Введение
Между 1347 и 1351 годами первая пандемия чумы прокатилась по торговым путям Великого Шелкового пути в Китай, на Ближний Восток и в Европу, убив миллионы людей. Она периодически возвращалась в меньшем масштабе вплоть до 18 века.
У этой болезни было много штаммов. Самым известным из них была бубонная чума, так называемая из-за круглых чёрных бубонов, образованных опухолью лимфатических узлов жертвы. В результате неё умерло до 60 % тех, кто заразился чумой. Этот штамм и по сей день можно найти в некоторых частях Китая.
Ещё более смертоносной была лёгочная чума, которая передавалась по воздуху от человека к человеку и оказывалась смертельной по меньшей мере в 95 % случаев.
Это всем известно.
Что не так хорошо известно, так это то, что приход чумы в 14 веке был фактически вторым случаем, когда чума посещала Европу. Первая пандемия поразила Восточную Римскую империю в 6 веке, когда император Юстиниан пытался отвоевать Запад.
Интересно отметить, насколько тесно возникновение обеих пандемий совпадает с двумя величайшими поворотными моментами в европейской
В данной статье мы рассмотрим «второе пришествие» чумы, его влияние на историю.
Однако прежде всего необходимо понять, как было организовано общество в 14 веке; и как огромный внешний шок пандемии повлиял на его внутреннюю динамику.
Общество в 1347 году
Первое, что следует иметь в виду, рассматривая европейское общество в 1347 году – это то, что оно было организовано на совершенно иной основе, чем современное капиталистическое общество. Подавляющее большинство населения (до 90 % в той же Англии) жило и работало в сельской местности. Основную ячейку общества можно было найти не на фабрике или в городе – хотя всё более процветающие средневековые города, безусловно, существовали, – а в феодальном поместье.
Поместье, по сути, было деревней, в которой крестьяне арендовали землю у «хозяина поместья» в обмен на часть своего продукта. Эта форма эксплуатации, называемая крепостным правом, легла в основу всей феодальной системы.
При феодализме самым могущественным классом в обществе были не банкиры и промышленники, которые правят обществом сегодня. На этом этапе промышленная буржуазия на самом деле не существовала. Ближе всего к ней были ремесленники гильдий, которые жили и работали в городах. Банковское дело существовало только в очень примитивной форме. Торговцы были самым могущественным и влиятельным слоем буржуазии. Но лихой Золотой век торгового капиталиста ещё не наступил.
Правящий класс состоял из военной феодальной знати и церкви: «тех, кто сражается» и «тех, кто молится». Но помимо молитв и сражений, дворянство также владело почти всей землёй, за исключением общих земель, таких как леса и т.д.
Как обладатели наиболее важных средств производства в то время – земли – священники и дворяне, естественно, обладали монополией на политические, интеллектуальные и духовные институты общества.
Не было рабочего класса, каким мы его знаем сегодня.
Вместо борьбы между наёмными рабочими и их начальниками за заработную плату, рабочее время и условия труда, классовая борьба в феодальной сельской местности велась главным образом крепостными, которые стремились к свободе от принудительного труда и к более низкой арендной плате.
Эта система, какой бы устаревшей она ни казалась сегодня, тем не менее сыграла прогрессивную роль в выводе Европы из Тёмных веков. Между 10-м и 13-м веками население Европы примерно утроилось и составило около 80 миллионов человек – самый высокий показатель за последние почти 1000 лет.
Почти исчезнув в Тёмные века, внутренняя торговля внутри Европы начала возрождаться вместе со средневековыми городами и зарождающейся буржуазией. Стала процветать внешняя торговля с Африкой и Азией. По горькой иронии судьбы именно это расширение торговли привело к тому, что чума так быстро распространилась на европейский континент.
Пределы феодализма
Однако ни одна социальная система не способна к постоянному развитию общества. На определённом этапе экономические отношения, которые служили стимулом прогресса и развития, превращаются в оковы дальнейшего развития. Феодальное общество достигло этой точки ещё до того, как разразилась чума.
К началу 14 века феодальная система достигла своих пределов. Расширение сельского хозяйства на целинных землях, которое в предыдущий период стимулировало рост производства и численности населения, подошло к концу. Таким образом, избыток продовольствия начал сокращаться по отношению к численности населения. Производительность труда не могла идти в ногу, сдерживаемая ограниченным производством поместья и ненасытным потреблением лордов.
Крестьянское большинство становилось всё беднее и беднее, в то время как лорды давили всё сильнее. Ужасный общеевропейский голод, считающийся худшим в европейской истории, обрушился в 1307 году, унося жизни 10-25 % населения.
Чума наступает
Считается, что чума впервые появилась в пустыне Гоби в 1320-х годах. Разнесённая монгольскими торговцами и всадниками по всей Евразии, она пришла в Китай в 1330-х годах и убила примерно четверть населения.
Затем она распространилась на запад, и один летописец утверждал:
«Индия была обезлюдевшей; Татария, Месопотамия, Сирия, Армения были покрыты трупами; курды напрасно бежали в горы.»
Как и в случае с сегодняшней пандемией COVID-19, первой европейской страной, поражённой вирусом, стала Италия. Генуэзские купцы, торговавшие вдоль побережья Чёрного моря, невольно подхватили чуму и перенесли её домой, а также в остальную часть Средиземноморья. Отсюда она быстро распространилась по Европе.
В то время Каир был одним из крупнейших городов мира, и он пострадал особенно сильно. На пике пандемии ежедневное число погибших в Каире достигло 7000 человек.
Знаменитый эрудит и историк Ибн Халдун, потерявший обоих своих родителей из-за чумы, писал в то время:
«Цивилизацию как на Востоке, так и на Западе посетила разрушительная чума, которая опустошила народы и привела к исчезновению населения. Она поглотила многие блага цивилизации и стерла их с лица земли…»
К концу пандемии только в Каире от чумы умерло 200 000 человек – больше, чем общее население почти каждого христианского города в то время. Масштабы разрушений были настолько велики, что как на Западе, так и на Востоке многие города не смогли восстановить своё население, существовавшее до чумы, вплоть до 16 века.
Отчаяние
Нетрудно представить ужас и отчаяние, охватившие общество при появлении таких апокалиптических сцен, которые, казалось, обрушились на человечество из ниоткуда. Ни одна из обычных практик предотвращения и лечения болезней не обеспечивала никакой защиты от чумы. Медицина оказалась совершенно бессильной против распространения болезни.
Чума также послужила разоблачению институтов церкви, чья духовная защита оказалась совершенно неэффективной против бедствия, которое многие восприняли как явный признак «Божьего гнева».
Было много случаев, когда местные священники бежали, спасаясь от чумы. Это вызвало широко распространённое недоверие и сомнение к церкви – хотя и не к христианству или религии в целом – и породило множество новых религиозных движений.
Одним из таких движений была секта флагеллантов, которая распространилась по всей Европе и была особенно сильна в немецкоязычном и голландскоязычном мире.
Флагелланты бродили из города в город группами от 50 до 300 в течение 33 с половиной дней, символизируя время Христа на Земле. В течение этого времени им запрещалось разговаривать, мыться или спать в мягких постелях. И по прибытии в какой-нибудь город они становились на колени и били себя плетьми в наказание за грехи человечества в надежде, что это положит конец чуме.
На ранних стадиях этого движения прибытие группы флагеллантов часто с радостью приветствовалось жителями, которые видели в них подлинную духовную защиту от чумы – в отличие от официальной церкви, которая была широко дискредитирована. Однако со временем движение начало раскалываться по классовым линиям.
Под влиянием бедных масс, которые пополнили его ряды, движение начало принимать форму своего рода революционной секты. Многие флагелланты верили, что старый император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса будет воскрешён, изгонит духовенство и заставит богатых жениться на бедных, после чего сам Христос вернётся на Землю.
Эти идеи отталкивали сначала дворян, затем более респектабельных буржуа, а в конце концов даже более обеспеченных крестьян. Со временем движение сократилось до самых бедных и обездоленных слоёв общества.
Ещё одним результатом отчаяния, возникшего во время чумы, стала волна погромов евреев по всей Европе, которая в этот период приняла ужасающие масштабы. Во многих местах, особенно в городах, евреев обвиняли в преднамеренном распространении чумы или отравлении колодцев. В результате тысячи евреев были убиты.
Церковь и феодальные власти фактически предприняли небольшие шаги для защиты евреев, отвергнув обвинения в их адрес. Но это мало помогло остановить волну кровопролития. В конце концов, это спровоцировало массовую миграцию евреев, спасающихся от преследований на Восток и, в частности, в Польшу, куда их пригласил поселиться король Казимир III.
Экономический кризис
В дополнение к глубокому психологическому и моральному кризису, вызванному чумой, феодальная экономика была буквально остановлена. Это вызвало интенсивный и длительный кризис для правящего класса, который имел важные исторические последствия.
Хорошим показателем масштабов кризиса можно считать Англию, куда чума впервые пришла в сентябре 1348 года. В поместье Куксхэм, недалеко от Оксфорда, принадлежащем престижному колледжу Мертон, из-за резкого сокращения численности населения земли колледжа остались без рабочей силы. Это вызвало повсеместное падение арендной платы, что ударило по доходам поместья. В то же время наёмных работников приходилось привлекать к работе на землях за высокую заработную плату.
Этот двойной удар – в контексте падения спроса и цен на основные продовольственные культуры, такие как пшеница, – навсегда сократил «прибыль» поместья. Они упали в среднем с 40 фунтов стерлингов в год, до 1349 года, до менее чем 11 фунтов стерлингов в 1354-1355 годах.
В целом, по оценкам, доходы феодальной аристократии по всей Англии упали более чем на 20 % в период с 1347 по 1353 год. Наряду с крахом манориальной системы высокий уровень смертности также привёл к тому, что многие знатные семьи лишились наследников, а это означало, что многие ранее великие семьи просто превратились в ничто.
Подобное не могло не повлиять на положение эксплуатируемого населения. В 1349 году заработная плата во многих поместьях удвоилась. В поместье Куксхэм пахарю платили 10 шиллингов 6 пенсов в 1350 году за работу, которая принесла бы ему всего 2 шиллинга в 1347 году.
Также широкая доступность земли и низкая арендная плата означали, что крестьяне стали более мобильными, чем, возможно, когда-либо были. Крепостное право в этом контексте было одновременно и невозможным, и абсурдным.
Реакция и революция
Неудивительно, что правящий класс действовал быстро, чтобы попытаться вернуться к старым порядкам. В 1349 году Эдуард III ввёл Закон о труде, который предполагал установить заработную плату на уровне, существовавшем до 1348 года, но безрезультатно.
Церковь также присоединилась к «крестовому походу» помещиков за возвращение к прежним условиям.
Такое очевидное и прозрачное столкновение интересов между господами и простыми крестьянскими массами неизбежно должно было вызвать огромную негативную реакцию. Крестьяне всё больше и больше понимали, что лорды были не более чем паразитами, которые существовали только для того, чтобы потреблять их труд. У них не было намерения отказываться от достижений, которых они достигли в чумные годы.
С другой стороны, правящий класс не мог мириться с таким положением дел. Не только рост заработной платы и падение арендной платы оставляли их без средств к существованию, но и снятие многих ограничений и принудительных трудовых услуг с плеч крестьянства угрожало не только их счетам в поместьях – это угрожало перевернуть весь социальный порядок, на вершине которого они находились.
В течение десятилетий правящая знать с негодованием пыталась вернуть свои доходы. В Англии король ввёл Подушный налог в 1377 году, которым облагался каждый взрослый в королевстве.
Этот налог был повышен в два раза, в 1378 и 1381 годах, возложив такое тяжёлое бремя на крестьянские семьи, что многие обвинили короля в попытке восстановить крепостное право. Радикальный проповедник Джон Уиклифф осудил налог, заявив:
«Таким образом, лорды едят и пьют плоть и кровь бедняков.»
В 1381 году крестьяне в Эссексе отказались платить налог, что вызвало крестьянское восстание. Богатый крестьянин по имени Уот Тайлер повёл армию в Лондон, объявив:
«Убейте всех адвокатов и слуг короля.»
Другой лидер восстания, безработный священник по имени Джон Болл, призвал:
«...все быть общим, и чтобы мы все могли объединиться вместе, и чтобы лорды не были более великими хозяевами, чем мы.»
Когда повстанцы достигли Темзы в Саутуорке, лондонские массы спустили мост и помогли им взять город. Это был ранний пример союза между буржуазией, городскими массами и крестьянством, который сыграл такую жизненно важную роль в английской и французской революциях. Захватив Лондонский Тауэр, повстанцы обезглавили ненавистного архиепископа Кентерберийского.
Затем повстанцы приступили к разграблению роскошных резиденций и дворцов знати вдоль Флит-стрит. Но они почти ничего не украли из огромного богатства своих врагов, объявив себя «ревнителями правды и справедливости, а не ворами и грабителями». Вместо этого мебель и драгоценности правящего класса были выброшены в реку или сожжены дотла.
Молодой король Ричард II был вынужден уступить требованиям повстанцев, пообещав покончить с крепостным правом, дешёвую землю и свободную торговлю. Но как только повстанцы были удовлетворены и отправились домой, он приказал их перебить.
Несмотря на то, что само восстание было в конечном счёте подавлено, крепостное право так и не вернулось в Англию.
Конец феодализма
Конец крепостного права фактически означал конец феодализма. Старый порядок умирал, но новый порядок ещё не родился. Это был переходный период, «время монстров», как выразился Грамши. И в истории было мало вещей, столь чудовищных, как чума.
События, которые были усилены и ускорены чумой, продолжали трансформировать общество на протяжении 14 и 15 веков. Позднее Средневековье стало эпохой зажиточного независимого крестьянина. Между тем дряхлая феодальная знать продолжала истощать себя в войнах.
Постепенно старые феодальные династии сменились новым классом землевладельцев – часто купцами, которые купили себе дорогу в дворянство, которые были гораздо больше сосредоточены на зарабатывании денег, чем на фарсовом рыцарстве своих предшественников.
На государственном уровне различные бюрократические и канцелярские функции, которые в основном выполнялись священниками до чумы, всё чаще брались на себя растущим классом образованных буржуа, юристов и т.д.
Эти новые отношения между феодальной монархией и городской буржуазией только укреплялись по мере того, как монархия становилась более централизованной и зависела от средств богатых торговцев.
Эти изменения, которые происходили постепенно, в конечном итоге породили абсолютистскую монархию, что сыграло важную роль в развитии капитализма. Автор:
Комментарии (0)