То что нужно настоящему мужыку!

Самый необычный подводный бой Второй мировой войны

Обломки лодки U-864 недалеко от острова Федье, реконструкция


За более чем вековую  историю современной подводной войны субмарины неоднократно сталкивались друг с другом и часто вступали в бой. При этом за всё это время произошёл всего один успешный бой, когда обе лодки находились в подводном положении.

Уникальное для подводного  флота столкновение произошло в конце Второй мировой войны у побережья Норвегии. 9 февраля 1945 года британская подводная лодка Venturer торпедировала и потопила немецкую субмарину U-864 с грузом стратегического сырья и материалов для Японии.

Ртуть и передовые технологии для Японии


К концу 1944 года все здравомыслящие люди понимали, что страны «оси» проигрывают войну. Правда, в Берлине и Токио ещё оставалось достаточное количество фанатично настроенных политических и военных деятелей, которые предпринимали всё возможное, чтобы выиграть как можно больше времени, в том числе и в борьбе за собственные жизни.

В конце Второй мировой войны Германия пыталась оказать своему союзнику на Тихом океане помощь, чтобы продлить участие Японии в войне. В качестве такой помощи Берлин готов был предоставить Токио передовые технологии и дефицитные материалы. Так немцы надеялись продлить сопротивление Японии и выиграть для себя сколько-то лишних месяцев, в надежде выправить бедственное положение на фронтах. В конечном же итоге Берлин пал под ударами советских войск, а Японии продержалась в войне дольше своего европейского союзника.

В декабре 1944 года в Германии началась операция под кодовым названием «Цезарь». Целью операции была передача Японии передовых технологий и дефицитного сырья. Единственным вариантом добраться до Японии было использовать крупные немецкие океанские подводные лодки. Ни одного шанса прорваться к берегам Японии на надводном корабле на тот момент времени уже просто не оставалось.

В операции «Цезарь» немецкое командование задействовало большую океанскую подводную лодку типа IXD2. Субмарина должна была доставить в Японию чертежи и детали современных немецких реактивных истребителей. В частности, чертежи и детали ракетоплана Ме-163 Komet, истребителя Ме-262, реактивные двигатели немецкого производства, а также подписанные контракты на их лицензионный выпуск в Стране восходящего солнца.


Помимо этого, на борту лодки были чертежи субмарин типа Caproni и Satsuki, чертежи РЛС компании Siemens. Чертежи итальянского реактивного истребителя Campini. По информации американского исследователя подводной войны в Атлантике Клэя Блэйра, в качестве пассажиров на борту субмарины находилось также несколько немецких и японских конструкторов.

Самым же опасным грузом на борту немецкой подводной лодки была ртуть. На лодку погрузили в общей сложности 1835 емкостей, наполненных ртутью. Всего на борту находилось примерно 65 тонн ртути. Редкий металл был жизненно необходим для японской военной промышленности.

Представление противников


Деликатная и опасная миссия была доверена большой океанской подводной лодке типа IXD2 под номером U-864.

Субмарины типа IXD2 являлись венцом развития океанских немецких лодок «девятой» серии. Это была крупная подводная лодка надводным водоизмещением 1616 тонн, подводным – 2150 тонн. Наибольшая длина лодки составляла 87,6 метра, ширина корпуса – 7,5 метра. Предельная глубина погружения лодки – 230 метров.

Автономность плавания субмарины при скорости хода 12 узлов оценивалась в 23700 морских миль. Дизель-электрическая силовая установка подводной лодки была представлена двумя дизелями мощностью 2700 л. с. каждый и двумя электродвигателями по 505 л. с. Силовая установка обеспечивала кораблю максимальную скорость надводного хода 19,2 узла, подводного хода – 6,9 узла.

На субмаринах типа IXD2 присутствовало мощное вооружение. Лодка несла 24 торпеды калибра 533 мм, пусковых аппаратов на борту было шесть. Артиллерийское вооружение U-864 было представлено одним 105-мм орудием 10,5 см SK L/45 с боезапасом 150 снарядов, а также одним 37-мм и одним 20-мм зенитным автоматами.

Британская субмарина HMS Venturer


Подводная лодка U-864 была заложена 15 октября 1942 года на верфи в Бремене. Спуск на воду состоялся 12 августа 1943 года, принятие в состав флота произошло 9 декабря 1943 года. Командовал лодкой корветтен-капитан Ральф-Реймар Вольфрам.

С декабря по конец октября 1944 года субмарина U-864 находилась в составе учебной флотилии. 1 ноября 1944 года была передана в состав 33-й флотилии подводных лодок кригсмарине. Подлодки данной флотилии, помимо боевого патрулирования, использовались в качестве морских транспортов, перевозя из Японии в Германию и из Германии в Японию стратегическое сырье и материалы.

Англичане узнали об операции «Цезарь», благодаря перехваченным и расшифрованным разведкой немецким радиосообщениям. На перехват субмарины противника с ценным грузом на борту была отправлена британская подводная лодка HMS Venturer, которая отличалась гораздо более скромными размерами.

Надводное водоизмещение британской лодки составляло всего 662 тонны, подводное – 742 тонны. Наибольшая длина – 62,48 метра, наибольшая ширина корпуса – 4,88 метра. В движение лодку приводили два дизеля мощностью по 400 л. с. каждый и два электромотора по 450 л. с. Важным преимуществом британской лодки была большая скорость подводного хода – 10 узлов, максимальная скорость надводного хода составляла – 11,25 узла. Предельная глубина погружения – 109 метров.

Вооружение лодки, относящейся к распространенной британской серии подводных лодок типа U, также было скромнее немецкого. Всего четыре 533-мм торпедных аппарата и боезапас из 8 торпед на борту. Артиллерийское вооружение было представлено 76,2-мм палубным орудием и тремя 7,62-мм зенитными пулеметами.



Джимми Лондерс после войны, фото 1970-х годов


Лодка HMS Venturer (P68) была заложена по военной программе 25 августа 1942 года, спущена на воду 4 мая 1943 года. Ввод лодки в строй произошел 19 августа 1943 года. Командовал субмариной лейтенант Джимми Лондерс. Субмарина активно участвовала в боевых походах с марта 1944 года и успела потопить несколько немецких и норвежских торговых судов, а также немецкую подлодку U-771 11 ноября 1944 года.

Но самым известным справедливо считается 11-й боевой подход HMS Venturer под командованием 25-летнего лейтенанта Лондерса. В свою очередь, для экипажа лодки U-864, которой командовал 32-летний корветтен-капитан Ральф-Реймар Вольфрам, боевой поход в феврале 1945 года стал первым и последним.

Удачная подводная атака HMS Venturer


Субмарина Venturer была направлена в район острова Федье на основании перехваченной и расшифрованной британской разведкой немецкой радиограммы. Лодке приказывалось найти, перехватить и потопить немецкую субмарину U-864 со стратегическим грузом для Японии на борту.

6 февраля 1945 года британская субмарина прибыла в заданный район и приступила к патрулированию. К тому моменту Вольфрам уже миновал заданный квадрат, но удача была на стороне англичан. 8 февраля британцы смогли уточнить координаты и курс немецкой подводной лодки, перехватив сообщение от U-864, которая сообщала на базу о том, что возвращается назад в Бреген из-за неисправности дизельного двигателя.

Проявив осторожность, немцы решили вернуться на базу и 9 февраля 1945 года нашли свою смерть.

Две лодки встретились утром. В 8:40 акустик на борту Venturer услышал шум винтов. При этом лейтенант Лондерс решил не применять гидролокатор, для того чтобы не выдать себя. Примерно в 10 часов утра британские моряки с помощью перископа обнаружили немецкую подлодку. В этот момент Вольфрам сам поднял перископ, пытаясь найти немецкие корабли, которые должны были сопроводить его в базу. К тому моменту U-864 шла только на одном дизельном двигателе, задействовав шноркель.


Носовая часть лодки U-864 недалеко от острова Федье, реконструкция


Выждав некоторое время, Лондерс в 10:50 объявил боевую тревогу. К тому моменту у него по-прежнему было недостаточно данных для проведения торпедной атаки. Командир Venturer знал только пеленг на цель, но также ему необходимо было получить данные о курсе, скорости и дистанции до цели. Venturer начала движение параллельным курсом правее немецкой субмарины.

Такое преследование продолжалось достаточно долго. Лейтенант Лондерс надеялся, что немецкая субмарина всплывет, превратившись в легкую цель для атаки. Однако время шло и стало ясно, что всплывать немцы не планируют. При этом двигалась U-864 зигзагом, скорее всего, на её борту уже подозревали о нахождении рядом вражеской подлодки. Руководствуясь полученной косвенной информацией, главным образом изменением пеленга до цели в зависимости от маневров собственной лодки, Лондерс постепенно смог прикинуть дистанцию до цели, а также скорость хода U-864 и примерный размер звеньев ломаной линии, по которой шли немцы.

Вычисления Лондерс проводил с помощью доступных ему подручных средств. Считается, что британский офицер применил инструмент собственного изобретения, который представлял собой специализированную версию круговой логарифмической линейки. Уже после завершения Второй мировой войны и сам инструмент, и метод выхода в торпедную атаку по пеленгам станут стандартной практикой.

Время от времени обе лодки продолжали поднимать перископ, эти моменты Лондерс использовал, чтобы уточнить пеленг до цели. На все расчеты и прикидки у британского офицера ушло примерно три часа. Этого времени хватило, чтобы он поверил, что достаточно хорошо изучил зигзагообразное движение U-864 и параметры её хода.

В 12:12 подводная лодка Venturer произвела четырехторпедный залп веером в рассчитанную точку с разводкой торпед по курсу и глубине. Интервал выхода торпед 17,5 секунд. На немецкой подлодке услышали шум идущих торпед и начали маневр уклонения с уходом в глубину.

Первые три торпеды прошли мимо цели, но четвертая обеспечила прямое попадание в U-864 в районе рубки.


Место гибели подводной лодки U-864


В 12:14 лейтенант Лондерс записал в бортовой журнал, что слышал громкий звук взрыва, с последовавшими звуками разрушения корпуса. А акустик британской субмарины доложил, что больше не слышит шума винтов немецкой лодки. От попадания и взрыва торпеды корпус немецкой субмарины U-864 разломился на две части. Лодка затонула на глубине примерно 150 метров.

Вместе с лодкой погибли 73 человека – все, кто находился на борту субмарины.

За эту результативную атаку, которая стала единственной в своем роде, когда обе подводных лодки находились под водой, лейтенант Лондерс получил планку повторного награждения к уже имеющемуся у него ордену «За выдающиеся заслуги».

Немецкие подводники получили могилу на глубине 150 метров в двух милях от норвежского острова Федье.

А норвежцы – большую экологическую проблему, с которой пытаются справиться до сих пор. Единого мнения о том, поднимать лодку и её опасный груз или законсервировать все обнаруженные останки прямо на дне, в Норвегии по-прежнему нет.

Автор: Юферев Сергей

Источник: Самый необычный подводный бой Второй мировой войны
Опубликовал:
Теги: фото транспорт скорость история война

Комментарии (18)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Виктор Волгов 
Экологическая катастрофа будет неизбежно. Ёмкости с ртутью наверняка после разлома лодки пополам разбросаны подну, погрузились в ил и разрушаются. Прошло почти 100 лет. И ничего не сделано со стороны Норвегии.
Бузыкин Александр 
А что бы вы сделали на их месте? 150 метров - конечно глубина не очень большая для современных аппаратов. Дело видимо в том, что корпус лодки разломан и отсеки разрушены полностью. Начнёшь поднимать, ртуть вырвется в акваторию. Кроме того, непонятно как именно консервировать всё это на дне.
Если бы англичане знали, к чему это может привести в будущем, лучше бы пропустить её на свою базу в Берген. За несколько месяцев японцы все равно не смогли бы воспользоваться ничем из немецких разработок. С нуля самолёт с реактивным двигателем не построить и уже речи нет о серийном выпуске.
Valeriy M
Катастрофа? Экологическая? Почему? Ртуть это природный материал, просто вернется в Землю матушку и всех делов
николай сосновский 
И что будет после разрушения? Ртуть - тяжёлый металл.
Валера Апёнышев
совершенно с тобой валера согласен
igor shurakov 
Ну и в чем собственно проблема? Сама по себе ртуть не опасна, опасны пары ртути, а откуда им взяться при низких температурах на такой глубине!
Андрей Фатеев
поддерживаю предыдущего оратора.
Бузыкин Александр 
Она токсична. Прибрежные воды богаты рыбой, а норвежская рыба идёт на стол всей Европе. Кроме того, течения неизбежно вынесут ртуть на побережье.
Валера Апёнышев
бузыкин не умничай - лучше освежи свои знания физики и химии за 8 кл. рыба возмозно заразиться - но не УВЕРЕН. НА БЕРЕГ РТУТЬ НЕ ВЫНЕСЕТ..НИКОГДА
Бузыкин Александр 
Великий химик проснулся. Биологи, медики, токсикологи не уверены, а Валерка Апенышев лучше всех все знает..
Валерий Лыюров 
В проливах Скагеррак и Каттегат - где-то там, на дне большое количество бочек с химоружием 3-го рейха. И ничего, тишь и гладь. Правда, среди рыб уже давно начали появляться мутанты.
Денис
Бой проведён блестяще, но ртуть - это проблема. Притом, не только Швеции, но и России.
Бузыкин Александр 
Проблема общая. Природа не признает границ.
Валерий Лыюров 
А Швеция-то с какого боку? Правда, в статье переврано название города : вместо Берген - Бреген.
Юрий Шальнов 
Ёмкости со ртутью(часть из них) наверняка были повреждены при взрыве торпеды и ничего не произошло до сих пор...
Бузыкин Александр 
Не факт. Герметичные контейнеры лежат иногда очень долго и медленно разрушаются.
Ольга Ефремова
Произошло что-то, для кого-то негативное, но не идентифицировано как последствия именно этой аварии. Много чего таится на дне морском. А ртуть токсична для всего живого.
Евгений Измайлов 
Господа, о такой проблеме в Европе знают и найдут способ её решить. такое количество ртути в емкостях и сегодня представляет собой не только яд, но и ценный груз, который можно достать и использовать. 150 м для современных технологий это вполне реальная задача....
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Госдуму призывают определить новую дату начала Второй мировой войны
Госдуму призывают определить новую дату начала Второй мировой войны
116
Ваши новости 00:30 29 ноя 2020
Где было больше предателей в годы Второй мировой войны?
Где было больше предателей в годы Второй мировой войны?
114
Мужской журнал 10:01 23 фев 2020
Швеция во время Второй мировой войны
Швеция во время Второй мировой войны
15
Мужской журнал 07:01 07 фев 2022
Документальные фотографии немецких военкоров, сделанные в дни Второй мировой
Документальные фотографии немецких военкоров, сделанные в дни Второй мировой
114
Авто-Тема 12:15 18 мар 2019
Лихтенштейн во время Второй мировой войны
Лихтенштейн во время Второй мировой войны
2
Мужской журнал 07:01 12 фев 2022
Европарламент признал СССР виновником начала Второй мировой войны
Европарламент признал СССР виновником начала Второй мировой войны
21
Ваши новости 12:46 02 окт 2019
7 легендарных потерянных сокровищ Второй мировой войны
7 легендарных потерянных сокровищ Второй мировой войны
1
Мужской журнал 10:00 20 сен 2020
Математики вычислили, сколько лет осталось до Третьей мировой войны
Математики вычислили, сколько лет осталось до Третьей мировой войны
9
Мужской журнал 06:02 16 мар 2018
Редкие боевые вездеходы Второй Мировой Войны из США, Германии и СССР
Редкие боевые вездеходы Второй Мировой Войны из США, Германии и СССР
1
Авто-Тема 07:40 15 окт 2021
Секретный проект под Амуром: единственный в России подводный железнодорожный тоннель
Секретный проект под Амуром: единственный в России подводный железнодорожный тоннель
40
Мужской журнал 11:01 19 окт 2018
Лавров обвинил Польшу в развязывании Второй мировой войны
Лавров обвинил Польшу в развязывании Второй мировой войны
15
Ваши новости 07:01 04 сен 2017
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
2
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства