То что нужно настоящему мужыку!

«Заклинившие двигатели» и посадка на бешеной скорости

13 апреля 2010 года Airbus A330-342 авиакомпании "Cathay Pacific" готовился к вылету аэропорта Джуанда в Сурабае (Индонезия) в Гонконг. На борту самолета находились 309 пассажиров и 13 членов экипажа.

35-летний капитан Малкольм Уотерс имел стаж работы в авиакомпании в 12 лет. У 37-летнего второго пилота Дэвида Хэйхо за спиной было 3 года стажа в "Cathay Pacific" и 11 лет службы в Королевских ВВС Австралии.

Взлёт был выполнен в 08:24 по местному времени. На начальном этапе набора высоты экипаж заметил колебания тяги в обоих двигателях, причем колебания во втором двигателе были значительно сильнее. Однако параметры работы других систем двигателей оставались в пределах нормы, и полет продолжился.

Примерно через полчаса после взлёта, на высоте 12 000 метров, бортовой компьютер вывел сообщение об ошибке «ENG 2 CTL SYS FAULT», указывающее на неисправность системы управления двигателем №2. Экипаж связался с наземными службами для консультации. Но так как все остальные параметры двигателя были в норме, было решено продолжить полет.

Однако через два часа, при снижении для посадки в аэропорту Гонконга, система сообщила о более серьезных неисправностях: «ENG 1 CTL SYS FAULT» и «ENG 2 STALL». Последнее сообщение означало, что произошел помпаж (срыв потока) во втором двигателе.

Помпаж двигателя - это нарушение нормальной работы компрессора, при котором происходит срыв воздушного потока с лопаток компрессора, что приводит к резкому падению тяги двигателя.

Экипаж перевел двигатель №2 в режим минимальной тяги и увеличил тягу двигателя №1 до максимума, чтобы компенсировать потерю мощности двигателя №2.

Спустя несколько минут, на высоте около 2400 метров, система снова сообщила о проблемах: «ENG 1 STALL», что означало помпаж в двигателе №1. Экипаж объявил аварийную ситуацию «MAYDAY». Несмотря на попытки регулировать тягу двигателей, первый не мог снизить тягу ниже 74%, а второй работал на минимальной - менее 17%. Однако экипаж смог удержать самолет на курсе и продолжить полёт к Гонконгу.

Через 11 минут самолет коснулся на ВПП с очень высокой скоростью — 426 км/ч. Она на 176 км/ч превышала рекомендуемую скорость приземления для данного типа.

Приземление сопровождалось сильным ударом о полосу, после чего самолет подпрыгнул и снова поднялся в воздух, а затем ударился повторно. Работал реверс только одного двигателя и тормозить приходилось вручную.

В ходе посадки был поврежден левый двигатель и разрушено пять из восьми шин основных шасси. Тем не менее, самолёт остался на полосе. Во время аварийной эвакуации 57 человек получили травмы, 10 из них были доставлены в больницу.

Расследование инцидента было проведено международной группой специалистов под руководством Департамента гражданской авиации Гонконга (HKCAD). В состав группы вошли представители организаций по расследованию авиапроисшествий Франции (BEA), Великобритании (AAIB), а также Индонезии (NTSC) и США (NTSB). Кроме того в расследовании приняли участие представители компаний Airbus, Rolls-Royce и Cathay Pacific.

Анализ двигателей показал, что их топливные системы были загрязнены сферическими частицами, которые были опознаны как частицы суперпоглощающего полимера (SAP).

Следователи пришли к выводу, что именно эти частицы стали причиной аварийной ситуации. Загрязненное топливо, содержащее SAP, привело к потере контроля над тягой обоих двигателей при заходе на посадку в Гонконге.

Частицы суперпоглощающего полимера


Эти полимерные частицы вызвали заклинивание главных клапанов системы подачи топлива в двигатели. Во время захода на посадку в Гонконге клапаны остались заблокированы в положении, соответствующем ранее зафиксированной РУДами мощности двигателей.

Это и объясняло неспособность экипажа изменить тягу двигателей на финальном этапе полёта. Дополнительные исследования показали, что все топливные системы самолёта, включая топливные баки, а также другие компоненты двигателей были загрязнены этими частицами.

Суперпоглощающий полимер является компонентом фильтров-мониторов, установленных в заправочных установках. Образцы топлива, взятые в международном аэропорту Джуанда, подтвердили наличие тех же частиц SAP.

Расследование выявило, что система трубопроводов, используемая для заправки самолетов в этом аэропорту, была недавно расширена в рамках строительства новых стоянок для воздушных судов. Однако при вводе системы в эксплуатацию после её расширения были соблюдены не все процедуры.

Ключевым фактором стало попадание соленой воды в топливопроводную систему. Она вызвала разрушение фильтров, что привело к попаданию частиц SAP в топливо.

После аварии самолет Airbus A330 продолжил полёты. 8 сентября 2016 года он попал в ещё один инцидент. На стоянке в аэропорту, когда на борту находились 295 пассажиров, в левый двигатель самолета врезался служебный фургон. Несмотря на повреждения, инцидент обошелся без пострадавших и не привел к серьезным последствиям. Последний полёт самолёта состоялся 14 октября 2020 года, когда он был перегнан в США для хранения и последующей утилизации.

Экипаж данного рейса, австралийские пилоты капитан Малкольм Уотерс и второй пилот Дэвид Хэйхо, чьи решительные и профессиональные действия позволили посадить самолет в сложнейших условиях, были неоднократно отмечены за свои заслуги. Их сравнивали с пилотами рейса US Airways 1549, Чесли Салленбергером и Джеффри Скайлзом, которые в январе 2009 года совершили успешную посадку на реку Гудзон после отказа обоих двигателей.

В марте 2014 года пилоты были награждены Polaris Award Международной федерацией ассоциаций пилотов воздушных линий (IFALPA) за проявленное мужество и высочайший уровень мастерства при управлении самолетом в чрезвычайной ситуации, так как их действия предотвратили возможную катастрофу.


Источник: «Заклинившие двигатели» и посадка на бешеной скорости
Опубликовал:
Теги: native-yes

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
На какой скорости у автомобиля меньше всего расход топлива
На какой скорости у автомобиля меньше всего расход топлива
3
Авто-Тема 15:17 22 июн 2024
Каким ресурсом могут похвастаться двигатели, произведенные в Китае
Каким ресурсом могут похвастаться двигатели, произведенные в Китае
8
Авто-Тема 05:02 21 ноя 2023
Замерил, при какой скорости движения расход топлива ниже всего
Замерил, при какой скорости движения расход топлива ниже всего
63
Авто-Тема 08:01 21 апр 2021
Превышение скорости на нештрафуемые 20 км/ч: чем это грозит
Превышение скорости на нештрафуемые 20 км/ч: чем это грозит
1
Авто-Тема 10:05 02 апр 2024
Самые необычные двигатели внутреннего сгорания
Самые необычные двигатели внутреннего сгорания
6
Авто-Тема 15:34 09 апр 2018
На что нужно обратить внимание при штрафе за превышение скорости
На что нужно обратить внимание при штрафе за превышение скорости
3
Авто-Тема 09:37 16 май 2024
Все, что нужно знать о превышении скорости в 2024 году
Все, что нужно знать о превышении скорости в 2024 году
2
Авто-Тема 07:49 22 май 2024
Почему современные двигатели одноразовые? Мнение специалиста
Почему современные двигатели одноразовые? Мнение специалиста
2
Авто-Тема 11:56 03 июн 2021
Всем водителям на заметку. Временные знаки ограничения скорости
Всем водителям на заметку. Временные знаки ограничения скорости
12
Авто-Тема 10:18 17 окт 2017
Посадка малины осенью – время и правила
Посадка малины осенью – время и правила
0
Все о работе руками 12:01 27 авг 2019
До какой скорости можно разогнать грузовик МАЗ на льду
До какой скорости можно разогнать грузовик МАЗ на льду
0
Авто-Тема 05:35 11 мар 2022
Роза флорибунда: виды, посадка и уход в открытом грунте
Роза флорибунда: виды, посадка и уход в открытом грунте
0
Все о работе руками 16:01 04 июл 2021

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства