Хакасия – интересный и загадочный край, расположенный в Западных Саянах, немного восточнее Алтая. Стык Алтая и Саян – делает это место загадочным и привлекательным!
Остатки древних верований, практикуемый шаманизм, патогенные места, загадочные пещеры в глухой тайге, места обитания духов – всё это и многое другое встречается в Хакасии.
Что до аномальных зон, то в Хакасии их три. Естьи своя Долина смерти, в которой происходит искривление пространственно-временного континиума (временной мешок) Скажем не самое приятное место. Находится на севере Хакасии. Второе место находится в 33 километрах вверх по течению реки Абакан от нашего города Абакана. Довольно часто люди ночевавшие в той долине сходили с ума или умирали при странных обстоятельствах.
Третья находится в районе озера Фыркал в сторону Коммунара на север, но туда на машине не попасть, только пешком. Гиблое место, даже зверьё его обходит. Уфологи говорят, что оно является частью одного из двенадцати аномальных треугольников на планете, типа Бермудского треугольника.
"Сундуки" в Хакасии
Пpедставьте себе долину диаметром 12-15 км, окpуженную гоpами. Пpактически в центpе этой долины стоят каменные пиpамиды — в наpоде их называют «Сундуки» за необычайно пpавильную фоpму веpшин в виде квадpатов.
Длина этих пиpамид — около 300 м, высота — 60-70 м. Они — в общем-то полная копия пиpамид ацтеков и майя. Когда я впеpвые увидел их, то был пpосто потpясен,
Я не повеpил своим глазам. По пpофессии я истоpик, аpхеолог, и увидеть такое у себя под боком — это что-то невообpазимое. Рядом с этими пиpамидами тpи деpевни.
Сначала, естественно, я стал pасспpашивать об этих сооpужениях местных жителей. Благо, один мой однокуpсник жил в такой деpевне, и чpез него удалось познакомиться со многими. Все твеpдили в один голос — место темное, там постоянно «летают» духи, ни в коем случае туда соваться не надо. Hа мое желание пеpеночевать на веpшине самой сохpанившейся из всех пиpамиды (а их там около 12-ти), pеакция как на чумного больного. Кpутят пальцем у виска и стpаются побыстpее смыться.
Hаконец с двумя товаpищам я остался на Сундуке. Hочь пpошла относительно спокойно, если не считать мистических всяких штучек, типа — pовно в двенадцать часов закончился постоянно дующий ветеp и наступила необычайная тишина. Было слышно, как в далекой деpевне, километpах в десяти, звучат бубенчики у коpов. Потом неожиданно небольшую ложбинку заполнил густой туман. И тогда пpи совеpшенном отсуттсвии какого-либо движения ветpа я вдpуг услышал шелест веток и шоpохи листвы (в ложбинке pосла лиственница). Такого, извините, быть не могло. Впpочем, мы отвлеклись от темы.
Так вот. Ветеp вновь задул pовно в 3-часа ночи. (В дальнейшем я пpовеpял, ночуя несколько pаз, все чудеса точно по гpафику !). Чеpез несколько часов начало выходить солнце, а поскольку было полнолуние, я взглянул на запад, там садилась Луна — но что с ней пpоисходило ! Темно кpасный диск начал непpавдоподобно вpащаться вокpуг своей оси, изменять фоpму, все больше стpемясь к эллипсу. Пpичем все эти метамоpфозы пpоисходили в считанные не то что минуты, секунды ! Пока солнце не взошло почти полностью, мы с дpугом (втоpой спал в палатке), пялились на кpовавый диск, не в силах отоpваться.
Пpошло уже много вpемени (это был 1991 г.), но до сих поp, хоть и уже не так четко, я помню этот моpфиpующийся по своей пpихоти диск Луны. Hичего хоpошего он не обещал.
Когда мы пpишли в деpевню и как следует выспались, я стал pасспpашивать местных, и выяснил, что всевозможные UFO всяких pазмеpов, от шаpов и до таpелок, и всевозможного цвета, так и pыщут по долине «Сундуков». Когда их кучность бывает особенно высока, никто не знал, отмечали пpосто дни их появлений. Между пpочим, мне pассказали, что возле одного из «Сундуков», еще в советское вpемя был выкопан камень, (пахали поле и вскpыли тpактоpом могилу шамана), на котоpом были изобpажены созвездия дpугого полушаpия, и некотоpые звезды, видимые чуть ли не в телескоп.
Честно говоpя, пpовеpить эту инфоpмацию мне не удалось, одни говоpят, что все найденное увезли в какой-то питеpский институт, дpугие вообще толком ничего не помнят, так что ни подтвеpдить, ни тем более опpовеpгнуть я ее не могу. Hо ! В эту долину ужу больше 20-лет ездит копать известный на весь миp ученый, пpофессоp, писатель, аpхеолог Виталий Епифанович Лаpычев. У него даже есть книжка по «Сундукам». Меня очень заинтеpесовала эта стpанная связь «Сундуков» и UFO. Вообще, об этой долине ходит множество легенд и былей. Достовеpно известно, что в ней долгое вpемя жил могучий наpод, ибо стpоил каменные дома, кpепости, умело использовал пpиpодные сооpужения. И когда монголы в 12-ом веке пpоходили здесь — они выpезали все население и постаpались pазpушить все встpоения ! Такого отpодясь за ними не водилось. Чтобы все и вся !!! Сейчас HИКТО не знает, что там было, и кто там жил !!!
Я напpимеp, сильно подозpеваю, что там существовал совсем не пpостой наpод, исповедующий свою совсем не шаманистскую pелигию. Есть подозpение, что в заваленных веpшинах сундуков есть полые места и там что-то дожидается своего вpемени. Кстати, забыл сказать. Если ученые и не могут назвать точной даты, сколько вpемени назад в долине жили люди, что вpемя существования пиpамид они пpимеpно называют — 35-40 000 лет тому назад они возникли, и с тех поp стоят почти неизменными !
Имеет три яруса, соединённых вертикальными колодцами глубиной около 20 метров. Глубина пещеры — 49 метров, общая протяжённость ходов — 820 метров. В верхнем ярусе (комплекс гротов «Храмовый», «Мракобесы», «Погибшей пагоды») встречаются кальцитовые натёчные образования.
Нижний ярус (грот «Обвальный») и даже частично средний ярус (гроты «Скелет» и «Энтузиастов») в сильные паводки периодически затапливаются. Категория сложности пещеры — 2Б.
Привходовая часть пещеры в течение последних двух тысяч лет использовалась как культовое место шаманами. Пол пещеры завален костями жертвенных животных, втоптанными в глину, углём от жертвенных костров. Стены покрыты окаменевшей копотью. Основным местом для жертвоприношений служил Храмовый грот и располагающийся там сталагмит.
Во время Гражданской войны пещера использовалась в качестве одной из баз отрядом белых партизан под командованием Соловьёва.
Впервые Кашкулакская упоминается в литературе, вероятно, в работах А. М. Зайцева в 1904 году, под именем пещеры Туримской (по названию ручья Тюрим).
В 1950-е — 1970-е гг. была предметом научных исследований спелеологов, археологов и палеонтологов.
За последние полвека пещера приобрела противоречивую известность. В популярной литературе приводятся мнения, что люди с высокой чувствительностью якобы могут видеть здесь галлюцинации, об этой пещере говорят как о «месте силы» и «научном феномене».
С начала 2000-х гг. Кашкулакская пещера — туристический объект. Здесь работает несколько туристических фирм, регулярно совершающих рейсы с курорта «Озеро Шира».
С пещерой связано множество скандалов. Так, в 2000—2002 гг это место было предметом культового почитания непостоянной группы индуистских шиваитских священнослужителей во главе со Свами Сатья Саи Даас, основавших здесь неофициальный монастырь — «Саи Лингешвара Ашрам» (санскр.: Обитель Истины и Вселенского благосостояния и покоя).
Для них это место представляло интерес как природный храм. По словам «брахманов», это место было указано свыше как святое и требующее ухода и охраны от разрушительного воздействия человека.
После трёх лет борьбы с негативным отношением местной администрации и населения неофиты были вынуждены оставить место. До сих пор здесь проводят ритуалы хакасские шаманы и русские колдуны, проходят тренинги среди «эзотериков».
Экскурсии в Кашкулакскую пещеру
В настоящий момент существует несколько туристических фирм, организующих экскурсии в Кашкулакскую пещеру (как правило, только по верхнему ярусу). Чаще всего они организуются на курорте «Озеро Шира» или в посёлке Жемчужный.
Пещеру также посещает большое число самостоятельных групп спелеотуристов. Примерное описание пути: посёлок Шира — трасса на Коммунар — аал Топанов (асфальтированная дорога); далее в горы уходит обсыпная дорога 1980-х — 1990-х гг. Через 10 км от неё отходит хорошо наезженная полевая дорога, однако передвижение по ней крайне затруднено в дождливую пору (июль — начало августа). По этой дороге — ещё 5 км до самой пещеры.
Открыта пещера в 1970-х годах. Название пещере было предложено новосибирским биологом и выбрано жребием из ряда других названий.
В пещере имеются многочисленные колодцы, крупные залы, галереи на нескольких уровнях, пещерные озера, натечные образования.
Одна из самых опасных пещер России.
В пещере "Ящик Пандоры" с момента ее открытия до настоящего времени произошло три несчастных случая с летальным исходом.
ЯЩИК ПАНДОРЫ. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Я́щик Пандо́ры — пещера на левом берегу реки Белый Июс, в Кузнецком Алатау, республика (Хакасия).
Протяжённость закартированных ходов пещеры составляет около 11 км, глубина — более 180 м. В настоящее время по инициативе красноярских спелеологов идёт работа по новой топосъёмке пещеры, включая неотснятые ранее ходы. Пещера лабиринтового типа, в известняках, имеет один вход.
Имеются многочисленные колодцы, крупные залы, галереи на нескольких уровнях, пещерные озёра, натёчные образования. Средняя температура составляет +5 °С.
Есть летучие мыши.
Пещера была открыта в начале 1970-х сотрудниками Сыйской гляциологической станции. На тот момент пещера представляла собой единственный входной световой грот Широкий. С 1976 года попытки проникнуть в подземную систему через соседние мелкие пещеры вели спелеологи Осинников под руководством В.Власенко.
В 1981 году, целенаправленные раскопки в Широком спелеологами Осинников и Томска вскрыли проход в верхние этажи пещеры. В дальнейшем, исследованием пещеры занимались также спелеологи Новокузнецка. Название пещере было предложено новосибирским биологом Н.П. Миронычевой-Токаревой, и выбрано жребием из ряда других вариантов.
Происшествия в пещере
В Ящике Пандоры погибло три человека.
03.12.1989 разбился насмерть новосибирец Андрей Агеев.
Летом 2003 года в верхней части пещеры погиб новосибирский археолог Станислав Шубин.
02.02.2005 при попытке прокопать ход в продолжение на дне пещеры погиб под завалом новосибирский спелеолог Павел Галкин.
Также есть сообщения о пропавших без вести в пещере туристах.
В пещере имели место аномальные явления.
Ящик Пандоры, Изумрудное озеро
Изваяние Хуртуях-Тас
Хуртуях-Тас переводится как "Каменная Старуха". Люди верят, что она помогает и выполняет желания. К ней ходят бездетные женщины вымаливать детей, мужчины просят о плодовитости земли, скотины. Несут ей подарки и оставляют у подножия. Находится она в степи Аскизского района.
Сейсмозона
Аномальные зоны, с повышенной энергетикой встречаются часто. Старые курганы с лежащими каменными плитами пользуются популярностью у жителей. Встаешь на плиту, поднимаешь руки вверх - и ты в потоке силы. Вчера 10.02 в 170 км на юг от Абакана в Таштыпском районе произошло очередное землетрясение в 6 баллов. Еще 20 лет назад о таких явлениях в этих местах и не слыхали. Может быть сейсмоактивность и началась в ответ на наши посещения?
"Аскизский полтеpгейст",
непpоизвольные чудеса в п.Аскиз, от котоpых погибли тpое человек. Hа исследовательском матеpиале написана книга, котоpая печатается сейчас, к количестве 5000 экз. в издательстве "Hаука". Есть огpомный видеоматеpиал - тpи кассеты по тpи часа каждая. Сьемки места, воспоминания и pассказы очевидцев, специальные сьемки с пpименением научно pазpаботанной методики.
Исследования "Ртутного человека".
Кpаснояpец Жигачев /имени не помню/, побывал в летающей таpелке. После этого в его оpганизме начала синтезиpоваться pтуть! Сначала это были пpосто шишки на ногах, вpачи назначили ему пpогpевание, шишки увеличились, его pазpезали и вpач пpишел в ужас, из pазpезов полилась pтуть! Его сpочно отпpавили в Кpаснояpск. Пеpесказывать много не буду. Hахожусь под впечатлением видеосьемок /тоже около девяти часов видео/, - пpофессоpа и академики в больнице вскpывают его опухоли - и из них на опеpационном столе льется pтуть! ТАКОГО Я ПРЕДСТАВИТЬ ДАЖЕ HЕ МОГ! Академики и пpофессоpа pазводят pуками пеpед камеpой. Егго оpганизм действительно синтезиpуется pтуть! Сгустки pтути нашли в мышцах, коже ног, в мошонке, в лекгих. Пpи специальном сканиpовании в клинике обнаpужили pтуть в костях ног!!! Все Это заснято!!! ВСЕ сеpьезно задокументиpовано!!!
Суицидная зона
На прошлой неделе в Хакасии в течение двух дней пять человек покончили с собой. В связи с этим вспоминается один индийский фильм. Сюжет таков. Парень с девушкой любят друг друга, но злой отец девушки не разрешает им пожениться, и молодые, вместо того, чтоб послать его к черту, решают вместе спрыгнуть в пропасть. При падении девушка разбивается насмерть, а парень цепляется рубахой за какую-то корягу, с которой самостоятельно отцепиться не может, и, таким образом, остается жив.
У нас, в России, за неудавшийся суицид можно отделаться неделей психбольницы, а вот в Индии (как и в некоторых других странах) за это вполне можно схлопотать реальный срок. В общем, парень получает год тюрьмы. Когда выходит, находит другую девушку, женится на ней. Но злой папаша его первой возлюбленной подстраивает молодоженам автокатастрофу, в результате которой оба погибают.
Несколько лет назад один из абаканских психиатров поведал мне в интервью о том, что в некоторых районах Хакасии существует какая-то аномальная «суицидальная» зона. Речь тогда шла о Таштыпском районе. В этой местности по какой-то необъяснимой причине наблюдался наибольший в регионе показатель по самоубийствам. Сегодня, возможно, такие зоны «переместились» на другие территории.
Как и пару лет назад, так и сегодня, люди, решившие совершить самоубийство, в основном, вешаются и стреляются. Стреляются чаще из охотничьего оружия. Свободный оборот боевого, как известно, в нашей стране еще со времен Ленина запрещен (хотя в бывшем соцлагере Восточной Европы, а также в прибалтийских государствах этот запрет давно снят). Наверное, это правильно. Не те мы люди, чтоб покупать боевое оружие и запирать его на семь замков. В руках нашего человека оно обязательно выстрелит, и если не в других, то в себя. Любой человек на наших улицах скажет, что в России от снятия запрета на свободное владение боевым оружием количество убийств и самоубийств только возрастет. А нашей власти этого совсем не на руку. Зря что ли, ради улучшения демографической ситуации, у нас был придуман так называемый «материнский капитал»?
Каменная старуха ИНЕЙ-ТАС
Место нахождения: живописная скала Иней-тас (Каменная старуха) находится в километре к северо-востоку от села Казановка, в Аскизском районе Республики Хакасия, на левом берегу реки Аскиз
Иней-тас с древних времен покровительствовала скотоводству и вплоть до 50-х годов прошлого века «помогала» людям. У Иней-тас совершались таг таиг – обряды жертвоприношений горному духу, покровителю рода и просили помощи в разных делах. У самого подножья Иней-тас была расчищена и посыпана речным песком площадка, на которой установлены 14 скульптур домашних животных. Быки, лошади, овцы были изготовлены из речной гальки и красного песчаника. Из этой коллекции сохранилось всего три фигурки. А сама Иней тас в самом начале 60-х годов прошлого века была взорвана.
Во время войны и в послевоенные годы к Иней тас вновь стали приходить люди и проводить здесь обряды. Тогдашние идеологи не придумали ничего лучше, кроме как уничтожить культовый памятник. Удивительный храм под открытым небом был разрушен. Говорят, после этого скот в Хакасии стал хуже плодиться. Еще говорят, что никто из участников этого святотатства не закончил свою жизнь благополучно. А Иней-тас и после «смерти» пользуется особым почитанием.
Теперь гора, где стоял камень, называется Иней-паары (подножие Иней). Здесь вновь проводятся обряды, проезжающие непременно делают «сек-сек», на ветви берез, роща которых ожерельем обступила место, где прежде стояла Каменная старуха, повязываются чалама. Побывавшие здесь в полной мере могут ощутить красоту и силу этого необычного места, где бабушка Иней, даже потеряв прежний облик, вновь помогает своему народу.
Как добраться: из Абакана до села Аскиз ( 92 км.). Далее до села Казановка около 30 км
Географические координаты: 53.22589 90.071927
Адрес:
Аскизский район, с. Казановка
Грот ДВУГЛАЗКА
Грот Двуглазка
Место нахождения: грот расположен в 50 км к западу от Абакана в Боградском районе Республики Хакасия, на р. Толчея в 1,5 км к западу от одноименной деревни
Двуглазка (Грот "Двуглазка", «Глядены») — многослойный памятник природы каменного века в Хакасии. Такое название связано с тем, что в его сводчатом потолке есть два световых отверстия естественного происхождения – два «глаза».
Это самая ранняя из известных стоянок древних людей в Минусинской котловине (100 – 35 тыс. лет назад), исследованная З. А. Абрамовой в 1970-х годах. Вход в грот расположен на высоте около 50 м от уреза воды. Грот очень удобен для обитания. Он вместителен (15 м в глубину и 7-10 м в ширину), ориентирован входом на юг и хорошо прогревается солнцем.
При раскопках выявлено несколько культурных слоев, нижние из которых относятся к мустьерской эпохе. Это время Рис–Вюрмского межледниковья (100 – 80 тыс. лет назад) и Вюрмского оледенения (80 – 12 тыс. лет назад). Геологи считают, что тогда климат был относительно теплый и сухой. Преобладала степная растительность около грота. В долине Енисея росли темнохвойные леса: ель, кедр. Много было березы. В гроте были найдены каменные орудия труда и много костей животных (пищевые отходы), кости принадлежали кулану, лошади, носорогу, зубру, аргали, сайги, северного оленя. Из хищников – кости гиены, льва, медведя, волка, лисицы. С 40 тыс. лет назад слои относились к позднему палеолиту, а с 12 тыс. лет назад (верхние 2 слоя, 50 см.) к мезолиту.
Как добраться: по трассе М-54 из Абакана до села Красный камень (около 47, 5 км). Далее до села Бородино 10 км. Грот «Двуглазка» находится в 2,5 км от села Бородино и в 1,5 км от деревни Толчея
Географические координаты: 54.084856 91.064752
Адрес:
Боградский район, д. Толчея
Гора ЧАЛПАН
Место нахождения: гора расположена на территории Государственного природного заповедника «Хакасский», на участке "Озеро Беле" в Ширинском районе Республики Хакасия.
Высота горы составляет 586,3 над уровнем моря. Гора Чалпан представляет собой горное поднятие на северо-западном берегу озера Белё. На южном крутом склоне распространены каменистые степи с выходами скал, на пологих склонах—различные варианты степных фитоценозов. Вдоль береговой полосы тянется берёзово-лиственничный перелесок. На южном склоне горы Чалпан находится уникальная писаница, представляющая собою графическую летопись истории. Археологами установлено, что некоторые из наскальных изображений горы Чалпан относятся ко второму тысячелетию до нашей эры.
Гора Чалпан имеет природоохранное, научное, эстетическое, просветительское, эстетическое, рекреационное значение. Здесь в старину хакасы добывали оселки для точки ножей. На вершине горы Чалпан расположена древняя крепость.
Как добаться: из г.Абакана по трассе М-54 до села Знаменка 80 км, затем повернуть налево и ехать 55 км до села Борец. Далее около 32 км до поселка Шира. Озеро Беле расположено примерно в 25 км от п. Шира.
Географические координаты: 54.703889 90.154167
Адрес:
Ширинский район, озеро Беле
Древний Храмовый комплекс ЗЕНХЫР
Место нахождения: Древний храмовый комплекс Зенхыр (Узынхыр) находится в Усть- Абаканском районе Хакасии, вблизи п. Пригорск
В переводе с хакасского Узынхыр означает «длинный хребет». Город со всеми своими строениями практически ушел в землю. Хорошо видны лишь толстые, не менее 2,5-3 м, каменные стены храма, отстоящего от собственно городища на 15-20 м. Материал для строительства, очевидно, доставлялся с древних каменоломен и скалистого берега Енисея. По мнению ученых, Зенхыр был построен афанасьевцами. До сих пор считалось, что они не строили городов, а жили в небольших деревнях и заимках, разбросанных по берегам рек. Однако Зенхыр опровергает эту точку зрения.
Как добраться: из Абакана до п. Пригорск около 30 км. Храмовый комплекс Зенхыр находится примерно в 3 км от п. Пригорск
Географические координаты: 53.931111 91.286389
Адрес:
Усть - Абаканский район, п. Пригорск
Гора КЮН ТАГ (КУНЯ)
Гора Куня
Место нахождения: левый берег Красноярского водохранилища, неподалёку от посёлка Усть-Абакан, Усть-Абаканского района Хакасии
Древняя гора Кюн Таг или Куня, в переводе с хакасского означает «гора Солнца» и является культовой и священной горой для хакасов, для поклонения божеству Солнца. Высота горы составляет более 400 метров. На вершине горы Куня находится древняя крепость, откуда открывается потрясающий вид на долину Енисея.
Ещё в эпоху бронзы, более 4000 лет назад, люди использовали эту гору для того, чтобы укрыться от вражеского набега. Она протянулась по гребню, отделяющему пологие склоны горы от её внутренней части, где в распадах могли укрыться не только женщины и дети, но и домашний скот. А мужчины-воины могли успешно оборонять стену от врагов. Попасть внутрь крепости по кручам врагу было нереально - даже слабые женщины и дети могли с легкостью сбросить нападающих вниз, обрушив им на головы обломки плитняка. В этих местак много плитняка, что позволило сложить стену без больших затрат труда. Древней крепостью пользовались на протяжении тысячелетий.
Гора Куня - грандиозный памятник наскальной живописи. Маленький, всего несколько десятков метров в длину, отрезок стены отсекает мыс с ровной ритуальной площадкой. На скальных обрывах этого мыса находится знаменитая Подкунинская писаница. На древних рисунках писаницы изображены 323 фигуры: люди, олени, козы, лошади, верблюды, птицы, медведи. Рисунки датированы 2 тысячелетием до н.э.
Как добраться: из Абакана до п. Пригорск около 30 км. Далее 12 км до села Мохова .Гора Куня находится в 3 км по грунтовой дороге от села Мохова
Географические координаты: 53.889803 91.418744
Адрес:
Усть-Абаканский район, пгт. Усть - Абакан, аал Мохов
Туимское кольцо
Туимское кольцо
Место нахождения: древний памятник находится на 8 км дороги п.Шира- п.Туим, в Шринском районе Республики Хакасия
Туим-кольцо – погребально-культовый памятник окуневской культуры. Он относится к числу наиболее интересных объектов в Хакасии. На плоской площадке между дорогой и скальником из камней выложен большой квадрат, диагонали квадрата также выложены камнями. Вокруг квадрата сооружён кромлех (круг из вкопанных камней-менгиров) диаметром более 80 м.
В центре памятника находятся плитовые могилы женщины-жрицы и двух детей. По окружности стоит 4 больших камня, отмечающих четыре стороны света. От женского погребения на восток выложена символическая дорожка, окаймлённая несколькими небольшими камнями. В своём роде памятник уникален и по значению сравнивается с английским Стоунхенджем, хотя и уступает ему в размерах.
Существует мнение, что Туим-кольцо было не только культовым местом, но и использовалось, как древняя обсерватории - камни по углам Туим-кольца ориентированы по сторонам света.
К сожалению, при строительстве дороги старый кромлех был разрушен, и теперь можно увидеть лишь его современный восстановленный вариант. Но дух и энергетика старого места осталась.
Как добраться: из г.Абакана по трассе М-54 до села Знаменка 80 км, затем повернуть налево и ехать 55 км до села Борец. Далее около 32 км до поселка Шира. От поселка Шира до поселка Туим расстояние составляет 18 км. Древний памятник "Туимское кольцо" находится на 8 км дороги п.Шира- п.Туим
Географические координаты: 54.393869 89.948518
Адрес:
Ширинский район
Гравитационная аномалия
Дорога Абакан – Сорск, недалеко от поворота на озеро Улух-голь, в месте под названием Кутень-Булук - гравитационная аномалия - машины сами едут в гору, и вода в гору бежит.
Возможно большие залежи руд.
Рудник Юлия
Боградский район Рудник Юлия. Назвать правда именно урановым рудником его нельзя. т.к. там не конкретно уран добывали, но урановые залежи там есть....
но уже лет 30-40 не работает и поселок заброшен. Наблюдались НЛО.
Аномальные зоны в тайге
В таежных областях Хакасии часто наблюдаются небольшие участки местности с уродливыми деревьями, в эти места часто бьет молния, иногда наблюдают шаровые молнии. Механические часы в таких местах спешат или отстают, за сутки на 2-3 минуты. При нахождении в таком месте человек чувствует какую то неуверенность, страх. Зона обычно четко очерчена, за пределами зоны все нормально. Такие зоны хорошо выявляются методом биолокации, угол отклонения рамки достигает 180 градусов.
ЗАГАДОЧНЫЙ ЛЕС
Природа благоухает сочной зеленью разнотравья и ароматом цветов, тихий шепот листьев под слабым ветерком и пение птиц создает неповторимый покой и уют в душе. В тени под прохладной кроной разлапистой ели хорошо отдохнуть лежа на траве, где тоже кипит жизнь, снуют работяги муравьи, куда то деловито ползет жук, где то стрекочет кузнечик, а вот прошмыгнул бурундук с раздутыми щеками или белка в ветвях сосны -идет такая понятная и привычная жизнь тайги.
Медленно поднимаюсь по склону на сопку и вдруг перед глазами непривычная картина нарушающая таежную гармонию: невдалеке большое темное пятно мертвого леса, зелень травы внезапно обрывается, под ногами тощий слой серого суховатого мха, могучие стволы уродливых деревьев совершенно голые, без коры, ветви причудливой формы, то почти закручены в спираль, то растопырены каким то совсем неестественным образом и ни одного листочка, даже ветер не раскачивает их, словно в какой то давно забытой старой сказке о бабе яге. Бурелома, старых сгнивших деревьев тоже нет, ровное место поросшее мхом.
И чем дальше углубляюсь в это мертвое царство тем тревожнее становится на душе, нарастает какое то безотчетное беспокойство, чувство неуверенности. Птиц не видно и не слышно, даже комары, эти вечные спутники тайги куда то подевались и уже не звенят в ушах,и на земле во мху тоже нет признаков жизни, только огромные изогнутые корни под деревьями выпирают из земли, словно тоже собираются куда то бежать. Невольно ускоряю шаг и минут через десять выхожу на край этого гиблого места.
Любопытно, граница мертвой зоны четко обозначена густыми зелеными зарослями, которые наполнены обычной таежной жизнью. Как возник этот загадочный лес, что и когда погубило его, не знаю, но неуверенность проходит, а любопытство берет свое, возвращаюсь назад осмотреть все внимательнее, заодно вырубил несколько отщепов от деревьев, дерево чистое, следов вредителей нет, почва обычная суглинистая, только гумуса почти нет, да и откуда ему взяться в мертвом лесу. Надо будет наведаться сюда зимой, посмотреть следы зверей, неужели они тоже обходят его стороной. О таких местах слышал много разных легенд, но сам увидел впервые.
Аномальная зона на дороге
Снова в Хакасии произошло ДТП на трассе Енисей. 405 км автодороги стал роковым для жительницы поселка Усть-Абакан, которая, управляя автомобилем ХОНДА АККОРД, не справилась с управлением, совершила наезд на металлическое ограждение и допустила съезд в кювет. Как сообщает УГИБДД МВД по РХ, в результате ДТП водитель получила ЗЧМТ, множественные ушибы и ссадины тела, госпитализирована.
САКРАЛЬНЫЕ МЕСТА ХАКАСИИ
На состоявшемся 18 марта XII съезде хакасского народа его участниками был утвержден перечень сакральных мест Хакасии. О том, для чего необходим данный перечень и какие объекты вошли в него, корреспонденту «Абакана» рассказала директор Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории доктор исторических наук Валентина Тугужекова.
- Необходимость в создании перечня сакральных мест вызвана социально-экономическими переменами последних лет. Сегодня у нас возможна аренда частными лицами огромных территорий (тайги, полей и т. д.), на которых могут располагаться священные для хакасского народа объекты. И необходимо сделать все возможное, чтобы эти сакральные места оставались доступными для проведения обрядовой практики. На съезде мы утвердили перечень из 96 сакральных мест хакасского народа, далее мы передадим его в Верховный Совет республики. Надеемся, что в будущем в рамках закона об историко-культурном наследии сакральные места хакасского народа будут взяты государством под свою охрану.
Что считать сакральным местом?
В Хакасии утвержден перечень сакральных местЗначение слова «сакральный» (от латинского «sacer» - священный) - культовый, обрядовый, тайный. Сакральные памятники Хакасии являются частью этнической культуры хакасов.
Сакральное, священное место - место, обладающее священным статусом; пространственный объект, выделенный из области повседневной жизни и предназначенный для выполнения регулярных культовых действий, направленных на взаимодействие со священными сущностями и силами. Оно отличается от мирских и религиозных пространственных объектов совокупностью идеальных (духовных) и материальных (физических) характеристик. В идеальном плане, в религиозном сознании, священное место - ценность высокого порядка, земное местопребывание духов и богов, сосредоточение магических сил, вызывающее чувство благоговения и требующее чрезвычайного почтительного отношения. Наличие в исторических документах или этнографических данных таковых характеристик позволяет идентифицировать пространственный объект как святилище, священное место.
Конкретное изучение древних святилищ показывает, что в большинстве случаев места для их обустройства выбирались отнюдь не произвольно. Человек выделял в окружающем земном мире места, вызывающие сильные эмоциональные реакции, пробуждающие воображение и стимулирующие интеллектуальную деятельность; эти локусы пространства соответствовали религиозным представлениям о местах обитания духов, богов и иных «сил», отмеченных качеством святости.
На ранних этапах истории объекты природного ландшафта (горы, водные источники и пр.) маркировались строго по родам. В результате образовались «родовые территории», имевшие выраженные естественные границы. При освоении территории наиболее важным являлся ландшафтный объект (долина, гора, озеро и т. п.), т. е. то место, где собирались люди для проведения общественных мероприятий. Так оформились родовые места поклонения.
У народов Южной Сибири природные места, где проводились национальные праздники, культовые обряды, камлания шаманов, считались сакральными, т. е. священными местами. Как правило, священные места связаны с традиционным мировоззрением коренных народов Южной Сибири. Как и раньше, большая часть коренных народов Южной Сибири (хакасов, тувинцев, алтайцев, шорцев) обожествляют природу, природные стихии, в народной памяти и в обрядовой практике сохраняется поклонение различным природным стихиям, духам: духу огня, духу воды, духу гор и т. д.
Что включили в перечень
В Хакасии, как и в других регионах Южной Сибири, к священным местам относят не только священные горы, определенные местности, но и археологические памятники: древние курганы, каменные изваяния и др. По подсчетам этнографа Виктора Бутанаева, в Хакасии около 200 культовых мест, по данным Совета старейшин Республики Хакасия, их более 300.
Наиболее почитаемые среди хакасского населения священные горы: Борус, Изыхские, Уйтаг, Самохвал, Сундуки. Горы сформировали представления хакасов о своей территории как о горно-степной стране, находящейся в центре Саяно-Алтайского нагорья и окруженной со всех сторон горными хребтами.
Например, Кузнецкий Алатау в поэтике хакасского фольклора именуется «Улгеннiг сын» (Божественный хребет), а Саяны - «Хан Тигiр сын» (Поднебесный хребет).
Великие горные вершины Хан-Пургус (Борус), Хан-Прадай, Коль-Тайга, Хан-Чалбан и другие представляют собой родовые горы, , от которых ведут свои жизненные истоки хакасские сеоки. Для почитания горных духов через каждые три года шаманы проводили камлания.
Почитаемые горы и местности, имеющие своих духов-покровителей, назывались «ээлiг чир» - буквально «земля, имеющая своего хозяина». Обычно там происходят аномальные явления, связанные с проделками горных духов. Хакасы с почтением относятся к подобным местам и, проходя мимо, обязательно совершают кропление вином или табаком.
На горных перевалах в честь духов-хозяев насыпались священные каменные груды - «обаа». Каждый проходящий человек обязан им поклониться и внести сюда свою лепту. Как правило, мужчины бросали камни, взятые во время восхождения, а женщины втыкали со стороны востока ветви от берез.
Если человек впервые проходил через перевал, то он обязательно должен был повязать священную ленту «чалама» на шесты, воткнутые в груды «обаа», иначе его жизненный век сократится. Около обаа нельзя смеяться или петь песни. При наличии вина присутствующие троекратно по солнцу обходили священную груду камней и окропляли обаа спиртным. В ночное время запрещалось подниматься на перевалы.
В Хакасии утвержден перечень сакральных местКроме священных гор, горных перевалов хакасы издревле почитали культ воды.
Ежегодно в начале лета на новолуние совершали моление воде (суг тайии) в истоках почитаемых ручьев или на берегах крупных рек - Абакана, Белого и Черного Июсов, Чулыма и Енисея. В
озерном краю северной Хакасии водное жертвоприношение проводилось на берегах озер. Моление проводилось на таких озерах, как Хаара-кол (Черное озеро), Ос-кол (Осиновое), Айран-кол (Айранное озеро), Тигiр-кол (Небесное озеро) и др.
В долинах рек Абакана, Июсов, Чулыма и Енисея хакасы ежегодно проводили Небесные моления. В Хакасии отмечено более сотни гор, где на господствующих вершинах проводились моления Великому небу, причем 20 из них носят названия «Тигiр тайычан таг» - гора Небесного жертвоприношения.
В некоторых местах, как, например, в долинах рек Улень, Камышта и Ниня, каждый год небесные моления проводили на разных горах, но через три года возвращались к исходному положению. Например, семья Кирбижековых проводила «тигiр тайии» в первый год на горе Бытаг, потом - на г. Хайбытаг, на третье лето - на г. Хуюлыг-таг, затем снова все повторялось. Жители аала Усть-Бюрь в первый год делали небесное жертвоприношение на г. Колергит, во второй - на г. Чан-ссорах, в третий - на г. Изых-таг в верховьях р. Уйбат, а затем опять на г. Колергит.
Абаканские качинцы (аал Трояков и др.) устраивали моление Небу на горе Саксор, на правом берегу Уйбата (приток Абакана). На него съезжались жители различных сеоков.
Кроме почитания священных гор, воды и неба хакасы издревле поклонялись местам захоронений (культ поклонения предкам), небесным светилам, священным менгирам, родовым местам, древним святилищам. Из наиболее почитаемых каменных изваяний следует отметить Ах-тас (белый камень) и Улуг Хуртуях-тас (Большая каменная старуха). В километре к северо-востоку от села Казановка, на левом берегу реки Аскиз до шестидесятых годов ХХ века возвышалась живописная скала Иней-тас (Каменная старуха). У этого места есть еще два названия: Иней-хая (Скала-старуха) и Иней-пары (подножье Иней). Этот памятник имел два значения: он был родовой горой Майнагашевых и покровителем скотоводства для всего местного населения.
Это далеко не полный перечень священных, сакральных мест в Хакасии, которые издревле почитались и почитаются современными хакасами, где традиционно шаманы проводят обряды жертвоприношения и поклонения духам и предкам. Всего же, как мы уже отмечали, съезд утвердил 96 сакральных мест хакасского народа.
МЕНГИРЫ
Тайна менгиров Хакасии
Изучение мест расположения менгиров методами геофизики и биолокации в Хакасии началось в конце ХХ столетия. В исследованиях принимали участие доктор исторических наук, профессор Я.И. Сунчугашев и я, инженер-геофизик. Такие работы проводились в течение 1977 — 1999 годов по программе Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Всего было изучено 25 мест стоянок древних изваяний.
Менгиры — это отдельно стоящие каменные изваяния, возле которых пять-четыре тысячи лет назад совершались жертвоприношения, культовые обряды и другие таинственные церемониальные действия. Менгиры содержат еще много нераскрытых тайн, таят в себе удивительные открытия.
Человек создал сложнейшие технические системы, он может летать на космических аппаратах и изучать глубины Мирового океана, "улавливать” доли секунды и расщеплять атомы. Но, восхищаясь удивительными открытиями в области технического прогресса, следует помнить, что это все порождено человеком, его необычайными возможностями. По-видимому, не случайно в древности человека называли микрокосмосом — земным воплощением разума Вселенной. Многими учеными доказано, что возможности наши раскрыты далеко не полностью, они расширяются не только за счет научно-технического прогресса, но пополняются и нетрадиционными способами познания мира.
Одним из них является лозоходство, или в современном понятии — биолокация. Организм человека постоянно испытывает на себе комплексное воздействие различных геофизических полей — электромагнитного, гравитационного, радиоактивного и так далее. Именно активная реакция рамки в руках биолокатора возле менгиров заставила искать причины этого явления. Биолокационные аномалии вблизи менгиров весьма впечатляющи, и эффект, наблюдаемый здесь, очень неожиданный, еще неизвестный науке. Этот аномальный эффект свидетельствует о том, что менгиры расположены на энергетических участках земной поверхности.
Менгиры привлекали и привлекают внимание сказителей, знатоков и исполнителей фольклора. Сказители по ходу повествования о выдающихся героях эпоса умело вводили в стихотворные сочинения и силу влияния менгиров на окружающий мир. Так, в сказании "Аи Хучин” сказано: "Поднявшись на высокий каменный хребет с подножия кривого менгира, он смотрел вдаль, когда же он разглядел, то обнаружил, что медный менгир является пуповиной земли”.
По-видимому, хакасы считали места, где ставили менгиры, священными и необычными. В сказании "Хан Кичигей” сообщается, что у истока светлокаменной речки стоит белый камень (ах тас), который должны поднять проезжающие здесь богатыри; многие из них, не сумев поднять белого камня, погибали. Однако богатырь прежде чем поднять его, верхом на коне объехал этот камень три раза. Сказание о трех церемониальных кругах вокруг белого камня согласуется с сообщениями первого ученого-путешественника, побывавшего в Хакасии и Сибири, Д.Г. Мессершмидта. Он в своем дневнике 18 августа 1722 года отметил, что "после часа езды, совсем недалеко от этих могильных захоронений, я добрался наконец до широко известной среди этих народов статуи ... Хуртуях, расположенной в холмистой степи.
Я сразу же зарисовал ее и в дальнейшем приложил рисунок к настоящим записям. Хуртуях высечена из серого песчаника и вкопана в землю наклонно. Сзади можно было видеть подвешенные толстые, сплетенные из волос косы, в том виде, как их носят калмыкские и татарские женщины... Татары-язычники из Есь Бельтыра, предоставившие мне лошадей, оказывали большой почет этой старухе; каждый из них трижды объезжал вокруг нее... подкладывали еду в траву поближе к пьедесталу с тем, чтобы та могла воспользоваться едой в соответствии со своим аппетитом”. Далее он отмечает, что статуя почитается среди коренного населения, в дар ей приносят речную гальку, мажут ее рот маслом, жиром, молоком и просят о здоровье. Молодые женщины лечатся от бесплодия.
В проведении подобных языческих обрядов мы не одиноки. Так, в Белоруссии камень "Дед” (экспонат музея валунов в Минске) некогда играл большую роль в духовной жизни народа, ибо еще полтора столетия назад к нему шли люди, ища помощи в беде. Каменному "Деду” преподносили мед, молоко, вино — выливали на макушку валуна. Когда женщина серьезно болела, она на 33 дня надевала на валун передник. Другим примером могут служить знаменитые валуны "Демьян” и "Марья”, находящиеся на окраине села Пережир Минской области. Считалось, что они обладают чудодейственной силой, способной исцелять паралитиков, хромых, глухих. Валунам везли богатые пожертвования: лен, шерсть, хлеб, поросят, телят, овец, деньги. Считалось, что результат будет благоприятным, если совершать паломничество к камням в определенное время. Подобный ритуал один к одному похож на обряд, проводимый хакасами у менгира Хуртуях.
Церковь по большей части терпимо относилась к обычаям жителей. Более того, у самых знаменитых валунов ставили кресты, часовни, возводили храмы. Люди молились, просили камень избавить от беды и болезней. К камню ходили и в языческий праздник Ивана Купалы, и на христианские Троицу и Пасху.
В европейской части России опытные биолокаторы выявили ряд энергетических участков, так называемые места силы: Соловки, Валаам, Кижи, языческое капище Укса на правом берегу Ладоги, Троице-Сергиеву лавру, где находится келья Сергия Радонежского. Так, известное "место силы” Соловков — на Большом Заяцком острове, где расположены знаменитые "северные лабиринты”, возведенные неизвестным народом. У проникших в эти сооружения людей наблюдалось как бы "выравнивание” функций организма: к примеру, за 10 — 15 минут приходило в норму повышенное давление и в то же время мог произойти всплеск жизненных сил.
В пределах Хакасии мы изучили места стоянок менгиров только на территориях Усть-Абаканского, Аскизского и Боградского районов. Все исследованные менгиры расположены в геопатогенных зонах, которые связаны с зонами разломов земной коры. Геопатогенные зоны — это участки земной поверхности, излучающие неизвестный до сих пор науке поток энергии. Как правило, ширина этих зон незначительна и варьируется в пределах 10 — 50 метров, а длина составляет многие сотни метров, а в некоторых случаях — километры. По форме и силе воздействия этих полей на биолокатора мы разделили геопатогенные зоны на два типа: высокочастотные (отрицательные), когда вектор измеряемого поля направлен "веерообразно” (в этих местах происходит "разбалансировка” биополя человека, что в конечном итоге приводит к патологии), и низкочастотные (положительные), где проявляется синусоидальная форма кривых биолокационного эффекта, при этом направление вектора измеряемого поля в одной части аномалии фиксируется строго вертикально вниз, в другой — вверх. В этих местах происходит выравнивание биополя человека, что способствует его оздоровлению.
Для простоты повествования назовем геопатогенные зоны второго типа "местами силы”. На территории Хакасии пока выявлено три таких места: стоянка каменного изваяния Улуг Хуртуях тас, которая расположена на 134-м километре трассы Абакан — Абаза в Аскизском районе, где в настоящее время создан музейный комплекс. Здесь биолокационной съемкой определено, что каменное изваяние было установлено древними людьми в пределах низкочастотной геопатогенной зоны в ее положительной эпицентральной части. Выявленная низкочастотная геопатогенная зона имеет синусоидальную форму и ширину порядка 20 метров, своей длинной осью ориентирована на северо-восток. Интенсивность биолокационной аномалии здесь составляет порядка 450 условных единиц. Как уже отмечалось, к Хуртуях обращались с различными недомоганиями, лечились и от бесплодия. Да и в настоящее время это "место силы” не пустует, за год его посещают десятки тысяч человек.
Второе — место стоянки двух менгиров — Большие ворота, которые расположены в Усть-Абаканском районе в двух километрах к северо-востоку от Большого Салбыкского кургана. Биолокационными исследованиями выявлено, что эти монолиты установлены в низкочастотной геопатогенной зоне, которая имеет ширину было 23 метров. Биолокационная аномалия в этом месте синусоидальной формы интенсивностью 450 условных единиц. При этом менгиры установлены на линии "перегиба” кривой. У камня с правой стороны (если смотреть на него с юга) имеется углубление в форме человеческого тела. Это углубление образовалось от "трения” людей о камень, приходивших сюда на протяжении тысячелетий для лечения или для совершения каких-то церемониальных обрядов. На торцевой части монолита выбита тамга в виде контура человеческого тела с тремя лучами, исходящими от головы. Все указывает на то, что это "место силы” было использовано древними людьми для устранения тех или иных недугов.
Третье место — территория Малого дворца древнехакасского государства: на 34-м километре трассы Абакан — Аскиз, в 50 метрах к востоку от шоссе. Здесь буквально в пяти метрах от юго-восточного угла раскопа "дворца” выявлена линейная низкочастотная геопатогенная зона шириной 18 метров северо-восточного направления. Аномалия имеет синусоидальную форму интенсивностью до 800 условных единиц. Нет сомнений, что место под строительство дворцового комплекса выбрано не случайно. По-видимому, это место почиталось древними людьми, и ранее оно было зафиксировано менгиром. Но с истечением времени камень был утрачен, скорее всего, "переиспользован” при строительстве могильников, как это часто бывало в тагарскую и более поздние эпохи. Многие исследователи считают, что здесь была лечебница. Так это или нет, но одно ясно: биолокационная аномалия в этом месте идентична по форме, структуре и интенсивности с аномалиями, выявленными на культовых местах Улуг Хуртуях тас и Больших воротах, которые использовались в лечебных целях. Поэтому сегодня возникла необходимость зафиксировать эту аномальную зону, поставив сюда соответствующее каменное изваяние. Эту работу выполнил республиканский совет старейшин хакасского народа и его председатель Владислав Торосов, установив гранитный менгир под названием Абчах тас (каменный дед).
В профилактических и лечебных целях рекомендую читателям газеты по возможности посещать "места силы” и находиться там как минимум 15 — 20 минут. Советую приносить с собой и ставить в аномальную зону емкости с водой, поскольку под воздействием силового поля молекулы воды расположатся в определенном порядке — то есть вода станет структурированной, употребление которой и в дальнейшем будет способствовать оздоровительному процессу.
Кашкулакская пещера (Пещера черного дьявола)
Упоминание о Кошкулакской пещере в интервью с " белым " шаманом Татьяной Кобежиковой заинтересовало многих читателей, живущих за пределами Хакасии, но уже слышавших о загадочном подземелье. Их просьба - рассказать о нем подробнее. Внештатный корреспондент "АиФ на Енисее" Виктор Мельников уже давно собирает любопытные наблюдения посетителей таинственной пещеры.
Об этом месте знают во всем мире. Оно официально включено в пятерку "самых страшных" мест на земном шаре. Ученые-аномальщики называют эту загадочную пустоту в горном массиве несколько высокопарно: пещера черного дьявола. Географическое ее название звучит не так грозно - Кошкулакская пещера. Имя ей дала одна из вершин отрогов Кузнецкого Алатау - Кошкулак. От поселка Шира до нее - немногим более 20 километров.
место черных обрядов
Юная «старушка»
Впервые об этой пещере я услышал лет 15 назад от моих знакомых спелеологов, братьев Николая и Владимира Савченко. Вернувшись из очередного похода по пещерам Кузнецкого Алатау, они рассказали мне жуткие истории о найденных в пещере полуистлевших человеческих костях, о тенях и звуках бубна шамана, о беспричинном ужасе, который они испытывали, проходя определенный участок этой пещеры. Поведали братья также историю, которую они, в свою очередь, услышали в походе:
"В 1960-х годах группа студентов из 20 человек полезла в эту чертову дыру. Вышли из нее только две студентки. И то одну девушку в буйном невменяемом состоянии подобрали охотники неподалеку от пещеры. Она кусалась и кричала что-то бессвязное. Ее сразу упрятали в "психушку". Вторая же студентка помешалась "тихо". Ночью ее обнаружил наряд милиции поселка Шира. Седовласая, с мертвенным лицом, с искусанными в кровь губами, она шла по темным улицам поселка. В руках девушка сжимала какую-то фигурку из камня, которую ни за что не хотела отдавать. Не останавливаясь ни на секунду, она что-то очень быстро и горячо шептала. И эту девушку определили в дом скорби, где она в течение месяца "сгорела" от какой-то загадочной болезни.
Врачи так и не смогли установить причину смерти - стремительно худевшая пациентка была хоть и безумна, но абсолютно здорова. Под матрацем испустившей последнее дыхание юной "старушки" медсестра обнаружила маленькую каменную фигурку..."
Лисья шапка с рогами
Признаюсь - не поверил я тогда рассказчикам. Даже издевался над ними, сопровождая их рассказ остроумными, как мне казалось, комментариями: сколько, мол, братья выпили перед тем, как слушать такие байки. Однако прошло около полугода, и мои знакомые вновь отправились в очередной поход на Кошкулак. В группе из 30 человек в основном были школьники - шли ноябрьские каникулы. Провели наши туристы близ пещеры около трех дней. Первые две экспедиции под землю прошли спокойно.
Наслышанные об ужасах Кошкулака и мечтавшие об острых ощущениях школьники были разочарованы. На третий день, перед сворачиванием лагеря, они упросили взрослых в последний раз "пробежаться по пещере". После того как обошли все гроты, в том числе грот Скелетов, где обычно, если верить очевидцам, и происходит невероятное, ребята уже собрались подниматься наверх.
В этот момент все вдруг почувствовали леденящий приступ ужаса. Школьники кинулись к выходу, расталкивая не менее напуганных родителей и учителей...
Уже при свете солнца, когда страх отпустил, пионеры и их провожатые наперебой начали делиться тем, что им причудилось в глубинах пещеры. У каждого, как выяснилось, ужас имел свое "обличье". Одни видели жуткое чудовище с туловищем медведя и с окровавленным человеческим черепом вместо головы, другие увидели огромных ворон, сидящих на груде костей, третьим "явился" (моим знакомым спелеологам в том числе) отвратительный старый шаман в замызганной лисьей шапке с рогами, бьющий в бубен и производящий замысловатые телодвижения. Жестами он как будто звал к себе...
Через некоторое время после возвращения группы домой одного из участников похода, шестиклассника, нашли повешенным на чердаке собственного дома. Он оставил посмертную записку весьма странного содержания. Мальчик писал о каком-то каменном дьяволе, о темных норах и безумии. А в конце: "... умри, но помни камни". Родители ушедшего из жизни мальчика утверждали, что эта фраза написана другим почерком.
Обжигающий взгляд
Ещё в 1980-х годах Кошкулакской пещерой, слухами о привидениях, обитавших в ее недрах, заинтересовались ученые из Новосибирского института клинической и экспериментальной медицины. Были снаряжены экспедиции для изучения феномена пещеры.
Пожалуй, тогда впервые ученые признали, что видения - это не просто фантазии испугавшихся темноты экскурсантов. В 1985 году сотрудник института Константин Вакулин с группой спелеологов обследовал гроты. После нескольких часов работы люди потянулись к выходу. Константин шел последним. Закрепил веревку на специальном поясе, приготовился к подъему. И вдруг почувствовал на себе пристальный взгляд. Ученого обдало жаром. Первое побуждение - бежать! Но ноги не слушались. Посмотреть, что творится за спиной, было безумно страшно. И все же, будто в состоянии гипноза, повинуясь чьей-то чужой воле, он повернул голову и увидел метрах в пяти от себя... пожилого шамана.
Того же самого, из рассказов моих друзей-спелеологов: развевающиеся одежды; мохнатая шапка с рогами, горящие глаза и плавные, зазывающие движения руками - мол, иди, иди за мной!.. Бакунин безотчетно сделал несколько шагов вглубь и тут же, словно сбросив темные чары, начал отчаянно дергать веревку. Не поддавшись на "уговоры" пещерного шамана, он, вполне возможно, и избежал участи когда-то погибших или тронувшихся умом.
Свидетелем почти тех же видений стал еще один участник экспедиции - Николай Каманов.
Обобщив полученные свидетельства, ученые предположили, что все эти галлюцинации, безотчетный, панический страх, разумеется, не происки темной силы, а результат вполне материального внешнего воздействия. Известно, например, что инфразвук с частотой около 6 герц может вызвать чувство неописуемого ужаса.
В одном из гротов пещеры черного дьявола была развернута специальная лаборатория. Исследователи ставили там опыты, проводили различные измерения. В результате была установлена геомагнитная аномалия. Электромагнитное поле в пещере постоянно колеблется. Еще на начальной стадии исследования ученые заметили, что среди прочих сигналов устойчиво пробивается строго определенный импульс. Иногда его фиксировали как одиночный, бывало же, что он шел "пучками". Причем всегда с одинаковой амплитудой. Случалось, сигнал пропадал на два-три дня, а то и на неделю, но потом неизменно возвращался.
Священный сталагмит
Таинственный маяк
Учёные задались вопросом: откуда берутся эти странные импульсы? После серии экспериментов было установлено, что пробиваются они из глубины пещеры. Было решено проверить, не связаны ли эти импульсы с жуткими видениями, являющимися тем, кто оказывался в пещере. Время фиксации импульсов в точности совпало с моментом появления у людей нервозности, подавленного состояния, переходящего в панический ужас.
Импульсы, как и предполагали ученые, оказались низкочастотными. Теми самыми, которые не воспринимаются человеческим ухом, но оказывают воздействие на все живое, в том числе и на психику человека. Вот только откуда они идут? У сотрудников института нет сомнений, что такой частоты импульсы с устойчивой амплитудой колебаний способен генерировать только искусственный излучатель. Но откуда ему взяться в глухой тайге, глубоко под землей? Ученые обследовали всю пещеру, спускались в самые потаенные уголки - тщетно. Поиск искусственного излучателя не увенчался успехом. Таинственный маяк, если он только существует в природе, находится еще глубже.
Что касается галлюцинаций (а ученые считают жуткие видения всего лишь безобидными "глюками"), участники исследования сошлись на такой версии: восприятие несуществующих объектов в качестве реальных может вызываться какой-нибудь необычной химической смесью, присутствующей в воздухе, наполняющем пещеру. Однако что это за смесь и насколько она изучена - пока не известно. Остался открытым и такой вопрос: почему ко многим видение "приходит" именно в облике шамана? С галлюцинациями так быть вроде бы не должно - это, как и сны, явление "эксклюзивное". Впрочем, разовые экспедиции и не могли, наверное, развеять все мифы. Начавшаяся в то время перестройка задала куда более животрепещущие вопросы. Так что разгадка тайн пещеры черного дьявола, наверное, впереди. А пока, за неимением материалистического обоснования происходящего в подземелье, из уст в уста, вместе с душераздирающими рассказами, передаются древние легенды.
Месть шамана
ОДНОЙ из них в предыдущем номере "АиФ на Енисее" поделилась "белый" шаман Татьяна Кобежикова. Когда-то неподалеку от этой пещеры был похоронен шаман. Люди нарушили его покой, и он наказывает их тем, что является им во сне, а то и наяву в образе человека в диковинных одеждах, увлекая за собой. Если верить местной молве, дух древнего хакасского шамана обитает в гроте Призраков, что по соседству с гротом Скелетов.
По другой легенде, Кошкулакская пещера была у древних хакасов местом культовым. Здесь язычники поклонялись не только фаллосу как символу продолжения рода - вокруг естественного сталагмита в форме фаллоса сохранилось древнее кострище. Здесь же, по преданию, предки хакасов поклонялись черному дьяволу, приносили жертвы своим богам, в том числе и человеческие. В пользу этой легенды говорит сохранившийся до наших дней древний жертвенник. Кто верит в эту легенду, считает, что пещера за столетия впитала в себя темную энергию древних шаманов, которая, остерегая свои тайны, выплескивается от случая к случаю на излишне любопытных гостей пещеры.
грот Скелет
Золото Колчака
Мифы, связанные с Кошкулакской пещерой, не только не умирают, но и рождаются. В буклетах для туристов с вами, например, поделятся предположениями о том, что в одном из гротов пещеры черного дьявола спрятано золото Колчака, что здесь затерян тайный склад оружия "батьки" Соловьева. Верных же ленинцев не может не тронуть такая версия: молодой командир ужурских чоновцев Аркаша Голиков именно у входа в эту пещеру получил свое легендарное прозвище Гайдар.
Дорога в ад
Одно из самых загадочных мест Хакасии - пещера Кошкулак. Это таинственное место находится высоко в горах недалеко от глухой таежной деревушки Топаново Ширинского района . Без опытного спелеолога или местного проводника в пещеру соваться опасно - шутка ли - почти вертикальный спуск около трехсот метров . Да и добраться до пещеры не так просто — плохонькую гравийку осилит не каждый автомобиль . Потом пешочком по тайге в гору потопать надо. А в местах тех живности всякой - навалом . Душу шамана встретишь или нет - еще вопрос , а вот бурого мишку - запросто .
Пыталась уговорить кое - кого из местных жителей проводить к этой пещере - бесполезно. Никаких денег не надо. Говорят, черный шаман если затянет, уже не отпустит.
Кошкулак считается культовым местом. Одни рассказывают, что когда - то в этой пещере приносили в жертву людей (детей там убивали или молодых женщин - точно сказать никто не может), и сейчас у этого места очень дурная слава. Мол, души загубленные покоя найти не могут и мстят живым за свое безрадостное существование .
Там побывала не одна научная экспедиция, некоторые даже видели этого самого черного шамана, про которого говорят местные. Один научный сотрудник, не пожелавший назваться , рассказал такую историю:
«Наша группа спускалась в Кошкулак , чтобы проверить . Пещера не самая глубокая, в Ширинском районе есть и поглубже , и покрасивее. А эта, действительно, черная какая - то , человеческих костей мы там, правда , не нашли , зато костей животных там очень много . Может, они сюда умирать приходят. Ощущения в этой пещере не из приятных, но никаких явных проявлений чего - то особенного мы не заметили . Почти вся наша группа поднялась наверх. Я в цепочке был последним и на какое - то время остался в пещере один. Вдруг почувствовал на себе чей - то взгляд. Обернулся и обомлел: от стены отделилось существо - то ли человек, то ли зверь - тело вроде человеческое , на лице что - то вроде черной маски , а на голове витые рога. Смотрит на меня это существо и пальцем манит. Я, как завороженный, потянулся к веревке, чтобы развязать узел . В это время кто - то сверху меня окликнул , я очнулся и изо всей силы дернул веревку . Что это было - сон или явь? Но под впечатлением я ходил еще долго. Иногда этот шаман ( именно так местные жители описывают черного шамана ) мне потом снился. Нет, больше я в эту пещеру не полезу».
_________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Энциклопедия аномальных зон России.
Материалы и статьи В.Черноброва
Сайт Космопоиска
Вложение | Размер |
---|---|
|
41.35 КБ |
|
71.09 КБ |
|
63.81 КБ |
|
269.06 КБ |
|
71.05 КБ |
|
77.41 КБ |
Комментарии (0)