То что нужно настоящему мужыку!

Как две британские подлодки сдались немцам. Одного командира после войны судили, другого - нет

ПЛ "Seal" (Тюлень) была подводным минным заградителем, одной из 6 лодок этого типа.

Судьба их сложилась трагически, погибли все за исключением одной. Но самая заковыристая досталась именно "Seal". 29 апреля 1940 года она была отправлена установить 50 мин в проливе Каттегат.

Вышло так, что как раз перед этим в том районе отметилась однотипная лодка "Нарвал", и немецкая противолодочная оборона была взбудоражена. Надо помнить, что глубины в датских проливах совершенно незначительные . 4 мая "Тюлень" был обнаружен немецким "Не-115" и получил небольшие повреждения от сброшенной им бомбы:

Хейнкель-115

Глубины опуститься ниже 27 метров не позволяли. Тем же утром командир лодки лейтенант-коммандер Руперт Филип Лонсдейл обнаружил в районе запланированной постановки мин противолодочные корабли, занятые поиском и принял решение поставить минное поле в запасном районе, в районе острова Винги у Гётеборга. Немного о самом Лонсдейле. Я нашёл только одну его фотографию, время съёмки не указано, может, и немного раньше:

Выполнив минную постановку, лодка отправилась в обратный путь, но была обнаружена противолодочниками и начала манёвры уклонения. С другого курса к ней приближались Шнелльботы. В итоге лодка попала на неизвестное минное поле, зацепилась носовым горизонтальным рулём за якорный трос мины, и та, притянутая к корпусу, взорвалась в районе кормы. Это произошло примерно в 18:30. Лодка получила большие повреждения и упала на дно, глубоко увязнув в донном иле.

Как ни странно, преследователи оставили лодку в покое, может знали об этом минном поле. Поскольку темнеть начинало не ранее 22:30, всплывать ранее было опасно. Меж тем воздух становился малопригодным для дыхания, ведь лодка находилась под водой почти сутки, а в результате поступившей в прочный корпус воды его давление было повышенным. Первая попытка всплыть с помощью продувки балласта не удалась, ил прочно удерживал лодку. Лодка оставалась на дне с дифферентом почти 30 градусов на корму.

При второй попытке был сброшен 11-тонный дроп-киль, чтобы облегчить лодку, но успеха опять не произошло. Тогда Лонсдейл решил использовать последнее средство - собрал всю команду для чтения молитвы "Отче наш". А после этого всем ещё не потерявшим сознание было приказано карабкаться по натянутому тросу в самый нос лодки, чтобы создать дифферентующий момент. И вдобавок запущены электромоторы. Поскольку винты были погружены в ил, электродвигатели загорелись, но тут же потухли из-за нехватки кислорода в воздухе. Была открыта последняя группа баллонов сжатого воздуха и, о, чудо - лодка начала всплывать.

В 01:30 лодка оказалась на поверхности. После того, как открыли рубочный люк. многие снова потеряли сознание. Рулевое управление не действовало, один из дизелей был выведен из строя. Командир решил пробираться в территориальные воды нейтральной Швеции, но в 02:30 "Тюлень" был обнаружен двумя патрульными Арадо Ar 196:

Лодка уже не могла погрузиться, попытка отбиться с помощью пулемётов Льюис ничего не дала, потом оба заклинило. Немцы обстреливали рубку, ранив несколько человек, а потом сбросили бомбы рядом с лодкой, намекая, что следующий раз не промахнутся. Команда ожидала от командира спасения в этой безнадёжной ситуации. Были уничтожены шифровальные книги и гидролокатор Асдик, его обломки выбросили за борт. Пишут, что пытались затопить и лодку, но почему-то это не удалось.

Лонсдейл поднялся наверх с белой скатертью из кают-компании. Это был день его рождения, ему исполнилось 35 лет.

Оба самолёта сели поблизости, потребовали, чтобы командир и ещё кто-нибудь, им оказался боцман петти-офицер Каузинс, подплыли и сели в кабины. После этого самолёты направились в сторону берега, а тут приблизился охотник UJ-128 капитан-лейтенанта Ланга, которому передали координаты субмарины. Этот корабль снял с "Тюленя" экипаж, затем к месту событий подошли вооруженные траулеры из состава 9-й флотилии сторожевых кораблей, которые взяли лодку на буксир и отвели во Фредериксхавн.

После лодку пытались ввести в состав Кригсмарине, но неудачно, так она и стояла в углу гавани Хайкендорф близ Киля, пока не была затоплена 3 мая 1945 года тем же налётом британских самолётов, в результате которого погиб тяжёлый крейсер "Адмирал Хиппер". Но немцы успели позаимствовать у неё более совершенное, чем собственное, устройство для торпедной стрельбы, и успешно внедрили его на своих лодках.

А что же с командой "Тюленя"? Офицеры и рядовые были разделены и содержались в качестве военнопленных в нескольких лагерях до апреля 1945 года. Но не все смирились. Старшина Барнс принял участие в массовом побеге из лагеря в польском Торуне. Он сумел связаться с польскими подпольщиками, пересёк польскую территорию и смог добраться до линии фронта на востоке. Был застрелен советскими солдатами при её пересечении. Его напарнику по побегу, сержант-майору гусарского полка 15/19 Джорджу Бриггсу повезло больше. Он выжил и оказался в Москве. Дальнейшая его судьба неизвестна. (Эта потрясающая история изложена в книге Cawthorne, Nigel (2013). The Iron Cage. Garrett County Press. pp. 21–22. )

Один из механиков "Тюленя", Дон «Табби» Листер, совершил серию побегов и в конце концов вместе с машинным старшиной лодки "Шарк" ( о которой мы ещё поговорим) В.Е. "Уолли" Хаммондом в 1942 году добрался до Швейцарии, откуда вернулся на родину. Лейтенант Тревор Бит, офицер, оставленный Лонсдейлом старшим на борту после своего отлёта, совершил три неудачных попытки побега. Его перевели в Замок Кольдиц до конца войны.

Ну, и сам Лонсдейл. В течение пяти лет заключения Лонсдейл находил утешение в своей христианской вере. Он работал, чтобы поддерживать моральный дух пленных, и использовал свой ограниченный почтовый ящик от имени членов своей команды. В апреле 1946 года он попал под суд за сдачу своего корабля. Заодно с ним судили и Тревора Бита. Оба были оправданы.

В 1949 году Лонсдейл стал священником англиканской церкви. Служил в Британии, Кении, на острове Тенерифе. Был женат 4 раза, каждый раз женился после смерти предыдущей жены, лишь последняя пережила его. Скончался 25 апреля 1999 года.

А теперь об упомянутой выше "Шарк" (Акула).

Подводная лодка "Шарк"

Это были лодки меньшего размера, чем "Тюлень", относились к S-классу. Из двенадцати таких лодок, находившихся на вооружении в 1939 году до конца войны дожили только три, но и две из них позже погибли. Этот момент вдохновил кого-то написать о них в стиле считалки о десяти негритятах, которые погибают один за другим:

Twelve little S-boats "go to it" like Bevin,

"Starfish" goes a bit too far — then there were eleven.

Eleven watchful S-boats doing fine and then

"Seahorse" fails to answer — so there are ten.

Ten stocky S-boats in a ragged line,

"Sterlet" drops and stops out — leaving us nine. Ну, и так далее.

Корабельная эмблема ПЛ "Шарк"

Обычно дизель-электрические подводные лодки всплывали для зарядки батарей ночью, но где взять эту ночь летом на широтах Норвегии? Командир "Шарк" лейтенант-коммандер Питер Ноэль Бакли понимал подстерегавшую опасность, но выхода не было. То, что имело большую вероятность произойти, - произошло. Лодка подверглась атаке бомбами с немецких самолётов. В 22:15 она совершила срочное погружение, при этом два моряка остались за бортом.

Но повреждения были столь велики, что через полчаса пришлось снова всплывать. Представляю радость остававшихся на поверхности в ледяных водах северных широт. Их подняли на борт, но немецкие самолёты отказываться от добычи не собирались. Лодка вела ожесточенный бой из своего палубного орудия, и многие члены экипажа были ранены в последовавшей серии атак, в том числе лейтенант-коммандер Бакли, который получил ранения в голову и ноги.

Около 03:00 появились ещё 4 Мессершмидта и огонь по рубке и расчёту орудия стал почти непрерывным. Тем не менее подводникам удалось повредить два самолёта и по некоторым источникам сбить бомбардировщик Дорнье. Тем не менее, ничего не оставалось иного, как поднять белый флаг, поскольку боеприпасы закончились.

Около 04:00 немецкие тральщики М-1803 , М-1806 и М-1807 прибыли на место происшествия и приняли экипаж лодки на борт.

Лодка была взята на буксир, однако англичане перед тем, как её покинуть, приняли меры для постепенного затопления. Под бурные аплодисменты захваченных в плен британских моряков через некоторое время экипажи немецких траулеров были вынуждены перерезать тросы, чтобы не быть утянутыми в глубину погрузившейся кормой вперёд "Акулой".

Остаток войны выжившие моряки провели в лагере военнопленных, причём одному из них удалось успешно бежать, о чём я упоминал выше.

После возвращения из плена у военных юристов вопросов к лейтенант-коммандеру Бакли не было. Продолжил службу на флоте. В 1962 году он стал контр-адмиралом, занимал должность Генерального директора по кадрам Адмиралтейства, в 1965 вышел в отставку. До 1975 года был руководителем Военно-морского исторического отделения и Военно-исторической библиотеки. Умер в 1988 году. Я нашёл единственную крошечную его фотографию на сайте с перечнем всех британских морских офицеров 1939-45 годов.

 


Источник: Как две британские подлодки сдались немцам. Одного командира после войны судили, другого - нет
Опубликовал:
Теги: история лето война вооружение

Комментарии (3)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Igor Zupko
Понятно почему к командиру второй лодки не было ни каких вопросов.
Лодка расстреляла все боеприпасы и только после этого экипаж принял меры для собственного спасения.
Но и тут они сделали всё очень грамотно и лодка не досталась врагу.
Враги получили только экипаж... Какие могут быть претензии?!!!
Люди имеют право спасать себя, но не имеют права не выполнить долг и тем более отдать врагу своё оружие.

А в первом случае лодка таки досталась врагу... почему не утопили?
Заклинили пулеметы... значит хреново ими пользовались.
и боеприпасы еще были.
То есть не были до конца использованы все возможности нанести урон врагу.
Как по мне, то капитан виноват.
Плохая выучка экипажа.
Павел Кисс 
"под суд за сдачу своего корабля", был оправдан. БЫЛ ОПРАВДАН, Igor Tsatinow тебе это о чём-то говорит?
Александр Фишер 
Смотри-ка, не предполагал что возможны ситуации со сдачей в плен подводников! Интересно, а советские подводные лодки в плен сдавались?
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Дирижабль против подлодки. Бой у берегов Флориды
Дирижабль против подлодки. Бой у берегов Флориды
7
Мужской журнал 09:00 08 сен 2021
Замалчивается Варшавой: Как поляки мстили немцам после ухода Красной армии
Замалчивается Варшавой: Как поляки мстили немцам после ухода Красной армии
47
Мужской журнал 10:01 25 ноя 2021
Война после войны. Шесть театров военных действий в Европе после 9 мая 1945 года
Война после войны. Шесть театров военных действий в Европе после 9 мая 1945 года
22
Мужской журнал 09:00 31 июл 2021
Почему на территории РСФСР немцы не смогли построить ни одного концлагеря?
Почему на территории РСФСР немцы не смогли построить ни одного концлагеря?
68
Ваши новости 16:15 03 май 2021
США разместят атомные подлодки на подземной базе рядом с российской границей
США разместят атомные подлодки на подземной базе рядом с российской границей
13
Ваши новости 20:01 16 окт 2020
Почему собака лает на одного человека, а другого не трогает
Почему собака лает на одного человека, а другого не трогает
5
Все о работе руками 10:01 16 окт 2020
В Шаге от Войны: Как Советские моряки Разнесли наглый Американский крейсер, который отказался покидать территориальные воды СССР
В Шаге от Войны: Как Советские моряки Разнесли наглый Американский крейсер, который отказался покидать территориальные воды СССР
78
Мужской журнал 10:01 15 дек 2021
Что в 1945 году обнаружили у берегов Антарктиды советские подлодки
Что в 1945 году обнаружили у берегов Антарктиды советские подлодки
27
Мужской журнал 09:01 22 дек 2018
ИСУ-152 после войны
ИСУ-152 после войны
3
Авто-Тема 01:09 09 июл 2018
Послание немцев 41-го немцам 2017 - Вы ничего не забыли?
Послание немцев 41-го немцам 2017 - Вы ничего не забыли?
6
Авто-Тема 18:32 03 июл 2018
Опубликован приказ Жукова спустя три часа после начала войны
Опубликован приказ Жукова спустя три часа после начала войны
83
Ваши новости 11:37 22 июн 2018
«Русским хватит и одного»: самый знаменитый эпизод российско-грузинской войны
«Русским хватит и одного»: самый знаменитый эпизод российско-грузинской войны
29
Мужской журнал 09:00 04 авг 2019

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства