Советское время, со своим классом в походе на Волге. Палатки, кострище окопали, по утрам мальчишки ловят лещей на закидушки, в обед уха, грибы, ягоды, рыба ловится хорошо, самые хозяйственные улов солят и вялят, чтобы увезти домой, вечером костер, страшные истории.
Недалеко от такой красоты мы встали лагерем
На другом берегу студенческий лагерь, историки из университета не первый год копают древнее городище, наш мальчик-одноклассник занимается в историческом кружке, уговорил преподавателя взять на раскопки. Два его приятеля вдруг решили навестить – всего лишь Волгу переплыть!
Сейчас бы я ни за что не решился на такое, а тогда мы пошли по берегу, нашли двух рыбаков, отдыхавших после утреннего лова, рассказали, что наш одноклассник на том берегу, я классный руководитель, хотим проведать, не обижают ли его студенты, дайте часа на полтора вашу лодку – у них была двухместная надувная, мои ученики сойдут за одного человека. Не знаю, дали бы нам сейчас лодку, совершенно чужим людям, а тогда мужики сами ее перевернули, усадили нас, посоветовали выгребать «вон к тем кустам, а то сносит сильно», и мы отправились.
Женю нашли быстро, никто его не обижал, студенты – ребята веселые и общительные, тем более одна из девиц – бывшая моя ученица. Она сразу повела меня знакомиться с руководителем археологической практики, весьма пожилым, представительным мужчиной с аккуратной бородкой и усами. Он тут же любезно пригласил нас «отужинать, чем Бог послал», одобрил наше желание проведать одноклассника, согласился на мою просьбу устроить моим ученикам экскурсию (завтра как раз были рейсы теплоходика «Москва», можно было утром прибыть к ним, а в обед вернуться, правда, от пристани до нашей стоянки километра три, но побывать на раскопках!)
Студенты-историки на полевой практике
Студенты проводили нас к лодке, которую мы от греха вытащили на берег почти к самым палаткам, по дороге рассказывая, какой у них потрясающий руководитель:
– А вы знаете, он из старинной дворянской семьи, они и сосланы были из Питера, и в деревне жили, а он все же образование получил, такой замечательный!
– Он однажды такое нам устроил – до сих пор стыдно! Ладно уж, расскажем! В туалет ходили по-простому, с газеткой в кустики, мальчики налево, девочки направо, а тут как- то вечером смотрим, он с лопатой и с заостренной палкой идет "по местам ретирадным", как он высказался, и лопатой наши кучки закапывает, а газеты... мягко скажем, использованные на палку накалывает! Это дворянин-то! Кто-то из наших вслух сказал:
– А я думал, аристократу стыдно в г... грязи копаться!" А он так спокойно, с достоинством ответил:
– Стыдно в грязи жить, а убирать грязь никогда не стыдно!
Парни, конечно, у него лопату отобрали, сами всё ликвидировали, а потом два наших умельца, парни деревенские, туалет выкопали и из ивы дивный домик сплели для «уединенных задумчивостей».
Мы переправились, вернули рыбакам лодку, отчитались о поездке, отправились к своим, и я с наслаждением рассказал о необычном руководителе историков. Конечно, завтра на раскоп поехали все, оставив двух дежурных, одного по жребию, а вторая сама вызвалась – ногу натерла... знаем мы эту ногу!
И понимаете, сейчас я вспоминаю не только удивительного дворянина-профессора, но и то, что мужики так просто дали нам лодку, и то, что я решился переплыть Волгу на «резинке» с двумя учениками (правда, два спасжилета у нас на троих были), и что спокойно оставил школьников на два-три часа в лесу, и что написал в бюро молодёжного туризма «Спутник» заявку на продукты для похода, и мы за копейки получили и крупу, и макароны, и тушенку, и сгущенку... и самое удивительное, что потом родители не жалобу на меня написали, а благодарили, что десять дней дети провели на природе, у костра, в палатке!
Ничего этого сейчас просто не могло быть. И вспоминаются слова российского Нобелевского лауреата Ж. Алферова: «Если гражданина заставляют платить за образование и медицинское обслуживание, пенсию накапливать из собственных средств, жилье и коммунальные услуги оплачивать полностью, по рыночной цене, то зачем мне такое государство?! С какой стати я должен еще платить налоги и содержать безумную армию чиновников? Я всегда на всех уровнях говорил, что здравоохранение, образование и наука должны обеспечиваться из бюджета. Если государство сваливает эту заботу на нас самих, пусть исчезнет, нам будет гораздо легче!»
Комментарии (0)