То что нужно настоящему мужыку!

Франция XIX века: страна дикарей

Просоветские и либеральные авторы любят расписывать ужасы жизни в русской деревне, при этом по умолчанию считается, что в сельской местности других стран жили иначе. «В то время, как русские баре заставляли крепостных крестьянок кормить щенков борзых своим молоком, французские крестьяне переводили Овидия в перерывах между работами и ездили на шоппинг в Милан». Чтобы ликвидировать эту фигуру умолчания («Понятно же, что там Европа! Цивилизация! Без ужасов кровавого царизма!»), мы специально перевели главу из известного труда с говорящим названием Peasants into Frenchmen: The Modernization of Rural France, 1870-1914, который вы целиком можете приобрести в английской версии на Амазоне. Итак…

«Нет нужды ехать в Америку для того, чтобы увидеть дикарей», – размышлял парижанин в 1840-х, проезжая по сельской местности Бургундии. «Вот они, краснокожие Фенимора Купера», – сообщает нам Бальзак в своём романе «Крестьяне» 1844 года. В действительности существует достаточно свидетельств, говорящих о том, что обширные территории Франции XIX века были заселены дикарями. Луи Шевалье (Louis Chevalier) показал нам, как подобный ярлык, рабочий класс – опасный класс (classe laborieuse, classe dangereuse), прикрепился к городской бедноте где-то в середине века. Однако его легко можно было применить, причём на более продолжительном временном отрезке, к части сельского населения – такого же странного и малознакомого и так же много работавшего, хотя и представлявшего меньшую опасность, в силу своего высокого рассредоточения.

Не слишком углубляясь в прошлое: в 1831 году префект департамента Арьеж описывал живших в пиренейских долинах людей дикими и «жестокими, как водящиеся здесь медведи». В 1840 году офицер штаба сухопутных войск обнаружил Морвана из Фура, «издающего настолько дикие вопли, что они походили на звуки, издаваемые животными». Чиновники и солдаты – кто ещё осмелился бы податься в дикие части сельской местности, особенно в затерянные земли к югу от Луары? В 1843 году пехотный батальон, пересекавший болотистый департамент Ланды к северо-востоку от города Дакс, обнаружил ещё больше бедных, отсталых, буйных дикарей. Весь регион был диким: пустоши, болота, трясины, вересковые заросли.

В 1832 году, когда Жорж Эжен Осман (Georges-Eugene Haussmann), позднее ставший бароном, посетил муниципалитет Уёль на юго-западе департамента Ло и Гаронна, и не обнаружил там дорог и каких-либо ориентиров, а сопровождавший его дорожно-строительный инспектор был вынужден ориентироваться по компасу. Вокруг были лишь неглубокие болота (petites landes); на территории департамента Ланды, как говорилось в одной поговорке: «пересекающей болото птице приходилось нести свою еду с собой».

До 1857 года, когда высадка сосновых насаждений возвестила о наступлении новой эпохи (но пока что лишь только о её проблесках), имеющиеся ссылки на изобиловавшую дикость могли подразумевать описание не только ландшафта, но и условий для жизни, и самого населения. Пилигримы, совершавшие паломничество в Сантьяго-де-Компостела (Santiago de Compostela – город, в котором расположен Сантьягский собор – крупнейший центр паломничества. – прим. пер.) боялись пересекать эти земли, так как там не было «ни хлеба, ни вина, ни рыбы, ни питья».

Воистину, даже Тэн (Hippolyte Taine) объявил, что этим землям он предпочёл бы пустыню. Когда Эдуард Фере (Edouard Feret) опубликовал свои массивные «Общие статистические данные по департаменту Жиронд» (Statistique generale du departement de la Gironde) в 1874 году, осушение болот региона Медок было ещё свежо в памяти, а многие жители Бордо помнили лихорадки и стоячие водоёмы, давшие региону его оригинальное название – in medio aquae (посреди воды – лат., прим. пер.). Что касается огромных торфяников к югу от Бордо, то они до сих пор оставались такими же дикими, распространявшими пеллагру и лихорадку среди населения, такого же дикого, как и его окружение. Пространство от Бордо до Байонны представляло собой дикую местность. Нетронутость природы сохранялась и на землях от острова Йе, находящегося недалеко от Атлантического побережья, до департамента Дром на востоке, где в 1857 году один полковник выразил надежду, что строительство железной дороги здесь будет способствовать улучшению доли «тех, кто, в отличие от своих собратьев, живёт укладом двух- или трёхвековой давности» и уничтожит «дикие инстинкты, порождённые изоляцией и отчаянием».

Горожане города Тюль называли крестьян порочными (peccata), а священник департамента Коррез, выходец из простолюдинов этой же префектуры, но сосланный в сельский приход, с сожалением отмечал: «Крестьянин являет собой порок, чистый порок, до сих пор не ослабевающий, который можно наблюдать во всей его природной жестокости». Это наблюдение, записанное Жозефом Ру (Joseph Roux), скорее всего, было сделано в начале времён Третьей Республики, но оно отражает бывшее единым на протяжении трёх четвертей XIX века мнение. «Сельский житель каждой своей чертой выражает страдание и горе: взгляд его неуверен и робок, выражение лица его безучастно, походка медленна и неуклюжа, а длинные спадающие на плечи волосы делают его угрюмым» (департамент Верхняя Вьенна, 1822). «Ужасное невежество, предрассудки, брань» (департамент Морбиан, 1822). «Ленивый, жадный, скупой и подозрительный» (департамент Ланды, 1843). «Грязь, лохмотья, ужасная дикость» (департамент Внутренняя Луара, 1850). «Вульгарные, едва цивилизованные, безропотные, но буйные» (департамент Луара, 1862). Неудивительно, что в 1865 году землевладелец из региона Лимузен обращался к терминологии, мало чем отличавшейся от использованной Лабрюйером за 200 лет до него: «Двуногие животные, мало напоминающие человека. Одежда [крестьянина] грязная; а под его толстой кожей не увидеть кровотока. Дикий, тупой взгляд не выдаёт ни проблеска мысли в мозге этого существа, морально и физически атрофированного».

Народные бунты декабря 1851 года дали свой урожай характеристик: дикая орда, земля дикарей, варваров. Важно понимать, что брошенное кому-то оскорбительное выражение дикарь (sauvage) считалось клеветой, и если дело дошло до суда, могло привести к штрафу или даже тюремному заключению. Перечень можно продолжить: в начале 1860-х дикость идёт на убыль в департаменте Ньевр, но сохраняется в 1870-х годах в департаменте Сарта, где «дикие» болотные люди живут как «троглодиты» и спят у костров в своих хижинах «на вересковых стеблях подобно кошкам на древесных опилках». Это продолжает существовать и в Бретани, где поступающие в школу дети «похожи на детей из стран, куда не проникла цивилизация: дикие, грязные, не понимающие ни слова на [французском] языке» (1880 г.).

Собиратель музыкального фольклора, странствовавший по западу от департамента Вандея до Пиренейских гор, сравнивал местное население с детьми и дикарями, которые охотно, как и все первобытные народы, выказывали ярко выраженное чувство ритма. Даже в 1903 году тема сельской дикости появлялась у автора путевых очерков, который во время своего визита в регион Лимузен, к северу от города Брив-ла-Гайард, был поражён дикостью региона и «хижинами индейцев» («Huttes de Sauvages»), в которых жили люди. Какое облегчение после дикости бесконечных каштановых рощ попасть в городок, каким бы маленьким он ни был. Цивилизация (civilization), так же как и воспитанность, есть явление городское (далее в качестве подкрепления своей мысли автор приводит перечень понятий, производных от слова civil. – прим. пер.): гражданский (civic), цивилизованный (civil), гражданский чиновник (civilian), воспитанный (civilized); аналогичным образом, понятия государственное устройство (polity), воспитанность (politeness), политика (politics), полиция (police) происходят от слова polis, также обозначающего город.

Цивилизация – вот то, чего не хватало крестьянам. Принятие в 1850 году закона Грамона, сделавшее правонарушением плохое обращение с животными, являлось стремлением «цивилизовать людей» и детей. Более того, в 1850-е это сделалось обязательным. Священник из региона Бьюс считал, что важнейшее, в чём нуждались его прихожане, было воспитание. В департаменте Верхняя Луара лодочники на реке Алье обладали на удивление высоким «уровнем культуры, благодаря их общению с представителями «более культурных наций», которые встречались им по пути в Париж. То же самое относится к коммуне Сен-Дидье, которая начала превращаться в «более культурное место», благодаря торговым отношениям с городом Сент-Этьен. В путеводителе 1857 года выпуска, напротив, отмечалось, что «цивилизация едва ли коснулась» деревень на плоскогорье Морван. Военные инспекционные проверки указывали на то же состояние дел в департаментах Ло и Аверон. В докладах инспекторов начальной школы в период между 1860-ми и 1880-ми можно обнаружить повторяющиеся ссылки о культурном росте населения и роли местных школ в этом процессе. Что значили подобные отчёты для современников? Этот вопрос будет подробно освещён позднее. Сейчас предположим, что они отражали преобладавшее убеждение, что определённые районы и группы не являлись цивилизованными, то есть, не были ассимилированы, интегрированы в французскую цивилизацию: бедные, отсталые, невежественные, невоспитанные, грубые, буйные, относящиеся друг к другу как к зверям. Требовалось обучить их нравам, морали, грамоте, знанию французского языка, дать им знания о Франции, привить им чувство правовой и институциональной структуры за пределами их непосредственного места жительства.

Леон Гамбетта (Leon Gambetta) резюмировал в 1871 году: крестьяне были «интеллектуально на несколько веков позади просвещённой части страны», существовало «огромное расстояние между ними и нами… между теми, кто говорит на нашем языке, и многими нашими соотечественниками, [которые], как ни жестоко об этом говорить, могут не более чем невнятно бормотать на нём»; материальные блага должны были «стать средством их морального роста», иными словами, их приобщения к культуре. Крестьянин должен был быть интегрирован в национальное общество, экономику и культуру – культуру городов, и, по преимуществу, одного города – Парижа.

Доклады о достигнутом прогрессе знаменуют соответствующую кампанию: по состоянию на 1880 год цивилизации пока не удалось проникнуть в глухие районы департамента Морбиан, чтобы сделать его похожим на остальную Францию, однако, в департаменте Ардеш «грубые, вульгарные и дикие нравы становятся более мягкими и культурными», а на Атлантическом Западе старые обычаи «сметаются цивилизацией». До успешного окончания кампании сельский люд будет оставаться, как выразились два наблюдателя с юго-запада, грубым и незавершённым наброском по-настоящему цивилизованного человека.

Конечно, он был незавершённым наброском с точки зрения той модели, которой он не соответствовал, и на то имелись основания: об этой модели он [крестьянин] не имел представления. Культурный и политический абориген, чуть ли не животное или ребёнок, которого даже симпатизировавшие ему наблюдатели находили несомненно диким. В 1830 году Стендаль говорил об ужасном треугольнике между городами Бордо, Байонна и Валанс, где «люди верили в ведьм, не умели читать и не говорили по-французски». Флобер же, прогуливаясь по ярмарке в коммуне Распорден в 1846 году, как по экзотическому базару, так описывал типичного попадавшегося ему на пути крестьянина: «…подозрительный, беспокойный, ошарашенный любым непонятным ему явлением, он сильно торопится покинуть город». Однако, несмотря на свою проницательность, Флобер совершил большую ошибку, когда пытался судить о крестьянине по тому, как тот вёл себя в городе, месте, куда он приходил только в случае необходимости. «Из-за того что там он сталкивается только с людьми, которые смотрят на него свысока и насмехаются над ним», – объяснял наблюдатель в бывшем герцогстве Бурбон. Находясь в городе, крестьянин всегда чувствовал себя стеснённым, не в своей тарелке, что поверхностный наблюдатель считал проявлениям «дикости и притворства». В сущности, дикость и была притворством, дополнявшимся угрюмостью. Дела обстояли хуже в регионах наподобие Бретани, где крестьянин не мог быть уверен, кто среди горожан (помимо мелких торговцев и городских низов) говорил на его языке. Как будет показано далее, здесь и в местах, подобных этому, говорящим на французском, требовались переводчики, что не способствовало удобству общения или взаимопониманию. Крестьянин, находясь в городской обстановке, чувствовал себя «не в своей тарелке», в результате он смущал жителей города, а их мнение о крестьянине было зеркальным отражением его недоверия к ним. В 1860-х годах один автор, наблюдавший за юго-западными крестьянами, которые, как он был уверен, ненавидели и боялись его, не мог скрыть ни своего страха, ни своего презрения к ним. И местный помещик около Нанта не мог не заметить, как крестьяне смотрели на него взглядом, «полным ненависти и подозрительности». «Невежественные, полные предрассудков», – пишет один офицер, имея в виду население возле Ле-Мана, – «они не испытывают угрызений совести, когда пытаются схитрить или обмануть».

Невежество, апатия, вялость, лень, инерция, а также жестокая, хваткая, лукавая и лицемерная натура под разными формулировками приписывались злобе, бедности и недоеданию. Больше об этом мы услышим позже. В любом случае, чего другого можно было ожидать? Крестьянин не рассуждал логически, он был эгоистичным и суеверным. Он был невосприимчив к красоте, равнодушен к окружавшей его местности. Он завидовал и ненавидел любого, кто пытался стать лучше. Городские жители, которые часто (как в колониальных городах Бретани) не понимали сельского языка, презирали крестьян, преувеличивали их дикость, настаивали на более живописных, а значит, и более отсталых аспектах их деятельности, а иногда делали сравнения не в их пользу с другими колонизируемыми народами в Северной Африке и Новом Свете. В Бресте в XIX веке легко можно было услышать сравнение его окрестностей с «кустами»: чаща (brousse) или деревня (cambrousse). Но параллели с колониями и не требовались, когда арсенал оскорбительной терминологии и так был заполнен до отказа: «Картофель – для свиней, кожура – для бретонцев».

В середине XVIII века знаменитая Энциклопедия выразила общепринятую точку зрения: «Многие люди не видят разницы между подобными людьми и животными, которых они используют при возделывании нашей земли; подобное мнение довольно старо и, скорее всего, будет актуально в течение долгого времени». Так и произошло. Во время Революции, пишет Анри Антуан Жюль-Буа (Jules Bois), члены подразделения национальной гвардии в графстве Мэн испытывали глубочайшее презрение к сельским варварам в своём регионе и даже возвращались с ожерельями из ушей и носов после рейдов в мятежные деревни. Историки XIX века в департаменте Вандея, в свою очередь, отрицают наличие у деревенских жителей каких-либо целей или идей кроме тех, которые были получены ими из внешних источников. Это тема, которая повторялась снова и снова в дискуссиях о культуре масс, увековечила понятие бессмысленного болвана, чьё мышление было непоследовательным, если оное, конечно, вообще наличествовало. Собирателей фольклора в начале XIX века критиковали за то, что оные выказывали интерес к «низшим классам населения» или за запись местного говора, недостойного внимания, не говоря уже о почтительном отношении. В 1871 году Республиканцы, явно желая унизить большинство Национальной ассамблеи, назвали их «сельскими жителями». Сельские жители и сами были согласны: быть сельским было унизительным. Ходить или есть, как крестьянин, было грехом, поэтому небольшие сборники правил этикета, которые продавали коробейники, разлетались «на ура». Другие смотрели на это, как на существование разных видов. В Лангедоке непривилегированные классы считались да и сами считали себя низшим видом: сельские девушки, маленькие, смуглые и худые были «другой расой» в сравнении с их городскими сверстницами. Одним из результатов веры в подобное различие было то, что деревенские повивальные бабки сминали черепа новорождённых детей, дабы, в попытке «более символичной, нежели реальной», придать маленьким круглым черепам крестьянских детей вытянутую форму, которая ассоциировалась с более умными городскими жителями. И так же, как превосходство, напускаемое на себя чужаками, стало превосходством, которое крестьяне начали им приписывать, так и уничижительные суждения чужаков стали частью языка, а оттуда неизбежно перебрались в крестьянские головы.

В Нижней Бретани (западная часть Бретани, где местные традиции были наиболее сильны. – прим. пер.) слово pemor (изначально использовавшееся для обозначения мужлана) стало обозначать местных крестьян, а потом перекочевало в бретонский язык. Такие слова как pem и beda проделали похожий путь, поначалу обозначая увальня, потом рекрута, а затем просто любого крестьянина в Нижней Бретани. Похожим образом в регионе Франш-Конте термин, использовавшийся для обозначения коровьего навоза, bouz, превратился в bouzon, относившийся к крестьянину. Грызун (Croquants), мужлан, увалень, мужик (culs-terreux) – список, начатый нами несколькими страницами ранее, далёк от окончания. Но, будто этого было мало, само выражение «крестьянин» стало оскорбительным: оно отвергалось или смиренно принималось, но в любом случае его меняли на более достойный ярлык при первой же возможности. И действительно, в 1890 году английский путешественник обнаружил, что слово выходит из употребления: «Как только появляется возможность, крестьянин становится земледельцем (cultivateur)!» Быть крестьянином было стыдно; крестьянина стыдили за бескультурье; он соглашался с осуждавшими его в том, что ему недоставало чего-то ценного и значительно его превосходящего; он соглашался с тем, что французская цивилизация, особенно всё парижское, несомненно, было превосходным и желанным: отсюда и мода на статьи из Парижа (articles de Paris). Бретонцы упрекали людей, пытавшихся подражать изысканному тону, в использовании «немного похожего на парижский говора». Однако они с восхищением говорили о тех, кто держал себя благородно, легко, непринуждённо, как о находящихся «на французской ноге». Двойственность была налицо и являлась повторяющимся феноменом. Мы столкнёмся с ним и далее.

Но чтобы осознать свою неотёсанность, крестьянин должен был получить представление об обратном. И мы обнаружим, что во многих местах для этого требовалось время. Париж и, более того, Франция, тем временем, для слишком многих продолжали быть лишь смутными и далёкими местами; например, крестьяне департамента Арьеж в 1850-х считали Лувр фантастическим дворцом из сказок, а членов королевской семьи своего рода героями этих сказок. Однако тут они не отличались от городских жителей, для которых крестьянин казался «таким же загадочным существом, как краснокожий индеец казался таковым туристу в дилижансе на пути между Нью-Йорком и Бостоном».

ИСТОЧНИК

 

Источник


Источник: Франция XIX века: страна дикарей
Опубликовал:
Теги: Закон дорога история модель страна Франция

Комментарии (107)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Бузыкин Александр 
Обычное расслоение между городом и деревней. Английские, германские, испанские крестьяне ничем не отличались от своих французских собратьев. Повальное невежество, суеверия, антисанитария и апатичность бытия. Но и думать что холопы в средней полосе России, среднеазиатские дехкане чем то уж сильно отличались от вышеописаных - тоже будет ошибкой.
Станислав Луганский
Александр Сагомонян
"Путешественники и коммерсанты, совершающие поездки по Европейским странам даже в перврой половине XIX века, узнавали о приближении города не по появившимся вдали его очертаниям, а идущей оттуда дикой вони... Там была полная антисанитария"
Дык не случайно и названия улиц соответствующие: "rue de merde"(улица говна)rue des merdes de chiens"(улица собачьего дерьма).Д"Артаньяны с мушкетерами шарились по Парижу по таким вот улочкам,в широкополых шляпах,спасаясь от нечистот,выливаемых из ночных ваз прямо из окон "добропорядочными жителями" и в бофортах по колено,чтоб не извозиться в дерьме на мостовой.Да и сами воняли крепко.
"Европейцы во все времена считали Россию варварской страной. Вероятно потому, что россияне и в средние века ходили в баню. Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто."
"«Французский король Филипп II Август, привыкший к запаху своей столицы, в 1185 году упал в обморок, когда стоял у дворца, и проезжающие мимо него телеги взрывали уличные нечистоты…». (Лев Гумилев)
И вся эта пиздота что-там хрюкает про "европейские ценности"?
вадим ашаев
Эвропейцы не только воняли в прямом и переносном смысле.
Если вы думаете, что немцы в войну расстреливали и грабили потому, что у них был Гитлер, то вы ошибаетесь. Они убивали и грабили потому, что они были европейцами. То же самое делали французы в Москве при Наполеоне. То же самое делали поляки в Москве при Лжедмитрии - убивали и грабили. Для европейца убивать и грабить нормальное поведение, когда он думает, что это для него останется безнаказанным.
Станислав Луганский
вадим ашаев
Не зря Сладков Александр назвал их людоедами."Людоеды пришли на наши земли убивать нас".А простецкий долбоеб Бузыкин восторгается французкой революцией,напрочь забывая,чем она закончилась.И сколько жертв якобинского террора (включая гражданскую войну в Вандее)и последовавший за этим антипереворот(Термидор).Генифе писал: «Общий итог Террора насчитывает, следовательно, минимум 200 и максимум 300 тысяч смертей, или примерно 1% населения на 1790 г. (28 млн. жителей)». Всего же, по его подсчётам, за годы революции и наполеоновских войн Франция потеряла 2 миллиона человек.
Бузыкин,может ты тоже людоед?
вадим ашаев
В большинстве селениях страны, по воспоминаниям союзников антинаполеоновской коалиции, не было мужчин старше 14 и моложе 60 лет. Напоила Франция своей кровушкой поля Европы. Патрис Генифе приуменьшает количество жертв революции и наполеоновских войн, естественная смертность населения от старости, болезней, несчастных случаев была выше 1%. Очередной шаг "цивилизованной Европы" исказить историю обеляя своё прошлое.
Георгий Ситнянский
Якобинская диктатура продолжалась меньше недель, чем большевистская лет. Не нам, столько времени терпевшим, упрекать.
Бузыкин Александр 
И в чём же состоит это "обеление"..?
То, что революция и террор неразделимы - писали ещё классики и корифеи. Число жертв наполеоновских войн никто и не думал занижать.
Вместе с тем глупо не замечать расцвет военно-полевой хирургии как самостоятельной отрасли медицины, выделение артиллерии как самодостаточного рода войск. Были сметены все сословные барьеры и ограничения, провозглашена впервые в мире Декларация прав человека и гражданина, воплощены в реальность свобода печати, свобода слова, шествий и собраний, равноправие. Впервые был составлен свод гражданских прав, провозглашена конституция, республика, федеративное устройство земель...
вадим ашаев
Революции в Англии и Франции унесли жизней своих граждан на душу населения на много больше чем Октябрьская Революция. Проводимый террор и чистки буржуазными "революционерами" своей кровожадностью марают "светлый" облик Кромвелей и Робеспьеров, и вот Патрисы Генифе подчищают "светлые" облики свои кровожадных кумиров.
Игорь А.
Это ты, Синятский, терпел, а мы в СССР жили счастливо, пока такие вот пидормоты не разрушили страну. А теперь, когда Россия начала собирать свои земли, визжите о "незаконности" и "путинском режиме". Но всему своё время - и до вас, голубчиков, очередь дойдёт.
Георгий Ситнянский
У ватной шавки лишь один репертуар...
Вячеслав Хворостянко 
Читаю вроде о Франции 19 века, а такое ощущение, что половина написано из глубинок сегодняшней России. Дороги, болота, направления, люди оторванные от цивилизации........
Георгий Ситнянский
В некоторых "медвежьих углах" тогдашней Франции нечто подобное вполне могло быть. Почитайте "Жаку Крокана" Эжена Ле-Руа, там действие происходит в эпоху Реставрации (1815-1830).
вадим ашаев
Вот она эвропейская извращённость. Блестящая обёртка с гнильём внутри. И это в стране Просвещения и Гуманизма. Страна надувавшаяся спесью, кичясь своими соотечественниками Вольтером и Руссо.
Бузыкин Александр 
Совсем вы поехали шифером на почве своей "эуропейскости"..
Нормально разговаривать совсем разучились?
вадим ашаев
Бузыкин Александр - "Совсем вы поехали шифером на почве своей "эуропейскости"..
Нормально разговаривать совсем разучились?"

Вы с этим не согласны?
Если вы думаете, что немцы в войну расстреливали и грабили потому, что у них был Гитлер, то вы ошибаетесь. Они убивали и грабили потому, что они были европейцами. То же самое делали французы в Москве при Наполеоне. То же самое делали поляки в Москве при Лжедмитрии - убивали и грабили. Для европейца убивать и грабить нормальное поведение, когда он думает, что это для него останется безнаказанным.
serge panther 
Башку подлечи галоперидолом.
вадим ашаев
У Чарльза Диккенса хорошо описана жестокость "Просвещённой Англии". Так не только у Диккенса... даже в сказках той поры, возьмите хотя бы братьев Гримм, нравы той поры в "Благочестивой" Европе описаны во всей красе. От такой жизни современные правозащитники вошли бы в полный ступор.
Александр Т
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Ау, Смердянский, где ты? Прокомментируй.
Z В. М.
Да, да, хотелось бы послушать Юзика Смердянского. Он же специалист по киргизам,что он нам пизданет . Ну так,чисто поржать.:-)))))
вадим ашаев
Бузыкин Александр отметился же. Сравнил не моющихся, воняющих эвропейцев с населением средней полосы России.
Бузыкин Александр 
А что у тебя крестьяне средней полосы позапрошлого века благоухали одеколоном? Все кто работал на земле, находились в одинаковом положении...
вадим ашаев
Бузыкин Александр - "А что у тебя крестьяне средней полосы позапрошлого века благоухали одеколоном?"

Эвропейские крестьяне, мещане и дворяне даже в реку али озеро окунались при несчастном случае или в производственном процессе, рыбаки например. Население Европы, Особенно Западной, в 99.99% процентов вообще за всю свою жизнь не мылось. К концу XIX века и в начале XX века эвропейцы начали мыться, постепенно, в городе.
Зато путешествующие, торговые и дипломатические эвропейцы писали о "пагубной" привычке на Руси - мыться в бане.
Бузыкин Александр 
Ересь не гони. По твоему они умалишенные?
вадим ашаев
Бузыкин Александр - "Ересь не гони. По твоему они умалишенные?"

Как за них переживаешь, не волнуйся так, это была их жизнь.
Бузыкин Александр 
Да я за нас переживаю. Процесс дебилизации ширнармасс растёт в последнее время лавинообразно.
Такими темпами через 10 лет останутся одни гычащие пивососы с набором примитивных слов и жестов.
вадим ашаев
Бузыкин Александр - "Такими темпами через 10 лет останутся одни гычащие пивососы с набором примитивных слов и жестов."

Полностью согласен, вырождаются.
Сотни мужчин в мини-юбках прошли маршем по улицам Амстердама. Протест мужчины устроили в знак солидарности с жертвами нападений в "ночь насилия" в Кельне. Европейские мужчины шокированы сексуальными домогательствами мигрантов к их женщинам. Они отважно вступаются за их честь, сверкая волосатыми коленями из-под мини-юбок, шествуя по улицам родного города сторонясь беженцев-мигрантов, те же могут и ударить толерантных потомков Карла Смелого.
Александр Т
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Бузыкин, то что ты бывший офицер, многое объясняет! И всё таки, Ашаев прав, не мылась столь обожаемая, тобой Гейропа, до конца 19го века.От того и духи изобрели, чтоб сильно не смердеть.Русских летописях бани, упоминаются ещё с Киевской руси. Может тебя утешит, что были на руси и общественные бани вплоть до 17го века, там мылись совместно и мужики и бабы.
Александр Т
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
А что у тебя крестьяне средней полосы позапрошлого века благоухали одеколоном? Все кто работал на земле, находились в одинаковом положении... И ходили в баню.
Александр Т
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Да переживаю за Говнюка, недай бог, ковид подхватил. Скучно же будет, без дурачка.
Георгий Ситнянский
"А что у тебя крестьяне средней полосы позапрошлого века благоухали одеколоном? Все кто работал на земле, находились в одинаковом положении..."
Совершенно верно. На Руси крестьян называли "смердами" - от слова "смердеть".
Александр Т
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Бузыкин, ты по себе не ровняй, не все свиньи, как ты.
вадим ашаев
Откуда вы взяли, что Бузыкин бывший офицер?
вадим ашаев
Война против России идёт уже давно и очень успешно. Разумеется, не на полях сражений, где мы всех всегда били очень больно, а там, где Запад всегда выигрывал и продолжает выигрывать — в информационных войнах. Победивший фашизм СССР и возрождающаяся Россия Западу как кость в горле, вот и придумывают небылицы о Голодоморе и, что немцев мы победили забросав их трупами и, что в России кроме Керченского моста ничего не построено. И как на любой войне находятся пособники "псов-лыцарей" - подпиндосники, готовые услужить хозяевам, хотя хозяева относятся к ним как к туземцам, как и подобает господам.
Александр Т
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Он сам проболтался, да и по высказываниям понятно.
вадим ашаев
Сомневаюсь, иногда такие перлы от него выскакивают. Его "высказывания" пахнут учебниками для старшеклассников Украины, Прибалтии, Норвегии и разных там шведов... А из офицеров приходит на ум только Унтер Пришибеев. Схожий уровень. Два дня мне доказывал, что между Германией с одной стороны и Францией и Англией с другой стороны с сентября 1939 года по май 1940 года войны не было, а был вооружённый нейтралитет.
Александр Т
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
По всем признакам, бывший, стройбатовец.
Станислав Луганский
вадим ашаев
"Откуда вы взяли, что Бузыкин бывший офицер?"
Он так сам себя обозначил.Хотя я сомневаюсь.Судя по его постам-засланный казачок.Или офицер,-той территории,которая наз.великим словом "Украина".Имею много друзей и знакомых бывших и действующих офицеров,-так все адекватные.Этот,такое впечатление,-недоучившийся школяр с сидением по несколько лет в каждом классе школы для слабоумных.Вершина умственного развития,- чтение комиксов и то по слогам.
Станислав Луганский
Георгий Ситнянский !
"А что у тебя крестьяне средней полосы позапрошлого века благоухали одеколоном? Все кто работал на земле, находились в одинаковом положении..."
Совершенно верно. На Руси крестьян называли "смердами" - от слова "смердеть"." То-то у тебя погоняло-Смердянский. "Чьих будешь? Чей холоп,спрашиваю?"(Иван Васильевич...)
А если лень посмотреть этимологию слова "смерд" и не выдумывать отсебятину,то на,почитай:
"Само слово «смерд» имеет индоевропейские корни и является неким видоизменением слов «смурд» и «сморд», а переводится как «простой человек» или «зависимый человек».Но тебя это не обеляет.Твоя фамильё именно от "смердеть".
Станислав Луганский
вадим ашаев
"Сомневаюсь, иногда такие перлы от него выскакивают. Его "высказывания" пахнут учебниками для старшеклассников Украины, Прибалтии, Норвегии и разных там шведов... А из офицеров приходит на ум только Унтер Пришибеев. Схожий уровень."
Забыли приснопамятного порутчика Дуба из Швейка:
" В обществе его не любили, так как было определенно известно, что он доносил на своих коллег. В городе, где Дуб преподавал, он состоял членом "тройки" крупнейших идиотов и ослов. В тройку входили, кроме него, окружной начальник и директор гимназии. В этом узком кругу он научился рассуждать о политике в рамках, дозволенных в Австро-Венгерской монархии. Теперь он излагал свои мысли тоном косного преподавателя гимназии..."
Георгий Ситнянский
Не веришь мне - почитай русские сказки, например, "Об Иване-дураке, Семёне-воине, Тарасе-брюхане, старом дьяволе и трёх чертенятах". Там жена Семёна-воина - боярыня - говорит про Ивана: "Не могу с вонючим мужиком за одним столом сидеть!" После этого Семён выпроваживает Ивана есть в сени.
вадим ашаев
Станислав Луганский - "Забыли приснопамятного порутчика Дуба из Швейка:"

Вот вы его озадачили. Теперь ему(Бузыкин Александр) придётся "галопом по европам" узнавать кто такой Швейк и какое отношение к нему(Швейку) имеет приснопамятный Дуб. Надо осторожнее с его сознанием. В Украине эта книга запрещена, как и мультфильм "Ну, погоди".
вадим ашаев
Станислав Луганский - ""Само слово «смерд»... переводится как «простой человек» или «зависимый человек»."

Ему(Георгий Ситнянский) этого не понять. Он полон ненависти к России, так и пишет, когда нечем крыть, ватники, совки... ну и просто обыкновенный лгун, и весь в низкопоклонстве к Западу, хотя и там врёт, но меньше и топорно. Вывод - он из полу-поляков.
Виват Россия!!!
Бузыкин Александр 
У вас в головах поручик Дуб, вместе с вашей Украиной.
Тяжёлое поражение коры головного мозга. Творчество Ярослава Гашека никоим образом к вашему клиническому статусу отношения иметь не может.
вадим ашаев
Бузыкин Александр - "У вас в головах поручик Дуб, вместе с вашей Украиной."

Волк рядится в овечью шкуру. Ярослав Гашек хорошо описал как относились австрийцы к славянам, чуть по лучше чем амеры к неграм.
Бузыкин Александр 
Вам бы дать отдых вашим ослабленным головам. Право, несёте какую то ересь. Гашек, австрийцы... а почему не Фенимор Купер и ирокезы?
вадим ашаев
Бузыкин Александр - "Право, несёте какую то ересь. Гашек, австрийцы... а почему не Фенимор Купер и ирокезы?"

Куда бы в мире не ступит нога эвропейца или амера, всегда начинается голод, геноцид и ограбление местного населения.
Если вы думаете, что немцы в войну расстреливали и грабили потому, что у них был Гитлер, то вы ошибаетесь. Они убивали и грабили потому, что они были европейцами. То же самое делали французы в Москве при Наполеоне. То же самое делали поляки в Москве при Лжедмитрии - убивали и грабили. Для европейца убивать и грабить нормальное поведение, когда он думает, что это для него останется безнаказанным.
Бузыкин Александр 
Советую принимать седативные препараты на ночь и беречь голову..
вадим ашаев
Бузыкин Александр - "Советую принимать седативные препараты на ночь и беречь голову.."

Совсем заврался и перешёл на оскорбления. У таких это отлаженная метода.
Александр Т
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Ну тебя Смердянский не пересмердеть никому.
Станислав Луганский
Георгий Ситнянский
"Не веришь мне - почитай русские сказки, например, "Об Иване-дураке, Семёне-воине, Тарасе-брюхане, старом дьяволе и трёх чертенятах". Там жена Семёна-воина - боярыня - говорит про Ивана: "Не могу с вонючим мужиком за одним столом сидеть!" После этого Семён выпроваживает Ивана есть в сени."
Верить тебе? Нонсенс! Вопрос не в вере,вопрос в точности определения слова "смерд".И что ты здесь мне привел? Где слово "смерд"? Есть слово "вонючий" и чо?
Георгий Ситнянский
"Само слово «смерд» имеет индоевропейские корни и является неким видоизменением слов «смурд» и «сморд», а переводится как «простой человек» или «зависимый человек».
Ладно, пусть так. Тогда, наоборот, слово "смердеть" происходит от слова "смерд". В совпадения не верю.
Станислав Луганский
Георгий Ситнянский
"Ладно, пусть так. Тогда, наоборот, слово "смердеть" происходит от слова "смерд". В совпадения не верю."
Ну так смердеть от смерд,а не наоборот.
Александр Т
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Станислав, не спорь со спецом, Смердянским. Ему смердее.
Игорь А.
Конечно офицер - а Вы не знали? Ему недавно в ЦРУ присвоили очередное воинское звание младший лейтенант.)))
Владимир Трипутин 
Бред сивой кобылы. Дикари, тогда кто строил шедевры???? За кого нас держат подсовывая ложь ????
Бузыкин Александр 
Видимо за кретинов. Пропаганда рассчитана на людей со слабой головой и расшатанной психикой. Выдергивая отдельные негативные факты и преувеличивая отрицательные черты, стараются напрочь забыть о громадном общественном прогрессе в развитии, которое дала миру французская революция.
Станислав Луганский
Владимир Трипутин
"Бред сивой кобылы. Дикари, тогда кто строил шедевры???? За кого нас держат подсовывая ложь ????"
А такие же и строили,грязные,немытые,смердящие.И убивали такие же свиньи.
Александр Сагомонян
Путешественники и коммерсанты, совершающие поездки по Европейским странам даже в перврой половине XIX века, узнавали о приближении города не по появившимся вдали его очертаниям, а идущей оттуда дикой вони... Там была полная антисанитария.
Бузыкин Александр 
Вы попробуйте сегодня отьехать в сибирскую глубинку... куда нибудь в район Тынды или Талдана. Подьезжая к Сковородино по трассе "Амур" с востока начинаешь ощущать приближение города по смраду со сторону гниющей летом реки Невер. А мусорные поля с юго-западной части Читы? И такие примеров только в нашем регионе десятки..
Алекс Майоров
И это всё по данным пендосовской разведки?
Станислав Луганский
А еще по данным хохло-разведок "Сало-3"и "Горилка-7"Видимо,пан Бузыкин активный ЧЛЕН этих разведок.
николай сосновский 
Сразу видно, что тебя там не разу не было. Знаешь, хоть, где Сибирь находится?
Бузыкин Александр 
В отличии от тебя, я тут живу всю жизнь. Это для тебя нет разницы между Прибайкальем и Запсибом, между Забайкальем и Приамурьем..
Станислав Луганский
николай сосновский
Сразу видно, что тебя там не разу не было. Знаешь, хоть, где Сибирь находится?
Для него было бы гораздо приятнее,если Сибирь находилась где-то между Орегоном и Айдахо.В любимом Пиндостане. Там комиксов много).
Бузыкин Александр 
Стасик, твой каличный, недоразвитый язык давно отождествляет тебя с полубезумным люмпеном, наглотавшимся пива с таблетками..
Таких существ как ты, даже не лечат, их держат на консервативной терапии.
николай сосновский 
Я тут тоже живу всю жизнь. Без малого 40 лет.
николай сосновский 
Он читать не умеет по английски.
николай сосновский 
Шестой десяток живешь в какой-то помойке, а не в Сибири. Сибирь ты только на карте видел.
Бузыкин Александр 
Помойка у тебя в голове. Какой ты к чёрту сибиряк, если не знаешь о своей местности элементарных вещей..
николай сосновский 
Прекрасно знаю. Можешь, даже, задать вопросы.
Бузыкин Александр 
Ну хотя бы наиболее крупные реки твоего района и крупные производства..
Бузыкин Александр 
Маловато. Я в своём городе могу назвать с десяток крупных производств и все поселки и реки. Даже мелкие.
Станислав Луганский
Бузыкин Александр
"Маловато. Я в своём городе могу назвать с десяток крупных производств и все поселки и реки. Даже мелкие."
Точно, шпиён Гадюкин. Все вынюхал,запротоколировал и кураторам переслал,за мзду малую. Интересно,а ты колено новомодно прекланяешь каждое утро и перед сном, как земляки пендосы? Как там,"кровавые черные мальчики" приходят по ночам?
николай сосновский 
Назови. Блесни знаниями. Но не забудь пере этим в Википедию и Яндекс-карты глянуть.
Бузыкин Александр 
А смысл? Поберегу бисер для более достойного визави..
николай сосновский 
Значит, ты не из Сибири. И не знаешь этот регион.
Станислав Луганский
Бузыкин Александр
"Видимо за кретинов. Пропаганда рассчитана на людей со слабой головой и расшатанной психикой. Выдергивая отдельные негативные факты и преувеличивая отрицательные черты, стараются напрочь забыть о громадном общественном прогрессе в развитии, которое дала миру французская революция."
Интересно,а что дала миру французская революция? Ну-ка,хрюкни что-нибудь "умное"
николай сосновский 
Наполеона Бонапарта дала Французская Революция. В честь него торт назвали. Если бы не он и не эта революция, то мы бы никогда не смогли бы насладиться таким тортом.
Бузыкин Александр 
Тебе не понять. Для этого нужно высунуть голову из хлева..
Бузыкин Александр 
Не юродствуй. Не знаешь, так читай книги, развивайся.
Станислав Луганский
А,раз торт Наполеон,тогда я не прав
николай сосновский 
Я много книг прочитал. И гораздо больше чем можешь представить.
николай сосновский 
Зато, мне заметно, что у тебя образования никакого кроме школьного.
Бузыкин Александр 
Твои заметки не имеют никакого значения. Уровень твоего кругозора и образования не позволяют тебе иметь мнение, которое можно было бы учитывать.
николай сосновский 
Моё мнение только ты не учитываешь.
николай сосновский 
А на туристических открытках всё по другому было изображено...
serge panther 
Страшней портянок ничего в мире нет.
Станислав Луганский
serge panther
"Страшней портянок ничего в мире нет."
Есть!Европеец 19 века в портянках!
Станислав Луганский
Бузыкин Александр
"Некоторые не все. Далеко не все."
Очень глубоко,зверски глубоко. Архиглубоко,сказал бы Ильич... Запредельно.Эх,Бузыкин,пора избавляться от комплекса превосходства.Комплекс превосходства тесно связан с комплексом неполноценности и является его обратной стороной,как определил Альфред Адлер.Кто это такой,ты же знаешь?
Станислав Луганский
Почитайте хотя бы про "джиновую лихорадку",или Лондонскую джиноманию в Англии в 18 веке.Вот где был разгуляй!
"Эпидемия джина: как Лондон чуть не погубило дешевое бухло.
В XVIII веке бухло чуть не погубило Лондон и всю Англию. Дешевый, почти бесплатный джин лился рекой, затопив городское дно. Люди бегали по улице голыми, матери убивали собственных детей за пинту, а уровень убийств был как на войне.
Это была первая в истории нарко-эпидемия, только в роли джанка выступал халявный джин со скипидаром и мышиным пометом. События тех лет получили название «Эпидемия джина».
Беднота дорвалась до бухла, и окраины Лондона мгновенно погрузились в чад кутежа. Зазывалы перед питейными норами голосили: «Напиться за пенни, смертельно напиться — за два! Бесплатная солома!». Солома нужна была для тех, кто надрался и опал как озимые, а таких, кажется, было большинство. Приехавшие из глубинки жадные медвежата селяне не имели ни малейшей привычки пить джин, ни какой-либо культуры пития, ни социального иммунитета. Достаточно сказать, что джин подавали не рюмками, а пинтами — привычка, оставшаяся от пива..."
Станислав Луганский
Ответ Бузыкина на вопрос,-что дала т.н.Французская революция:
"Были сметены все сословные барьеры и ограничения, провозглашена впервые в мире Декларация прав человека и гражданина, воплощены в реальность свобода печати, свобода слова, шествий и собраний, равноправие. Впервые был составлен свод гражданских прав, провозглашена конституция, республика, федеративное устройство земель..."
Забыл упомянуть про гильотину,которая была изобретена при форс-мажорных обстоятельствах: не успевали рубить головы так сказать в ручном режиме,а тут казни были поставлены на поток.И так тебе,для справки:
Последняя публичная казнь во Франции с помошью гильотины была аж..7 июня 1939.Немного времени прошло,правда?
"Присутствующая на казни толпа вела себя очень несдержанно и шумно, многие из зрителей прорывались через оцепление, чтобы смочить носовые платки в крови Вейдмана в качестве сувениров. Сцена была настолько ужасной, что президент Франции Альбер Лебрен полностью запретил публичные казни, аргументируя это тем, что вместо сдерживания преступности они способствуют пробуждению низменных инстинктов людей."
Такие вот дорогие твоему сердцу французы,сиречь эуропэйцы.Такие вот "ценности"
Бузыкин Александр 
Чём функционально гильотина отличается от палача с топором? Суть одна и та же. Отсечение трапецевидных мышц шеи и шейных позвонков от области головы.
То же самое отличие что и мушкета от аркебузы.
Речь же за появление принципиально нового общества, новых принципов, равенства, солидарности, отмену сословности как пережитка средневековья и приоритете права над обычаем. Учись, неуч.
Станислав Луганский
Бузыкин,от твоего неуемного пафоса аж стошнило.Все это бла-бла-бла. Почитай серьезные работы по теме ФР.Только внимательно,а не так,как привык,например:
"Чём функционально гильотина отличается от палача с топором?"Ответ найдешь выше. Вас там что,в училищах внимательно читать не учили? Или только нале-направо,ко мне-от меня ша-а-а-гом марш!Так что переадресую тебе:учись,неуч и обрящешь.Тренируй голову,а не то,что ниже спины.
николай сосновский 
Что ожидать от европейцев, если они только в 60-е годы ХХ века закрыли человеческие зоопарки.
Бузыкин Александр 
Смотришь тут на некоторых персонажей и ловишь себя на мысли, что это виртуальный зоопарк. Кунсткамера типажей. И ни одного "эуропейца" вокруг
николай сосновский 
А интернет для того и создавали чтобы разжигать агрессию в людях и превращать их в дебилов, смотрящих на сиськи и котиков.
Бузыкин Александр 
Вообще то интернет это территория свободы. Правда эту свободу некоторые путают с вседозволенностью и дикостью. А уж агрессии хватало и в доинтернетные времена..причём немотивировинной.
николай сосновский 
Видите, сами признаёте, что некоторые путают свободу со вседозволенностью. А прикиньте, что будет в реале если всех людей объявить свободными.
Бузыкин Александр 
Некоторые не все. Далеко не все.
Станислав Луганский
Бузыкин Александр
"Смотришь тут на некоторых персонажей и ловишь себя на мысли, что это виртуальный зоопарк. Кунсткамера типажей. И ни одного "эуропейца" вокруг"
А сам себя обозначил с какой стороны клетки? А,ну да,сам на белой кобыле и в белом смокинге.С сигарой в копыте.Персонаж! Пафосен,напыщен,самодоволен.К психотерапевту.
николай сосновский 
Столько же сколько людей устраивает срач в интернете.
Бузыкин Александр 
Обиделся? Самого себя узнал?
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Секс-символы ХХ века
Секс-символы ХХ века
12
Мужской журнал 18:21 08 апр 2022
Франция намерена запретить секс с родственниками
Франция намерена запретить секс с родственниками
8
Ваши новости 22:00 18 янв 2022
Как спали в Средние века
Как спали в Средние века
6
Мужской журнал 10:01 04 сен 2021
Путешествия в Биармию. Загадочная страна скандинавских саг
Путешествия в Биармию. Загадочная страна скандинавских саг
1
Мужской журнал 09:02 21 июл 2018
«Франция просто уничтожит СССР»
«Франция просто уничтожит СССР»
12
Ваши новости 23:01 26 авг 2019
Ракеты Путина сработали: Франция выступила против НАТО
Ракеты Путина сработали: Франция выступила против НАТО
6
Ваши новости 21:02 08 мар 2018
Удивительные фотографии женщин-автомехаников начала 20 века
Удивительные фотографии женщин-автомехаников начала 20 века
2
Авто-Тема 16:41 01 апр 2019
Афганистан 60-х – 70-х годов XX века
Афганистан 60-х – 70-х годов XX века
47
Мужской журнал 11:01 30 апр 2021
Аркаим и «Страна городов»
Аркаим и «Страна городов»
3
Мужской журнал 09:01 12 авг 2021
Как убыхи потеряли княжество, а страна приобрела курорт Сочи
Как убыхи потеряли княжество, а страна приобрела курорт Сочи
6
Мужской журнал 10:01 11 янв 2022
Очень богатая страна, где еду заключённым привозят из ресторана, а всю страну можно снять в аренду на сутки
Очень богатая страна, где еду заключённым привозят из ресторана, а всю страну можно снять в аренду на сутки
33
Мужской журнал 11:00 02 июл 2021
Самая узкая страна, в которой живёт 11 тысяч человек, и куда добирается всего 2 тысячи туристов в год
Самая узкая страна, в которой живёт 11 тысяч человек, и куда добирается всего 2 тысячи туристов в год
16
Мужской журнал 11:01 25 июн 2021

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства