В Мартыновском районе Ростовской области турки-месхетинцы, по данным Всероссийской переписи населения, составляют уже более 20% населения. Но еще несколько десятилетий назад никто из жителей района, наверное, и не слышал о существовании такого народа. Месхетинцы появились на Дону, как и на Кубани, и в Поволжье, и на Ставропольщине, вследствие межэтнических столкновений в Узбекистане. Но и эта среднеазиатская республика не была их Родиной – в Среднюю Азию месхетинцев, как и многие другие народы, депортировали в 1940-е годы.
Депортация – одна из самых печальных страниц в истории национальной политики нашего государства в ХХ веке. Последствия депортации, как видно на примере месхетинцев, да и многих других народов, страна расхлебывает до сих пор. Нельзя отрицать влияние депортации на межэтнические отношения на Кавказе, в Средней Азии и Казахстане, в других уголках постсоветского пространства.
«Профилактическая» депортация народов в 1941-1942 гг.: немцы, греки и другие
Ученые-историки отмечают, что принудительные депортации применялись многими правительствами, и советское не было исключением: целые народы в свое время переселяли русские цари и иранские шахи, турецкие султаны, американские президенты и просвещенные европейцы (в европейском случае - в своих африканских колониях).
В Советском Союзе до начала 1940-х годов практиковался классовый критерий для депортации: в Сибирь и Казахстан выселялись крестьяне-кулаки, другие представители так называемых эксплуататорских слоев в советском понимании, после вхождения в состав СССР Западной Белоруссии, Западной Украины и Прибалтики – представители чиновничества, офицерства, буржуазии, помещики с занятых советскими войсками территорий.
С 1940-го года, как пишет историк Иван Бердинских, главным критерием депортации стала этническая принадлежность переселяемых. Советская власть, стремясь исключить формирование «пятых колонн» в стратегически важных территориях, освобождала приграничные районы от представителей ряда национальностей. Правда, первыми депортациями по этническому признаку можно назвать депортации корейцев и китайцев с Дальнего Востока в 1937-1938 гг., о которых скажу чуть ниже.
27 августа 1941 г. датирован приказ НКВД СССР 001158 «О мероприятиях по проведению операции высылки немцев из Республики Немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областей». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1941 г. АССР Немцев Поволжья была ликвидирована, ее территории вошли в состав Саратовской и Сталинградской областей. Вскоре были выселены немцы из всех городов и населенных пунктов Европейской части СССР, которые к этому времени не были оккупированы вермахтом.
Так, выселялись немцы из Москвы, Ленинграда, Ростовской области, Краснодарского края. Тогда же были демобилизованы и выселены на спецпоселение все служившие в РККА лица немецкой национальности. Немцев вывозили в Казахскую ССР, Красноярский и Алтайский края, Омскую и Новосибирскую области. К началу 1942 года численность высланных немцев составляла 1031,3 тысяч человек. Это были практически все проживавшие в СССР немцы, за редчайшими исключениями.
Ко времени приказа о выселении немцев из Поволжья уже два месяца шла Великая Отечественная война. Несмотря на то, что многие семьи поволжских немцев жили в России с XVIII века, а сами немцы внесли огромный вклад в укрепление и развитие государства российского, советская власть рассматривала их как потенциально опасный и враждебный элемент, который может перейти на сторону гитлеровской Германии. При этом нельзя сказать, что советские немцы действительно поддерживали хоть в какой-то своей значительной части гитлеровских оккупантов, однако советское руководство предпочло перестраховаться.
Успешная операция по выселению немцев продемонстрировала советскому руководству эффективность такой меры как депортация, и в последующем власть уже не медлила, а очень быстро организовывала и проводила депортации других народов. Так, практически сразу же за немцами были переселены финны Ленинградской области – их депортировали в Иркутскую область, Красноярский край и Якутию.
Но если с немцами и финнами все было понятно – Советский Союз воевал и с Германией, и с Финляндией, то куда более загадочными были причины депортации греков из Крыма и с Кавказа. Греки никогда не были замечены в симпатиях к гитлеровскому нацизму, однако Лаврентий Берия отнес их к антисоветским и чуждым элементам. Вероятно, свою роль сыграло то, что греки были народом, имевшим свою государственность за пределами СССР.
Еще одним интересным моментом было выселение китайцев и корейцев из приграничных районов Дальнего Востока. Кстати, выселили их, как было отмечено выше, еще до немцев - в 1937-1938 гг. Кого-кого, а корейцев было бы сложно обвинять в прояпонских настроениях, но и им советская власть не доверяла. Очевидно, опасались и внешнего сходства – под корейцев могли мимикрировать японские диверсанты. Депортация корейцев привела к формированию многочисленных корейских общин в Средней Азии и Казахстане, откуда уже после войны корейцы переселялись также в Поволжье и Ростовскую область.
Таким образом, в депортациях 1941-1942 гг. мы видим некую общую закономерность – они носили «профилактический» характер, то есть людей переселяли не в качестве наказания за какие-то действия, а исключительно с целью недопущения этих действий, например – сотрудничества с оккупантами. Начиная с 1943 года концепция депортации народов стала меняться.
Депортация как наказание: выселение народов Кавказа и Крыма
В ноябре 1943 года была произведена депортация карачаевцев, практически одновременно с ней, в декабре 1943 года – депортация калмыков. Карачаевская АО и Калмыцкая АССР упразднялись, все карачаевские и калмыцкие названия населенных пунктов переименовывались. Карачаевцев выселили в Южно-Казахстанскую и Джамбульскую области Казахстана, а также в Киргизскую и Таджикскую ССР, калмыков – в Алтайский и Красноярский края, в Омскую и Новосибирскую области. В отличие от превентивных депортаций немцев или корейцев, депортации карачаевцев и калмыков носили уже характер меры наказания – их выселили, обвинив в предательстве и сотрудничестве с гитлеровцами.
21 февраля 1944 года был подписан приказ о депортации чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР. При этом сама операция «Чечевица» готовилась еще с осени 1943 года: многочисленные и воинственные чеченцы и ингуши явно требовали «отдельного подхода», в отличие от греков Крыма или немецких колонистов. Тем не менее, силами войск НКВД депортация была проведена в кратчайшие сроки. 7 марта 1944 года была ликвидирована Чечено-Ингушская АССР, а ее чечено-ингушское население депортировали преимущественно в Казахстан и Киргизию.
8 и 9 марта 1944 года были переселены балкарцы, а 8 апреля 1944 года Кабардино-Балкарская ССР была переименована в Кабардинскую АССР. Справедливости ради, стоит отметить, что выселили и часть кабардинцев.
18-20 мая 1944 года была проведена масштабная операция по выселению крымских татар из Крыма, а также с территории Ростовской области, Краснодарского края, ряда областей УССР. Крымских татар в большинстве своем переселили в Узбекистан, а также, частично, на Урал, в Удмуртию, Костромскую и Горьковскую области.
Еще одна профилактика: крымчане и месхетинцы
В течение мая-июня 1944 года из Крыма и с Кавказа были депортированы еще около 66 тысяч человек – советские греки, болгары, армяне, итальянцы, румыны, а также немцы, которые к моменту массовой депортации немцев находились на оккупированных гитлеровцами территориях. В отличие от депортации крымских татар, карачаевцев, балкарцев, калмыков, чеченцев и ингушей, крымские нацменьшинства депортировали опять в профилактических целях, так как массового сотрудничества с немцами не наблюдалось ни у греков, ни у армян, ни у крымских болгар.
Весной 1944 года переселения имели место и в Закавказье. Во-первых, внутри самой Грузии переселили азербайджанцев – из Тбилиси в Цалкинский, Борчалинский и Караязский районы. Во-вторых, из Грузии в Среднюю Азию были депортированы турки-месхетинцы, курды-мусульмане, хемшилы (исламизированные армяне). Основную часть месхетинцев и курдов переселили в Узбекистан, а также в Казахстан и Киргизию.
Общие закономерности депортации. Почему выселяли именно эти народы
Видна некоторая закономерность в депортации народов. Во-первых, депортировали представителей «ненадежных» с точки зрения тогдашней власти народов, имевших свою государственность за пределами СССР – это немцы, финны, греки, румыны, корейцы, итальянцы и так далее.
Во-вторых, депортации подлежали преимущественно тюркские и мусульманские народы, проживавшие в приграничных районах в Причерноморье и на Кавказе. Их либо обвиняли в массовом сотрудничестве с немцами, либо переселяли по тем же профилактическим соображениям, что и греков или корейцев. Здесь особого секрета нет: Турция рассматривалась советским руководством как опасный потенциальный враг, а кавказские и крымские мусульмане – как потенциальные помощники и союзники турок. Что интересно, опять же, на азербайджанцев данные опасения не распространялись.
В-третьих, депортировали народы, обвиненные в массовом предательстве (как правило, за исключением калмыков, они были представлены тюркоязычными и кавказскими мусульманскими народами). Интересно, что масштабы сотрудничества с гитлеровцами в Прибалтике или на Западной Украине были куда более впечатляющими, но массовых переселений по этническому принципу там не происходило: все остались на своих местах, арестовали лишь тех, кто лично служил в гитлеровских или националистических формированиях. Вот такие загадки депортации.
Печальным итогом депортации народов стали не только сломанные судьбы и уничтоженные жизни людей, но и удар по традиционной экономике ряда регионов, особенно по сельскому хозяйству, торговле, мелкому производству, а самое главное – ухудшение и без того сложных межэтнических отношений в многонациональной стране.
С другой стороны, Советский Союз в 1940-е годы вел войну не на жизнь, а на смерть с гитлеровской Германией, да и в первые послевоенные годы политическая обстановка в мире была очень напряженной. Поэтому государство руководствовалось политическими соображениями, перед которыми для государственных мужей меркли жизни и судьбы отдельных людей.
Важно отметить, что в последующие годы переселённые граждане разных национальностей страны смогли вернуться на свою родную землю. Государство выступило с признанием депортации и осуждением политики "грести всех под одну гребёнку", многие вынужденные переселенцы получили компенсацию и впоследствии сами стали представителями руководящих элит национальных республик.
Россия не отмахивается от этого факта истории, как это делают сегодня многие государства, которые собственных депортаций и иных репрессий либо не признают, либо делают это формально. Страны Европейского союза, владевшие некогда заморским колониями, до сих пор не выступили с покаянием в адрес тех, кого не просто репрессировали, а порой и загоняли в самое настоящее рабство. Однако из того же Евросоюза постоянно доносятся окрики в адрес России с "демократическими" нравоучениями, как будто Россия сама не в состоянии осознавать свою историю и извлекать уроки из допущенных ошибок.
Сегодня главный выученный урок состоит в том, что Россия едина в своём многообразии. Наша страна многонациональная и многоконфессиональна, при этом мы не ломаем копья по вопросу разреза глаз, цвету кожи, отношению к той или иной религии. Мы понимаем, что наша сила в единстве, что мы перелистнули страницу, когда это единство могло кем-то из власть имущих оспариваться. Мы перелистнули, а вот наши "партнёры"... Те самые "партнёры", которые до сих пор живут фактически в расистских сообществах, готовых в любой момент сталкиваться лбами, проявляя невероятную ненависть к своим же соотечественникам. Автор:
Комментарии (42)