Экскурсанты у копии первого в мире четырёхмоторного самолёта "Илья Муромец". Фото: Акимов Николай/Фотохроника ТАСС
26 января 1914 года впервые поднялся в воздух русский четырёхмоторный биплан "Илья Муромец" – ставший первым в мире серийным многомоторным бомбардировщиком.
Автор:
Представление о Российской Империи, пропагандировавшееся в советские времена, как о "лапотной", и сегодня в левых кругах является распространённым мемом.
На самом же деле в начале XX столетия таких прорывных технических "лаптей", как бомбардировщик "Илья Муромец", в дореволюционной России было немало.
Иван Сикорский и Михаил Шидловский
История бомбардировщика начиналась на заводе Русско-Балтийской вагонной компании, которая имела в Санкт-Петербурге свой авиационный филиал.
Предприятие выпускало тысячи железнодорожных вагонов в год и было известно своим автомобилем "Руссо-Балт".
Авиационную мастерскую при заводе основал Михаил Владимирович Шидловский (1856–1921), который впоследствии во время Первой мировой войны в звании генерал-майора командовал эскадрой бомбардировщиков "Илья Муромец". В 1915 году он руководил изготовлением первого русского авиадвигателя.
М. В. Шидловский назначил в 1912 году главным конструктором авиационного филиала Игоря Ивановича Сикорского (1889–1972), к тому времени уже конструировавшего не только самолёты, но и вертолёт, в том числе гидросамолёты-бипланы, которые поступили на вооружение в Императорскую армию.
И. И. Сикорский был самым младшим, пятым ребёнком в семье известного профессора психиатрии и идеолога русского национализма Ивана Алексеевича Сикорского (1842–1919).
Предшественник "Ильи Муромца"
Ещё в 1913 году И. И. Сикорский успешно испытал первый четырёхмоторный самолёт "Русский витязь" ("Гранд") на лугу возле Корпусного аэродрома в Санкт-Петербурге.
Это был первый в мире четырёхмоторный самолёт, предназначавшийся для стратегической разведки.
В 1913 году на нём был установлен тогдашний мировой рекорд по продолжительности полёта (1 час 54 минуты).
Работа над "Русским витязем" позволила И. И. Сикорскому приступить к разработке уже более совершенного самолёта "Илья Муромец".
Создание машины
Первая машина "Илья Муромец" была собрана уже в октябре 1913 года. Самолёт мог нести вдвое большую нагрузку и достигал вдвое большей высоты полёта.
Интересно, что в авиационном отделе под руководством И. И. Сикорского работал и другой в будущем известный конструктор и глава ОКБ-51 (потом ОКБ Сухого) Н. Н. Поликарпов (1892–1944), занимавшийся больше истребителями С-16, С-18, С-19 и С-20 (кстати, очень похожим на будущие советские).
Творцу "Ильи Муромца" И. И. Сикорскому пришлось под страхом расстрела эмигрировать из России в 1918 году. Фото:
"Илья Муромец" изначально был создан как первый в мире пассажирский самолёт. Он имел отдельный от кабины пилотов комфортабельный салон для пассажиров, со спальными комнатами, ванной и туалетом. На борту самолёта имелось отопление и электрическое освещение.
Уже весной 1914 года он был переоборудован в гидроплан и был принят на вооружение Морским министерством, став крупнейшим гидропланом в мире.
Военное использование во время Первой мировой войны
С самого начала войны имеющиеся самолёты "Илья Муромец" были переданы в Императорский военно-воздушный флот, который был на тот момент самым крупным в мире – 263 аэроплана и 14 дирижаблей.
В декабре 1914 года Императором была утверждена эскадра воздушных кораблей, состоящая из самолётов "Илья Муромец". Первое боевое задание было осуществлено 14 (27) февраля 1914 года.
Экипаж самолёта состоял из четырёх человек, бомбометание производили бомбами в 80, 240 и даже 410 кг.
В 1915 году был изобретен инженером Киреевым первый русский авиадвигатель Р-БВЗ, он устанавливался на некоторые модификации "Ильи Муромца".
В одном из полётов, в январе 1917 года, была достигнута высота 5 200 м, что стало мировым рекордом.
В том же 1917 году был так же установлен и очередной мировой рекорд по грузоподъёмности в 180 пудов (2 948,4 кг).
В целом эскадра за войну совершила более 400 боевых вылетов, сбросила более 65 тонн бомб и сбила 12 вражеских истребителей.
Боевые потери эскадры составили одну машину, сбитую в бою с 20 вражескими истребителями, и ещё две (одна всё же дотянула до своего аэродрома) были уничтожены огнём вражеской зенитной артиллерии.
После революции, в 1921 году командир эскадры Михаил Владимирович Шидловский был расстрелян большевиками.
А творцу "Ильи Муромца" И. И. Сикорскому пришлось, тоже под страхом расстрела, эмигрировать в 1918 году.
В США в 1923 году он организовал свою фирму Sikorsky Aero Engineering Corporation, которая выпускала множество самолётов и ещё больше вертолётов (создал первый в мире серийный вертолёт R-4).
Комментарии (0)