То что нужно настоящему мужыку!

Как Будённый разбил белых в крупнейшем кавалерийском сражении XX века

В начале марта 1920 года состоялось грандиозное кавалерийское сражение, в котором участвовало до 25 тыс. бойцов. Битва произошла на территории Всевеликого войска Донского, и сражались в ней бывшие соотечественники, разделившиеся на белых и красных. Результатом рубки стал разгром белой казачьей кавалерии силами недавно созданных кавдивизий революционных военачальников Буденного и Великанова.

Начало сражения

23 февраля 1920 года белая конница генерала Павлова из станицы Егорлыкской перешла в наступление на северный фланг войск Буденного. На следующий день казачьи части оттеснили передовые части 1 Конной армии и вошли в станицу Среднеегорлыкская. 25 февраля Павлов с расчетом, что красные направляются на Тихорецкую с целью выхода им в тыл, начал продвигаться в сторону на станицы Белая Глина.

Для разгрома войск Павлова части 1 Конной армии и группа Великанова начали выдвижение в районе станиц Среднеегорлыкская и Егорлыкская. 25 февраля разведчики 1 Конной армии увидели в степи колонны казаков 4 Донского корпуса, которые шли без разведывательных разъездов. Обстреляв белых из пулеметов и артиллерии, красные сабельным наскоком разгромили станичников.

Колонны 2 Донского корпуса белых под руководством генерала Павлова вышли на пехотинцев 20 дивизии и начали выстраиваться для боя, но с правого фланга на них обрушился огонь артиллерии 4 кавалерийской дивизии. Одновременно с восточного направления в атаку понеслись бойцы 4 и 11 кавалерийских дивизий.

В ожесточенном бою с нередкими кавалерийскими сшибками белые силы оказались рассеяны. В руки красных попало три десятка орудий, сотня пулеметов и тысяча пленных. На протяжении дня революционные кавалеристы наседали на отступающих станичников и сходу овладели Среднеегорлыкской. Всего в битве участвовало 15 тыс. революционных кавалеристов и порядка 10 тыс. белоказаков.

Развязка боя

Остатки группы Павлова стали стягиваться к станице Егорлыкской. Деникин, понимая опасность наступления красной кавалерии, экстренно перебрасывает туда Добркорпус генерала Кутепова, конницу генерала Юзефовича и Кубанские бригады. К 1 марта численность войск красных составляла более 10 тыс. сабель и почти 3000 штыков при 60 орудиях и 240 пулеметах. Белогвардейские войска насчитывали до 13 тыс. сабель, 3500 штыков.

Крупнейшее кавалерийское сражение ХХ века, в котором участвовало 25 тыс. бойцов, началось 1 марта 1920 года в 10 утра. Февральские 20-градусные морозы сменились резким потеплением с сильной распутицей. Первой в битву вступила красная пехота, которая потеснила пластунские казачьи части. В это время белые контратаковали левый фланг пехоты противника. Буденный ответил встречным шоковым кавалерийским ударом, силами двух дивизий. Бойцы 1 Конной армии потеснили казаков, которые начали отступать к окраинам станицы. Наседающие красные оказались сметены пулеметным огнем белых и отступили. Одновременно с кавалерийской сшибкой на правом фланге под казачьими наскоками гибла 20 стрелковая дивизия.

Частое маневрирование конницы ослабило центр красных боевых порядков. Именно туда нацелилась элита белой кавалерии — бригада Барбовича. Сильнейшим таранным ударом она разметала «жидкие» пехотные линии, но уперлась в заранее подготовленные позиции пулеметных рот.

Шквальный огонь буквально скосил первые ряды наступающей кавалерии. Основная ее часть повернула назад, и только сводно-гвардейский полк продолжал нестись в галоп. После рубки с буденновцами подразделение погибло. О ярости боя говорит то, что из 16 офицеров полка 10 были убиты, а 4 ранены. Поражение в центре привело к полному отступлению белой кавалерии к Егорлыкской.

Красная конница удачно действовала благодаря пехоте, которая сковывала кавалерию противника и не давала ей маневрировать. Вечером 1 марта началось фронтальное сражение, и уже в сумерках красные вошли в станицу, на улицах которой закипели уличные бои. Ко второй половине ночи буденновцы полностью овладели Егорлыкской и станцией железной дороги.

Итогом сражения стал разгром казачьей кавалерии Деникина. После такого поражения Добровольческая армия начала отход на всех фронтах, а РККА смогла провести удачное наступление на Кавказском направлении.

Казаки устали

Основными причинами победы красных называют нежелание основной массы казаков сражаться за «белое дело». Казачество устало от постоянной войны, а масла в огонь подливал конфликт между кубанцами и донцами. Первые обвиняли вторых в начале вооруженного сопротивления большевикам, а жители донских станиц считали, что казаки Кубани были изначально слишком пассивными в выборе стороны.

По воспоминания изюмского гусара А. Г. Гольма: «Казаки фактически воевать кончили. Кубанцы стремились домой, а оставшиеся еще в строю ехали без винтовок и были настроены далеко не воинственно. Не лучше обстояло дело и с донцами, часть которых уже осталась дома, конница же генерала Павлова была изнурена большими переходами, лошади еле двигались, а многие люди были обморожены».


Источник: Как Будённый разбил белых в крупнейшем кавалерийском сражении XX века
Опубликовал:
Теги: дорога история война переход огонь человек

Комментарии (36)

Сортировка: Рейтинг | Дата
николай орешин 
Как могли большевики, которых в 17-м году было не многим более тысячи человек, не просто захватить власть в самой большой империи мира, но и удержать её? Российская империя воевала в 1-й мировой войне и воевала весьма неудачно. Большевики сказали хватит. Мир без аннексий и контрибуций. Российская империя - страна крестьянская с весьма несправедливым правом на земельную собственность. Большевики сказали хватит: землю крестьянам. Мир, земля, свобода и равенство - вот то, что позволило большевикам захватить и удержать власть. И, что бы не писали и говорили "дети ЕГ", именно Большевики создали самую передовую и справедливую страну в мире - СССР. Не большевики начали гражданскую войну - гражданская война началась с мятежа в Ярославле и Рыбинске. Но большевики оказались готовы к этой войне и сумели победить. Не большевики начали 2-ю мировую войну, но СССР сумел победить и в ней, против объединённой Европы. Этого нам, Советскому Союзу, не простит никто и никогда. Нет СССР? Но есть Россия, его преемница и наследница. Значит и нам не стоит ждать от Запада ничего хорошего. Но готовы-ли мы противостоять? В общем-то ДА. Но жертв внутри снова будет бессчётно...
Георгий Ситнянский
Хорош совковатный бред нести. "Мир без аннексий и контрибуций" - ага, отдали немцам полстраны до Пскова и Ростова и дань заплатили золотом, сырьём и продовольствием. Это когда война, по сути, уже была выиграна. "Про самую справедливую и передовую страну в мире" - вообще слов нет, одни маты. А мятежи в Ярославле и Рыбинске отчего - не оттого ли, что большевики узурпировали власть, повыгоняв все другие партии из Советов, куда их, между прочим, народ выбрал? Про "объединённую Европу" 1941 года даже Совагитпроп стеснялся брехать... Ну и - воевать, воевать, воевать, "ВсеКругомВраги"...
михаил дуванов 
кроме гуано ты не в состоянии чего либо путевое написать
Алексей Брауде 
Та огромная территория и находящиеся в недрах богатства (называемые Россией) ВСЕДА будут привлекать ВСЕХ СОСЕДЕЙ. Поэтому население этой территории (называемое РОССИЯНАМИ, в т.ч.и "русскими" ВСЕГДА будут стараться минимизировать. Причём не тратя свои ресусы, а инспирируя самоуничтожение-ИГО, СМУТА, реформы,Гражданская война,ПЕРЕСТРОЙКА и пр.
Владислав Мельник 
В гражданской войне победили ни красные, ни белые. В ней победили те, кто её организовал - страны Антанты:
1. Продавая оружие красным и белым за царское золото, коего предостаточно было у обеих сторон.
2. Под шумок грабя Россию, пользуясь беспределом, беспрепятственно вывозя с оккупированных территорий товарно-материальные ценности.
3. В итоге Россия осталась не у дел, когда по итогам 1 мировой войны подписывали Версальский мирный договор.
Георгий Ситнянский
Факты, что гражданскую войну организовала Антанта, в студию! Хотя да, с 1917 по 1922 Россия потеряла больше территорий, чем во всех предыдущих проигранных войнах от Ливонской до Русско-японской вместе взятых.
Александр Мельников 
Зазомбировали бедноту и босоту ,им нечего терять было шли на смерть ради чего? Одни лозунги ,но сработало ,а потом Сталин на запад луканулся ,надо было промышленность подымать ,все просто и ужасно ,одновременно ,но ,как видим это не работает,.
М Ю
Вы, видимо, простой клерк... В нынешних условиях происходит прямо противоположное: современная молодёжь полностью зомбирована "лозунгами запада" - деньги, деньги, деньги...
Современной промышленности нет - всё что создавалось поколениями советских людей разрушено! Почти ВСЯ СТРАНА занимается торговлей: перепродаёт то, что сделали бедные слои населения забугорья...
После Гражданской войны, именно Сталин ПОДНЯЛ страну: было построено более 2 000 (ДВЕ ТЫСЯЧИ) заводов. У "зомбированной бедноты и босоты" (по-вашему) появилась работа, средства к существованию, стабильность и вера в будущее!!!
А сейчас ЧТО?
Практически ВСЕ ЗАВОДЫ разрушены, перспектив на будущее - нет, стабильности - нет!
И что самое главное - разрушается образование, искажается история, навязывается идеология денег...
Ответ: а зачем руководству МЫСЛЯЩЕЕ НАСЕЛЕНИЕ!!! Быдлом легче управлять!
Александр Стахеев 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Напомнить Сталинский ГУЛАГ ,А.Л.Ж.И.Р.!!!??? И без помощи специалистов с ,,запада,, ничего не смогли тогда сделать ! Этот ,.Кремлёвский горец,, ничего не сделал самостоятельно! Отобрав у крестьян землю ,заставил работать за трудодни ,т.е.- бесплатно ! На него трудилась и армия рабов ГУЛАГа ,которым не надо было платить! Выгнали из страны или прикончили замечательных специалистов ....Всё выискивали врагов да шпионов! Мразь ,.чернож...я,, с кодлой,,бухариков,, толкал страну к войне ! А после 1945 го выжившая толпа предателей ,ворья ,пьяни и прочих подонков кинулась за ,,сладким ,, куском ,делила власть , делила ресурсы страны ! Это самая ротвратительная нация на Земле - ,.советские,,!Будьте вы все ПРОКЛЯТЫ ! Читайте в сети ,.Российские династии - сплетение судеб,.! Я горжусь своими предками!
Георгий Ситнянский
"У "зомбированной бедноты и босоты" (по-вашему) появилась работа, средства к существованию"
Особенно у колхозников...
"стабильность и вера в будущее!!!"
Цитата в тему: "Главное - не накормить человека, а внушить ему, что он сыт" (д-р Геббельс).
М Ю
Я Вам отвечу. И во времена Сталина, и сейчас было много завистников. Судя по Вашим словам - Вы неудачник и завистник. Ищите противоречия внутри себя. Согласен, при Сталине могло быть и такое: у соседа была "замечательная мебель". Второй сосед пишет в НКВД кляузу. И ЖДЁТ, КОГДА ПРИЕДУТ!!! Чтобы быть "понятым". Когда соседа "увезут", то понятому было дозволительно прихватить "чужое"!!! НО - ЭТО ВСЁ ЗАВИСЕЛО ОТ СОВЕСТИ СОСЕДА!!! Если у соседа не было совести, то КАКАЯ РАЗНИЦА, КТО У ВЛАСТИ!!! ЭТО ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖАДНОСТИ И АЛЧНОСТИ. А ОНИ БЫЛИ ВСЕГДА.
Радик Муртазин 
Александр. Гордится предками угнетателями , не самое лучшее занятие в настоящее время! Надобно страну спасать от "выжившая толпа предателей ,ворья ,пьяни и прочих подонков кинулась за ,,сладким ,, куском ,делила власть , делила ресурсы страны!", как верно вы подметили существующую действительность!
Sergey Kychkin 
если бы не СОВЕТЫ, сосал бы ты сейчас немецкий половой орган
Владимир Ахтырченко
А.С. Предкам и гордитесь, и есть за что! А зачем же проклинать потомков? Не по русски это... Россию надо принимать, какая есть, классики давно всё объяснили...
Георгий Ситнянский
Какая разница, кто у власти? А в какой ещё стране по доносу жадного соседа увезут, не проверяя? И кто, как не власть, создал такую ситуацию?
Георгий Ситнянский
Хорош врать! От Наполеона без твоих Советов отбились куда легче, чем от Гитлера. Отсталая (на тот момент без кавычек) крепостная Россия, между прочим.
Георгий Ситнянский
Радик, хорош повторять совагитпроповскую байду - "угнетатели"! По крайней мере, во времена предков Стахеева рабочий мог уйти на другую работу, а вот один капиталист передать или продать другому без его согласия не мог, как это было при Сталине.
Сергей Лапинский 
Утомили, Александр, своим спамом....
Василий Алексеевич
СИТНЯНСКИЙ, НЕ ПОРИ ЧУПУХУ! уДАЧНО СО сТАХЕЕВЫМ ВЫ ВМЕСТЕ ОКАЗАЛИСЬ. дЕРЬМО ОДИН, ИДИОТ - ДРУГОЙ. ПАРОЧКА ТА ЕЩЕ! НУ ТЫ САМ ПОСУДИ: НЕ МОГЛИ МЫ ПОБЕДИТЬ В ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ И ВЕЛИКУЮ ОТечЧЕСТВЕННУЮ, если бы все было как ты далдонишь и пудришь всем мозги. У тебя мозги набекрень свернуты, глупости заумной тьма! Ты же за сои слова-то отвечай. А то пургу гонишь и не стыдишься своего словесного дерьма. Успокой душу свою, Ситнянский
Георгий Ситнянский
Как всегда, "гав-гав-гав!" вместо аргументов...
Василий Алексеевич
Ситнянский, не "гав-гав-гав", а ответ тебе. Тебе другой и не нужен. Я же писал, что ты недалекий человек и в своих рассуждениях, и в своих выводах.
Дремучесть полная, правда, занаученная. Красиво, но тошнотворно, деловито, но подло, азартно, но пустовато. Ни уму, ни сердцу. Каким же деревяным (то есть тупым) надо быть, чтобы не любить свою Родину, ненавидеть все живое в ней. Эх ты, историк недоделанный. Слушай, а попроси ты у Стахеева, своего собрата по ахинее, книги его предков и читай с утра до ночи. Может быть, тебе легче станет? Вот это будет настоящее "гав-гав-гав". Спокойной тебе ночи, Ситнянский!Спи с миром!
Георгий Ситнянский
Может, я и недалёкий в рассуждениях и выводах, но у тебя таковых вовсе нет, а одна брань. Ну, ещё демагогия ("ненавидишь свою Родину и всё живое в ней"). "Смешение Отечества с Его Превосходительством" (Салтыков-Щедрин).
Z В. М.
Юзик синявский, тебе не надоело нытье? Гундишь, гундишь одну и ту же песню,пиндосы больше то не заплатят. Придумай что-нибудь новое. Или погоняло другое возьми. Слышал я что твой папик в войну пришёл в партизанский отряд типа возьмите меня. А командир ему: без проверки нельзя. Вот тебе листовки,нужно распространить. Папашка твой через десять дней приходит и говорит: нихерасе вы мени задачу сложную дали- еле еле всё продал таки.
михаил дуванов 
еще один вместе с ситнянским на службе западных идеологов
Георгий Ситнянский
Быдло всегда считает, что все, кто смеет с ним не соглашаться, "проплачены врагами"...
Z В. М.
Юзик,ты на кого сявку разеваешь?! Учись кукарекать, пригодиться.
Arkady Ustinov
Согласен с вами в оценке нынешнего положения и народа и страны.
михаил дуванов 
В разгар Гражданской войны, в июле 1918 года шли тяжелые бои за Царицын, будущий Сталинград. Обороняли город красные отряды бойцов под фактическим командованием товарища Сталина.

