Однажды во время охоты, на которой графиня была вместе с мужем, — продолжал Атос тихим голосом, но очень быстро, — она упала с лошади и лишилась чувств. Граф бросился к ней на помощь, и так как платье стесняло ее, то он разрезал его кинжалом и нечаянно обнажил плечо. Угадайте, д'Артаньян, что было у нее на плече! — сказал Атос, разражаясь громким смехом.
— Откуда же я могу это знать? — возразил д'Артаньян.
— Цветок лилии, — сказал Атос. — Она была заклеймена!
<...>
— Граф был полновластным господином на своей земле и имел право казнить и миловать своих подданных. Он совершенно разорвал платье на графине, связал ей руки за спиной и повесил ее на дереве.
Так написано у Дюма в романе "Три мушкетера". И что интересно, слова, что граф разорвал платье на жене, шокируют читателей частенько даже больше, чем сам факт повешения.
"Он же оставил ее голой!" — возмущаются читатели.
"Если она сорвалась с дерева, — недоумевают другие, — как она пошла голой и как могла начать новую жизнь?! У нее же ничего не было!"
Друзья мои, а с чего вы решили, что будущая миледи осталась голой?
Посмотрите на конный портрет в шапке заметки. Это французская принцесса и испанская королева Изабелла де Бурбон как раз в те времена, когда случилась трагедия в семье графа де Ла Фер. Как по-вашему, вот то, что надето на королеве, можно разорвать?
Вы скажете: "Но это же королева!", но, поверьте, наряд графини отличался от королевского только меньшей роскошью, а принцип был тот же. То, что в семнадцатом веке считалось платьем, мы бы назвали верхней одеждой. Вот скажите, вы смогли бы разорвать пальто?
Вы заметили, что в костюмных фильмах очень часто фигуры актеров выглядят совсем не так как на исторических портретах? А дело в том, что артистов щадят. Их одежда лишь имитация исторического костюма, они обходятся без нескольких слоев одежды и кучи юбок, даже без рубашек! Глядя на их облегченные наряды кажется, что их и правда не так уж и трудно разорвать. На практике это не так.
"Но ведь Атос как-то же добрался до плеча жены", — можете возразить вы.
А это была более простая задача. Вот посмотрите на гравюру Жака Калло — наряд дамы достаточно открытый, плечи прикрывает лишь рубашка и воротник, их действительно можно разрезать. А вот дальше сложнее.
Впрочем, на охоте из соображений безопасности наряды дам обычно бывали более закрытыми, пусть и не всегда. Будем считать, что Анна де Бейль, графиня де Ла Фер любила открытые платья даже на охоте. Но все же — спасибо реконструкторам! — посмотрите, как одевалась английская дама примерно в те годы, когда произошел случай на охоте.
Вы скажете, что это же Англия! Но у французов все было еще сложнее.
Так что в этих условиях мог разорвать будущий Атос?
Кружево воротника... манжет... еще по мелочи... А вот остальное платье осталось на графине. Более того, у нее остались и драгоценности. Об одной из них Дюма упоминал — перстень, который граф подарил жене в ночь любви.
И, кстати, вот еще интересный ролик. Да, он относится к концу XVII века, зато показывает, насколько больше по сравнению с обычной придворной одеждой надевала на себя дама, отправляясь на охоту.
Так что, заметьте, по сравнению с этими нарядами наша современная одежда может называться "голой".
"Но все же, — скажете вы, — почему Атос сказал, что "совершенно разорвал платье на графине", если этого не делал?"
Думаю, все просто. Он просто не нашел других слов, чтобы передать всю силу своей ярости и отчаяния. Это была гипербола (художественное преувеличение).
© Юлия Р. Белова
Комментарии (0)