Итог любой войны определяют деньги, деньги и ещё раз деньги, и у Чили с этим было явно получше, они заранее договорились с Великобританией. Итогом стало появление у чилийцев двух новых броненосцев:
«Водоизмещение нормальное 3370 т, полное 3560 т; длина между перпендикулярами 64 м, ширина 13,9-14,2 м, углубление 5,7-6,0-6,6 м. Осадка 7,7 м. Двигатели – две паровые машины, 6 цилиндрических котлов, 2920-3000 л. с., 2 вала, скорость хода 12-12,5-12,75 узлов. Дальность 1200 морских миль на скорости 10 узлов. Парусное вооружение барка. Экипаж 242-300 человек.
Бронирование (железо): пояс в средней части 229-152 мм, 114 мм в оконечностях; каземат 203-152 мм, закрытый с боков траверсами 190-140 мм (152 мм); 2 палубы по 13 мм (51-76 мм); рубка 76 мм (114 мм). Вооружение: шесть 229-мм/15 дульнозарядных Armstrong 12-ton MLR и одно 120-мм/22 орудие (20-фунтовое) Armstrong 40pdr 35cwt BLR; 1 × 9 – фунтовая пушка 66 мм/29 Armstrong BLR, 1 × 7 – фунтовая пушка 63 мм/19 BLR, 1 x 1 – 25 мм/42 Nordenfelt.»
Впрочем, купленные за несколько лет до войны для чилийцев эти корабли, получившие название «Бланко Энкалада» и «Альмиранте Кокрейн», стали белыми слонами из легенды – выкинуть нельзя, а содержать дорого. Корабли предлагали Британии, предлагали России, но покупателей не нашлось... на счастье чилийцев. В войне именно эта пара стала основным аргументом.
У перуанцев всё было гораздо грустнее – их основная сила мореходный монитор «Уаскар», тоже британской постройки, был уже не молод, мало приспособлен к открытому морю, и отвратительно вооружён, двумя 254 мм орудиями в башне. Был ещё его ровесник – батарейный броненосец «Индепенденсия», но его перуанцы умудрились потерять в начале войны. Ещё два монитора времён Гражданской войны в США были немореходны и могли лишь служить для обороны баз.
В итоге же выходило два на два, но при этом чилийцы были помоложе и посовременнее, да и подготовка канониров... «Уаскар», корабль несомненно героический, всю свою карьеру стрелял крайне редко и крайне не метко. Плюсиком для перуанцев был разве командир – дон Мигель Грау был авантюристом и храбрецом, чем превосходил на голову чилийских коллег.
Почему такое внимание именно морю? А Чили и его оппоненты критически зависели от подвоза извне и
Начало
Начали чилийцы, и начали они хорошо:
«14 февраля 1878 года Национальная ассамблея Боливии приняла закон об отмене налоговых льгот для чилийских компаний и взыскании с них всех налоговых недоимок за прошедшие годы. В ответ на это правительство Чили ввело на территории, заселенные чилийскими гражданами, свои войска, а флот блокировал все основные тихоокеанские коммуникации.»
В ответ Боливия и Перу объявили войну, попросту не имея другого выбора. Инициатива на море была за чилийцами, которые и провели в апреле 1879 года бомбардировку порта Икике, а затем отправились с той же целью в Кальяо, оставив для блокады Икике лишь два старых деревянных корабля. Перуанцы вышли в море и произошло первое морское сражение этой войны – «Уаскар» дона Грау потопил деревянный чилийский шлюп, протаранив его. При этом Чили обрело своего национального героя – командир шлюпа капитан Артуро Пратт бросился во время тарана на абордаж броненосца, но последовало за ним всего два матроса, с вполне понятным результатом.
Правда, победы не вышло – шлюп «Ковандонга» заманил перуанский броненосец «Индепенденсия» на рифы, после чего перуанцы сожгли свой мощнейший корабль.
Крейсерская война
После размена броненосца на деревянный шлюп, казалось бы, судьба войны на море решена, но то, что происходило следующих полгода, в логику и здравый смысл укладывалось мало – Мигель Грау, ставший полным адмиралом и командующим
Венцом крейсерской войны по-перуански стал захват парохода «Римак» с кавалерийским полком на борту, правда, всего в 260 человек, но всё-таки. А всего «Уаскар» потопил 16 чилийских транспортов, пять захватил и отбил два перуанских судна. На море царил монитор, ставший крейсером, а все попытки гоняться за ним двумя мощнейшими броненосцами заканчивались ничем. Ничем закончился и хай-тек той войны, при наличии у чилийцев четырёх миноносцев, у перуанцев трёх и мускульной подводной лодки, каких-либо значимых результатов добиться не удалось. Судьбу войны решали большие пушки, и у перуанцев, несмотря на все успехи дона Грау, шансов не было.
Не было, потому как удача не вечна, потому как машины не нового «Уаскара» потихоньку изнашивались, потому как экипаж уставал, а подмены не было. Сила она всегда бьёт класс, так вышло и этот раз, правда, только в октябре 1879 года, когда чилийская эскадра таки зажала «Уаскар», расстреляла его из орудий, от одного из снарядов Мигель Грау погиб, и потерявший боеспособность монитор, герой боя с англичанами, победитель Артуро Пратта, один из лучших крейсеров военно-морской
Затянувшаяся агония
«2 ноября чилийцы высадили крупный (10 000 человек) десант к северу от Икике, отрезав его от перуанской территории.»
И не только высадили, а бесперебойно его снабжали. Добавляло бардака на суше и наличие двух армий (перуанской и боливийской, каждой со своим командованием), и организация перуанцев, когда армию набирали с отдельных отрядов, назвать которые регулярными не поворачивается язык. Да и приблизиться к побережью не выходило, в море курсировали чилийские корабли.
А дальше была агония, боливийцы отошли в горы, а перуанцы, отступая шаг за шагом, потеряли даже свою столицу – Лиму, где Чили сформировало марионеточное правительство. Но сами перуанцы продолжили войну в партизанской форме, и в итоге, в 1883 году был заключён мир. Своё гуано Чили получило в полной мере. А вот Боливия потеряла выход к морю, что до сих пор вызывает там жуткие фантомные боли, и реальные экономические проблемы. Экспорт своих полезных ископаемых для боливийцев сильно затруднён. Перу осталось без южных провинций и военно-морских амбиций.
Чили аж до начала 20 века получало огромные доходы, пока немцы не научились синтезировать нитрат натрия из воздуха. Правда, в отбитых землях нашлась ещё и медь, но это совсем другая история.
Невыученные уроки
На самом деле выводов для желающих их делать было много, для нашей эпохи они довольно тривиальные, но тогда:
1. В случае войны морских держав без господства на море победа невозможна, что и подтвердят потом все последующие войны.
2. Эпоха таранов уходит в прошлое. Тяжёлые повреждения своего корабля не стоят потопленного чужого, да и если противник сохраняет минимальный ход и хладнокровие – ничего не выйдет, а если нет – то зачем? Туда же отправляется и абордаж, одна картечница положит всю абордажную партию. Впрочем, это не помешало ни продолжать строить тараны, ни готовиться к абордажам ещё долгие годы. Тот же «Николай I» в итоге дослужит в Японском флоте до 1915 года, хотя в момент его постройки в 1891 году уже было ясно, что лишняя башня важнее способности нанести таранный удар.
3. Для крейсерских операций нужны не крейсера специальной постройки, а умение, хладнокровие и авантюрная жилка. При этом выиграть войну крейсерскими операциями невозможно, они всего лишь оттягивают неизбежный конец, что не помешало немцам к началу Второй мировой построить флот кораблей, годных в основном для крейсерских операций.
4. Мониторы для полноценной войны не годятся, их эпоха прошла в краткий период, когда броня была сильнее пушек. Это, впрочем, как раз учли, и страдать довольно специфическим классом кораблей перестали.
5. Новые типы вооружений – это хорошо, но не имея ни тактики, ни навыков обращения, от торпед, субмарин и миноносок толка немного. Чилийцы, скажем, свои использовали для разведки, при этом одну потеряли в момент утопления перуанского баркаса, от своей же мины. Да и имеют они специфическую нишу, не подменяя собой весь флот.
6. Судьбу войны могут решить десантные операции.
Если посмотреть в этом разрезе на Россию, то у нас старательно сплясали на всех граблях. И десятилетиями готовились к крейсерской войне, и переувлеклись новыми видами морских вооружений, и недооценили роль флота, и проморгали японскую десантную операцию под Порт-Артуром, не подготовившись толком к её отражению... В итоге вышел и похожий результат. Впрочем, не мы одни, тот же Вильсон посвятил этой войне только кусочек главы, без всяких выводов и обобщений, евроцентризм он был всегда.
А в Чили до сих пор в качестве памятника стоит легендарный «Уаскар», для них та война, со ста тысячами погибших, крупнейший конфликт в регионе вплоть до наших дней. Да и память о адмирале Грау все стороны былого конфликта хранят, его называют Caballero de los Mares и Gran Almirante del Perú (рыцарь моря и великий адмирал Перу). Автор:
Комментарии (0)