Паленке, Мексика
В статье
Затерянные города майя
В XIX веке на полуострове Юкатан были открыты поражающие своей грандиозностью города цивилизации майя. Первый из них обнаружил мексиканский полковник Гарлиндо, который наткнулся на него во время служебной поездки, связанной с набором рекрутов. Как ни странно, его сообщение не привлекло внимание начальства. Лишь через три года оно случайно попало в руки американского адвоката Джона Ллойда Стефенса, который был страстным археологом-любителем. Доклад мексиканца сыграл роль детонатора: Стефенс немедленно бросил все дела и стал готовиться к экспедиции. Однако направился он всё же не в Мексику, а в Гондурас, где, по имеющимся у него данным, ещё в 1700 г. какой-то испанский конкистадор будто бы обнаружил огромный комплекс построек и пирамид. К счастью, Стефенс не представлял себе трудностей этого путешествия, иначе открытия первого города майя для науки тогда просто не состоялось бы. Небольшой экспедиции пришлось буквально прорубаться сквозь джунгли, однако через несколько дней пути цель была достигнута: Стефенс и его спутники наткнулись на стену, сложенную из обтёсанных, плотно пригнанных друг к другу каменных глыб. Поднявшись по крутой лестнице, они увидели перед собой руины пирамид и дворцов. Стефенс оставил такое описание представшей перед ним картины:
«Разрушенный город лежал перед нами, словно корабль, потерпевший крушение посреди океана. Его мачты сломались, название стёрлось, экипаж погиб. И никто не может сказать, откуда он шёл, кому принадлежал, сколько времени длилось путешествие и что послужило причиной его гибели.»
На обратном пути экспедиция Стефенса нашла ещё несколько городов.
Другие экспедиции отправились по пути Гарлиндо – на юг Мексики, где вскоре был найден город Паленке.
Именно здесь можно увидеть всемирно известные Дворец с залом для игры в мяч, храмы (пирамиды) Надписей, Солнца, Креста и Черепа.
На севере полуострова Юкатан, примерно в 120 км от города Мерида, был обнаружен знаменитый город Чечен-Ица (Колодец племени Ица), основанный, как предполагается, в VII в. н. э.
В X веке он был захвачен племенем тольтеков, которые сделали его своей столицей, и потому в нём можно осмотреть строения и майя, и тольтеков. В конце XII века государство тольтеков было разгромлено соседями, и город опустел. Большое внимание туристов привлекает здесь храм Кукулькана. Это 24-хметровая девятиступенчатая пирамида, западную балюстраду главной лестницы которой солнце в дни весеннего и осеннего равноденствия освещает так, что свет и тень образуют семь равнобедренных треугольников, составляющих тело 37-метровой змеи, «ползущей» к основанию лестницы.
Чичен-Ица: Вид на пирамиду Кукулькана
В городе имеются также храм Воинов, расположенный на верхушке другой небольшой пирамиды, и храм Ягуаров, обсерватория Караколь, семь площадок для игры в мяч, остатки 4-х колоннад (группа из тысячи колонн). Здесь же находится предназначенный для жертвоприношений священный колодец глубиной около 50 метров.
В 50 километрах к северо-востоку от Мехико можно увидеть другой большой оставленный город – Теотиуакан. Годы его расцвета пришлись на V-VI столетия новой эры.
Название этот город получил от ацтеков, которые нашли его уже опустевшим. Майя называли его puh – буквально «заросли камыша». Когда-то его население достигало 125 тысяч человек, а сейчас на месте города находится грандиозный археологический комплекс, главными достопримечательностями которого являются пирамиды Солнца и Луны. Пирамида Солнца является самой высокой в Америке и третьей по высоте в мире, на её вершине располагается храм, который традиционно считался посвящённым Солнцу. Однако установлено, что в древности основание пирамиды окружал канал шириной в 3 метра, а по её углам находятся захоронения детей, что характерно для жертвоприношений богу Воды Тлалоку. Поэтому некоторые современные исследователи считают, что храм посвящён именно этому богу.
Пирамида Луны меньше, но, так как она расположена на возвышенности, визуально это различие не бросается в глаза.
На центральной площади города находится огромный алтарь, к которому ведёт так называемая «Дорога Мёртвых» длиной в 3 километра. По иронии судьбы эта дорога, по которой прошли свой последний путь десятки тысяч обречённых стать жертвами богам людей, в настоящее время является огромной торговой улицей, на которой местные жители продают туристам сувениры, среди которых преобладают различные изделия из серебра. Из других памятников Теотиуакана обращает на себя внимание храм Кетцалькоатля, фронтон которого украшают вырезанные из камня головы змей.
В настоящее время установлено, что к 950 году нашей эры большая часть городов майя уже была покинута. Современные исследователи считают, что главной причиной упадка городов майя стала массовая вырубка близлежащих тропических лесов, вызванная увеличением населения. Это привело к эрозии почвы и обмелению чистых мелких озёр (баджо), которые являлись основными источниками воды для майя (в настоящее время вода в них появляется только с июля до ноября). Правда, эта теория не может дать ответа на вопрос, почему индейцы майя не построили других городов на новом месте.
Самое потрясающее и невероятное состоит в том, что неизвестные города майя находят даже в наши дни. Последний из них обнаружен в 2004 г. экспедицией под руководством итальянского археолога Франциско Эстрада-Белли. Находится он в одном из малоизученных районов на северо-востоке Гватемалы – близ Сивала.
Затерянные города Перу
В 1911 г. американский учёный Бингхэм на территории современного государства Перу примерно в 100 км от Куско обнаружил древний город инков. По названию близлежащей горы ему было дано имя Мачу Пикчу, но сами индейцы называли его Вилкапампа.
Этот город считался «потерянным» на протяжении трёх столетий. Все знали, что он существует, что он построен инками и стал их последней крепостью. Находка его стала сенсацией и привлекла всеобщий интерес. Поэтому уже в следующем году Бингхэм смог вернуться сюда во главе экспедиции, организованной Йельским университетом. Город был очищен от зарослей и песка, проведены первые исследовательские работы. На протяжении 15 лет в сложнейших условиях к вновь обретённому городу строилась узкоколейная железная дорога, которая и сейчас является единственным путём, по которому попадают к Мачу-Пикчу более 200 000 туристов в год. Город располагается на плато между двумя горными вершинами – Мачу-Пикчу («Старая гора») и Уайна-Пикчу («Молодая гора»). Сверху открывается потрясающий вид на долину реки, где находится храм Солнца-Инги: именно здесь, по местным преданиям, Солнце впервые коснулось Земли. Характер местности диктует особенности застройки города: дома, храмы, дворцы жмутся друг к другу, кварталы и отдельные здания соединяются лестницами, выполняющими роль улиц. Самая длинная из этих лестниц насчитывает 150 ступенек, вдоль неё располагается главный акведук, по которому дождевая вода попадала в многочисленные каменные бассейны. По склонам гор располагаются засыпанные землёй террасы, на которых выращивались злаковые культуры и овощи.
Большинство туристов уверены, что Мачу-Пикчу являлся столицей государства инков, однако учёные не столь категоричны. Дело в том, что, несмотря на грандиозность построек, данное поселение ни в коем случае не может претендовать на роль крупного города – в нём всего около 200 сооружений. Большинство исследователей считают, что в самом городе и вокруг него проживало не более 1200 человек. Некоторые из них полагают, что город представлял собой своеобразный «монастырь», в котором жили предназначенные для принесения в жертву богам девушки. Другие считают его крепостью, построенной ещё до прихода туда инков.
В 2003 г. экспедиция, возглавляемая Хью Томсоном и Гэри Зиглером, в 100 км от Куско обнаружила ещё один город инков. В том же году этим исследователям недалеко от Мачу-Пикчу при облёте территории поиска удалось обнаружить другой неизвестный науке город. Сделать это удалось благодаря специальной инфракрасной термочувствительной камере, которая зафиксировала различие температуры скрытых буйной растительностью каменных построек и окружающих их джунглей.
На территории Перу в долине Супе примерно в 200 км от Лимы Полем Косоком был обнаружен и древнейший город Америки – Караль. Он был построен племенами цивилизации Норте-Чико, обитавшими в этих местах до прихода завоевателей-инков.
Его расцвет пришёлся на 2600-2000 гг. до н. э. В самом городе проживало около 3000 человек (представители аристократических родов, жрецы и их слуги), но в окружающей его долине численность населения доходила до 20 000. Караль окружают 19 пирамид, но нет стен. При раскопках не было найдено
Теперь мы немного поговорим о затерянных городах Юго-Восточной Азии.
Ангкор
В середине XIX века французский натуралист Анри Муо во время путешествия по Юго-Восточной Азии услышал рассказы о древнем городе, скрытом вековыми лесами Камбоджи. Заинтересованный учёный стал наводить справки и скоро познакомился с неким католическим миссионером, который утверждал, что ему удалось побывать в затерянном городе. Муо уговорил миссионера стать его проводником. Им повезло: они не заблудились и не сбились с пути, и через несколько часов оказались у грандиозных развалин столицы государства кхмеров – Ангкора. Первым они обнаружили самый большой и известный храм Ангкора – Ангкор-Ват, построенный в XII веке царём Сурьяварманом II. На огромной каменной платформе (100х115 и высотой 13 метров) ввысь устремляются пять башен, украшенных барельефами и орнаментами. Вокруг храма располагаются многочисленные колонны и внешняя стена, в плане представляющая собой правильный квадрат со стороной в один километр. Масштабы храма потрясли Муо, но он и представить не мог истинного величия открытого им города. Последующие экспедиции, расчистившие лес и составившие план Ангкора, установили, что он занимает площадь во много десятков квадратных километров и является самым большим «мёртвым» городом в мире. Предполагают, что в период расцвета численность его жителей достигала миллиона человек. Государство кхмеров, разорённое постоянными войнами с соседями и расточительством своих королей, пало на рубеже XII–XIII веков. Вместе с ним в небытие ушёл и грандиозный город с его многочисленными храмами и дворцами.
Паган
Совершенно особым и уникальным покинутым городом является Паган (Bagan) – древняя столица одноимённого царства. Он находится на территории современной Мьянмы. Здесь можно увидеть 4000 храмов и пагод.
Уникален этот покинутый город тем, что его никто и никогда не терял и не забывал. Руины города, занимающие площадь около 40 квадратных километров, лежат на берегах главной реки Мьянмы Иравади и хорошо видны каждому, кто по ней проплывает. После падения сокрушённого монголами Бирманского государства (об этих событиях, кстати, поведал в своей книге знаменитый путешественник Марко Поло), содержание огромной столицы оказалось непосильной задачей для оставшихся в живых разорённых войной жителей. Последние из них покинули город в XIV веке. Близ Пагана и непосредственно на его территории расположились небольшой городок и несколько деревень, прямо между храмами были посажены сады и распаханы поля. Имена царей и правителей, по приказу которых были построены грандиозные дворцы и храмы, оказались забыты, но зато каждая вторая бирманская сказка начинается словами: «Это было в Пагане». Лежащая в стороне от главных торговых путей Бирма являлась далёкой окраинной провинцией Британской империи. Поэтому Паган, являясь истинной жемчужиной древнего зодчества, долгое время не привлекал к себе внимания англичан, оставаясь в тени более известных индийских храмов и памятников. Первым из европейцев, увидевшим древний город, стал англичанин Сайме (конец XVIII века), оставивший зарисовки некоторых из его храмов. После этого Паган посетило огромное количество всевозможных экспедиций, очень немногие из которых можно называть чисто научными: зачастую их участники занимались не столько исследованиями, сколько банальным грабежом уцелевших храмов. Тем не менее с этого времени о Пагане узнали археологи всего мира, и была начата планомерная работа по исследованию древнего города.
Культовые сооружения Пагана можно разделить на три большие группы. Первая из них – храмы. Это строения симметричной формы с четырьмя алтарями и статуями Будды. Вторая – буддийские ступы со святыми реликвиями. Третья – пещеры (губьяукжи) с лабиринтом коридоров, разрисованных фресками. Определить приблизительный возраст фресок может даже не специалист: более древние выполнены в двух цветах, поздние – многоцветны. Интересно, что в один из храмов Пагана для загадывания желаний приезжают многие представители высшего военного руководства страны, и до недавнего времени он охранялся армейскими подразделениями.
Самый известный храм Пагана – Ананда – был построен в конце XI века и представляет собой двухэтажное прямоугольное здание, окна которого украшены порталами, похожими на языки пламени. Иногда в этом пламени можно различить голову сказочного змея — Нага. От середины каждой стены начинается одноэтажная крытая галерея, через которую можно проникнуть в центр храма. Крыша представляет собой несколько уменьшающихся террас, украшенных по углам скульптурами львов и маленькими пагодами. Венчает её коническая башня (сикхара). Большое внимание и туристов, и паломников привлекает покрытая золотом и окружённая множествами маленьких храмов и ступ пагода Швезигон, где хранятся кость и зуб Будды. Точная копия этого зуба, присланного когда-то королём Шри-Ланки, имеется в храме Локонанда. Самая большая статуя лежащего Будды (18 метров) находится в храме Шинбинтальянг, а самым высоким является храм Татбьиньи, высота которого достигает 61 метра.
Особенностью всех Паганских храмов является поражающее всех путешественников разительное несоответствие внешнего вида и внутренних помещений. Снаружи храмы кажутся лёгкими, светлыми и почти невесомыми, но стоит зайти внутрь, и всё сразу же меняется – полумрак, узкие длинные коридоры и галереи, низкие потолки, огромные статуи Будды призваны вызвать у вошедшего человека ощущение своего ничтожества перед высшими силами судьбы. Большинство Паганских храмов в различных вариациях повторяют Ананду, но имеются и исключения. Таков, например, храм, построенный по заказу Манухи, пленного царя монов: весь центральный зал храма заполнен статуей сидящего Будды, кажется, что десятиметровому широкоплечему человеку ужасно тесно в храме и вот-вот он, чуть двинув плечами, разрушит свою тюрьму. Видимо, таким образом Мануха выразил своё отношение к плену. Очень интересна переработанная в национальном бирманском стиле копия индийского храма, построенного на месте рождения Будды.
А это – расположенный на вершине скалы буддийский монастырь Taung Kalat:
В Пагане имеются и храмы небуддийских религий, которые были построены проживавшими там торговцами и монахами из других стран — индуистские, зороастрийские, джайнистские. Поскольку строили эти храмы бирманцы, все они имеют черты, характерные для паганского зодчества. Самый известный из них – храм Нанпая, внутри которого можно увидеть изображения четырёхголового индуистского бога Брахмы.
Помимо тысяч храмов в Пагане имеется Археологический музей с богатой коллекцией произведений искусства.
Bagan archeological museum:
Борободур
Другим широко известным в мире затерянным буддийским храмовым комплексом является знаменитый Борободур, расположенный на индонезийском острове Ява. Предполагают, что в переводе с санскрита это название означает «буддийский храм на горе». Точная дата строительства Борободура не определена до сих пор. Предполагают, что построившие этот замечательный памятник племена покинули свои земли после извержения вулкана Мерапи в начале 1-го тысячелетия н. э. Обнаружен Борободур был во время англо-голландской войны 1814 г. В то время заметны были лишь верхние террасы памятника. В течение полутора месяцев 200 человек под руководством голландца Корнелиуса расчищали монумент, но, несмотря на все усилия, закончить работы тогда не удалось. Они был продолжены в 1817 и в 1822 гг., а завершены в 1835 году. Борободур сразу же привлёк к себе внимание, что, к сожалению, привело к его беззастенчивому разграблению. Торговцы сувенирами десятками вывозили скульптуры, откалывали фрагменты орнамента. Король Сиама, посетивший Борободур в 1886 г., увёз с собой множество статуй, погруженных на 8 бычьих упряжек. Охранять памятник стали лишь в начале ХХ века, а в 1907-1911 гг. голландские власти предприняли первую попытку его реставрации. В 1973-1984 гг. по инициативе ЮНЕСКО была проведена полная реставрация Борободура. 21 сентября 1985 г. памятник получил незначительные повреждения во время бомбёжки, а в 2006 г. большую тревогу среди учёных всего мира вызвало сообщение о землетрясении на Яве, но комплекс тогда устоял и практически не пострадал.
Что же представляет собой Борободур? Это огромная восьмиярусная ступа, 5 нижних ярусов которой квадратные, а верхние три – круглые. Размеры сторон квадратного фундамента – 118 метров, число каменных блоков, использовавшихся при строительстве – около 2-х миллионов.
Верхний ярус венчает большая центральная ступа, вокруг неё располагаются 72 малые. Каждая ступа выполнена в форме колокола с большим количеством украшений. Внутри ступ помещены 504 статуи Будды и 1460 барельефов на различные религиозные сюжеты.
По мнению ряда исследователей, Борободур можно рассматривать как огромную книгу: по мере совершения ритуального обхода каждого яруса паломники знакомятся с жизнью Будды и с элементами его учения. Буддисты всего мира, которые начиная со второй половины ХХ века приезжают к Борободуру, верят, что прикосновение к статуям в ступах на верхнем ярусе приносит счастье.
В следующей статье мы немного поговорим о знаменитом Аркаиме. Автор:
Комментарии (0)