Оставленный на потом
Большую часть войны город Дрезден просуществовал довольно спокойно. Можно сказать, в «курортных» условиях – в то время, как авиация союзников опустошала Гамбург и бомбила Берлин, столица Саксонии жила мирно.
Дрезден, конечно, несколько раз бомбили, но как бы походя и не очень серьезно. Отношение к бомбардировкам в городе было настолько легкомысленным, а потери столь умеренными, что в Дрездене шла активная торговля осколками бомб – мол, будет сувенир, а также что внукам рассказать. Город «задевало» так легко, что на места бомбежек устраивали развлекательные экскурсии.
Причиной тому была география. Дрезден находится в глубине германской территории – до него сложно дотянуться как из Англии, так и со Средиземного моря. Нет, долететь, конечно, можно, но непросто, особенно крупной группой. Топлива на долгие навигационные раздумья не хватит, да и по пути много крупных городов с внушительной ПВО – нет-нет, да кого-нибудь собьют еще по пути. Ну и на обратной дороге тоже.
Как видно, дотянуться до Дрездена не так уж и просто
Но к началу 1945-го ситуация изменилась. Бомбардировщикам поступил заказ – в преддверии продемонстрировать поддержку Восточному фронту. Посылать здоровенные «Ланкастеры» и «Летающие крепости» бомбить скопления техники и отдельные объекты было глупо. И тогда решили воздействовать на что-то крупное – например, транспортный узел. И пока еще не атакованный всерьез Дрезден тут был довольно очевидным выбором.
Руки из нужного места
Благо заказ совпал с ростом возможностей бомбардировщиков. В самом начале войны у тех же британцев в бомбардировочном деле царили полные разброд и шатание. Ситуация, когда каждому экипажу выдавалось отдельное задание, и он самостоятельно выбирал маршрут, была обычной. В таких условиях просто попасть бомбой в цель типа «большой город» было нелегко – ведь британцы, в отличие от американцев, летали ночью, когда меньше шанс быть сбитым.
В стрелки же вообще набирали кого попало – любой аэродромный персонал, да и чуть ли не гражданских лиц среди знакомых последних.
Через какое-то время командование схватилось за голову и упорядочило процесс бомбежек. Стали отбирать лучшие экипажи, которые максимально точно выходили на цель, выводя туда и остальных. Для пущего эффекта они бросали зажигательные «бомбы-маркеры», указывающие район, который надо бомбить.
Бомбардировщик «Ланкастер»
Немцы, правда, быстро нашлись, разжигая свои маркеры где-нибудь за городом, чтобы запутать бомбардировщики. Но на это ответили целой системой сигналов – «патфайндеры» («перовопроходцы»), сбрасывавшие «маркеры», внимательно следили за самодеятельностью противника и помечали ложные цели, выпуская ракеты разного цвета.
К началу 1945-го британская авиация была на пике своей формы – у нее имелась нужная материальная часть – то есть много четырехмоторных «Ланкастеров». И опыт – организация налетов за годы войны даже не шагнула, а просто-таки взлетела над собой.
А немцы, которых уже успели крепко много где отмутузить, выглядели неважно. Надорвавшаяся индустрия уже не могла производить все необходимое, наблюдательные посты оповещения о налетах в какой-нибудь Северной Франции были потеряны вместе с последней. Из далекой сложной цели Дрезден превращался во вполне перспективную точку приложения усилий.
Геенна огненная
Широко использовавшиеся в налетах зажигательные бомбы были страшным
Но и в «каменной» Германии зажигалкам было чем поразить. Если накидать их много и плотно сразу во многих местах, можно было вызвать настоящий огненный смерч. Много соседствующих друг с другом участков, где сталкивались холодный и нагретый воздух, вызывали ряд огненных вихрей.
Иногда людей, неосторожно вышедших на открытое пространство, например, центр широкой улицы, просто подхватывало воздушным потоком и забрасывало в огонь. Как будто могучей невидимой рукой — свидетелям подобного вряд ли было суждено это забыть. Во всем этом бушующем ужасе было совершенно невозможно кого-то спасти – оставалось только прятаться в подвалы и молиться, что вы находитесь где-то с краю зоны бушующих пожаров, а не в ее центре.
Дрезден после тройного налета в феврале 1945-го
Правда, иногда спасти удавалось. Был один опасный, но результативный способ – «водная аллея». Пожарные подтягивали много-много рукавов, и буквально пробивали себе дорогу среди огня. Так можно было продвинуться по какой-нибудь широкой улице на километры. Все зависело от бесперебойности подачи воды – пойди что-нибудь не так, продвигающиеся сквозь огненный ад пожарные попадали бы в ловушку и неминуемо погибали.
Рисковать приходилось не просто так. Огненные смерчи возникали не так часто (надо было очень хорошо и слаженно бомбить), но, когда они случались, это была огромная проблема. В первую очередь для собравшихся в бомбоубежищах людей – они медленно погибали от удушья. И спасти их можно было, только пробивая дорогу «водными аллеями».
Судный день
К Ялтинской конференции разнести Дрезден не успели – помешала погода. Но город это не спасло – цель и правда была интересная, да и подготовка к операции поедала ресурсы, не отменять ведь.
Первая волна из британских «Ланкастеров» появилась над городом в 22 часа 13 февраля 1945 года. Звезды на небе у летчиков сошлись идеально, так что большинство бомб попало в цель – то есть, упало в пределах города. По Дрездену раскинулись множественные пожары.
Заслышав в эфире вопли «помогите, убивают», в город ломанулись пожарные чуть ли не со всей Саксонии. Дороги в Рейхе были неплохие, область не такая уж и большая, и прибыть удалось быстро. Как раз для того, чтобы попасть под удар второй волны «Ланкастеров» и выйти из игры. Дальше город горел самостоятельно, без серьезных попыток его потушить, тем более что там начался тот самый огненный смерч, поставивший крест на любых попытках сделать хоть что-то ограниченными силами.
А чтобы не показалось мало, в полдень, десяток часов спустя, прилетели американцы. «Летающие крепости» поздравили население Дрездена с Днем святого Валентина, вывалив на город бомбы. Правда, до успехов британцев им было далеко – днем стояла отвратительная туманная погода, и львиная часть бомб попадала куда попало. За все 3 волны в деле поучаствовало более тысячи бомбардировщиков.
На дворе стоял 1945-й год, и ожидать серьезного противодействия со стороны немецкой ПВО не приходилось – англичане и американцы потеряли всего 20 самолетов, 16 тяжелых бомбардировщиков и 4 истребителя.
Горящий и заваленный город на несколько недель потерял ценность как транспортный узел – снабжение Восточного фронта, конечно, не прекратилось, но усложнилось.
С немецкой стороны в Дрездене погибло много людей. Счет идет как минимум на десятки тысяч. Точно подсчитать, скорее всего, не получится уже никогда: в столице Саксонии к началу бомбардировки успела скопиться орда германских беженцев с восточных земель Рейха. Оценки потерь у современных исследователей колеблются где-то на уровне 25-35 тысяч, хотя ревизионистски настроенные публицисты могут говорить и о нескольких тысячах.
Бомбежка позади, немцы жгут тела погибших, чтобы не допустить эпидемии
Мирное население города, конечно, можно и нужно пожалеть. Но стоит понимать – немцы сами начали эту войну, и особым гуманизмом в ней не отличались. Бомбардировка Сталинграда в августе 1942-го была ничуть не менее ужасна – и вряд ли кто-то из населения Дрездена особо по ней сокрушался.
Посеяв бурю, немцы пожали огненный смерч. И заплатили за это многочисленными историями наподобие дрезденской бомбежки…
Автор:
Комментарии (2)