То что нужно настоящему мужыку!

И зачем только строили? Защищала ли Великая Китайская стена от монголов

Перелезть такую стену - ничего не стоит! Зачем же ее строили?

Это, действительно, значительное сооружение. Но в чем его практический смысл? Я в детстве увлекался историей и когда читал книги, где упоминалась Великая Китайская стена, то сильно удивлялся абсурдности этого сооружения. От кого это может защитить?

Полная длина Великой Китайской стены - 21,2 тыс км. Чтобы понять сколько это, представьте - общая длина сухопутной границы России лишь чуть больше - 22,1 тыс км. А ведь наша страна граничит с 18 государствами!

Ресурсов потрачено очень много. Первую часть стены строило 1 млн человек - это пятая часть тогдашнего населения страны! Представляете, пятую часть (и, как минимум, половину работоспособных мужчин страны) населения отвлекли от сельского хозяйства и ремесел. Десятки тысяч китайцев гибли от сложных условий труда. Экономике страны и казне правителя был нанесен гигантский ущерб. И ради чего все это?

Высота на большинстве участков - 6—7 метров. Для сравнения, высота стен Московского Кремля достигает 19 метров. А большинство крупных средневековых крепостей имели стены от 25 метров.

А на Великую Китайскую стену можно влезть, просто встав на плечи друг на друга. На эту стену в некоторых местах можно легко взобраться и в одиночку без какого-либо снаряжения. Есть очень низкие участки стены. Разве такое может остановить бывалого воина?

А вот толщина, напротив, получилась большая. Толщина стены 5—8 метров, что мешало легко ее разобрать. Важность такой толщины вы поймете во второй половине статьи, где мы рассмотрим необычную ее функцию.

Люди же никогда не тратят силы просто так. Так неужели такая, в общем-то, не слишком мощная стена могла стать препятствием для монголов? Ведь, как показала практика боев монголов с европейцами, они спокойно брали замки с куда более неприступными стенами.

И все-таки логика была.

Она строилась не против монголов-воинов. Стена защищала от их лошадей! Без лошадей монголы были не очень опасными. Тактика их боя - легкие конные лучники изматывают врага, провоцируя его нарушить строй. После этого - атака главными силами. А догнать неуловимых конных лучников или поразить их в ответ было невозможно.

Суть в том, что опасны были не монголы, а монголы верхом на лошадях!

Стена была построена не против вторжений, а чтобы защитить страну от рейдов кочевников-грабителей

Монголы с детства росли верхом на лошадях. Они стреляли с лошади невероятно точно. И скорость, с какой передвигалась монгольская армия, была ужасом для Китая. Да и для всех остальных держав того времени, ведь основой любой армии тогда была пехота.

Но заставить взобраться лошадь на крутой холм - очень трудно. После этого нужно построить спец леса, по которым лошади преодолеют стену. Да и преодолеют они не все сразу. Пока монголы вместе с лошадьми преодолевали стену, Китай успевал привести пехоту и организовать оборону.

Единственная в мире лошадь, у кого не было бы проблем с Великой Китайской стеной (Фотошоп)

В большинстве случаев монголом было выгоднее объехать стену, сделав гигантский крюк, чем попытаться перелезть через нее с лошадьми.

Вторая важная функция Великой Китайской стены - она была укрепленной дорогой, по которой пехота могла маршировать, не опасаясь засад. Идеальная дорога с прекрасным видом по обе стороны. Теперь понимаете, зачем этой стене толщина 8 метров?

До появления Чингисхана, который объединил все монгольские племена и создал мощную армию, Китай успешно отбивался от кочевников.

Первый участок стены построили в III веке до н. э. против северных кочевников - хунну.

В XIII веке Чингисхан завоевал значительную часть Китая. Его потомки завершили начатое, построив самую большую империю в истории человечества. Захват монголами Китая косвенно ударил по Руси и Европе. Монголы захватили здесь много умелых инженеров, которые помогли им брать неприступные замки.


Источник: И зачем только строили? Защищала ли Великая Китайская стена от монголов
Опубликовал:
Теги: история стена армия 1 5 государство

Комментарии (38)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Алексей Сафронов
Стена на самом деле устроена так, чтоб отражать нападение не с Севера, а с Юга.
То есть из Китая и гораздо раньше появления Чингисхана.
Юрий К
И первое фото тому подтверждение?!
Анатолий А.
Алексей твоего прикола похоже не понял )
Владимир Рисс
Стена была построена более 7500 лет назад после победы русов над племенем "драконов", т.е. китайцами. После постройки стены территория племени дракона стала называться "Китай", т.е "Огороженный". статья - выдумка недоучки.
вадим ашаев
Есть такая версия. Кита на древнерусском ограда.
Ivan Safronoff 
Я бы скорее предположил, что это была дорога, а не защитное сооружение, особенно учитывая ее ширину...
Владимир Мирный 
Ну какая дорога? И при чём здесь ширина, если пропускная способность "дверей" на башнях (в ширину) - 1 человек
Жигунов Александр
Ivan Safronoff Согласен.Защищённая дорога для ценных грузов к самому морю.Ибо 5000!лет ни одно каменное сооружение не простоит без ухода за ним.
Даже 300 лет не простоит-это вам скажет любой архитектор.Посмотрите на заброшенные храмы средней полосы России
Z В. М.
Согласен,это и была дорога. Своего рода Ям как у нас т.е. быстрый способ передвижения причём по ровной дороге и коротким путём. От яма к яму со сменой свежих лошадей. На Руси такой способ передвижения был давно известен,вот только из дорог у нас только направления. И слово ямщик это из далёкого прошлого.
Владимир Мирный 
Посмотрите на фото стены в статье. Видите там ступеньки? А теперь представьте, как лошадь поднимается (а ещё прикольней - спускается) по этим ступенькам. Потом представьте, как лошадь с всадником протискиваются в двери башен, с переломанными после лестниц ногами и шеями. Хотя, конечно, могли менять лошадей на каждой башне (теоретически). Но учитывая, что между башнями - 200 метров, можно на одних пересадках стереть задницы до таза. Да и стена была бы уже не видна под кучами конского навоза и конских костей. В общем, версия с Ямами не очень канает
Владимир Мирный 
В принципе, для передачи письменных депеш, бегом от башни к башне, по принципу эстафеты, стена и могла использоваться, на ограниченные расстояния. Но это явно не основное назначение стены (такие затраты ради депеш - абсурд). Так что автор статьи гораздо более прав, чем неправ в определении назначения стены
Валерий Неволин 
Почитайте Левашова. Стену построили славяне для защиты от китайцев.
Анатолий А.
Левашов - редкий фантазер
вадим ашаев
Места Китайской стены, куда допускаются туристы, были отреставрированы весьма усердно. Считается, что исходного материала в местах реставрации почти не осталось, сплошной "новодел". Стена стала усиленно разрушаться с середины 20 века, что ставит под сомнение её двухтысячелетнию давность. К стене, помимо туристических мест, подход запрещён, как местным так и приезжим. Почему? Что такого нежелательного могут увидеть на стене или в стене?
Ivan Safronoff 
По официальной версии, стену строили 2000 лет! Просто интересно, а что все эти годы делали монголы, не знали где китай находится, или им было не интересно на него нападать без стены?! ))))))
Oleg Sadovski 
Против конницы особенно хороша она была в труднодоступных горных районах.
Алексей Сибиряк
Великая Китайская Стена.
Были термосы и маринованные огурцы.
Валера Подкаленко
Очередной обман прикормленных "учёных мужей"!Всем Людям Желаю Здравствовать! Благости!
Георгий Ситнянский
"В XIII веке Чингисхан завоевал значительную часть Китая. Его потомки завершили начатое, построив самую большую империю в истории человечества. Захват монголами Китая косвенно ударил по Руси и Европе. Монголы захватили здесь много умелых инженеров, которые помогли им брать неприступные замки".
С другой стороны, Китай отвлекал на себя основные силы Чингизидов. По некоторым сведениям, в 1250-1260-х гг. там сражалось 2-3 млн. воинов - в 10 раз больше, чем пошло с Батыем на Русь и дальше. А ну, направилось бы туда всё это воинство - смели бы всю Европу в Ла-Манш!
Александр Малышев
Да уж,так бы ЧингизХан и Чингачгука бы спас от ковбойцев
Валерий Юрьев
Зачем же сметать всю Европу в Ла Манш, и почему именно в него? А кто ж тогда дань бы платил? Они ведь не смели весь Китай в какое-нибудь Желтое море.
Что касается «некоторых сведений» о 2-3 млн. сражающихся в Китае. Сведения вполне заслуживают доверия. Вся штука в том, что в это время Китай не был единым, а был расколот на 4 царства, не питающих друг к другу симпатий. И смышлёные монголы заключали союзы то с одним, то с другим царством, завоевывая Китай в основном руками самих же китайцев. Для удобства чжурчженей я тоже тут причислил к «китайцам». Потом, конечно, они «кидали» бывших союзников. Это долгие годы было их стратегией.
Самих же монголов в XIII веке было сравнительно немного, например, по мнению Харпачевского – всего 1 миллион, или чуть больше. При этом надо понимать, что основным их занятием была все-таки не война, а скотоводство, и войско, правда – прекрасно обученное и вооруженное, в несколько сот тысяч всадников они набирали только при мобилизации : 1 всадник от семьи.
Сколько монголов шло с Батыем на Запад – сказать трудно, сколько исследователей, столько и мнений. Но практически все сходятся в одном : по пути они собирали в свое войско всю подчинившуюся им мелкую степную сволочь. Неподчинявшихся убивали, чисто из практических соображений, чтоб не оставлять в тылу занозу.
Георгий Ситнянский
В 1250-60-х в Китае было уже только одно царство - Империя Сун. В остальном всё правильно. А "смели в Ла-Манш" - метафора, в смысле "завоевали бы без проблем".
Сергей Елшанский 
Представте 2млн воинов, 4млн. лошадей идут в Европу. Им же каждый день кушать и пить надо.
Валерий Юрьев
"В 1250-60-х в Китае было уже только одно царство - Империя Сун."
Правильнее сказать не "было", а "оставалось".
К 1280 г. последние остатки китайских войск Сунской империи были окончательно разбиты.
Георгий Ситнянский
500 тыс. хватило бы - с учётом того, что 250-300 тыс. после Руси прошли пол-Европы до Адриатики и границ Германии, и лишь там их удалось остановить.
вадим ашаев
Разбив венгров, монголы посеяли панику в ещё не просвещённой, но считавшейся цивилизованной Европе. Император священной римской империи сбежал, вельможи кто укреплял замки, кто бежал. Никакого централизованного отпора захватчикам не было и в помине. Вспомните весну-лето 2020 года, европейский союз, на некоторое время, распался, страны были сами по себе. Монголы дошли до Италии, но из-за борьбы за трон в Каракоруме остановили экспансию. Остановка и следующий уход монголов, в Европе назвали чудом, так как ничем другим не могли объяснить свою беспомощность противостоять пришлым захватчикам.
Георгий Ситнянский
Отпор был, монголам несколько раз настучали по репе в Чехии и Германии. Что из-за смерти Угедэя поход прервали - чушь: уж если после смерти Чингис-хана не прервали поход на тангутов... А позже, в 1259 г., смерть Мункэ-хана не помешала походам ни на Китай, ни на Ирак и Египет.
Георгий Ситнянский
Забыл добавить: но это - при 250-300-тысячной армии Батыя, значительная часть которой уже полегла на Руси, в Польше и Венгрии. А пошло бы столько, сколько я говорил?
вадим ашаев
Точнее пробовали настучать "по репе в Чехии и Германии", с большими потерями для самих "стучальщиков". Европейская знать знала одно спасение - бежать, что массово и происходило. К настоящему сопротивлению ордам захватчиков Европа была абсолютно не готова. От того ужаса для Европы и поныне осталось мало известное наследие. Культуру макарон в Италию принесли монголы, "дикие азиатские кочевники".
Сергей Елшанский 
2млн. воинов, если даже 100г. еды на воина в день – это 200 тонн еды в день. это не считая 4 млн. лошадей, и не считая воду.
Георгий Ситнянский
Отнюдь. При Лигнице в Силезии была победа Батыя, но "пиррова", наступать дальше они не решились. При Ольмюце (Моравия), под Веной и в Штирии и под Клисом в Хорватии потерпели несколько довольно чувствительных поражений. Могли бы, конечно, наступать дальше, но... На Руси было 6 млн. населения, и её до конца сломить не удалось, да и в Польше и Венгрии партизанская война продолжалась. А впереди лежала 15-миллионная Германия, и было видно, что немцы (и чехи) без боя сдаваться не собираются. Да и французский Людовик IX "Святой" готовился к отпору.
вадим ашаев
Даже сейчас, спустя столетия, масштаб вторжения татаро-монгольских армий в Центральную Европу поражает: это конный «блицкриг» в чистом виде. В считанные недели с января по март 1241 года пали десятки городов. Колонны беженцев Венгрии и Польши тянутся на Запад. Два могучих королевства раскатаны в пыль. Армии уничтожены под Легнице и Шайо. От Германии до Англии беженцы рассказывают страшные вещи. Леденящий ужас охватил Европу.
Поднимать Европу некому. Папа Григорий IX в августе 1241 года умрет. Преемник Целестин IV умер через несколько недель. Следующий папа - Иннокентий IV взойдет только в июне 1243 года, монголов уже не будет. Объединителем Запада мог стать император Священной Римской империи Фридрих II. Кому как не лидеру сильнейшей державы Запада возглавить крестовый поход? Но Фридрих II сидит на Сицилии. Отлученный от церкви, поглощенный враждой с Италией и римским папством.
Сын императора и король Германии Конрад IV издает королевский Указ. «Мы приняли всепобеждающий знак креста против тартар без воли римского папы. Мы будем нести крест до ноября и далее, если захочет Господь». Готовились основательно, надо собрать все силы в кулак... Огромная армия собралась в Германии, 60-70 000 мечей.
Крестовый поход против монголов имел все шансы на успех. Весы Истории качнулись.Но... Европейские историки утверждают, что неизвестно по каким причинам Батый повернул обратно. Удобная, демократичная позиция.
Георгий Ситнянский
В Польше и Венгрии - даже быстрее: не "с января по март", а в марте только вышли к польским и венгерским границам. Эти страны прошли насквозь за 3-4 недели, а вот дальше забуксовали.
вадим ашаев
Посреди царящего во всей Европе феодального бардака с символическими войнами немногочисленных дружин — которые если бы и знали слово «дисциплина», то посчитали бы его за ругательство и оскорбление рыцарского достоинства — монголы создали иную армию. Армию с управляемостью на уровне если не XVIII века, то уж периода расцвета Римской империи — несомненно.
В мире, где несколько сотен всадников уже считались серьёзной полевой армией, монголы оперировали туменами. В теории тумен включал в себя десять тысяч воинов, на практике их было заметно меньше… Но для создания должного эффекта вполне хватало и этого.
Фридрих II Гогенштауфен, правитель Священной Римской империи крайне внимательно следил за действиями монголов ещё до появления их в Центральной Европе. Утомлённый бесконечным бардаком и феодальными интригами своих вассалов, в переписке с ханом Батыем он писал, что мог бы стать неплохим сокольничим при монгольском имперском дворе.
Антон Луценко
А произошёл бы человек от мотылька, у Георгия Ситнянского были бы не только серебристо-серые крылышки на спине, но и усики-антенны на макушке. Но ничего этого ВНЕЗАПНО нет - печалька!
Всеволод Китайев 
"И ради чего все это?"

Ради целенаправленной и планомерной утилизации собственного населения. Ибо главная проблема древнего Китая - именно перенаселение (хороший теплый климат, люди плодились быстро). Отсюда же кстати, растут корни многочисленных гражданских войн.
Жигунов Александр
Ну это совершенно бессмысленно,можно народ использовать на рудниках,в море,в лесах.Про войне спорить не буду.
Вопрос в другом:КТО строил эту стену?Считаю,что не китайцы.https://male.mediasalt.ru/velikaya_kitayskaya_stena_sravnenie_fotografiy
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Великая Индийская Стена
Великая Индийская Стена
3
Мужской журнал 10:01 21 июл 2018
Невозможные артефакты  (великая техасская стена).
Невозможные артефакты (великая техасская стена).
3
Мужской журнал 11:00 09 июн 2019
Кочевая империя монголов. Как и почему
Кочевая империя монголов. Как и почему
14
Мужской журнал 09:01 17 окт 2021
Чудеса да и только! Почему в Норильске жилые дома строили без балконов
Чудеса да и только! Почему в Норильске жилые дома строили без балконов
3
Все о работе руками 06:01 13 апр 2024
Для чего в Питере строили дома с крошечными закутками во дворах, которые теперь не используются
Для чего в Питере строили дома с крошечными закутками во дворах, которые теперь не используются
1
Все о работе руками 10:00 01 июл 2024
Великая Келасурская стена
Великая Келасурская стена
0
Мужской журнал 10:00 04 сен 2019
Стена на границе Белоруссии и Польши – только начало
Стена на границе Белоруссии и Польши – только начало
13
Ваши новости 08:00 03 окт 2021
Как выглядит заброшенная китайская Рублевка, в которой сотни особняков
Как выглядит заброшенная китайская Рублевка, в которой сотни особняков
6
Все о работе руками 08:00 14 сен 2023
Сыреет стена, что делать?
Сыреет стена, что делать?
3
Все о работе руками 09:00 20 ноя 2023
Зачем на крышах «сталинок» строили небольшие домики
Зачем на крышах «сталинок» строили небольшие домики
0
Все о работе руками 06:01 22 фев 2022
Украинец: "Великая Отечественная война - это фейк"
Украинец: "Великая Отечественная война - это фейк"
83
Ваши новости 10:28 21 янв 2019
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
3
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства