То что нужно настоящему мужыку!

Андорра во Второй мировой войне

Андорра-ла-Велья – столица Андорры


Андорра – это небольшая горная страна, расположенная высоко в Пиренеях, которая является независимой с 1278 года, когда между французским графом Фуа и епископом Урхельским подписан договор, по которому они разделяли между собой влияние на этой территории.

Андорра – самая высокая из всех стран Европы, с ее глубоким снегом, ярким солнечным светом и, несмотря на временами враждебную погоду, это может быть самая красивая страна на всей земле.

Андорра-ла-Велья – столица Андорры


Независимо от того, что сама страна, в силу своей крошечной территории и небольшого населения, не имеет никаких милитаристских амбиций, она неоднократно становилась свидетелем вторжений к соседям.

Андорра-ла-Велья – столица Андорры


Читатель будет смеяться, но в августе 1914 года маленькая Андорра объявила войну кайзеровской Германии и приняла (правда, формально) участие в Первой мировой войне, однако после победы над Германией на Версальской конференции в Париже про княжество никто даже и не вспомнил, и оно официально находилось в состоянии войны с Германией аж до 1958 года...

Андорра для войны с Германией могла выставить около десяти человек, которых можно было считать «солдатами», но это объявление войны было большей частью формальностью, жестом, а ее «армия» не участвовала ни в каких значимых боевых действиях.

Андорра в 1930-х.


С началом Первой мировой войны Андорра стала принимать на своей территории много французских беженцев – это были как дезертиры, так и пацифисты, выступающие против участия Франции в войне.

По этой причине французское правительство начало укреплять границы с Андоррой, чтобы не допустить массовой эмиграции своего народа. Имеются также свидетельства того, что французский Генштаб был озабочен тем, что в Андорре среди населения преобладали идеи центральных держав.

Забегая вперед, можно сказать, что Андорра, пусть и оставалась функционально нейтральной, но во время Второй мировой войны все же сочувствовала союзникам по антигитлеровской коалиции, хотя еще с августа 1914 года теоретически находилась в состоянии войны с Германией.

И Андорру снова, как и после окончания Первой мировой войны, не пригласили присоединиться к подписанию документов о прекращении войны с Германией.

Такая ситуация в международных отношениях на самом деле не редкость.

Некоторые войны продолжаются «на бумаге» десятилетиями, прежде чем официально завершаются договором или аналогичными подписанными соглашениями. Так, например, технически Коста-Рика находилась в состоянии «войны» с Германией с 1918 по 1945 год, а «Буря в пустыне» не была формально прекращена до 2003 года, даже несмотря на прекращение огня в 1991 году.

Война за Фолклендские острова, которая практически закончилась в 1982 году капитуляцией аргентинских войск на Фолклендах и других британских территориях, не была формально завершена до подписания Мадридских соглашений в 1990 году.

Довоенная Андорра


А что же представляло собой крошечное княжество Андорра до начала Второй мировой войны?

Большинство жителей Андорры проживало в деревнях, в стороне от главных дорог, жили почти так же, как и сто лет назад, сравнительно примитивно.

Жители обитали в каменных домах, построенных из горного камня, без водопровода, электричества и канализации, а выращивание табака для андоррских крестьян по-прежнему было важным делом.

Хотя столица княжества Андорра-ла-Велья все же понемногу развивались, а построенная в середине 1930-х годов гидроэлектростанция обеспечивала электроэнергией некоторые районы страны.

Андорра-ла-Велья – столица Андорры


В неприятный для Андорры период беспорядков, вызванных национальными выборами в 1933 году, установленными еще со времен Наполеона III, и стремлением епископа к клерикализации образования, с волнениями Национальная полиция Андорры (Servei de Policia d'Andorra) не смогла справиться, но на помощь ей пришли французские жандармы.

А в 1934 году с помощью отряда испанской гражданской гвардии была отражена попытка захвата страны русским авантюристом Борисом Скосыревым, белым эмигрантом, объявившим себя Борисом I Андоррским...

Ну и наконец, когда анархия гражданской войны в Испании (1936–1939 гг.) стала угрожать перекинуться через границу, президент Франции предоставил княжеству французский пограничный отряд, состоявший из семи человек. Было известно, что андоррские добровольцы служили по обе стороны гражданской войны в Испании в неизвестном количестве...

Андорра в период войны


С началом Второй мировой войны, несмотря на нейтралитет, Андорра находилась под пристальным наблюдением шпионов и агентов влияния всех воюющих стран.

По слухам, циркулирующим в этом карликовом княжестве, в отеле «Мирадор» (Mirador De Canillo Vacances Pirinenca) происходило множество тайных встреч, где поголовно все наблюдали за всеми, а радиостанция «Радио Андорра» (Radio Andorra), мощная радиостанция, всячески стремившаяся сохранять свой нейтралитет, вещала по всей воюющей Европе и была очень востребована нацистами, которые страстно желали приобрести ее или, по крайней мере, манипулировать ею в своих пропагандистских целях.

Полицейские вишистской Франции в Андорре


Но все их попытки оказались безрезультатными, хотя им в свое время и удалось получить доступ к радиостанции «Радио Монте-Карло» в таком же нейтральном Монако. Тем не менее «Радио Андорра», по мнению многих историков, предоставило некоторым французским беженцам платформу для отправки закодированных сообщений в виде специальных песен своим родственникам во Франции.

Многие беженцы из европейских стран, а также евреи, скрывающиеся от преследования нацистов, и французские гражданские лица, не разделявшие взглядов правительства Виши, оказались в пределах небольших нейтральных окрестностей Андорры, перехитрив своих преследователей по всей Европе.

Для них это был очень нелегкий маршрут из Франции в Андорру, с нанятыми проводниками, хорошо знающими местность. Длился он от трех до семи дней, в зависимости от погодных условий, но и он не был гарантией безопасности, поскольку жизни многих беженцев и их проводников унесли коварные условия на 8000-футовых пиренейских вершинах, где не было различий между опытными проводниками и любителями...

Большинство проводников на андоррских маршрутах были испанцами – часто контрабандистами, иногда их группы были довольно большими.

Как правило, уклонисты были плохо подготовлены для прохождения опасных горных маршрутов, однако специальная одежда для гор привлекла бы нежелательное внимание, поэтому они пересекали более низкие, а значит – более населенные высоты.

В самом начале войны в Андорре находился небольшой контингент французских войск, оставшийся там еще со времен гражданской войны в Испании, который стоял там, чтобы наблюдать за Франко, и был выведен в 1940 году.

В этом же 1940 году немецкие войска, оккупировав Францию, подошли с французской стороны к границе с Андоррой, и были серьезные опасения, что они собираются оккупировать и Андорру, но испанцы содержали довольно большой военный контингент в Ла-Сеу (La Seu) и не собирались этого допускать.

В итоге конфликт был улажен, и немцы на время закрыли границу и оставили свой флаг...

После немецкого вторжения в Виши в ноябре 1942 года, в ходе операции «Антон» и переезда правительства Петена в оккупированный Париж, немецкие войска вплотную подошли к границе Андорры около города Пас-де-ла-Каса (El Pas de la Casa), однако не пересекли ее.

В ответ на эти действия к испанскому городу Сео-де-Уржель (Seo de Urgel) были выдвинуты испанские войска, которые также оставались вне территории Андорры.

А уже в 1944 году Шарль де Голль, вступив в должность принц-консорта, отдал приказ французским войскам оккупировать Андорру в качестве «превентивной меры».

Андорра-ла-Велья в 1942 году


Во время Второй мировой войны перевозки между Андоррой, Испанией и вишистской Францией довольно жестко контролировались.

После 1940 года автобус курсировал только из столицы Андорра-ла-Велья в небольшой французский городок Акс-ле-Терм (Ax-les-Thermes), а андоррский транспорт, следовавший в Испанию и из Испании, очень тщательно проверялся гражданской гвардией Испании, поскольку считалось, что антифранкистские маки действуют из Андорры.

Кстати, Андорра в то время считалась известной страной контрабандистов!

Автобус, следующий из Андорры во Францию


А уже после вторжения войск союзников на юг Франции в 1944 году и последующего ухода Германии, Андорра интернировала немецкие войска, оказавшиеся там в ловушке.

Немецкий пограничный пункт на границе с Андоррой


Сети Сопротивления


Во время Второй мировой войны для сопротивления оккупационным властям на землях, захваченных войсками нацистской Германии и ее союзников, на территории Европы были созданы сети Сопротивления, некоторые из которых действовали во Франции и предназначались для переброски беженцев и сбитых над оккупированными нацистами территориями британских и американских летчиков через территорию Андорры в Гибралтар и далее в Великобританию или страны Америки.

Сеть «Пэта О'Лири» (Pat O'Leary Line)


Названа так по имени бельгийского военного врача и бойца Сопротивления Альбера Герисса, который во время Второй мировой войны под именем Пэта О'Лири, руководил маршрутом отхода, известным как сеть «Пэта О'Лири» или просто – «линия Пэта».

Эта сеть «Пэта О'Лири» в основном отвечала за возвращение британских солдат и летчиков, находившихся во Франции, которые совершили побег из плена или были сбиты. По этому тайному маршруту более 600 британских и американских летчиков, сбитых над территорией Германии и оккупированными ею странами, смогли вернуться целыми и невредимыми в Британию!

Кто помнит старую кинокомедию с участием непревзойденного Луи де Фюнеса «Большая прогулка», то там по сюжету в последнем эпизоде спасенные английские летчики должны были на планерах перелетать именно в Андорру!

В сети Сопротивления «Пэта О'Лири» было задействовано около 12 000 человек.

В своей нелегкой деятельности она использовала андоррские маршруты и, будучи разгромленной гестапо в нижних и прибрежных районах, начала плести свою паутину на высокогорных пиренейских маршрутах, где, как справедливо считалось, у них будет меньше шансов столкнуться с вражескими патрулями, поскольку опасная и труднопроходимая горная местность сдерживала их преследователей.

По послевоенным воспоминаниям одного из участников сети «Пэта О'Лири», «в разгар Второй мировой войны над Европой шел дождь из авиаторов».

Очень яркий пример работы сети эвакуации – когда 14 октября 1943 года более 80 бомбардировщиков с 800 членами экипажа были сбиты над территорией оккупированной нацистами Европы, то часть из них были спасены путем, проложенным сетью Сопротивления, и вернулись обратно в Великобританию.

«Моральный дух летчиков на базах значительно вырос, когда они увидели, как их товарищи чудесным образом вновь появились после того, как были сбиты над оккупированной Европой».


Для армии союзников спасение своих сбитых летчиков имело не только практическую, но и гуманитарную цель, ибо подготовка новых экипажей самолетов требовала много времени и была очень дорогостоящей. Поэтому спасение сбитых в оккупированной Европе летчиков и дальнейшее возвращение их в строй стало наиглавнейшей задачей для союзников.

Сеть «Голландия – Париж» (Dutch – Paris)


Другая сеть Dutch – Paris – была сетью сопротивления во время Второй мировой войны, имевшей тесные связи с голландским, бельгийским и французским Сопротивлением. Их основной задачей также было спасать людей от нацистов, скрывая их или вывозя в нейтральные страны.

Сеть «Голландия–Париж» контрабандой переправляла голландских евреев и других лиц, ставших мишенью нацистов, на юг во Францию, через Париж, а затем в Швейцарию, пока не было обнаружено, что в случае поимки уклоняющиеся лица, въехавшие в эту страну, могли быть интернированы на время войны. Поэтому эта линия часто меняла направление на Тулузу, Сен-Жирон, Фуа и очень часто на Андорру, чтобы пересечь горный барьер Пиренеев.

Эта сеть в конечном итоге выросла до 300 человек, расширив свое присутствие в Испании. Во главе с Жаном Вейднером, голландским бизнесменом, живущим во Франции, они стали одной из самых эффективных групп Сопротивления во время Второй мировой войны.

Жан Вейднер


Помимо евреев, среди тех, кому помогали вырваться из когтей нацистов, были бойцы Сопротивления, политические противники, летчики союзников и молодые люди, стремящиеся попасть в Лондон для зачисления на военную службу. По мере того как нужда становилась все более отчаянной, росла и храбрость тех, кто поднимался навстречу ей.

Путь переправки беженцев из Нидерландов в Париж проходил через Бельгию и Францию, а затем Швейцарию и Испанию. Было спасено около тысячи человек, около 800 из которых были мирными жителями, большинство из них – еврейские семьи.

Этот путь также действовал в качестве курьерской службы для голландского правительства, находящегося в изгнании в Лондоне, например, переправляя контрабандой микрофильмы, спрятанные в перьевых ручках, по тому же маршруту. Его признанным лидером, по крайней мере, во Франции и Бельгии, был Жан Генри Вейднер, гражданин Нидерландов, который предпочитал говорить по-французски и в 1940 году владел текстильным магазином во французском городе Лионе.

В феврале 1944 года гестапо арестовало более сотни парижско-голландских агентов, но линия продолжала функционировать до самого освобождения Бельгии и южной части Нидерландов в сентябре 1944 года.

Борис Скосырев – царь Андорры


В предвоенные годы Андорра, имеющая население всего в несколько тысяч жителей, никем не воспринималось всерьез.

Все европейские государства относились к ней, как к заброшенной, далекой и глухой деревушке, окруженной горами и тесно зажатой между Францией и Испанией, а малопросвещенные граждане там всячески противились электрификации и прокладке горных дорог, серьезно опасаясь, что это потревожит их мирное существование.

Борис Скосырев


И в это время – в 1933 году – в Андорре появляется энергичный, успешный и генерирующий идеи Борис Скосырев, который быстро получает андоррское гражданство и заводит знакомства среди патриархальных граждан княжества.

На заседании андоррского парламента, представившийся графом Оранским и произведя на депутатов впечатление, он предлагает план превращения княжества из забытого Богом и людьми места в Пиренейских горах в финансовую и туристическую столицу Европы.

Б. М. Скосырев в центре


Этот авантюрист привлек на свою сторону депутатов, пообещав им сильную власть, железный порядок и либеральные реформы. Себя же любимого он предложил выдвинуть на роль короля Андорры!

Так у Андорры появился король Борис I.

Новоиспеченный король, считающий себя регентом французских королей, сам написал конституцию страны, состоящую из 17 пунктов, а парламент (23 голосами «за» и одним – «против») ее утвердил и согласился сделать Бориса правителем независимой Андорры.

Статья о Борисе Скосыреве в газете


Король Андорры Борис I, граф Оранский и защитник веры – вот таким официальным титулом он себя наградил!

Первые дни своего правления новый государь Борис I провел в столице княжества Андорре-ла-Велья (Andorra la Vieja), а затем перебрался в соседний городок Сольдеу (Soldeu). Каждый день Борис Михайлович издавал законы, для того времени даже очень прогрессивные – первым делом он лишил французских и испанских предпринимателей всех их привилегий.

Усиленно трудясь на благо своего новоиспеченного королевства, он изменил государственный флаг Андорры – вертикальные полосы на нем он повернул горизонтально, а поверх них разместил королевскую корону. Кроме того, он мог лично объявлять войны, заключать дипломатические союзы и представлять Андорру в Лиге Наций!

Флаг Андорры во время царствования Бориса I


Но вот когда он добрался до создания игорной зоны, возмутился соправитель Андорры – епископ Урхельский, который был категорически против казино, о чем он и сообщил новоиспеченному монарху.

И вместо того, чтобы отказаться от этой идеи, он объявил своему новому политическому противнику – епископу Урхельскому – войну.

А 20 июля Бориса I арестовали каталонские жандармы.

Епископ Урхельский – соправитель Андорры


Борис Скосырев был приговорен испанским судом к тюремному заключению сроком на один год, причем обвинили его только в незаконном пересечении границы Андорры.

Уже находясь в тюрьме, «Борис I» встретился с журналистом газеты «Нью-Йорк Таймс».

Вот что тот написал:

«Несмотря на синие робы, выдаваемые всем испанским заключенным, Борис де Скосырев, претендент на трон Андорры, с его неизменным моноклем в правом глазу, сохранил все свое достоинство и флёр исключительности».


Карикатура, показывающая арест короля Бориса I испанцами


Но долго «царю Борису» отсиживать не пришлось – во время предварительного заключения власти зачли ему примерное поведение, и уже через несколько недель его выслали в соседнюю Португалию, откуда он вернулся во Францию в небольшой городок Сен-Канна (Saint-Cannat) к своей законной супруге.

На этом этапе достоверно подтвержденные следы жизни «царя Бориса» теряются.

Что он делал в годы Второй мировой войны – точно неизвестно.

Ходили слухи, что он какое-то время работал в оккупированной нацистами Северной Франции в качестве переводчика.

А сам Борис Михайлович утверждал, что попал в советский плен и оказался в лагере в Сибири и после отбытия наказания вернулся в Западную Германию.

Умер в 1989 году и был похоронен на местном кладбище. Стоят там и даты жизни: 1900–1989 годы.

Могила Б. М. Скосырева



Кем же был на самом деле Борис Скосырев?

Личность «царя Бориса» весьма темная и загадочная.

Вот, что о нем удалось выяснить достоверно.

Родился он в городе Вильно (ныне Вильнюс) в купеческой семье, но о его детстве и юности практически ничего неизвестно.

Снова подтвержденные данные о нем появляются уже во время Первой мировой войны, когда он служил в составе британского бронедивизиона, который дислоцировался на русском фронте. Об этом сохранились сведения в архивах Соединенного Королевства.

По возвращении с войны Борис Михайлович какое-то время оставался жить в России, но после революции эмигрировал в Европу, где, по его словам, он работал на британские разведслужбы.

Но вскоре выяснилось, что он подделывал кассовые чеки, и его арестовала британская полиция.

Дав клятвенные заверения, что он возместит все издержки, он в 1922 году перебрался на континент – в Нидерланды, где убедительно рассказывал о своей шпионской деятельности в Великобритании, полученном им высшем образовании в Оксфорде и титуле графа Оранского, который за «выдающиеся заслуги» якобы ему даровала сама королева Нидерландов.

Получив нидерландский паспорт, Борис Скосырев отправился Колумбию, где он создал компанию и занялся доставкой грузов из Латинской Америки в Европу. Имеются предположения, что главным товаром, который он перевозил через океан в Европу, был кокаин...

В 1931 году он женился на богатой француженке Марии Луизе Пара де Гасье, и они вдвоем поселились в Испании, щедро расходуя приданное супруги.

Но семейная жизнь не помешала ему завести любовницу – Филис Хёрт – аристократку из Англии, у которой, как выяснила испанская полиция, «влюбленный» воровал драгоценности и сбывал их торговцам в Барселоне.

А в декабре 1933 года испанские власти этого афериста изгнали из страны.

Флоренс Мармон


Законная жена не простила ему такой измены, и он отбыл на остров Майорку, где вскоре встретил новую даму сердца – богатую американку Флоренс Мармон, которая была на 15 лет его старше. Влюбленная парочка путешествовала по Испании, и в 1933 году судьба впервые занесла их в Андорру, где он увидел для себя богатые возможности...

Б. М. Скосырев в середине 70-х годов

Автор: Бородин В. А.

Источник: Андорра во Второй мировой войне
Опубликовал:
Теги: Закон транспорт дорога история отношение война

Комментарии (2)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Руслан Назаров
Остап Бендер, не иначе)
Антон Луценко
Хорошая, годная заметка. Но я бы добавил, что в европейской политике Андорра играет роль знаменитого Неуловимого Джо из "ковбойских" анекдотов советской эпохи, ибо даже Гитлер не обратил внимания на Андорру, находившуюся с Германией в состоянии войны с 1914 года. А ведь будь в этой маленькой уютной стране хоть что-то ценное, Гитлер наверняка бы туда влез!
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Документальные фотографии немецких военкоров, сделанные в дни Второй мировой
Документальные фотографии немецких военкоров, сделанные в дни Второй мировой
114
Авто-Тема 12:15 18 мар 2019
Самый необычный подводный бой Второй мировой войны
Самый необычный подводный бой Второй мировой войны
18
Мужской журнал 09:00 11 сен 2021
Роль США во Второй мировой войне: цифры, факты, память...
Роль США во Второй мировой войне: цифры, факты, память...
96
Мужской журнал 09:01 14 апр 2020
Какие страны обогатились на Второй мировой войне 
Какие страны обогатились на Второй мировой войне 
1
Мужской журнал 18:01 16 май 2018
Армия Китая во Второй мировой войне – народу много, толку мало
Армия Китая во Второй мировой войне – народу много, толку мало
9
Мужской журнал 09:01 21 фев 2021
Названы лучшие трехтонные грузовики Германии во Второй мировой войне
Названы лучшие трехтонные грузовики Германии во Второй мировой войне
0
Авто-Тема 11:45 23 май 2021
В Рунете вспомнили пророчество Распутина оТретьей мировой войне
В Рунете вспомнили пророчество Распутина оТретьей мировой войне
11
Ваши новости 16:01 20 ноя 2017
Швеция во время Второй мировой войны
Швеция во время Второй мировой войны
15
Мужской журнал 07:01 07 фев 2022
5 самых неординарных танков Второй мировой
5 самых неординарных танков Второй мировой
4
Авто-Тема 10:54 07 май 2018
Почему САУ Второй Мировой не имели вращающейся башни
Почему САУ Второй Мировой не имели вращающейся башни
15
Авто-Тема 07:56 25 янв 2019
Американцы, в отличие от нас, на Второй Мировой войне зарабатывали.
Американцы, в отличие от нас, на Второй Мировой войне зарабатывали.
7
Ваши новости 08:02 10 май 2018
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
3
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства