То что нужно настоящему мужыку!

Без горючего посреди океана: как огромный авиалайнер 120 км планировал до ближайшей суши

24 августа 2001 года два канадских пилота поставили рекорд, осуществив самое длительное планирование в истории реактивной авиации. Случайно оставшись без горючего посреди Атлантики на высоте 10 км, они сумели дотянуть до аэродрома на Азорских островах и посадить тяжелый авиалайнер без жертв

Ночная посадка

Очень много в мире случается авиакатастроф, но немало известно и чудесных спасений самолетов, когда счастливый исход не зависел только от мастерства пилотов, а был по большей части запрограммирован чистыми случайностями.

Один из таких случаев, закончившийся счастливо благодаря сразу нескольким факторам, произошел в 2001-м году, когда прямо посреди океана у огромного авиалайнера закончилось топливо, и ему пришлось планировать до ближайшей суши целых 120 километров с почти 300 пассажирами на борту.

Дело было 24 августа 2001 года. Незадолго после полуночи (по Гринвичу) из Канады рейсом в Португалию вылетел аэробус Airbus A330 компании Air Transat, под завязку нагруженный пассажирами и топливом, причем топлива было взято примерно на 10% больше, чем для такого трансатлантического полета полагалось. Причины такого перегруза неясны, но в числе прочих факторов этот момент тоже помог лайнеру избежать катастрофы. Дело в том, что коридор, по которому летел самолет, был перегружен, и диспетчер, учитывая запас топлива, перевел его в другой, более отдаленный и менее загруженный коридор, на 100 километров южнее.

Лайнер Airbus A330 после посадки на Азорских островах 24 августа 2001 года

В общем, через 4 с лишним часа после вылета, когда самолет преодолел половину Атлантики, начались какие-то проблемы с топливной системой. Пилоты так и не могли сообразить, в чем дело, но у них хватило ума понять, что до континента они не долетят. В 300 км южнее находились Азорские острова с длинной посадочной полосой, и самолет повернул именно туда, благо, что благодаря диспетчеру, лететь было на 100 км меньше, чем если бы лайнер изначально двигался по старому курсу.

Еще через время стало ясно, что из баков с огромной скоростью вытекает горючее – в иллюминаторы ночью этого не было видно, а датчики работали некорректно, потому пилоты сразу этого и не поняли. Через полчаса отключился один двигатель, а еще через 15 минут – другой. До Азорских островов оставалось 120 километров, и возникал вопрос – сможет ли огромный лайнер без капли горючего спланировать с высоты 10 километров, и не упасть в море, а долететь до суши?

Маршрут ночного рейса TSC236 авиалайнера Airbus A330 из Торонто в Лиссабон 24 августа 2001 года, завершившегося на Азорских островах утром этого же дня

В пользу этой надежды играло еще то обстоятельство, что погода стояла ясная, в противном случае относительно медленно летящий самолет стал бы легкой добычей сильных ветров и не смог бы на пассивном режиме планирования выйти к точке посадки.

Но был и минус в этой ситуации – из-за отсутствия топлива отключилось большинство систем, в том числе и система управления механизацией крыла – закрылками, воздушными тормозами и спойлерами, которые могли бы обеспечить полноценное управление самолетом во время планирования и посадки. Аварийная турбина, которая включилась сразу после остановки двигателей, не позволяла использовать гидравлику в полноценном режиме.

Однако планирование с огромной высоты, которое продолжалось 20 минут, прошло без особых проблем. На азорской авиабазе была объявлена тревога, и за короткое время полоса была полностью подготовлена для посадки аварийного лайнера. Все прекрасно понимали, что второй попытки у экипажа не будет, сесть нужно было с первого раза, и тут уже все зависело от мастерства пилотов.

Авиабаза Лажеш, на полосу которой сел ведомый Пише и Ягером Airbus A330

Ровно в 6 часов 45 минут утра Airbus совершил посадку на полосу. До этого пилотам пришлось совершать всякие манипуляции с изменением курса, чтобы снизить высоту и скорость, и хотя полоса была достаточно длинная, но без применения реверса тяги двигателей даже такая полоса не гарантировала успешной посадки. Поэтому пилоты, как только колеса самолета коснулись бетона, применили вариант экстренного торможения. Положение облегчалось тем, что в баках не было горючего, и потому воспламенения его из-за появления искр от взрывов заклиненных колес можно было не опасаться.

В общем, коснувшись полосы через 300 метров после ее начала, самолет остановится в километре от ее конца, несмотря даже, что приземлялся на очень высокой скорости (370 км/ч вместо положенных 300 км/ч). Естественно, почти все шины шасси лайнера были уничтожены при экстренном торможении, но это была самая большая неприятность из всех ожидавшихся. Ни один из 293 пассажиров и 13 членов экипажа при посадке не пострадал. Было травмировано только 18 человек, но это произошло уже во время паники при эвакуации из салона самолета.

Поврежденные шасси Airbus A330 после посадки утром 24 августа 2001 года

Очень скоро в результате состоявшегося расследования было выяснено, что причиной аварии стала просто халатность технического персонала. По указанию ремонтного инженера техники во время ремонта двигателя, который предшествовал роковому полету, вставили в него совсем не тот тип масляного шланга, который требовался. Естественно, конфликт некондиционного элемента с другими и привел к его разрушению во время длительной работы двигателя.

В заключение следует огласить имена героев, столь блестяще справившихся с такой ужасно сложной задачей. Это канадские летчики командир лайнера Робер Пише (48 лет на момент происшествия) и второй пилот Дирк де Ягер (28 лет).

Пилоты Пише (справа) и Ягер (слева) на пресс-конференции в 2001 году

Примечательно, что в 1983 году Пише был судим в США за транспортировку наркотиков на самолете, но отсидел только 2 года с заменой тюремного заключения на условный срок. Каким образом он с судимостью снова стал пилотом – непонятно, но руководство авиакомпании было в курсе криминального прошлого Пише, когда принимало его на работу в 1995-м.


Источник: Без горючего посреди океана: как огромный авиалайнер 120 км планировал до ближайшей суши
Опубликовал:
Теги: авария Интересно авиация океан 2 4

Комментарии (15)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Валерий Баязитов
За 5 дней до полёта рейса 236 (19 августа) на самолёте был заменён двигатель №2. В соответствии с контрактом поставленный двигатель не был укомплектован гидравлическим насосом, поэтому ремонтный персонал переставил насос со снятого двигателя. Место крепления насоса на новом двигателе несколько отличалось от старого, в связи с чем масляный шланг был немного длиннее, и, в соответствии с указаниями производителя, должен быть заменён. Но обслуживающий персонал проигнорировал это указание. В результате армированный шланг маслопровода начал тереться о резинометаллический шланг топливной системы и в итоге 24 августа, когда самолёт находился над Атлантическим океаном, в топливном шланге образовалась течь.
Вячеслав Вагин 
да уж , летчики профессионалы , это не биплан без топлива посадить , уважаю .И как обычно подтверждается факт - подвиги совершаются для исправления ошибок и непродуманности , совершенных ранее
Игорь Гуславский 
Руководство компании оказалось достаточно мудрым, разглядев в судимом пилоте мастера, который ещё спасёт народ. А его вину за наркоту ещё проверить надо, ведь на пилота слишком легко всё повесить, как будто ему своих обязанностей мало.
Z В. М.
Распиздяйство везде! Даже у них.
Анатолий К
"Даже у них" - а в чём их особенность?
Всеволод Китайев 
Слово "регламент" не просто так придумано. Причем в авиации с этим крайне жестко должно быть - исправные комплектующие и техжидкости меняются либо по моточасам, либо (если самолет не летает) по времени нахождения в системе. Тесть авиаинженер, сейчас вертолеты в МЧС обслуживает...
Александр Бозин
Нда, жить захочешь, не так раскорячишься (с)
Жизнь в сотый раз показывает, что экономить на мастерстве пилотов не стоит.
Борис NIKITIN
идиотов ремонтников везде хватает ,
а шланг длиннее фигня ... согнём пару раз ...
а вот если бы при вытекание горючка загорелась бы, то ещё
одним таинстенным пропадание самолета было бы больше
Павел Лучников 
Странно что о таком выдающемся факте прочитал впервые. Все таки человек это удивительное создание. Высший профессионализм. Вот когда подумаешь, а как бы повел себя беспилотник. В ведь эта эра уже не за горами.
Генрих Кожемяка
"канадские летчики командир лайнера Робер Пише (48 лет на момент происшествия) и второй пилот Дирк де Ягер (28 лет)"0 УВАЖУХА им" МОЛОДЦЫ, не растерялись,правильно оценили обстановку. И верно действовали ! :-)))
Рим Ибрагимов
Уважаю профессионалов
Viktor Piskov
Классный самолёт в Европе сделали!
Вячеслав Асеев 
Интересно, а какое качество планирования у этого типа самолета .
Igor Zupko
Ну как же, в самом тексте есть же данные:
120 км с высоты 10 км...
При этом при заходе на глиссаду ему пришлось гасить лишнюю высоту и скорость, то есть запас высоты еще оставался и его пришлось убивать и все равно сел не в начало полосы и тормозил всем чем мог... покрышкам пипец, но это как раз МЕНЬШАЯ ИЗ НЕПРИЯТНОСТЕЙ которых можно было ожидать... (в тексте "... но это была самая большая неприятность из всех ожидавшихся..." Типа это хуже чем падение в океан...)
Всеволод Китайев 
Скорость на высоте у пассажирских лайнеров дозвуковая, ок 900 км/час. Пролетел около 120 км. Садился на 370 км/час. Пилоты молодцы!
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Тайна заброшенного поселка посреди Северного Ледовитого океана
Тайна заброшенного поселка посреди Северного Ледовитого океана
1
Все о работе руками 20:01 20 май 2019
Как выглядит рельеф дна Мирового океана: 5 завораживающих карт
Как выглядит рельеф дна Мирового океана: 5 завораживающих карт
6
Мужской журнал 12:01 08 мар 2021
Ближайшей планетой к Земле оказалась вовсе не Венера
Ближайшей планетой к Земле оказалась вовсе не Венера
17
Мужской журнал 05:01 24 мар 2019
Что за странные дома торчат прямо посреди шоссе в некоторых местах Китая
Что за странные дома торчат прямо посреди шоссе в некоторых местах Китая
5
Все о работе руками 12:01 10 апр 2024
На карте реки Замбези обнаружили огромный упавший диск НЛО
На карте реки Замбези обнаружили огромный упавший диск НЛО
4
Мужской журнал 06:02 15 дек 2018
Шато-Эркен: как в России появился замок посреди озера
Шато-Эркен: как в России появился замок посреди озера
3
Мужской журнал 09:01 03 мар 2022
Фантастические фотографии всемогущего и непредсказуемого океана
Фантастические фотографии всемогущего и непредсказуемого океана
3
Мужской журнал 02:01 28 фев 2022
Почему опасно передвигаться на резерве горючего
Почему опасно передвигаться на резерве горючего
0
Авто-Тема 15:41 26 июн 2021
Мистика посреди ночной дороги
Мистика посреди ночной дороги
0
Мужской журнал 07:00 10 окт 2021
Почему высохло самое крупное за все время существования Земли море
Почему высохло самое крупное за все время существования Земли море
24
Мужской журнал 10:00 07 июл 2021
Место страшнее Бермудского треугольника, которое моряки называют Морем дьявола
Место страшнее Бермудского треугольника, которое моряки называют Морем дьявола
5
Мужской журнал 04:01 13 июл 2018
Никто не помешает России за один час отрезать Украину от мирового океана – киевский эксперт
Никто не помешает России за один час отрезать Украину от мирового океана – киевский эксперт
11
Ваши новости 10:31 19 дек 2020

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства