То что нужно настоящему мужыку!

Алтай. Громотуха или Моонский перевал

Перевалы являются украшениями любой горной дороги, их всегда включают в ранг «достопримечательностей». Все алтайские перевалы уникальны и вызывают восторг путешественников.

Есть перевалы и на Уймонском тракте.

Уймонский (Усть-Коксинский) тракт – это дорога от села Туекта до села Тюнгур, получивший свое звучное название от Уймонской долины (степи, межгорной котловины), которая окутана дымкой таинственности, красоты, величия и магического притяжения. Сегодня Уймонским трактом движутся в основном туристы к природным достопримечательностям Катунского хребта: горе Белуха, Мультинским, Кучерлинским озёрам и др., оставляя без внимания множество других, не менее интересных природных и историко-культурных объектов, располагающихся на всём протяжении этой дороги.

Уймонский тракт пересекает или идет вдоль ряда Алтайских хребтов, это: Семинский, Теректинский, Бащелакский, Ануйский, Коргонский, Холзун, Катунский. Пролегает по днищам межгорных котловин, бывших когда-то дном огромных озёр: Канской, Абайской, Уймонской, Катандинской. Поднимается на три перевала: Ябоганский, Кырлыкский и Громотуху. Во время путешествия Уймонским трактом постоянно будут меняться, чередуясь две природные зоны: степи и леса. На всём своём протяжении, Уймонский тракт переходит из одной речной долины в другую: Урсул, Ело, Тохой, Аялу, Ябоган, Кан, Чарыш, Кырлык, Камдыт, Сугаш, Кокса, Катунь. Трасса, пересекая три административных района республики Алтай: Онгудайский, Усть-Канский, Усть-Коксинский; проходит по улицам пятнадцати сел: Талда, Шиба, Теньга, Кара-Кобы, Ело, Ябоган, Усть-Кан, Сугаш, Талда, Юстик, Красноярка, Тюгурюк, Усть-Кокса, Катанда, Тюнгур. Путешествуя Уймонским трактом, у вас будет возможность посетить 6 музеев; осмотреть различные памятники археологии, в том числе каменные изваяния, наскальные рисунки, пещеры, курганы различных эпох.

Уймонский трак – это старт для интереснейших пеших и конных прогулок, походов, экскурсий по этой юго-восточной части Горного Алтая.

Итак, Уймонский тракт от Туекты до Усть-Коксы пересекает три горных перевала, и последний из них – «Громотуха», расположенный на его 205-м километре. Перевал собственно не является таковым в привычном понимании, так как дорога не переваливает через хребет, а лишь поднимается на крутой склон Коксинского борта. Здесь река Кокса протекает почти в каньонообразной долине. В этом месте автопутешественникам стоит сделать остановку и осмотреть этот ландшафт, где на дне ущелья синей лентой извивается река в окружении почти отвесных склонов, покрытых от вершин до самой воды реки лесной растительностью.

По берегам реки Кокса во все времена года радуют глаз живописные кусты красного тальника, который используется местными жителями для лечения грибков, поражающих деревянные срубные дома. Алтайцы называют реку Кок Су - «голубая вода», но ученые считают, что название ее еще древнее и происходит от кетского слова «кокша», что означает река.

А еще, среди луговой растительности в окрестностях перевала встречается герань луговая с белыми цветами, хотя этот довольно широко распространенный в растительном покрове Алтая вид, имеет голубой окрас лепестков. Аномалия, да и только.

Высота перевала Громотуха, судя по карте, чуть больше 1000 метров (1071 м). Подъем на перевал Громотуха и спуск с него являются не столь продолжительными, как у большинства перевалов Алтая, но из-за большой крутизны, требуют большого внимания водителей. Самое опасное место перевала Громотуха находится на спуске (в направлении села Усть-Кокса) в сотне метров не доезжая до реки Большая Громотуха. Здесь дорога резко меняет свое направление под углом более 110 °. Асфальтовое покрытие на перевале отсутствует, поэтому придорожная растительность всегда блёклого цвета от обильного глинисто-пылеватого «грима». При спуске с перевала тракт пересекают реки Большая и Малая Громотуха, которые и дали перевалу название. Незабываемо красивы здесь закаты: жёлтые тона сменяются насыщенными багряными красками.

По преданиям, старое название перевала Громотуха – Моонский перевал.

Когда алтайцы уходили воевать с казахами, то каждый воин брал с собой камень, и бросал его на Моонском перевале, там, где река Моон впадает в Коксу. Когда возвращались обратно, уцелевшие воины также бросали по камню. Так на перевале образовались две кучи камней: одна большая, другая гораздо меньше.

В.В. Сапожников в книге «Катунь и ее истоки. (Путешествия 1897 – 1898 годов)», описывая свой маршрут от Томска до Катанды, очень подробно характеризует Уймонский тракт, а затем и долину Кок-су.

« От Красноярки до деревни Коксы 30 верст, из них больше половины дороги вырыто или выбито в скальном косогоре крестьянами Уймона, Мульты, Катанды и других соседних поселков». От ямщицкой станции Красноярки «долина Кок-су заметно стесняется, и отсюда до деревни Коксы идет самая красивая часть долины».

Ф.Н. Белявский и В.П. Семенов-Тян-Шанский в своих дневниках пишут:

«… Река Коксу оживляет унылую степь Абая. Среди инородческих земель долины Коксу успели за последнее время возникнуть и русские заимки, какова, например, Красноярка, находящаяся за Абаем по Уймонскому тракту в 14 верстах и стоящая на берегу р. Коксу среди плодородных полей и прекрасного бора. Отсюда начинается самая красивая часть Уймонского тракта. Долина суживается, и река входит в глубокое ущелье сланцевых гор, поднимается над ней со страшной крутизной. Узкая, но довольно гладкая дорога вьется большей частью по крутому косогору высоко над синей, шумливой Коксу с крупными елями на ее берегах и местами висит над крутым обрывом в реку. Река, имеющая до 20-30 сажен ширины, так сильно сжата, что путник, проезжая по узкой тропинке на одном берегу, видит в подробности, что происходит в лесу на другом; проезжающим по дороге переселенцам часто приходится любоваться медвежатами, играющими с медведицей на противоположном берегу. Перед слиянием Коксу с Катунью скалы отступают от берега, и долина расширяется. Отсюда открывается величественная панорама на снежные Катунские белки…»

Реки Большая и Малая Громотухи с 1997 года объявлены памятниками природы Усть-Коксинского района республики Алтай. Площадь памятника составляет 73,9 га. В месте впадения этих рек долина Коксы сужается до ущелья, поэтому реки с шумом и грохотом преодолевают свой путь по крутому скалисто-каменистому склону. Отсюда и народное название рек – «Громотухи». Узкой лентой вьётся по левому склону ущелья автомобильная дорога, проходящая по прижиму, который поднимается на сотни метров от уреза реки Кокса. Самый сложный участок дороги, проходит у реки Большая Громотуха. На перевале путешествующие алтайцы останавливаются для совершения обряда на добрый путь. Подходя к реке, трижды берут воду по течению для омовения лица, головы и рук. Поднимаются вверх по склону до ближайшей березки и произносят благопожелания, после чего повязывают ленты из белой, голубой, жёлтой ткани. Не торопитесь ехать дальше, остановитесь и вы. Отдохните в уютной беседке, пройдите по тропинке вверх вдоль берега шумной и голосистой речки, насладитесь бесконечно чередующимися водопадами. Большая Громотуха у местного населения входит в число мест, обязательных для посещения молодожёнов.

К устью реки Малая Громотуха, где она живописными водопадиками спускается в реку Кокса, более безопасно можно спуститься по левому берегу речки.

Эти речки интересны путешественникам круглый год. Зимой они не менее живописны, чем летом. Лед и вода создают очаровательную картину живой реки среди белого пространства окрестностей.

Шум Малой и Большой Громотух не совсем и тревожный, да и не шум это вовсе, а звучная песня, повествующая о красоте, гармонии и живительной силе Алтая.

Будете проезжать - прислушайтесь….

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото автора


Источник: Алтай. Громотуха или Моонский перевал
Опубликовал:
Теги: фото дорога красота лето путешествие перевал

Комментарии (3)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Алексей Сибиряк
На Мане красивей.
https://www.google.com/search?q=%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0&rlz=1C1ASUC_enRU778RU778&sxsrf=ALeKk023dxp9o0AzakXaF73Bzg-i36T-wg:1603457110593&tbm=isch&source=iu&ictx=1&fir=Yyg6bRC4djQ-yM%252CjauFK0Gb4vSq7M%252C_&vet=1&usg=AI4_-kTXgt16l6Y7ocyYjYtocX7nnEvhNg&sa=X&ved=2ahUKEwif2PSb38rsAhU-BhAIHZm7C2AQ_h0wAXoECBAQBA&biw=1280&bih=881#imgrc=Yyg6bRC4djQ-yM
;feature=emb_logo
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Самый опасный перевал Алтая в кавычках
Самый опасный перевал Алтая в кавычках
0
Авто-Тема 23:54 03 мар 2019
Шаумянский перевал - какова дорога Майкоп-Туапсе?
Шаумянский перевал - какова дорога Майкоп-Туапсе?
0
Мужской журнал 06:00 20 мар 2019
Тридцать километров страха или самый высокий перевал России
Тридцать километров страха или самый высокий перевал России
3
Мужской журнал 05:01 13 сен 2019
Показан брутальный внедорожник «Алтай» от ГАЗ и ЗИЛ
Показан брутальный внедорожник «Алтай» от ГАЗ и ЗИЛ
0
Авто-Тема 12:20 12 апр 2021
Красота мира. Еландинский мост. Горный Алтай.
Красота мира. Еландинский мост. Горный Алтай.
0
Авто-Тема 09:14 22 май 2021
"Наглый Алтай" К чему нужно быть готовым, путешествуя по Алтаю. Рассказываю о своем опыте.
"Наглый Алтай" К чему нужно быть готовым, путешествуя по Алтаю. Рассказываю о своем опыте.
1
Авто-Тема 20:17 14 фев 2021
Алтай. Вовсе не "плато" Толгоек
Алтай. Вовсе не "плато" Толгоек
1
Мужской журнал 11:01 23 янв 2021
Новый внедорожник «Алтай» с чертами ГАЗа и ЗИЛа – достойная смена «Хантера» и «Патриота»
Новый внедорожник «Алтай» с чертами ГАЗа и ЗИЛа – достойная смена «Хантера» и «Патриота»
3
Авто-Тема 22:11 23 ноя 2021
«Бурятский «перевал Дятлова»: какая трагедия случилась на горе Тритранс в 1993 году
«Бурятский «перевал Дятлова»: какая трагедия случилась на горе Тритранс в 1993 году
6
Мужской журнал 06:00 18 ноя 2020
Абсолютно новый внедорожник «Алтай» 2022 показали на фото
Абсолютно новый внедорожник «Алтай» 2022 показали на фото
0
Авто-Тема 10:08 11 дек 2021
Шаумянский перевал: плюсы и минусы
Шаумянский перевал: плюсы и минусы
1
Мужской журнал 09:04 31 июл 2019
На светофоре основной зеленый, а стрелка не горит: можно ли ехать направо
На светофоре основной зеленый, а стрелка не горит: можно ли ехать направо
0
Авто-Тема 15:41 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства