Если вы думаете, что эпоха менестрелей безнадёжно миновала, то ошибаетесь: в западной части «жёлтой, жаркой Африки» от Марокко до Нигерии до сих пор бродят по дорогам удивительные люди, будто попавшие в наше время из прошлого, — загадочные сказители гриоты.
«Я рассказывал царям историю их предков»
В разных странах африканского континента их именовали по-разному, А сами они до сих пор называют себя «джали». Но среди европейцев за этим загадочным сообществом закрепилось наименование «гриоты». Историки предполагают, что первые сказители пустились в путь по дорогам Африки ещё в доисламскую эпоху, примерно около тысячелетия назад, а к какому народу они принадлежали, установить уже невозможно.
Известно, однако, что в XIII столетии первый правитель Мали Сундиата Кейта официально назвал гриотов кастой (хотя скорее они представляли собой подобие современного профсоюза) и закрепил за ними право заниматься творчеством. Спустя век «гриотский профсоюз» уже переживал период расцвета, а его представители разделились на две группы.
Бродячие сказители ходили между деревнями, от племени к племени, и везде радовали народ сказками, песнями, притчами и реальными историями из прошлого. Гриоты не только развлекали публику, но и с успехом заменяли радио и телевидение: пересказывали в отдалённых селениях указы правителей, переносили из одной общины в другую свежие новости — иначе говоря, осуществляли связь народа с внешним миром. Надо сказать, отношение к ним в африканских деревнях было сложным. С одной стороны, их презирали за отсутствие принадлежности к определённому племени и бродяжничество. С другой — уважали за обширные познания и даже слегка побаивались за острый язык. Кроме того, в народе ходили легенды о колдовских способностях гриотов. Рассказывали, что они настолько овладели искусством слова, что могли, всего лишь произнеся положенное заклинание, лишить человека дара речи и движения, заставить его против воли говорить одну только правду или выполнять то, что велит бродячий рассказчик. Те же гриоты, кому случалось прижиться при царском дворе или в доме вождя племени, в одиночку выполняли функции пресс-службы, воспитателей наследника престола, политических советников и судейских чиновников. Заодно при необходимости они входили в контакт с потусторонними силами, чтобы охранить правителя и его семью. Ну или нанести непоправимый ущерб его врагам. Роднило обе группы гриотов общее свойство: в голове каждого из них хранилась потрясающего объёма база данных, причём постоянно пополняемая. Есть сведения, что эти удивительные люди способны были удержать в памяти по сорок поколений предков самых древних родов с подробными разъяснениями их имён и особенностей биографий. Что касается истории, то каждый уважающий себя сказитель должен был запомнить все 111 «песен» (вид эпоса), хотя на исполнение некоторых из них требовалось по нескольку дней.
Похороните меня в баобабе
В наши дни жизнь гриотов изменилась не слишком сильно. Обучением молодёжи у них по-прежнему занимаются либо родители, либо специальные закрытые училища. Постижение тайн профессии длится так долго, что едва получивший образование гриот должен сразу выбрать себе преемника и приступить к его обучению. Начинается оно, как правило, с заучивания имён правителей народа, к которому принадлежит обучаемый, в порядке хронологии. После этого к списку царей добавляется биография каждого из них. Для того чтобы всю эту массу информации было легче запомнить, она облекается в форму стиха со строгим ритмом. Освоив историю правящей династии, ученик отправляется в путешествие по своей стране, где должен посетить все «исторические места» и поучиться практике у всех встречающихся по пути гриотов.
Знаете ли вы что…
Африканцами широко используются полые внутри стволы огромных баобабов. В некоторых деревьях они устраивая дома. Есть баобабы, в которых располагаются рестораны.
Бродячие сказители считаются почётными участниками всех важных деревенских событий, будь то инициация, свадьба или имянаречение младенца. Последняя церемония проходит следующим образом. Едва ребёнку исполнится неделя, как к дому его семьи собираются родня и соседи. Малышу сбривают первые волосики, что символизирует официальное начало его жизни. Затем местный священнослужитель произносит молитву, после чего тихо произносит имя, выбранное для дитяти, поочередно в его правое и левое ушко. Вслух же объявить, как назван ребёнок, должен гриот, но тот притворяется, что в приступе внезапного склероза позабыл имя, и соглашается «вспомнить» его лишь после изрядного денежного подношения. Получив деньги, он называет имя вслух, и только после этого начинается праздник: песни, ритуальные танцы и обильное застолье.
Хотя гриоты и желанные гости по всей Западной Африке, их всё же продолжают опасаться, подозревая в связях с нечистой силой. Чтобы гриоты не могли вредить людям после своей смерти, для них существует древняя традиция захоронения: тела не закапывают в землю, а со специальными молитвами помещают внутрь ствола баобаба. Африканцы полагают, что таким образом бродячие сказители имеют возможность воссоединиться со своими ушедшими в иной мир предками.
Хранители крыши
В нескольких африканских селениях до сих пор существуют школы, где обучают искусству гриота. Самая знаменитая из них находится в Кейле — деревне, расположенной неподалёку от города Бамако, столицы Мали. В ней живёт гриотский клан Дьябате, хранители истории народа мандинго, основавшего некогда «империю Мали». Слава Дьябате так велика, а познания в ремесле так обширны, что пройти обучение в их клане для любого гриота означает гарантированно получить высшую квалификацию в своём деле. Правда, срок учёбы составляет всего от полугода до года, но за это время «студенты» проходят полный курс истории Мали и его правителей, совершенствуют своё искусство певцов и сказителей, а также под надзором преподавателей практикуются в выступлениях на публике в дни церемоний или праздников.
Кроме занятий с молодёжью семейство Дьябате отвечает за сохранность сакрального места, находящегося неподалёку от Кейлы. Это хижина, по преданию, построенная в XIV веке по приказу одного из царей Мали, где в XVIII веке укрывался от врагов последний государь этой страны. Считается, что внутри хижины по сей день заключены все тайны племени мандинго, но какие именно — остаётся неизвестным, поскольку европейцам вход туда строжайше запрещён. С таинственной хижиной связан интересный обряд: каждые семь лет к ней съезжаются старейшие гриоты Мали, чтобы «починить крышу». Они действительно меняют обветшавшую соломенную кровлю хижины, а кроме того обмениваются новой информацией и состязаются в мастерстве сказителей.
Некоторые представители клана Дьябате никогда не покидают пределов Кейлы, но есть и такие, кого знают не только в их стране, но и во всём мире. Один из них — Тумани Дьябате, хорошо известный всем любителям африканской музыки. Хотя он вырос в семье, насчитывающей больше семидесяти поколений музыкантов, специально его обучением не занимался никто. Отец, Сидики, признанный «королём коры» (инструмент гриотов, похожий на лютню или арфу), дал мальчику в руки собственную кору, когда ему исполнилось пять лет, и предоставил того самому себе. Затем Тумани просто наблюдал за тем, как играет на коре отец, и это дало удивительные результаты. В тринадцать лет юный музыкант впервые вышел на сцену и с тех пор делает всё, чтобы музыка Африки заняла достойное место в ряду ритмов планеты.
Журнал: Тайны 20-го века №17, Екатерина Кравцова
Источник:
Источник:
Комментарии (1)