То что нужно настоящему мужыку!

Почему забросили самый большой в мире авиалайнер

Airbus A380 – вершина эволюции авиалайнеров, и он с полным правом считается самым большим пассажирским самолётом в мире. В его создание потратили огромные средства, использовали новейшие технологии, современное оборудование и множество комфортабельных опций.

Результат оказался более чем впечатляющим, но самолёт в итоге это не спасло: постепенно операторы перестали им интересоваться и покупать, а потом работу над линейкой вообще свернули.

Время гигантов
В конце девяностых авиаперевозки стремительно росли, а крупные хабы вроде Лондона, Нью-Йорка и Сингапура уже плохо справлялись с потоком рейсов. Учитывая всё это, самолётостроительный гигант Airbus разработал невиданный ранее самолёт, обладающий огромной вместимостью. К тому же, авиалайнер на 850 человек вполне мог пригодиться в борьбе с главным конкурентом на дальнемагистральных перевозках – Boeing 747.

Проект официально запустили в 2000 году, а уже через пять лет мир увидел впечатляющего гиганта A380. Его длина составляла почти 73 метра, размах крыла был около 80, и на него поставили четыре огромных турбовентиляторных двигателя, способных поднимать в небо более полумиллиона килограммов металла, топлива и людей. При полной загрузке он расходовал до 12 тонн керосина в час, а за один рейс мог преодолеть свыше 15 тысяч километров — например, из Дубая в Лос-Анджелес без дозаправки.

По замыслу разработчиков, A380 для пассажиров должен был стать лучшим самолётом в мире. Рекламные лозунги о новом уровне комфорта не были хвастовством: лайнер имел две полноценные палубы, отдельные зоны отдыха, бары, душевые и даже небольшие лаунжи для встреч. Для всех же, кто находился на борту, включая и экипаж, он был неожиданно тихим и устойчивым.

Самым большим заказчиком для этого самолёта была авиакомпания Emirates, которая планировала использовать его как основной авиалайнер для дальнемагистральных перелётов. Правда, его эксплуатация потребовала масштабных изменений. Специально для A380 в Дубае построили новые терминалы и ангары, рассчитанные на его размах. Уже в 2007-м начались регулярные полёты, и перед новейшим авиалайнером замаячили серьёзные перспективы. Компания Airbus рассчитывала продать сотни машин и полностью изменить отношение к дальним перевозкам.

Летающий небоскрёб
На своих первых пассажиров A380 производил впечатление не столько самолёта, сколько целого небоскрёба с крыльями. Он имел двухпалубную компоновку, а его салон вмещал более 500 пассажиров даже в комфортабельной конфигурации. На борту у самых дорогих модификаций всё было сделано для удобства пассажиров, включая бары с мягкими диванами, индивидуальные каюты в первом классе и система развлечений, которая сама по себе весила целую тонну. На второй палубе можно было пройтись, не пригибаясь, а в некоторых версиях даже стояли перегородки с лампами, напоминавшими интерьер дорогого отеля.

Для инженеров же этот самолёт был испытательным полигоном, где испытывались технологические новшества. Почти четверть конструкции сделали из композитов, чтобы хоть немного снизить вес. Цифровая система управления, по своей сути – компьютер, самостоятельно распределял тягу двигателей и следил за нагрузкой на крылья. Даже шасси заслуживало отдельного внимания: 22 колеса были рассчитаны на нагрузку свыше 600 тонн и выдерживали посадку, при которой давление на каждое из них превышало вес бронетранспортёра.

Салон самолёта был очень тихим, на крейсерской скорости более 900 км/ч пассажиры едва слышали гул двигателей, что особенно ценилось во время ночных перелётов. При этом звуковая изоляция создавалась и за счёт конструкции обшивки, и за счёт особого крепления панелей, поглощающих вибрации. Даже иллюминаторы увеличили, чтобы компенсировать эффект «давления пространства», когда человек ощущает тесноту в замкнутом объёме.

Для аэропортов A380 стал настоящей проблемой. Обычная взлётная полоса не выдерживала его вес, и не все телескопические трапы доставали до верхней палубы. По этим и другим причинам пришлось перестраивать терминалы, усиливать покрытия и даже прокладывать новые маршруты руления. Но там, где он появлялся, лайнер неизменно собирал зрителей — рядом с ним даже массивный Boeing 777 казался игрушечным.

3. Нереализованное продолжение
Успех первых рейсов вдохновил Airbus на амбициозные идеи: в планах была грузовая версия A380F, а потом обирались построить модернизированные варианты A380neo и A380plus. Первую задумывали как замену стареющему 747-400F, но проект быстро застопорился. Длина фюзеляжа и расположение палуб делали загрузку неудобной, а аэропорты не хотели переделывать терминалы под самолёт, который не пользовался массовым спросом.

Проект A380neo должен был получить новые двигатели Rolls-Royce Trent XWB и улучшенную аэродинамику. Производитель надеялся сократить расход топлива примерно на 10 %, но самолётом никто не заинтересовался. К тому времени уже отдавали предпочтение двухдвигательным лайнерам: те летали почти так же далеко, но обходились вдвое дешевле в эксплуатации. Даже компания Emirates, главный оператор A380, не смогла убедить конструкторов взяться за дорогое обновление.

Последний проект A380plus имел лёгкие законцовки крыла и увеличенную вместимость. Его показали на авиасалоне в Ле-Бурже в 2017 году, но заказов не последовало. Ситуация была парадоксальной: самый большой и комфортабельный самолёт оказался невыгоден именно тем, для кого создавался. К тому моменту общие расходы на программу перевалили за 25 миллиардов евро, а каждая новая попытка реанимировать проект сталкивалась с той же проблемой — авиакомпаниям больше не нужны были авиалайнеры такой вместимости. Им требовались экономичные самолёты, способные летать напрямую между любыми городами, без пересадок в гигантских хабах. Эпоха A380 безвозвратно ушла.

4. Когда гигант стал обузой
К моменту, когда A380 наконец начал приносить Airbus первые стабильные заказы, рынок уже изменился. Новые двухдвигательные самолёты, такие как Boeing 787 Dreamliner, стали летать почти на такие же расстояния, но с меньшими затратами топлива. Для них не нужно было перестраивать аэропорты, а их маршруты не ограничивались крупными хабами, под которые и создавался A380. Сама же идея «один большой самолёт вместо нескольких средних» потеряла смысл.

Даже содержание A380 было проблемой. Обслуживание четырёх двигателей, подготовка экипажа, необходимость в особых ангарах и усиленных полосах делала рейсы намного дороже. С полной загрузкой прибыль оставалась скромной, а если салон заполнялся лишь на три четверти — рейс становился убыточным. Эти сложности не сразу погубили проект — Emirates, верная своему идеалу дальнемагистральных перелётов, продолжала заказывать новые борта и даже открыла для них особые маршруты, где A380 действительно был уместен. Вот только большинство авиакомпаний не видели в самолёте смысла и не могли его окупить.

К 2019 году число заказов сократилось до нуля, и новых не предвиделось. В Airbus объявили о завершении производства, а последний самолёт был собран в 2021 году, но некоторое число A380 и продолжают использовать до сих пор.


Источник: Почему забросили самый большой в мире авиалайнер
Опубликовал:
Теги: проект самолет авиалайнер native-yes

Комментарии (1)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Алексей ... 
Мрия, АН-225. Размах крыла 88 метров.
айрбусик курит.

витепетр даже рулетку не доставал.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Начните свой день с улыбки и хорошего настроения!
Начните свой день с улыбки и хорошего настроения!
1
Мужской журнал 21:40 22 окт 2025
Мужчина шесть лет строил себе пентхаус на крыше многоэтажки, а затем из-за конфликта с соседями всего лишился
Мужчина шесть лет строил себе пентхаус на крыше многоэтажки, а затем из-за конфликта с соседями всего лишился
2
Все о работе руками 08:01 06 сен 2023
Итальянская прочистка двигателя: мифы, риски и реальная польза для современных авто
Итальянская прочистка двигателя: мифы, риски и реальная польза для современных авто
0
Авто Скрежет 15:40 14 ноя 2025
Полезное приспособление из дверной петли своими руками
Полезное приспособление из дверной петли своими руками
0
Мужской журнал 21:40 08 ноя 2025
Китайская система правосудия бывает очень жестока
Китайская система правосудия бывает очень жестока
3
Мужской журнал 21:40 14 ноя 2025
Что Петр I сделал с головой своей казнённой любовницы Марии Гамильтон
Что Петр I сделал с головой своей казнённой любовницы Марии Гамильтон
1
Мужской журнал 05:40 Вчера
Семь популярных автомобильных опций, от которых больше вреда, чем пользы
Семь популярных автомобильных опций, от которых больше вреда, чем пользы
2
Авто Скрежет 17:40 09 сен 2025
Что так удивило советских ученых при вскрытие могилы Ивана Грозного
Что так удивило советских ученых при вскрытие могилы Ивана Грозного
0
Мужской журнал 04:20 13 ноя 2025
Утренний заряд позитива: Мемы, которые разбудят вашу улыбку!
Утренний заряд позитива: Мемы, которые разбудят вашу улыбку!
1
Мужской журнал 21:40 12 ноя 2025
Новая порция смеха уже здесь!
Новая порция смеха уже здесь!
1
Мужской журнал 21:40 10 ноя 2025
Рабочий завода отказался возвращать миллионы, ошибочно зачисленные на его счет
Рабочий завода отказался возвращать миллионы, ошибочно зачисленные на его счет
4
Мужской журнал 21:40 31 окт 2025
10 скрытых функций зеркал заднего вида, которые удивят даже опытных водителей
10 скрытых функций зеркал заднего вида, которые удивят даже опытных водителей
4
Авто Скрежет 07:40 16 окт 2025

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства