое как калька ложится на использование «гастарбайтеров»), «расизм» и прочее.
Беспорядки в современном ЮАР - зулу вышли "поддержать" своих кандидатов
При этом такие партии как «Инката», представляющие интересы народа зулу, вполне поддерживали систему разделения, опасаясь даже не белых, а своих же чёрных собратьев, к примеру, народ коса. Власти, несмотря на некоторую недальновидность, прекрасно понимали, что чёрное большинство не только агрессивно настроено против белого меньшинства, но и против друг друга – слишком глубоко сидели межплеменные разногласия. К тому же оппозиционно настроенные представители чёрных южноафриканцев, подбадриваемые товарищами из-за границы, которые и знать не хотели о тонкостях ЮАР, не располагали достаточным количеством кадров, чтобы управлять такой развитой страной. Но ЮАР, как конкурент, а вовсе не по причине апартеида, шельмовался в ООН вовсю. Попытки объяснить ситуацию с точки зрения Южной Африки натыкались на повальное доктринёрство.
Продолжение следует…
Автор: Восточный ветер
Комментарии (1)