Город был почти полностью окружен белогвардейскими казачьими частями. Командовал осадой Царицына небезызвестный атаман Краснов.

Да-да, тот самый Краснов, что в Великую Отечественную соберет антисоветчиков-казаков в донскую конную армию и примется вырезать советские деревни. Тот самый, которого военный трибунал повесит после Победы, в 1947 году вместе с его нацистским куратором фон Паннвицем.

В ходе сражения за одну из небольших деревень под Царицыным красноармейцы захватили отряд белых. Отряд был примечательным, по словам крестьян - уже не впервые откровенно бандитствовал.

Крестьяне показали, что эти же самые офицеры уже несколько раз грабили деревню. А в последний приезд еще и учинили расправу над четырьмя молодыми девушками при всем честном народе.

То, что пленных не шлепнули прямо там же, свидетельствует о высокой дисциплине красных бойцов. Белые так с захваченным противником обычно не церемонились.

Дело арестованных карателей оказалось на столе Революционного военного совета Царицына. Кто-то предлагал без затей пустить белых казачков в расход, кто-то выступал за пожизненную каторгу.

Слово взял молодой Сталин. Расстрелять белых - дело нехитрое. Но чем тогда мы сами будем отличаться от белогвардейцев? Нет, наказание должно быть суровым, но законным.

Пожизненная каторга - слишком суровое наказание. Непременно о том напечатают в газетах, а советская власть совсем молодая, шатается под ударами интервентов. Нельзя давать врагам еще один козырь в руки.

Но решение как наказать и сохранить лицо есть. Ленинский тезис о мировой революции тогда еще не оспаривался, но всем было ясно, что борьба за победу коммунизма по всему земному шару - дело не быстрое.

Сталин показал членам РВС свой проект резолюции на приговоре. И все согласились, что так и вправду гораздо гуманнее.

Чеканная сталинская фраза гласила: "За совершенные преступления осудить на каторжные работы. Срок - до полной победы мировой революции!!!"
Александр Стахеев 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Читайте в сети,,Российские династии -сплетение судеб ,, ,,И.Стахеев -Концерн,, ,,Н.Д.Стахеев - Москва,, ,,Стахеевы -1937год,, ,,Стахеевские чтения в Елабуге ,, и т.д. Это были замечательное люди России....но грянул ,,Кровавый Переворот,, 1917 года!!!.....
Вадим Марин 
Александр Стахеев! Я сам родился в Елабуге и знаю кто были Стахеевы, Ушковы, Кирбасовы, Шишкины и другие замечательные русские купцы, которые не только много зарабатывали на торговле, но и были меценатами и городскими благотворителями. Моя бабушка с 15 лет до революции была в горничных в доме у одного из Стахеевых и рассказывала мне как хорошо к ней относились хозяева дома. Но случилось страшное - САМОЕ СТРАШНОЕ, что только может быть с народом - Гражданская война! Бабушка мне рассказывала с каким остервенением "белые" убивали СЕМЬИ "красных" на огородах своих домов, а "красные" расстреливали СЕМЬИ "белых" на огородах своих домов! При этом трупы даже не захоранивали. Мой прадед Василий Зотиков (отец бабушки) под покровом ночи разыскал на берегу реки Камы тело своего работодателя купца Кибардина, расстрелянного красными, и похоронил его. Более того, белые, например, выкопали и выкинули из могилы труп красного командира Е.Маленкова. Елабуга несколько раз переходила из рук в руки во время гражданской войны. Когда я был пионером и комсомольцем я под давлением советской пропаганды, естественно, был за красных. Когда случилась "перестройка" (я бы сказал "переломка") я стал за белых. Но я был еще молод и неопытен! Сейчас я ни за красных, ни за белых, или может быть, наоборот, и за красных и за белых...То что Вы, Александр, относитесь к русскому многострадальному народу как к быдлу не делает Вам чести. Вы должны понимать, что и сами Вы не "голубых кровей", а потомок сильно разбогатевших умных и предприимчивых выходцев из простого народа. То что случилось, то случилось! Бог попустил это и мы не можем пока до конца понять, что и для чего-то это было нужно, может быть для того, в частности, чтобы все простые люди стали поголовно грамотными в России, получая обязательное среднее образование и потом, отразив страшный удар коллективного Запада, вывели свою Родину в Великие державы. Однако, до сих пор постоянно такие как Вы оголтело орут о "красном быдле", которое уничтожило цвет Российской империи. Короче говоря, к великому сожалению, даже через 100 лет не произошло окончательного примирения в умах русских людей. А этого требует наша с Вами Родина, это требует наша История...
Рашит Самигуллин
Читая Ваши комментарии складывается впечатление,что Ваши предки открестятся от такого родственника,даже те,кто пострадал ни за что.
Питер Петренко 
"Сейчас я ни за красных, ни за белых, или может быть, наоборот, и за красных и за белых" - и это самое правильное.
Сергей Лапинский 
Что, книжка, никому не нужная, плохо продается?
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Секс-символы ХХ века
Секс-символы ХХ века
12
Мужской журнал 18:21 08 апр 2022
Как спали в Средние века
Как спали в Средние века
6
Мужской журнал 10:01 04 сен 2021
Чем отличаются власовцы - от белых офицеров и казаков
Чем отличаются власовцы - от белых офицеров и казаков
46
Ваши новости 18:44 31 авг 2018
Турчинов: Я бы с удовольствием разбил армию Путина...
Турчинов: Я бы с удовольствием разбил армию Путина...
9
Ваши новости 13:01 12 апр 2018
230 лет назад Ушаков разбил "Крокодила морских сражений"
230 лет назад Ушаков разбил "Крокодила морских сражений"
1
Мужской журнал 12:01 03 июл 2018
Касатки открыли охоту на белых акул
Касатки открыли охоту на белых акул
4
Мужской журнал 08:00 13 фев 2020
Море стало красным от крови: дерзкий рейд русской эскадры уничтожил целый флот в крупнейшем сражении
Море стало красным от крови: дерзкий рейд русской эскадры уничтожил целый флот в крупнейшем сражении
1
Мужской журнал 10:00 01 сен 2020
Из-под колес автомобиля вылетел камень и разбил стекло едущей сзади машине, считается это ДТП?
Из-под колес автомобиля вылетел камень и разбил стекло едущей сзади машине, считается это ДТП?
0
Авто-Тема 06:42 24 фев 2022
Как русские сокрушили турецкую армию в Мачинском сражении
Как русские сокрушили турецкую армию в Мачинском сражении
0
Мужской журнал 09:00 09 сен 2021
Что делать, если прилетевший из-под колес камень разбил лобовое стекло
Что делать, если прилетевший из-под колес камень разбил лобовое стекло
4
Авто-Тема 08:31 05 июн 2024
Не надо ничего тереть и кипятить! Грязь сама сойдёт с белых вещей
Не надо ничего тереть и кипятить! Грязь сама сойдёт с белых вещей
1
Все о работе руками 13:01 24 окт 2023
Почему Европа в Средние века на несколько столетий разучилась плавать
Почему Европа в Средние века на несколько столетий разучилась плавать
8
Мужской журнал 08:01 25 дек 2019

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства