В 1892 году Чехов опубликовал рассказ «Попрыгунья», который едва не стал причиной дуэли. Оскорбленным сюжетом и сходством себя посчитал не кто иной, как художник Исаак Левитан.
Скороспелые картины и рассказы по штуке в день
Чехов и Левитан дружили очень давно — со времен переезда первого в Москву. Брат Чехова Николай перебрался в город из уездного Таганрога на пару лет раньше: он, будучи художником, имел обширные знакомства в творческой среде и познакомил Антона с Левитаном. Молодых людей связала крепкая дружба и любовь к приключениям: однажды они купили у лавочника апельсинов и стали продавать их в метре от лавочки в два раза дешевле, за что едва не угодили в полицию.
Два классика: Чехов и ЛевитанЛето друзья проводили на даче, устраивая совместные спектакли и всячески подшучивая друг над другом. На дверь флигеля Левитана вешали объявление, что он продает «скороспелые» картины, а тот в ответ подшучивал, что и Чехов готов выдавать рассказов по штуке в день. Сохранилась небольшая часть их уморительной переписки.
Глисты в сердце
Здесь же завязались романтические отношения между Марией Чеховой, сестрой Антона Павловича, и художником. В первый и последний в жизни раз Левитан сделал предложение. Маша, посовещавшись с братом, решила художнику отказать. Возможно, причиной ее отказа стала уверенность Чехова, что Левитан слишком непостоянен и не сможет хранить верность. В шутку Чехов, объясняя ветреность Левитана, даже поставил другу диагноз «глисты в сердце», которые лечатся женщинами бальзаковского возраста и неподвластны юной Маше. Художник о роли друга в этой истории наверняка догадывался.
Попрыгунья
С диагнозом доктор угадал: через короткое время художник завел роман с замужней женщиной на 10 лет старше его — Софьей Кувшинниковой. Под предлогом уроков живописи влюбленные проводили время вместе и ездили на пленэр на Волгу. Муж Софьи был коллегой Чехова — полицейским врачом и на роман предпочитал закрывать глаза. Чехов же промолчать не смог: в рассказе «Попрыгунья» он изобразил молодую девушку, которая, имея романтические отношения с художником и восторгаясь поэтами и творческой богемой, совершенно не замечает своего мужа — одаренного врача.
Любовники и разоблачительРассказ, конечно, утрирует сложившуюся историю, но лишь в том смысле, что Кувшинникова вовсе не была такой легкомысленной, как героиня Ольга Ивановна. Ее литературный и художественный салон, просуществовавший в Москве около 10 лет, очень ценили и сам Чехов, и Репин, и прочие современники. Ольга Книппер-Чехова отзывалась о Софье как об оригинальной, талантливой и изящной. Кувшинниковы были в хороших отношениях со всем чеховским семейством.
Скульптура «Дачница» на набережной города Плёса, прообразом для которой стала КувшинниковаРассказ прогремел как гром среди ясного неба. Пораженный сходством Левитан не только собирался стреляться с автором, но и бросил Кувшинникову. Чехов пытался оправдаться, еще больше задевая Софью, написав, что странно было 42-летней женщине узнать себя в 20-летней героине. О рассказе, однако, говорила вся Москва, не ставя под сомнение состав его участников.
Через три года Чехов и Левитан все же помирились, а вот с бывшей возлюбленной художник больше ни разу не встречался.
Источник:
Комментарии (3)