Несмотря на то, что такая единица измерения, как лошадиная сила, официально не включена в Международную систему единиц, она часто применяется в современном мире. Ни одно описание автомобиля не обходится без упоминания его мощности, выраженное в лошадиных силах. Более того, на эти показатели опираются при расчете транспортного налога или страховых взносов в нашей стране. В то же время международная организация, определяющая порядок в области метрологии, вообще обратилась с призывом отказаться от употребления такого понятия, как лошадиная сила, и рекомендовала как можно скорее от него избавиться в современном мире. Что же это за сила такая, и что она означает?
Рекомендации международной комиссии в принципе оправданы, учитывая тот факт, что в мире сложилась неоднозначная ситуация с применением этого термина: одна лошадиная сила в разных странах эквивалентна разным показателям мощности. Такая ситуация вызывает путаницу и приводит к неудобствам в тех сферах, где применяется этот показатель, а это в первую очередь автомобилестроение.
Сам термин был введен Джеймсом Уаттом — знаменитым ученым, жившим в Шотландии. Его научная деятельность была связана с паровыми машинами, которые благодаря нему были усовершенствованы и послужили толчком для экономического развития. Поскольку лошади длительное время были основной движущей силой человеческой цивилизации, то нет ничего удивительного в том, что когда Джеймсу Уатту понадобилось охарактеризовать работу его новых паровых машин, он выбрал в качестве показателя мощности рабочую лошадь. Ученый измерил, какой максимальный груз может перемещать 1 лошадь со скоростью 1 м/с. Выяснилось, что такая ноша должна весить 75 килограммов, а лошадиная сила при этом будет эквивалентна 735,5 ваттам.
Но в конце XIX века единица мощности получила официальное наименование ватт — в честь выдающего ученого, так много сделавшего для продвижения паровых двигателей. Но такая, казалось бы, архаичная величина, как лошадиная сила, все еще жива и, похоже, не собирается исчезать в угоду более прогрессивным ваттам и международным метрологическим комиссиям.
Комментарии (9)