Если спросите — откуда
Эти сказки и легенды
С их лесным благоуханьем,
Влажной свежестью долины,
Голубым дымком вигвамов,
Шумом рек и водопадов,
Шумом, диким и стозвучным,
Как в горах раскаты грома? -
Я скажу вам, я отвечу:
"От лесов, равнин пустынных,
От озер Страны Полночной,
Из страны Оджибуэев,
Из страны Дакотов диких,
С гор и тундр, с болотных топей,
Где среди осоки бродит
Цапля сизая, Шух-шух-га.
Повторяю эти сказки,
Эти старые преданья…
Генри Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Пер. И. Бунина
Индейские войны. Свою первую книгу «про индейцев» Джеймса В. Шульца «С индейцами в Скалистых горах» я прочитал данным-давно в детстве, а потом читал о них все подряд, начиная с «Белого вождя» Майн Рида и кончая трилогией Лизелотты Вельскопф Генрих «Сыновья Большой Медведицы». Ну а снятый по этой книге кинофильм и вовсе показался мне чем-то чудесным, равно как и все увиденные тогда же в кинотеатрах фильмы про Виннету — вождя апачей. В индейцев мы частенько играли, поэтому я сделал себе головной убор индейцев кроу из черных перьев, гнездившихся у моей школы воронов, а вот моим товарищам пришлось довольствоваться куриными и петушиными из домашних курятников – у школ, где учились они, черные глянцевые вороны почему-то жить не пожелали и перьев своих не теряли. Недавно я опять прошел через сквер у своей бывшей школы, и вороны, как и полвека назад, жили там все так же. Захотелось вспомнить то давнее увлечение и сразу же подумалось, а о чем «индейском» я на «ВО» еще не писал. О битве при Литтл-Бигхорне – писал, про битву при Роузблад – писал… Однако была же ведь и еще одна битва, причем в это же самое время, когда генерал Кастер шел навстречу своей смерти. Это битва при Белом Птичьем Каньоне, которая состоялась 17 июня 1877 года в штате Айдахо, ровно за девять дней до Литтл Бигхорна! И вот сегодня о ней и пойдет наш рассказ…
Рисунок Питера Дэнниса, который поначалу можно принять за иллюстрацию к битве при Литтл-Бигхорне, если бы не отсутствие фигуры Кастера в центре и не подпись «Последний оплот при Белом Птичьем Каньоне»
Золото — причина всех драм
Каньон Белой Птицы был начальным сражением войны индейцев племени не-персе (или «Проколотые носы») и Соединенными Штатами Северной Америки. Битва эта стала еще одним, и правильнее даже будет сказать, первым значительным поражением армии США, воевавшей в это время с индейцами прерий. А произошло оно в западной части современного штата Айдахо, к юго-западу от города Гранжвилла.
Вот они – киношные индейцы во главе с самым известным индейцем всех времен и народов Гойко Митичем. Кадр из кинофильма «Сыновья Большой Медведицы», снятого по роману Лизелотты Вельскопф Генрих
А было так, что по первоначальному договору между правительством США и не-персе, подписанному в 1855 году, на родовые земли, отведенные под резервацию для не-персе, белые переселенцы посягать были не должны. Но 1860 году в местах проживания не-персе нашли золото, что привело к неконтролируемому притоку шахтеров и поселенцев в этот район. Несмотря на многочисленные нарушения договора, индейцы племени не-персе оставались вполне мирными.
Настоящие индейцы были весьма похожи на киношных. Или киношные на настоящих, поскольку фотографии последних сохранились. Вот как выглядел, например, тот же вождь не-персе Джозеф будучи молодым. Кстати, у себя в племени его называли Хинматон-Йалаткит или правильнее Хин-ма-ту-йа-лат-кект, что значит «Гром, Перекатывающийся Через Горы». Джозефом его называли потому, что отец его принял христианство и был Джозеф-старший, а Хин-ма-ту… и так далее – Джозеф-младший или просто «Вождь Джозеф» (Национальный исторический парк не-персе)
А вот так он выглядел уже после событий, о которых идет здесь речь. (Национальный исторический парк не-персе)
Прижизненный цветной портрет вождя Джозефа (Национальный исторический парк не-персе)
Де-факто и де-юре
Тогда желая де-юре зафиксировать то, что де-факто уже имело место, правительство США в 1863 году предложило не-персе подписать новый договор, уменьшавший размер отведенной им резервации на 90%. Однако вожди родов, живших за пределами новой резервации, отказались подписать «договор о краже» и продолжали жить за ее пределами вплоть до весны 1877 года.
Сегодня на землях не-персе организован национальный парк. А в парке прекрасный музей, где рассказывается
И красиво там так же, как и в кино про индейцев!
Только вот ти-пи чисто декоративного свойства. Но… наглядно показывают, а что это было такое (Национальный исторический парк не-персе)
В мае 1877 года, после нескольких атак со стороны армии США, индейцы все-таки перебрались в новую резервацию. Но род Уол-лам-ват-каин (Уоллова) во главе с вождем Джозефом потерял при этом большое количество лошадей и скота, так как ему пришлось форсировать реки, набухшие от весеннего стока. Группы индейцев вождя Джозефа и вождя Белая Птица в конечном итоге собрались в Тепахлваме, традиционном индейском лагере прерии Камас на озере Толо, чтобы насладиться последними днями своего традиционного образа жизни. Причем хотя вождям и удалось убедить своих людей, что уайтчуины – белые люди, сильнее и им следует подчиниться неизбежному, далеко не все их люди согласились с курсом мира и согласия с бледнолицыми.
Рубашка вождя Джозефа. Индейцы прерий создали самобытную культуру и то, что от нее осталось, сегодня тщательно сохраняется. Вот это, например, рубашка вождя Джозефа, украшенная шкурками ласки. История ее такова: он носил ее во время переговоров с полковником Нельсоном Майлзом. Было установлено перемирие, во время которого второй лейтенант Лоуэлл Джером заехал в зону, которую контролировали не-персе. Он был задержан и взят в заложники, когда Джозеф не вернулся от белых. Потом Джозеф вернулся и подарил Джерому эту рубашку, а тот подарил ее своей альма-матер, Военной академии США в Вест-Пойнте. Уже в наше время Военная академия США передала ее Музею Национального исторического парка не-персе (Национальный исторический парк не-персе)
А это просто праздничная рубашка не-персе из оленьей шкуры, украшенная вышивкой бисером и бахромой из шкурок ласки (Национальный исторический парк не-персе)
Не-персе на тропе войны
Вожди в индейских племенах никогда не имели авторитарной власти и в ряде случаев просто не могли приказывать своим людям. 14 июня 17 молодых людей отправились в район реки Салмон, чтобы отомстить за убийство отца одного из них и также и других, убитых в результате предшествующих нападений 1875 года. Целью нападений были выбраны, однако, не солдаты, а поселенцы, жившие в этом районе. 15 июня нападение было совершено и увенчалось успехом. По меньшей мере 18 поселенцев были убиты. Успех воодушевил остальных и к числу мстителей примкнули и другие не-персе. А поселенцам ничего другого не оставалось, как отправить гонцов в ближайший к ним форт Лапвай и просить помощи у военных.
Ожерелье из когтей медведя гризли. Гризли почитался индейцами за силу и свирепость. Считалось, что одержать над ним победу куда труднее, чем над индейцами других племен, например, пауни или кроу. Поэтому тот, кому это удавалось, с гордостью носил на шее это своеобразное украшение (Национальный исторический парк не-персе)
Расшитое седло индейцев не-персе 1907 года (Национальный исторический парк не-персе)
Мокасины дакота. Очень много всевозможных индейских артефактов, как это ни странно, находится в Венском Всемирном музее – самом крупном антропологическом и этнографическом музее Австрии (Дворец Новый Ховбург, южное крыло). Именно туда в итоге попал знаменитый головной убор императора ацтеков Монтесумы и здесь же находится впечатляющая коллекция индейской одежды и обуви!
Не-персе в Тепахлваме знали, что генерал О. О. Ховард готовился послать против них своих солдат. Поскольку добраться до них можно было лишь по каньону Белой Птицы, 16 июня индейцы переместились к его южному концу, а был он длиной около пяти миль, шириной максимум в одну милю и ограничен со всех сторон крутыми горными склонами. Ночью часовые сообщили о приближении американских солдат с севера. После долгих размышлений, не-персе решили, что они останутся в каньоне Белой Птице и приложат все усилия, чтобы избежать войны, но будут сражаться, если их заставят это сделать. Все были готовы умереть, но со своей земли не сходить. К тому же уверенности в силах прибавляло и то, что брат Джозефа Оллокот привел в каньон подкрепление.
Особую роль в культуре индейцев, причем не только военной, играли щиты. Они были и мужские, и женские и являлись внешним воплощением духовной сути человека. Делали их из кожи бизона, взятой с загривка, коптили, сшивали в несколько слоев, ну и украшали, конечно. Вот это, например, щит индейцев дакота (Музей Гленбоу, Канада)
Силы и положение сторон
Капитан Дэвид Перри в этой операции командовал ротой F, а капитан Джоэл Грэм Тримбл ротой H 1-го кавалерийского полка США. Офицеры и солдаты обеих рот все вместе насчитывали 106 человек. С ними ехали также одиннадцать гражданских добровольцев, а в форте Лапвай к ним присоединилось еще 13 разведчиков-индейцев из враждебных не-персе племен. Почти половина солдат были иностранцами, плохо говорившими по-английски. Вдобавок большинство из них были неопытными наездниками и стрелками. И лошади, и всадники, не были готовы к битве. Вдобавок и люди, и лошади были измучены двухдневным переходом на расстояние более 70 миль, и в Каньон Белой Птицы прибыли далеко не в лучшей физической форме.
Традиционное
Томагавк-трубка. Племя оджибве (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Воинов не-персе было чуть больше: 135 человек, но в своих набегах на поселенцев они украли такое большое количество виски, что пили всю ночь напролет, и потому утром 17 июня многие из них были слишком пьяны, чтобы сражаться. Поэтому в битве участвовало всего лишь около 70 воинов. Оллокот и Белая Птица возглавляли отряды примерно одинаковой численности. Вождь Джозеф, возможно, тоже участвовал в битве, но военным руководителем он не был. Не-персе имели в своем распоряжении 45-50 единиц огнестрельного оружия, включая охотничьи дробовики, револьверы, древние мушкеты и карабины винчестер, которые они опять же добывали в поселках у переселенцев. Некоторые воины все еще сражались при помощи лука и стрел. Хотя у не-персе не было опыта войны с белыми солдатами, их знание местности, превосходное мастерство и хорошо обученные лошади аппалузы оказались для них большим преимуществом. Не-персе привыкли экономно использовать пули на охоте и были хорошими стрелками. Они обычно спешились со своих лошадей, чтобы стрелять, а лошадь спокойно стояла и ела траву, пока ее хозяин сражался. Напротив, многие кавалерийские лошади США услышав выстрелы и боевой клич индейцев испугались и понесли, и эта паника среди лошадей как раз и стала главной причиной поражения солдат в Каньоне Белой Птицы.
Томагавк не-персе (Национальный исторический парк не-персе)
Прерванное перемирие
На рассвете 17 июня не-персе (скажем так, те, кто мог уверенно держаться в седле) приготовились к ожидаемой атаке. В ожидании солдат, 50 воинов вождя Оллокота расположились на западной стороне каньона, а 15 воинов на восточной стороне. Таким образом солдаты, двигавшиеся вниз по каньону, были поставлены в два огня. Шесть воинов не-персе с белым флагом, ожидали приближающихся солдат, чтобы обсудить условия перемирия.
Солдаты, гражданские добровольцы и разведчики-скауты спустились в Каньон Белой Птицы по дороге вместе с повозками с северо-востока. Передовая группа, состоящая из роты лейтенанта Эдварда Теллера, трубача Джона Джонса, нескольких скаутов, семи солдат из роты F и гражданского добровольца Артура Чэпмена, первой встретилась с индейцами. Увидев белый флаг, солдаты остановились. Переговоры начались. Индеец Желтый Волк позднее рассказывал о произошедшем так: «Пять воинов во главе с Веттиветти Хулисом ... были отправлены с другой [западной] стороны долины для встречи с солдатами. Эти воины получили указание от вождей не стрелять. Конечно, они несли белый флаг. Мир может быть заключен без боя, решили вожди. Почему, и почему никто не знает, белый человек по имени Чепмен выстрелил в перемирие. Воины с белым флагом тут же укрылись, а остальные не-персе тут же открыли ответный огонь.
Кавалерийский однозарядный карабин Спрингфилд М1873 г.
12-зарядный карабин Винчестер М1873 г.
И грянул бой!
После первых выстрелов лейтенант Теллер приказал кавалеристам спешиться, спешился сам и развернул своих людей в цепь на вершине невысокого холма. А дальше имело место самая настоящая цепь ошибок и рокового стечения обстоятельств, которые в итоге и привели к поражению белых американцев и победе краснокожих. Началось с того, что трубачу Джонсу было приказано дать сигнал, что авангард отряда подвергся нападению, чтобы все остальные войска скорее шли к нему на помощь. Но прежде чем Джонс успел протрубить, он был застрелен воином Отстотпоо, который находился от него на расстоянии более 300 ярдов (270 м) и вдобавок еще и сидел верхом. Капитан Перри спешился и со своей ротой занял позицию на восточной стороне каньона. Рота Н, возглавляемая капитаном Тримблом, развернулась на западной стороне позиции Теллера. Гражданские добровольцы попытались занять один из холмов на фланге у кавалеристов.
Каменная палица не-персе. Украшена скальпом и орлиным пером, символизировавшим быстроту удара (Национальный исторический парк не-персе)
Капитан Перри считал, что его левый (восточный) фланг защищают добровольцы. Однако он не мог видеть их позицию. Между тем добровольцы во главе с Джорджем Ширером столкнулись с индейскими воинами, что прятались в кустах у реки. Он также приказал своим людям спешиться и сражаться пешим порядком и несколько человек ему подчинились, но остальные, видимо, испугавшись индейцев, покинули место схватки и поскакали на север. Стремясь защитить солдат Перри, Ширер привел оставшихся людей на вершину холма. В этом положении он оказался между воинами не-персе атаковавшими левый фланг Перри, и метким огнем индейских воинов, защищавших лагерь Белой Птицы.
«Шароголовая» палица с шипом. Длина 61,6 см (Бруклинский музей, Нью-Йорк)
Перри попытался присоединиться к Теллеру и атаковать воинов не-персе, угрожающих его левому флангу. При этом он почему-то приказал бросить однозарядные карабины «Спрингфилд», и использовать шестизарядные револьверы. Он приказал трубачу Дейли протрубить сигнал к атаке, но тут выяснилось, что тот потерял свою трубу. Таким образом связь Перри с его солдатами была потеряна вместе с трубой, и приказ передан не был. Тогда Перри приказал тем солдатам, что находились в поле его зрения, взять лошадей и вывести их с линии огня в защищенное место. Дальше и сам Перри, и остальные солдаты роты F продвигались пешком.
Тем временем рота H пыталась развернуться в цепь с интервалами в пять ярдов вдоль откоса каньона. Но лошади кавалеристов разбежались, испуганные выстрелами. Индейцы бросились их ловить, но солдаты не могли в них стрелять, опасаясь попасть по лошадям.
Нож дакота, переделанный из кавалерийской сабли (Национальный музей ковбоев и Дикого Запада, Оклахома-Сити)
Капитан Перри, который на своем коне поддерживал связь между двумя ротами, увидел, как добровольцы отступают к выходу из каньона. Чтобы компенсировать их уход, капитан Тримбл отправил сержанта Майкла М. Маккарти и шесть человек занять самую высокую точку над местом битвой, чтобы защитить свой правый фланг. Перри тоже заметил подходящий высокий холм и попытался отправить своих солдат туда, чтобы помочь Маккарти.
Но было уже поздно, солдаты понесли большие потери от огня индейцев. Рота F, неверно истолковала приказ Перри занять холм, как сигнал к общему отступлению. Рота H, видя отход роты F, также начала отходить, и оставила Маккарти и его людей на холме без поддержки.
Одна из красивых картинок, изображающих армию США в период индейских войн. На самом деле зачастую все выглядело совсем не так…
Чувствуя победу, конные воины Оллокота начали преследовать отступающих солдат. Маккарти, понимая, что его отрезали от основного отряда, поскакал к отступающим войскам. Но капитан Тримбл приказал Маккарти и его людям вернуться на свою позицию и удерживать ее до подхода помощи. Однако Тримбл так и не смог собрать солдат, чтобы помочь Маккарти. Правда Маккарти и его люди ненадолго задержали не-персе, а затем даже смогли отступить, но так и не смогли догнать основную часть роты Тримбла. Лошадь Маккарти была убита, но он спасся, спрятавшись в кустах на берегу реки, протекавшей по каньону. В них он просидел течение двух дней, а затем пошел пешком к Гранжвиллю. За свое мужество, проявленное в этом бою, он получил Почетную медаль Конгресса США.
Отступление похожее на бегство…
Тем временем лейтенант Теллер оказался в ловушке в крутом скалистом ущелье, и вдобавок у него закончились патроны. В итоге и он сам, и семь оставшихся с ним солдат, были убиты индейцами не-персе. Капитан Перри и капитан Тримбл бежали на северо-запад, пробираясь по крутым склонам. Наконец они достигли прерии на вершине хребта и там увидели ранчо некоего Джонсона. Там они получили помощь. Другая часть уцелевших солдат продолжала отходить по каньону, периодически подвергаясь атакам не-персе. От гибели их спас подошедший отряд добровольцев.
Индейцы рассматривают захваченное оружие. Это кадр из кинофильма «След Сокола», но примерно так все было и после боя в Каньоне Белой Птицы
Чем все закончилось?
К середине утра 34 кавалериста армии США были убиты и двое ранены, а двое добровольцев были ранены в начале битвы. Напротив, только три воина не-персе были ранены. 63 карабина, много револьверов и сотни патронов были захвачены воинами не-персе в качестве трофеев. Это оружие значительно улучшило их арсенал и активно использовалось в оставшиеся месяцы войны. Трупы некоторых убитых солдат были найдены лишь спустя десять дней после боя, поскольку разбросаны они были на пространстве в десять миль. Поэтому-то многие из них были похоронены прямо на месте гибели, а не в братской могиле, как планировалось сначала.
Заметим, что индейцы прерий вовсе не были невежественными дикарями и понимали толк в оружии белых. На этом фото, например, воин-апач изображен с карабином Эванса – самым многозарядным карабином в истории США.
Но, как и все победы индейцев, разгром кавалерии США в каньоне Белой Птицы лишь временной победой не-персе. Они выиграли свое первое сражение с численно превосходившими их солдатами, но в итоге все равно проиграли войну.
Карабин Эванса
Устройство карабина Эванса
После битвы не-персе перешли на восточный берег реки Салмон, и когда через несколько дней туда прибыл генерал Говард с более чем 400 солдатами, они принялись издеваться над ним и его людьми со своей стороны реки. В племени тогда было около 600 мужчин, женщин и детей, много палаток, 2000 лошадей и другой скот. Генералу удалось лишь с трудом пересечь реку Салмон, но индейцы вместо того, чтобы сражаться с превосходящими силами Говарда, быстро пересекли реку в обратном направлении, оставив его на противоположном берегу. Этим самым они выиграли время и смогли оторваться от армии США. Вождь Джозеф предложил отступать в Монтану. И вот это отступление Джозефа и его людей было признано одним из ярчайших эпизодов в военной истории США. Встретившись с кроу, не-персе попросили им помочь. Но те отказались, и тогда не-персе решили уходить в Канаду.
Карта беспримерного перехода племени не-персе по территории США (Национальный исторический парк не-персе)
После этого они дважды пересекли Скалистые горы, затем отбили нападение отряда Джона Гиббона в сражении при Биг-Хоул, перешли через Йеллоустонский национальный парк и вновь переправились через полноводную Миссури. В итоге они прошли путь в 2600 км длиной, но 30 сентября 1877 года в горах Бэр-По их все-таки окружили солдаты под командованием полковника Нельсона Майлза. Но и тогда части не-персе все же удалось ускользнуть и уйти в Канаду. Оставшиеся защищались целых пять дней. Но поскольку с воинами были женщины и дети, Джозеф вынужден был сложить оружие. 5 октября белым сдались 87 мужчин, 184 женщины и 147 детей.
Вождь Джозеф в 1903 году (Национальный исторический парк не-персе)
И он же с винчестером в руках в том же 1903 г. (Национальный исторический парк не-персе)
Индейцев перевели в резервацию, где они и остались жить. Вождь Джозеф пользовался большим почетом как у своих соотечественников, так и у белых. Он несколько раз совершал поездки в Вашингтон и отстаивал интересы своего народа. Встречался с президентами Уильямом Мак-Кинли и Теодором Рузвельтом. Умер он 21 сентября 1904 года в резервации Колвилл.
Использованная литература:
1. Wilkinson, Charles F. (2005). Blood Struggle: The Rise of Modern Indian Nations. New York: W. W. Norton & Company. pp. 40–41.
2. Josephy, Jr., Alvin M. (1965). The Nez Perce Indians and the Opening of the Northwest. New Haven, CT: Yale University Press. pp. 428–429.
3. McDermott, John D. (1978). "Forlorn Hope: The Battle of White Bird Canyon and the Beginning of the Nez Perce War". Boise, ID: Idaho State Historical Society. pp. 57–68, 152–153.
4. Sharfstein, Daniel (2019). Thunder in the Mountains. New York, NY: W.W. Norton & Company. p. 253.
5. Greene, Jerome A. (2000). Nez Perce Summer 1877: The U.S. Army and the Nee-Me-Poo Crisis. Helena, MT: Montana Historical Society Press.
6. West, Elliott (2009). The last Indian war: the Nez Perce story. Oxford: Oxford University Press. Greene, 7. Jerome A. (2000). A Nez Perce Summer 1877. Helena: Montana Historical Society Press. Accessed 27 Jan 2012.
Автор:
Комментарии (1)