Две сотни лет тому назад, 4 октября 1821 года, в Петербурге, в семье поручика Корпуса корабельных инженеров Александра Андреевича Попова (впоследствии назначенного управляющим Охтинскими верфями и ушедшего на покой в звании генерал-майора), ставшего известным кораблестроителем, родился Андрей Александрович Попов.
Очень мало в
В наше время, конечно, с пониманием и изучением истории все обстоит весьма печально, но в нашей тихой бухте всегда найдется место для того, чтобы еще раз вспомнить и еще раз сказать громко «Слава!» русским людям, верно служившим своему Отечеству и на его благо.
А, учитывая отцовские знания и умения, Андрею Попову на роду было написано стать корабелом. Однако, как тогда было принято в России, служение Отечеству начиналось через военную службу.
И Андрей Попов, вполне естественно, становится слушателем Морского кадетского корпуса, который с успехом заканчивает в 1938 году. 17-летний мичман Попов получает назначение на Черноморский флот, в 32-й флотский экипаж. Морское дело Попов знал и понимал, так что неудивительно, что весьма через небольшой промежуток времени он стал командиром парохода «Метеор».
Это был вооруженный пароход, что-то вроде вспомогательного крейсера.
Перед самым началом Крымской войны, в 1853 году, уже капитан-лейтенант Попов был отправлен в откровенно разведывательную миссию в Стамбул. Он должен был собрать информацию о том, какими системами вооружения турки защищают пролив Босфор и насколько укреплены черноморские побережья Турции до Рущука.
Операция была проведена успешно, и Попов получил назначение на должность офицера для особых поручений при адмиралах Нахимове и Корнилове. Эту должность сменило назначение на пароходо-фрегат «Тамань», командуя которым Попов дважды прорывал блокаду Севастополя. За эти задания Попов получил звание капитана второго ранга и под его командование был отдан отряд из трех вспомогательных крейсеров (по сути вооруженных пароходов). Командуя «Эльбрусом», «Турком» и «Андрией», Попов потопил шесть турецких транспортов.
В 1855 году Попов принял деятельное участие в обороне Севастополя. Именно Попов устанавливал на бастионах пушки, снятые с затопленных русских кораблей, организовывал переброску войск с северной стороны на южную, заведовал артиллерийскими погребами обороны, устраивал боновые заграждения на входе в гавань Севастополя, руководил постройкой двух брандеров.
Начав эту кампанию капитан-лейтенантом, Попов закончил Крымскую войну капитаном первого ранга и был награжден золотым
По окончанию боевых действий, в 1855 году, Попова переводят на Балтику, а затем в Архангельск. Там, на северных верфях, Попов в качестве совещательного члена кораблестроительного комитета руководил постройкой новых военных судов.
Под его руководством и частично по его проектам за три года были построены четырнадцать винтовых корветов и двенадцать клиперов.
Дальше Попов был отправлен на другой конец света, на Тихий океан. Попов прибыл из Кронштадта на Дальний Восток в составе отряда из корветов «Рында» и «Гридень» и клипера «Опричник». На этих же кораблях Попов провел исследование берегов Японии и русского Приморья, уточняя карты. Бухта Рында на острове Русский названа в честь корвета из отряда Попова.
Коренным переломом в судьбе Попова стал 1861 год.
Попов стал контр-адмиралом и действительным членом Морского и Кораблестроительного комитетов. Его снова направили в кораблестроительную отрасль, и Попов занимался переделкой парусных судов в паровые.
В 1863–1864 годах Попов командовал 2-й эскадрой в Тихоокеанской экспедиции, одновременно картографируя побережье Северной Америки, исследуя возможный театр боевых действий и оказывая поддержку Северным штатам в Гражданской войне в США.
В 1864 году, вернувшись в Кронштадт, Попов начинает заниматься вопросами постройки броненосного флота России. Для этого ему пришлось совершить ряд зарубежных поездок для того, чтобы познакомиться с мировыми достижениями в этой сфере.
В 1867 году Попов избирается в члены кораблестроительного отдела Морского технического комитета.
А в 1869 году на верфи Галерного острова в Санкт-Петербурге был заложен первый российский брустверный броненосец «Крейсер», позже переименованный в «Петр Великий».
Конечно, проект этого корабля родился в голове Попова, который в Великобритании видел строящиеся броненосцы типа «Цербер», а также совершил переход по морю на американском мониторе «Миантономо».
Эти корабли строил гениальный Эдвард Джеймс Рид, главный строитель Королевского флота Великобритании. Именно он является разработчиком проекта брустверных броненосцев.
Брустверный броненосец – это корабль фактически без рангоута, с невысокой надстройкой и очень низкими бортами. Защиту орудий и прочих конструкций Рид решил именно с помощью бронированного бруствера, который был размещен вокруг башен, надстройки, труб. Такая схема позволила разнести башни ближе к оконечностям корабля, что позволило вести как огонь бортом, так и продольно.
Корабли Рида получились небольшими по тоннажу, но оказались весьма эффективными. Более того, именно брустверные броненосцы переродились позже в мониторы береговой обороны.
«Петр Великий» стал продолжением темы Рида, значительно обогнав по характеристикам его броненосцы типа «Цербер» и «Девастейшн».
Корабль Попова должен был стать «два в одном», то есть сочетать в себе мореходные качества океанских кораблей и мощь вооружения мониторов. Для этого Попов предложил в своем проекте добавить к обычному типу бронирования второй ряд плит, который бы и защищал орудия от вражеского огня, и обеспечивал необходимую высоту борта для плавания в открытом море.
Кроме того, на своем корабле Попов установил 305-мм орудия совместной разработки заводов Круппа и Обуховского завода. Это были казнозарядные орудия, намного более совершенные, чем британские дульнозарядные пушки 254-мм на тех же «Церберах» или 305-мм орудия на «Девастейшенах».
И еще один плюс, броненосец Попова был несколько быстрее, чем британские корабли. Ненамного, менее чем на один узел, но – быстрее.
Эдвард Рид, ознакомившись с проектом «Петра Великого», очень восторженно отозвался о работе Попова. Британский корабел признал, что проект русского кораблестроителя Попова обогнал его собственные разработки.
Да, броненосец был построен только один. Однако он заставил говорить о России, как о стране, способной строить такие корабли. И первый блин броненосного флота России не стал комом, наоборот, корабль получился очень крепким и надежным. Монитор, эскадренный броненосец, учебный артиллерийский корабль, блокшив… Разобрали «Петра Великого» на металл только в 1959 году, спустя почти 70 лет с момента спуска на воду.
Похвала Рида стоила многого. 70 лет службы корабля – не менее того.
Дальше – больше. Попов руководил проектированием и строительством полуброненосных фрегатов типа «Генерал-адмирал».
Было построено два корабля, «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский».
Кстати, оба фрегата прослужили вплоть до 1944 года, из фрегатов став минными заградителями «Нарва» и «Онега», а затем блокшивами.
Был еще очень интересный проект императорской яхты «Ливадия», над которым работал Э. Е. Гуляев под руководством А. А. Попова. Яхта была построена, и у нее был эллиптический корпус. Это должно было обеспечить яхте ровное плавание при волнении.
Частично результаты работы над яхтой легли в проект круглых барбетных броненосцев «Новгород» и «Киев» (позже – «Вице-адмирал Попов»). Или «поповки».
Это были очень оригинальные корабли. Спущенные на воду в 1873 и 1875 году, «поповки» стали первыми отечественными броненосцами на Черноморском флоте, связанном по рукам и ногам Парижским договорам по результатам Крымской войны.
«У нас нет судов, которые могли бы способны двигаться по мелководью и там сражаться с русскими броненосцами...
«Поповка» «Новгород» представляется первым в мире плавающим броненосцем, носящим 19-дюймовую (356-мм) броню и 40-тонные (305-мм) орудия…»
Это снова мнение Эдварда Рида.
«Поповки» отличались очень низким бортом, мощной броневой защитой и небольшой осадкой, позволявшей действовать на мелководьях. Сама идея этих необычных кораблей подверглась ожесточенной критике, но свою задачу они выполнили. В течение всей Русско-турецкой войны 1877–1878 годов османский флот так и не решился приблизиться для бомбардировки побережья в районе Одессы, охраняемого «поповками».
Нельзя сказать, что «поповки» были такими уж боевыми кораблями. Но они были, и противники России на Черном море знали о наличии у Черноморского флота двух таких броненосцев береговой обороны. Способных действовать в условиях мелководья и вооруженных орудиями крупного калибра.
Сегодня можно сказать, что «поповки» сыграли роль «Тирпитца». Вкупе с похвалами Рида, который был признанным авторитетом в кораблестроении, наличие странных кораблей Попова стало именно таким фактором. И с круглыми броненосцами просто предпочли не связываться.
А потом началась очередная Русско-турецкая война, и Попов занялся уже привычным делом: переоборудованием торговых пароходов во вспомогательные крейсера.
Так были переоборудованы «Европа», «Азия» и «Африка». На фото «Европа».
В 1880 году Попов был назначен руководителем кораблестроительного отдела Морского технического комитета.
Под руководством вице-адмирала были созданы броненосные пароходо-фрегаты «Дмитрий Донской», «Минин», «Владимир Мономах» и броненосец «Двенадцать апостолов».
В 1891 году А. А. Попов был произведен в полные адмиралы.
Скончался А. А. Попов 6 (18) марта 1898 года в Петербурге, был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Интересно, что все корабли, спроектированные и построенные адмиралом Поповым, продолжали свою службу и после его смерти. И многие пережили своего создателя, и намного.
Великий корабел Эдвард Рид сказал в адрес Андрея Александровича Попова много лестных слов. Но лучшей эпитафией адмиралу Попову нужно считать слова другого великого кораблестроителя, Алексея Николаевича Крылова, который назвал Попова истинным учителем российского флота.
Две сотни лет. В истории мира – ничто. В истории государства – довольно долгий срок. Сегодня у нас много пустословят на тему патриотизма. Помнить о том, что сделали такие люди, как адмирал Попов, для нашей страны – вот это и есть настоящий патриотизм.
И мы обязаны помнить о том, что в нашем прошлом были такие люди. Автор:
Комментарии (3)